Презентация для воспитателей на тему:Жестокое обращение с детьми
Бьём, значит любим?Как распознать насилие над ребёнком
Виды насилия
Психологическое насилие - это периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, а также предъявление ребенку требований, не соответствующих его возрастным возможностям, тормозящих развитие личности и приводящих к формированию психологических комплексов (оскорбление, сравнивание с «лучшим», манипулирование и т.д.). К этому виду насилия относятся также постоянная ложь, обман ребенка (в результате чего он теряет доверие к взрослому).
Косвенные признаки психологического насилия над ребенком :- задержка физического и умственного развития- нервный тик- энурез- печальный вид- различные соматические заболевания (ожирение, резкая потеря массы тела, язва желудка, кожные заболевания, аллергическая патология).
Особенности поведения ребенка при психологическом насилии:- беспокойство или тревожность- нарушение сна- длительно сохраняющееся подавленное состояние- склонность к уединению- агрессивность- чрезмерная уступчивость, заискивающее, угодливое поведение- угрозы или попытки самоубийства- неумение общаться, налаживать отношения с другими людьми, включая сверстников- плохая успеваемость- низкая самооценка- нарушение аппетита.
Особенности поведения взрослых, позволяющие заподозрить психическое насилие над детьми:- нежелание утешить ребенка, который действительно в этом нуждается- оскорбление, брань, обвинение или публичное унижение ребенка- постоянное сверхкритичное отношение к нему- негативная характеристика ребенка- отождествление ребенка с ненавистным или нелюбимым родственником- перекладывание на него ответственности за неудачи взрослых- открытое признание в нелюбви или ненависти к ребенку.
пренебрежение интересами и нуждами ребенка – отсутствие элементарной заботы о ребенке и должного обеспечения его основных потребностей (питание, одежда, жилье, образование, медицинская помощь). В результате нарушается эмоциональное состояние ребенка, появляется угроза здоровью и нормальному развитию.Социальное насилие–
Признаки физического насилия над ребенком:множественные повреждения, имеющие специфический характер (отпечатки пальцев, ремня, сигаретные ожоги) и различную степень давности (свежие и заживающие);задержка физического развития (отставание в весе и росте), обезвоживание (для грудных детей);признаки плохого ухода (гигиеническая запущенность, неопрятный внешний вид, сыпь).
Признаки физического насилия (от 1,5 до 3 лет):- боязнь взрослых- редкие проявления радости, плаксивость- реакция испуга на плач других детей- крайности в поведении – от чрезмерной агрессивности до безучастности
В возрасте от 3 до 6 лет:- примирение со случившимся, отсутствие сопротивления, пассивная реакция на боль- болезненное отношение к замечаниям, критике- заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость- псевдовзрослое поведение (внешне копирует поведение взрослых)- негативизм, агрессивность- лживость, воровство- жестокость по отношению к животным- склонность к поджогам
В младшем школьном возрасте:- стремление скрыть причину повреждения и травмы- одиночество, отсутствие друзей- боязнь идти домой
Особенности поведения родителей или попечителей, позволяющие заподозрить жестокое отношение по отношению к ребенку:- Противоречивые, путаные объяснения причин травм у ребенка и желание внести ясность в происшедшее.- Позднее обращение за медицинской помощью или инициатива обращения за помощью исходит от постороннего лица.- Неадекватность реакции родителей на тяжесть повреждения, стремление к её преуменьшению.- Отсутствие обеспокоенности за судьбу ребенка.- Невнимание, отсутствие ласки и эмоциональной поддержки в обращении с ребенком.- Рассказы о том, как их наказывали в детстве.- Признаки психических расстройств в поведении или проявление патологических черт характера (агрессивность, возбуждение, неадекватность и др.).
Последствия насилия над ребёнкомБлижайшиефизические травмы, повреждения, головные боли, потеря сознания, острые психические нарушения в ответ на любой вид агрессииОтдалённыенарушения физического и психического развития ребёнка, различные соматические заболевания, личностные и эмоциональные нарушения, социальные последствия.
Часто агрессивность детей, пострадавших от семейного насилия, проявляется в игре, порой вспышки гнева не имеют видимой причины.
Наиболее универсальной и тяжёлой реакцией на любое насилие, является низкая самооценка, которая способствует сохранению и закреплению психологических нарушений, связанных с насилием. Опасным социальным последствием насилия по отношению к детям и подросткам является дальнейшее воспроизводство самой жестокости, поскольку жертвы тоже могут стать насильниками.Некоторые дети, напротив, чрезмерно пассивны, не могут себя защищать. И в том, и в другом случае нарушается контакт, общение со сверстниками. Эти дети легко могут стать агрессорами в детских коллективах, стараясь компенсировать свои страдания, насилием над самым слабым.
Семейное насилие над детьми может иметь различные виды и формы, но их следствием всегда являются серьезный ущерб для здоровья, развития и социализации ребенка. Социализация личности ребёнка приобретает ущербный характер, под которым понимается искаженное негативное усвоение норм и ценностей, принятых в обществе.
Что делать, если Вы заметили признаки насилия 1. Каждый работник ОУ обязан немедленно письменно сообщить об этом директору школы (социальному педагогу).2. Обратится в травмпункт (к мед. работнику) для регистрации полученных повреждений.3. Информируются родители (законные представители).4. Директор самостоятельно или по его поручению педагог, др. специалист (в присутствии психолога) проводит собеседование с родителями, которое протоколируется.5. Отдельно проводится беседа с ребенком в присутствии психолога.6. При подтверждении признаков жестокого обращения с ребенком, письменно информируются прокуратура и КДН и ЗП, органы социальной защиты, которые действуют в рамках своих должностных обязанностей.
Давайте же дадим детям право на жизнь без насилия!