Обобщение опыта работы ШМО словесников по теме Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы
Учитель русского языка и литературы, руководитель ШМО МОУ гимназии №7 г. Лыткарино Московской области Плюгина Е. А.
Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы посредством использования современных образовательных технологий
Людей неинтересных в мире нет,
Их судьбы – как истории планет.
У каждой все особое, свое,
И нет планет, похожих на нее
Творчество – самый мощный импульс в развитии ребенка. Потенциальная гениальность живет в каждом человеке, в каждом есть индивидуальное своеобразие.
«Ребенок не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь», - сказал Ф. Рабле. В соответствии с требованиями стандартов второго поколения во главу образования ставится личность ученика, её саморазвитие, самосовершенствование. Основная цель образования - научить ученика учиться. Учитель формирует и развивает у ученика способность к самостоятельному управлению собственной деятельностью, к управлению самим собой как её субъектом.
Среди основополагающих умений и качеств, которыми должен обладать человек XXI века:
Творчество и любознательность – способность к саморазвитию, применению новых идей и доведению их до других людей, открытость новым и разнообразным перспективам, точкам зрения.
Критическое и системное мышление - развитие мышления, обуславливающего совершение обоснованного выбора; понимание взаимосвязей в сложных системах.
Умения работать с информацией и медиасредствами – умение находить, анализировать, управлять, интегрировать, оценивать и создавать информацию в разных формах и различными способами
Межличностное взаимодействие и сотрудничество – способность работать в команде, быть лидером; принимать на себя разные роли и обязанности; продуктивно работать в коллективе; умение сопереживать; уважать различные мнения.
Умения ставить и решать проблемы – способность выявлять, анализировать и решать проблемы.
Направленность на саморазвитие – осознание своих потребностей, мониторинг собственного понимания и обучения; поиск и размещение соответствующих ресурсов; перенос информации и надпредметных умений из одной области знаний в другую.
Социальная ответственность – способность действовать в интересах сообщества; этично себя вести в межличностном, профессиональном и социальном контекстах.
Задача учителя состоит не только в том, чтобы дать учащимся как можно более глубокие знания по предмету, но и развить творческие способности каждого ребёнка. То есть раскрыть в детях качества, лежащие в основе творческого мышления, сформировать умение управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций.
Урок – многогранный кристалл, в котором отражается вся система взаимодействия
учителя и ученика. Когда мы видим одарённость наших детей, стремимся развивать их креативность и наращивать их интеллектуальный потенциал, то начинается процесс сотворчества, который открывает новые перспективы и для нас, как педагогов. Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы позволяет
более интересно и насыщенно проводить уроки,
активизировать читательскую деятельность учащихся,
формировать нравственные качества современной личности, способной к самообразованию, самореализации и мобильной адаптации в меняющихся условиях современности
Преимущества, получаемые учителем, при выполнении творческих работ учащимися:
Возрастает качество процесса обучения, так как в работу включаются несколько органов чувств учащихся (слух, зрение, ощущение)
Значительно успешно происходит воздействие на эмоциональную сферу учащихся, а, следовательно, удается задействовать непроизвольную память, которая является залогом прочных знаний. Учитель должен удивлять детей!
Связь урока с современностью позволяет заинтересовать учащихся и получить реальный результат
Преимущества, получаемые учеником:
Интересный, доступный путь усвоения информации
При подготовке собственной творческой работы учащиеся приобретают умения, навыки, необходимые им в жизни
Повышается мотивация к учебе
Закрепляются навыки самостоятельной работы, индивидуальной подачи материала
Развивается речевое творчество учащихся
Вырабатывается потребность к самореализации, позволяющая в будущем выработать активную жизненную позицию, творческое отношение к любому виду деятельности, потребность в самореализации.
Каждый из них имеет право на индивидуальную активную жизненную позицию, позитивный взгляд на жизнь и обязательную ответственность перед собой и обществом за результаты своего труда.
Основная педагогическая идея в работе ШМО учителей русского языка и литературы – каждый ребенок способен созидать и творить
Целевые ориентации:
создание условий для раскрытия творческого потенциала каждого ученика, исходя из принципа «все способны»;
предоставление учащимся возможности личностного саморазвития и интеллектуальной независимости;
воспитание свободной и критически мыслящей личности, способной осознать себя и найти свое место в мире.
Развитие творческих способностей осуществляется учителями русского языка и литературы нашей гимназии через технологию развития критического мышления, проектно – исследовательскую, компьютерные и игровые технологии.
Сделать урок более эффективным, добиться высокого результата в обучении способствует приобщение учащихся к исследовательской деятельности, так как в ее основе лежит развитие познавательных навыков и творчества, умений самостоятельно добывать знания.
В нашей работе мы применяем следующие задания, способствующие формированию и развитию творческих способностей.
Эвристические задачи.
Этимологические экскурсы.
Составление опорных сигналов, схем.
Отражение наблюдений в рисунках, иллюстрациях.
Написание киносценария, диафильмов.
Выразительное чтение, инсценировки сказок или других произведений.
Использование проблемных вопросов.
Создание «Копилки мудрости».
Написание сказок, былин, создание летописей.
Примеры заданий для учащихся.
Этимологический экскурс.Орфограмма «Мягкий знак после шипящих в наречиях»
Объяснить исключения уж, замуж, невтерпёж можно следующим образом: эти наречия произошли от существительных уж, терпёж, муж, которые относились ко второму склонению и писались без мягкого знака.
Крыжовник. Этимологически в этом слове выделяются два суффикса: -ов-, -ник-. В современном русском языке, где слово крыж ушло в пассивный запас, корень сросся с суффиксом -ов-. Это и заставляет заучивать данное слово как исключение, в то время, как в нём последовательно выдерживается правило написания о - ё в суффиксах после шипящих.
Трущоба. Слово также образовано с помощью суффикса -об- от несохранившегося труща – «хворост, треск». Значит, и здесь можно применить правило «О - ё после шипящих». Такому же принципу подчиняется и слово чащоба, образованное от хорошо известного слова чаща. Он имеет корень чащ и суффикс –об-
Составление опорных схем и алгоритмов. Например, «Н и нн в суффиксах прилагательных», «Разноцветные прилагательные»
Отражение наблюдений в рисунках, иллюстрациях. Подобрать иллюстрации к стихотворению. (Есенин. Стихотворение «Вот уж вечер. Роса…»).Иллюстрации к сочинению «Достопримечательности нашего города».
Диафильм к рассказу Л. Н. Толстого «После бала».
Творческие домашние задания
Творческие домашние задания имеют большое значение.
Результат труда выражается в заинтересованности детей предметом, развитии творческих способностей, мировоззрения. («Литературная страничка моего летнего отдыха», «Заочная Экскурсия по Лермонтовским местам»)
Выпуск газет «Всякая всячина» и «Лидер», тематических стенгазет.
В современном мире человеку просто необходимо уметь творчески мыслить, принимать нестандартные решения. Одна из самых серьезных и трудных задач - это научить детей думать, мыслить творчески, самостоятельно, независимо.
Этим и занимаемся мы, учителя русского языка и литературы, используя проектную деятельность на своих уроках.
Проекты дают возможность учащимся быть экспертами, сотрудничать с ровесниками, взаимодействовать со взрослыми. Развивают умения, необходимые в жизни.
Многие умения, формирующиеся в процессе работы над проектом, – те, что востребованы сегодня работодателями:
–способность работать с другими,
–принимать продуманные решения,
–проявлять инициативу,
–решать комплексные проблемы.
А это значит, что дети становятся социально адаптированными людьми. Не это ли еще одна актуальная задача современного образования.
А что же такое проект? «Проект» - (от лат. projectus - брошенный вперед)
1) совокупность документов (расчетов, чертежей и др.) для создания какого-либо сооружения или изделия.
2) предварительный текст какого-либо документа.
3) замысел, план.
Метод проектов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом; это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта. Проект в обучении – это специальным образом оформленная детальная разработка определенной проблемы, предусматривающая поиск условий и способов достижения реального практического результата; это самостоятельное развитие выработанных умений, применение знаний, полученных на уроках русского языка, но уже на новом, продуктивном, поисковом уровне.
Типология проектов:
1. Исследовательские проекты.
2. Творческие проекты.
3. Ролевые, игровые проекты.
4. Информационные проекты.
5. Практико-ориентированные проекты.
Проведенные в 2012-2013 уч. году у роки русского языка и литературы с использованием проектной деятельности
Повторение. Не с различными частями речи - 7Б класс
Имя прилагательное как часть речи (создание памятки) – 5Г класс
Книга рассказов «Добрые дела» - 6 Г класс
Выпуск сборника стихов, посвященных ВОВ – 9А класс
Составление «Книги притч» (притчи, написанные школьниками) – 5А, 6Г, 9А классы
Вид и время глагола – 5Б класс
Лексический словарь важных слов – 5Г, 7Б классы.
Составление алгоритма «Н-НН в суффиксах различных частей речи» – 9В класс
Примеры уроков. Урок русского языка в 5 «Г» классе с использованием проектной деятельности «Словарь важных слов» (учитель Плюгина Е. А.), урок русского языка в 5 «Б» классе «Вид и время глагола» (учитель Родина О. Г.).
Долгосрочные проекты «Видеомы А. Вознесенского», «Этимология слов-исключений из правил русской орфографии», ПОЭТЫ-ФРОНТОВИКИ -6б класс.
Одно из интересных творческих заданий по литературе – создать рекламу литературного произведения (н-р, реклама романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»), создание видеоклипа по литературному произведению
Использование творческих работ учащихся способствует развитию устойчивого внимания, повышает мотивацию к учебе, облегчает овладение сложным материалом. Кроме того, уроки, на которых используются и демонстрируются творческие работы детей, отражают один из главных принципов создания современного урока – принцип фасциации (привлекательности). В результате дети, которые на уроках обычно пассивны, активно высказывают свое мнение.
Активными и самостоятельными, стремящимися к развитию своих творческих способностей мы хотим воспитать своих учеников.