Трудовое обучение. Открытый урок. Оригами.«Сказочная птица» 1 класс 
Трудовое обучение. 1 класс.
Учитель начальных классов: Бессонова Ольга Борисовна
г. Алматы.  КГУ  ОШ  № 61
     Тема: Оригами. «Сказочная птица»  
     Цель: Формировать навыки складывания бумаги. 
     Задачи: 1) Отрабатывать навык складывания бумаги по схеме, резания ножницами. 2) Развивать моторику рук, развивать глазомер и воображение.                                   3) Воспитывать усидчивость и аккуратность.
Ход урока
I. Психологический настрой.– Ребята, давайте возьмёмся за руки и пожелаем друг другу добра. 
II. Организация рабочего места.
Консультанты сообщают, все ли готовы к уроку.
III. Вводная беседа. Сообщение темы урока.
–  Сегодня мы с вами продолжим работу в технике Оригами. 
–  Что такое Оригами? 
–  Вы уже знаете, что Оригами - древнее искусство складывания различных фигур из бумаги. Изобрели его китайцы более двух тысяч лет назад. 
В VII в. искусство оригами было завезено в Японию, а затем оно стало обязательным предметом школьного образования. Японцы переняли много из китайского народного творчества, преобразили его и распространили на весь мир. Из обыкновенной бумаги японцы творят чудеса. Некоторые бумажные фигурки украшают храмы и святые места. Бумажные черепашки, лангусты, журавлики - талисманы, которые, считается, приносят счастье.
Многие известные люди не только восхищались искусством оригами, но и с огромным удовольствием сами складывали различные бумажные фигурки. Среди таких людей были Леонардо да Винчи, писатель Льюис Кэролл, автор всемирно известной книги «Алиса в стране чудес».
– Чтобы узнать, что мы будем делать сегодня на уроке, послушайте стихотворение.
Ученик читает стихотворение:
Самая лучшая 
Возвратились птицы с юга.
Оживилась всю округа.
Заискрились даже льдинки – 
Как счастливые слезинки.
Мы спросили у пичуги,
Зимовавшей там, на юге:
– Лучше всех земля какая? – 
И услышали:  – Родная!
–  Догадались? Правильно, птичку. 
–  Ребята, а какие птицы улетают зимовать на юг? (Грачи, скворцы, журавли, гуси и т.д.)
– А какие остаются зимовать в наших краях? (Вороны, галки, синицы, воробьи и т.д.) 
–  Сегодня мы с вами в технике Оригами выполним птицу. Но птицу не простую, а сказочную. 
   Мы продолжим отрабатывать навык складывания бумаги, будем работать по карточкам-схемам. 
– А какие ещё задачи вы ставите перед собой на этом уроке?
– Развивать наши пальчики. Уметь правильно мыслить и фантазировать. Повторить правила по технике безопасности, содержать своё рабочее место в порядке, быть усидчивыми и аккуратными.
     Учитель раздаёт схемы-карточки на каждую парту и показывает фигурку птицы.
IV. Инструктаж о предстоящей работе.
– Какие инструменты и материалы нам понадобятся на уроке, вы узнаете, отгадав загадки. Проверяйте, есть ли они у вас на столе.
   1. На мне можно написать,      На мне можно рисовать,      На мне можно разукрашивать      Меня можно вырезать.             (Бумага)
  2. Ну, кто готов
       Свои две шпаги
       Скрестить
       Из-за клочка бумаги.      (Ножницы)
  3. Соединю я, что хотите:      Картон с бумагой,      Два листа,     И даже у грязнули руки     Приклею к носу-     Ради скуки!    (Клей)
 4. Черный Ивашка     Деревянная рубашка,    Где пройдется, там след остается.     (Карандаш)
– Итак, мы определили, какими инструментами вы будете работать и, каким материалом пользоваться. А сейчас повторим правила рабочего человека и техники безопасности.
 – Какие правила рабочего человека вы знаете?
1) Работай дружно, аккуратно.
2) Экономь материалы.
3) Закончил работу - убери рабочее место.
– Ребята, а какие правила вы знаете при работе с ножницами? (Фронтально)
1. Когда режешь, широко раскрывай ножницы и держи их концами от себя. Следи, чтобы не поранить пальцы левой руки.
 2. При вырезании деталей поворачивай бумагу, а не ножницы.
 3. Передавай ножницы только в закрытом виде кольцами вперёд.
 4. Работай ножницами только на своём рабочем месте.
   – А в каком состоянии должно находиться ваше рабочее место?
( – … 1. Каждый должен работать за своим рабочим местом. 
   2. Прежде чем начать работу, надо всё приготовить.
   3. Во время работы мы должны соблюдать порядок: откуда взяли инструмент, туда надо его и положить.
   4. Нужно экономить материал, всегда думать, как сделать работу лучше. 
(- Какую пословицу здесь можно применить? Семь раз отмерь – один раз отрежь.)   5. Если закончил работу – надо убрать рабочее место быстро и аккуратно.)   – А ещё нам нужны будут вот какие помощники:
Есть у меня работники,
Во всём помочь охотники.
Живут не за горой – 
день и ночь со мной.
Целый десяток
Верных ребяток. (Пальцы руки) 
– Ну, что ж, ребята, за работу! У вас умелые руки, зоркие глаза, чуткие уши, поэтому вы обязательно сделаете эту волшебную птицу. Помните - мастера - умельцы работают дружно, если надо помогают друг другу.
V. Практическая работа. 
   Последовательность выполнения птицы: (Ассистенты раздают схемы)
Превратите прямоугольник в квадрат.
Сложите базовую форму – воздушный змей.
Согните заготовку пополам.
Верхний острый угол отогните внутрь. Это клюв птицы.
Сделайте надрез верхнего и нижнего тупых углов заготовки.
Отогните верхние и нижние треугольники в разные стороны.
Украсьте поделку: наклейте глаза.
– Кто первый закончит, поднимет руку. У вас на партах лежит двусторонний скотч, с помощью него мы будем заселять это дерево нашими волшебными птицами.
VI. Оценка работ.
  – Все ваши работы очень хорошие!  
 – У вас на партах лежат оценочные листы. Качества, которыми вы обладаете, обведите кружочком.
Качества, которыми я обладаю
(обведите кружочком)
     1.   Я знаю, как работать с бумагой.
2.   Я знаю правила работы на уроке.
 Я умею правильно работать с бумагой.
 Я умею быть терпеливым.
 Я умею быть организованным и аккуратным.
Отлично – если обвели все пункты
Хорошо – если обвели четыре пункта
Надо поработать – если обвели три пункта
– Давайте посмотрим, что у нас получилось. 
VII. Итог урока.
 – Справились ли мы с задачами, которые ставили перед собой на уроке?
 – А где мы можем применить наши навыки?
(– При изготовлении фигурок животных, при изготовлении фигурок для домашнего театра.)
    –  А что бы вы ещё хотели сделать, какие фигурки?
Учитель показывает образцы.
   – Эту работу мы продолжим на следующих уроках.