План работы временной творческой группы по преемственности начального и основного образования
Временная творческая группа
по вопросам преемственности обучения в начальной школе и основной
Цели:
Создание условий для адаптации обучащихся начальной школы при переходе в среднюю школу и успешного продолжения образования в 5-м классе.
Оказание методической поддержки педагогам при переходе на ФГОС в основной школе.
Задачи:
Изучать психологические особенности детей младшего подросткового возраста;
Мотивировать педагогов к овладению и поиску средств профилактики школьной дезадаптации;
Согласовать изучение учебных дисциплин так, чтобы одна ступень школы готовила основу для последующих;
Обеспечить преемственность в организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе и 5 классе в соответствии с ФГОС;
Скоординировать требования, технологии, методы и приемы обучения учащихся в 4-х и 5-х классах, соответствующие ФГОС;
Обеспечить преемственность в формировании и интерпретации основных понятий, единство требований к их усвоению;
Обеспечить общие подходы к формированию у обучащихся универсальных учебных действий, преемственность в их развитии;
Снизить падение успеваемости при переходе в основную школу.
Повысить мотивацию учащихся к обучению в основной школе.
План работы группы
№ п/пДействие Форма Сроки Ответственный Предполагаемый результат Мониторинг
1 Определение целей и задач работы группы, выявить и сравнить особенности ФГОС для начальной и основной школы собрание декабрь Филиппова Ю.А., зам. директора по УР Сформулированы цели и задачи работы в группе, педагоги имеют представление об отличительных особенностях стандарта для основной школы Протокол,
план работы группы
2 Изучение педагогами основной школы особенностей программ по предметам, технологии обучения, стиля работы учителя с детьми, психологических особенностей обучающихся Посещение уроков,
собеседование с учителем 4 класса декабрь-апрель Учителя-предметники Педагоги знают особенности программы и планируемые результаты по предметам учебного плана 4 класса, требования к ведению уроков в соответствии с ФГОС; имеют представление о технологиях преподавания в 4 классе, системе оценивания достижения планируемых результатов, системе работы учителя 4 класса по формированию УУД, повышению мотивации, о возможностях и особенностях учащихся 4 класса Карты посещения уроков
3 Освоение технологии обучения и оценивания по ФГОС, изучение обучащихся Проведение уроков педагогами основной школы Март-май Учителя-предметники, учитель нач. классов Карты посещения уроков
4 Оценка уровня готовности учеников 4 класса к обучению в основной школе наблюдение май Учитель 4 класса
Оценен уровень готовности к обучению в основной школе каждого ученика 4 класса и коллектива в целом Карта готовности
5 Формирование УУД семинар май Филиппова Ю.А. Анализ работы учителя 4 класса по формированию УУД, обсуждение и отбор оптимальных средств развития УУД Программа развития УУД как раздел ООП ООО
6 Диагностирование уровня достижения планируемых результатов Проведение годовой промежуточной аттестации обучающихся 4 класса май Филиппова Ю.А., учителя 4-х классов Оценка предметных и метапредметных результатов обучения обучащихсяАнализ выполнения заданий годовой аттестации
7 Обобщение результатов наблюдений и проведенных испытаний обучащихся 4 класса (анализ результатов выполнения диагностических, мониторинговых испытаний, результатов годовой аттестации по предметам, обсуждение карты готовности к обучению в основной школе. Составление единых требований к пятиклассникам совещание май Филиппова Ю.А. составление портрета, содержащего характеристику психологических особенностей, уровня достижения предметных, метапредметных и личностных результатов каждого ученика и коллектива в целом. Разработаны единые требования к пятиклассникам Протокол
Перечень единых требований к пятиклассникам
8 Консультирование родителей по вопросам подготовки к обучению в 5 классе при адаптационном периоде беседы Май-сентябрь Педагоги-предметники, кл. руководитель Снижение тревожности родителей и учащихся при переходе в пятый класс Собеседование
наблюдение
9 Формирование программно-методического обеспечения для обучения в 5 классе Ревизия имеющихся УМК, оборудования учебных кабинетов, формирование заявки на приобретение май педагоги Соответствие УМК по всем предметам требованиям ФГОС (включены в 1-й раздел Федерального Перечня учебных пособий);
Обеспеченность наглядными пособиями и современным оборудованием учебных кабинетов на 50-100% Перечень программно-методического обеспечения, справки педагогов,
Заявки на приобретение
10 Передача документации (личные дела обучащихся, портфолио) Встреча классных рук-лей 4 и 5 классов июнь учителя 4-х классов Классный руководитель 5 класса имеет информацию о каждом ученике и системе воспитательной работы, проводимой в начальной школе собеседование
11
Планирование и организация учебно -воспитательного процесса (урочной и внеурочной деятельности) для обучащихся 5 класса Написание ООП, составление учебного плана, программы развития классного коллектива Май,
август Филиппова Ю.А.,
классные руководители 5-х классов Эффективная организация учебно-воспитательного процесса ООП, учебный план, план внеурочной деятельности
12 Выбор системы оценивания достижения планируемых результатов в 5 классе Индивидуальная работа,
совещание Май-август педагоги 5 классов Оптимальная для учащихся 5 класса система оценивания предметных, метапредметных, личностных результатов Раздел рабочих программ по предмету
13 Разработка рабочих программ по предметам в соответствии с ФГОС Индивидуальная работа Май- август педагоги Рабочая программа по предмету соответствует Положению о рабочих программах педагогов МБОУ «Калининская СОШ» Рассмотрение на методическом совете и утверждение директором
14 Повторение требований к современному уроку Семинар сентябрь Филиппова Ю.А. Знание педагогами структуры современного урока, осознание особенностей и значимости каждого этапа урока Протокол
15 Проведение стартовых диагностик Контрольные работы Вторая декада сентября Филиппова Ю.А. Выявление уровня остаточных знаний за курс начальной школы Анализ выполнения работ
16 Сопоставление результатов годовой аттестации и стартовых диагностических работ совещание Третья декада сентября педагоги Выявление проблемных зон и определение зоны ближайшего развития, составление плана коррекционной работы План и коррекционной работы, расписание дополнительных индивидуальных и групповых занятий
17 Соответствие уроков в 5 классе требованиям ФГОС Посещение и взаимопосе-щение уроков Сентябрь-октябрь Учитель нач. кл., педагоги Приведение уровня подготовки и проведения уроков в 5 классе в соответствие требованиям ФГОС Карты посещения уроков
18 Оценивание уровня адаптации пятиклассников Наблюдение, посещение уроков октябрь Кл. рук. 5 класса Оценка уровня адаптации выпускников начальной школы Карта адаптации
Карта посещения уроков
19 Изучение методов и приемов развития мотивации обучащихсясеминар октябрь Руководитель группы Отбор приемов и методов работы с детьми по развитию мотивации Рекомендации по развитию учебной мотивации
20 Подведение итогов наблюдения за обучащимися в адаптационный период, подведение итогов работы творческой группы совещание Ноябрь Филиппова Ю.А. Оценка уровня адаптации пятиклассников
Оценка качества работы группы по преемственности Справка
Техническое задание
участникам временной творческой группы
по вопросам преемственности начальной и основной школы
Посетить не менее 4 уроков в 4 классе по своему предмету, при этом вести карту посещения урока.
Изучить особенности программы начальной школы и планируемые результаты освоения программы по предмету.
Изучить стиль общения педагога с обучащимися, взаимодействие обучащихся и учителя.
Познакомиться с технологиями, используемыми учителем в работе.
Изучить систему оценивания уровня достижения результатов по предмету.
Выяснить, как работает учитель над формированием УУД.
Определить, какие использует приемы и методы мотивации обучащихся.
Провести не менее одного урока в 4 классе по своему предмету в соответствии с современными требованиями к уроку.
Вести наблюдение за обучащимися на уроке и во время перемен, отмечая уровень мотивации, уровень знаний по предмету и умение их применять для решения практических задач, уровень сформированности УУД, психологические особенности, поведенческие реакции.
Подготовить сообщение о результатах наблюдений, о сделанных выводах.