Педагогическая концепция к конкурсу Учитель года


Йцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъчсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсукенгшщзхъфывапролджэячс
Педагогическая философия
«Связывать сердца маленьких людей с другими мирами…»

учителя немецкого языка МАОУСОШ №2 г. Немана Барсуковой Аллы Сергеевны

«Связывать сердца маленьких людей
с другими мирами…»
Странное небо…
Тепло, как весною.
Парк обнаженный стыдливо молчит.
Странное чувство владеет и мною…
Время как будто обратно бежит…
Моя жизнь – мозаика из трех составляющих. Я училась, учу и учусь. Мне в жизни повезло, ведь я работаю в родной школе, где трудятся умные, талантливые педагоги, которые учили меня. Но прошли годы, и опять пришлось учиться у своих учителей теперь уже педагогическому мастерству.
И учителем стала, я думаю, не случайно, а по народной мудрости: «От судьбы не уйдёшь».
Со временем я поняла простую, но великую истину: чтобы быть хорошим учителем, надо прежде всего любить то, что преподаёшь. И сколько бы уроков в день ни приходилось мне давать, ни один урок не может быть таким, как предыдущий. Каждый из уроков становится уникальным и для меня, и для класса.
Каждое утро, заходя в класс, я вижу озорные и смешливые глаза моих учеников, погружаюсь в мир школьной жизни, забывая о своих проблемах, и ловлю себя на мысли, что это – моя жизнь. Это то, без чего я не смогу существовать.
Как я стала учительницей? Разумеется, не вдруг и не сразу, Это позже придет: и умение, и опыт, и увлеченность, и твердое убеждение: мое дело, и я не могу не служить ему, как не могу не дышать. А сначала...
Учеба, практика, работа в детских лагерях…
Было интересно, но все еще не было того душевного состояния, которое пришло позже, ощущения взаимопонимания.
А сначала я старалась с ребятами держать дистанцию, быть строгой, требовательной. Я — по одну сторону учительского стола, они—по другую. Это потом мы станем «Мы», а сначала была я — учительница и были они — мои ученики. Эта дистанция обеспечивала порядок, дисциплина была, как говорится, железная. До сих пор не знаю, может быть, так и должно быть у молодого учителя?
Путь к познанию тернист. Хотелось многого, во всём хотелось дойти до самой сути. Но с самого начала я выбрала СЛОВО. Ведь именно оно - самое древнее средство общения, самая универсальная система обмена информацией, ведь именно в него мы облачаем мысли. Я убеждена, что именно язык сделал человека человеком. Язык - это бесценный дар мудрой природы человеку.
С детства я была влюблена в немецкий язык. А потом мне повезло с учителями и в школе, и в университете. Я - счастливый человек и могу сказать, что учитель иностранного языка связывает сердца маленьких людей с другими мирами.
Весь учительский труд складывается из цветных кусочков мозаики - различных методов и приемов педагогики. И мне, как учителю, хотелось бы, чтобы результатом стало прекрасное мозаичное панно, в котором все соразмерно и красиво.
Мои ученики - это мои единомышленники, каждый день они приходят на урок с желанием общаться, делиться своими мыслями, проблемами, познавать мир посредством изучения иного языка, иной культуры. И как приятно осознавать, что им интересно на моих уроках, потому что ценности культуры мира - общечеловеческие.
Учитель – это предметник, и воспитатель, и актер, и собеседник, а иногда и ровесник своих учеников. Никогда нельзя терять в себе маленького ребенка, уметь каждый раз искренне удивляться, радоваться, сопереживать вместе со своими учениками, уметь играть, и играя, обучать. Учитель должен творить.
Интерес и любознательность является главной движущей силой познавательной деятельности при изучении иностранного языка.
В своей педагогической деятельности я следую таким Законам:
Ученик – это индивидуальность, это личность с большой буквы.
Учитель – душа этой личности.
Что значит обучение? Это процесс узнавания мира, это процесс саморазвития, приобретения опыта действовать и общаться в этом мире. А для этого нужно доверие, открытость миру; нужны глаза, чтобы увидеть. Конечно, не для того чтобы утвердить себя в мире, но для того чтобы сотрудничать с ним, жить с ним в согласии. «Чувства не обманывают, обманывает разум», – сказал однажды Гете.
Одним из самых сильных чувств я считаю любовь к Родине и стараюсь формировать национальное самосознание учащихся, воспитывать любовь и уважение к своей Родине. Причем же здесь немецкий язык? На своих уроках я хочу привлечь внимание учащихся к уникальности истории и культуры родного края.
Как сказал Калининградский поэт А.Краснов: «Если здесь кончается Россия, здесь и начинается она». Мы же находимся на границе государств и культур – русской и немецкой. Поэтому нам надо научиться и научить детей вести культурный диалог, а для этого надо знать культуру не только калининградскую, но и созданную жителями Восточной Пруссии.
Необходимость диалога диктует сама жизнь. А язык – это часть культуры.
Поэт Иосиф Бродский, побывав в 60-е годы в Калининграде, так передал свои впечатления:
Дождь щиплет камни, край волны.
Дразня язык, бормочет речка смутно.
Чьи рыбки навсегда оглушены,
С перил моста взирают вниз, как будто
Заброшены сюда взрывной волной
(Хоть сам прилив не оставлял отметки).
Блестит кольчугой голавель стальной,
Деревья что-то шепчут по-немецки…
Знаете, мне иногда кажется, что они до сих пор шепчут по-немецки. И не думать об этом я не могу…
Мы живем на древней земле пруссов. У этого края очень интересная история, полная загадок и тайн.
Мы, жители прекрасного края, должны относиться к наследию немецкой культуры как к нашему наследию и ни в коей мере не должны и не можем этим наследием пренебрегать.
Все важные вещи в мире сделаны из истины, радости и любви. И этот путь к совершенству мы проходим вместе с учениками, радуясь одинаково большим и маленьким победам.
Однажды я прочитала замечательные слова В.А. Сухомлинского: «Если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессии; если ребёнка постоянно критиковать, он учится ненависти; если ребёнка высмеивать, он стремится к замкнутости; если ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины, но, в то же время, если ребёнок растёт в терпимости, он учится понимать других; если ребёнка подбадривают, он учится верить в себя; если ребёнка хвалят, он учится быть благодарным; если ребёнок растёт в безопасности, он учится верить в людей; если ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире».
Дети…. Они такие неповторимые и нужно найти путь к каждому, создать условия для развития способностей, заложенных в каждом. Прекрасно понимая, что идеальных людей нет, а значит нельзя подавлять природу ребенка, нужно уважать интересы и потребности детей.
Мне никогда не хотелось уйти с учительской работы, стать кем-то другим. И все же бывали дни, когда казалось, что все впустую: ты доказываешь, бьешься, отдаешь им все силы души, все свое время, откладывая в сторону дела домашние, а они...
Нет, неправда, они благодарные и внимательные, преданные и заботливые.
Просто для этого нужно их любить. Любить всех без разбора— тихих и шаловливых, умных и не очень, открытых и замкнутых. Любить их и не щадить себя. Ничего не ждать и не требовать … Любить детей, потому что любовь к ним – это часть тебя самого. Остальное все придет само.
Кто такой учитель?
Это сердце, отданное детям на уроках.
Сколько он ночей не спит с единой мыслью,
Чтобы мы добрей друг к другу стали.
Что такое школа? Это счастье,
Где одной идеей все мы живы.