Организация проведения периодических испытаний пожарно-спасательной техники и оборудования
Министерство образования и науки Самарской области
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
«СЫЗРАНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
для студентов 3 курса специальности 20.02.04 Пожарная безопасность
left295910
Подготовил: преподаватель Загудаев С.В.
ОДОБРЕНО
цикловой комиссией Профессионального цикла
Протокол №____ от «____»____________2016 г.
Председатель_________________ С.В.Дронова
Сызрань, 2016
Пояснительная записка
Организация проведения периодических испытаний пожарно-спасательной техники и оборудования
Одним из направлений обучения студентов организации ремонта и обслуживания технических средств, используемых для предупреждения, тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ является проведение периодических испытаний технических средств, с дальнейшей оценкой их неисправностей и пригодности к эксплуатации.
ПМ.03 Ремонт и обслуживание технических средств, используемых для предупреждения, тушения пожаров, проведения аварийно-спасательных работ является одной из важнейших составляющих частей подготовки будущих специалистов пожарно-технического профиля.
На уроках по предмету Пожарно-спасательная техника и оборудование используются следующие формы обучения:
Интернет-ресурсы(http:/www.nachkar.ru/texnika_menu/htm).
Видеофильмы и видеоролики (Боевое использование пожарных машин, техническое обслуживание и ремонт пожарных автомобилей специального назначения. Разработки тестирования.
Цифровые образовательные ресурсы, интерактивные карты и путеводители.
Электронные учебники и пособия:
Диск « Пожарно-техническое оборудование» Мультимедиа-курс разработан в соответствии с требованиями по организации технической учебы пожарных подразделений.
Урок по теме Испытание ручных пожарных лестниц и средств спасания проводится в рамках изучения раздела «Организация проведения периодических испытаний пожарно-спасательной техники и оборудования».
Методическая разработка урока по предмету МДК.03.01 Пожарно-спасательная техника и оборудование, отражающая опыт применения и результат эффективного использования в практической деятельности
Курс: 3
Тема урока: «Испытание ручных пожарных лестниц и средств спасания».
Цель урока:
- познакомить обучающихся с процессом проведения периодических испытаний пожарно-спасательной техники и оборудования.
Задачи:
Отработать с обучающимися навыки эксплуатации ручных пожарных лестниц.
Способствовать развитию умения проведения испытаний пожарно-технического оборудования.
Совершенствовать умения по оформлению документации по техническому обслуживанию.
Отработать вопросы взаимодействия со студентами и преподавателями в ходе обучения по работе в коллективе при проведении элементов технического обслуживания оборудования.
Оборудование: ПК, проектор, флэшнакопитель, презентация «Испытание ручных пожарных лестниц и средств спасания», лестница-штурмовка, выдвижная пожарная лестница, лестница-палка, набор калиброванных грузов (Приложение 2).
Тип урока: комбинированный
Форма урока: демонстрационный показ с привлечением статистов.
Применение современных форм и методов обучения:
- групповая работа на уроке;
- работа с применением информационных компьютерных технологий (работа с программами презентаций, интернетом).
Способы действия учащихся:
- инструктаж обучающихся по технике безопасности при работе с ручными пожарными лестницами
- снятие пожарных лестниц со штатных мест крепления на пожарной технике
- установка (по видам оборудования) лестниц на площадках испытания
- проведение технологических действий по испытанию
- осмотр испытанного оборудования с определением возможных неисправностей
- закрепление пожарных лестниц на штатные места.
Планируемые результаты обучения:
Цель урока считается достигнутой, если учащиеся свободно объясняют, демонстрируют элементы технологии проведения испытаний ручных пожарных лестниц
Личностные результаты:
- осознание себя как номера боевого расчета пожарного подразделения ;- представление о требованиях предъявляемых к ручным пожарным лестницам;
- формирование умений, практических навыков по эксплуатации ручных пожарных лестниц, и их применения при ведении боевых действий на пожаре.
Метапредметные результаты:
- формирование и развитие посредством знаний по пожарно-спасательной технике и оборудованию способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
- умение организовывать и проводить техническое обслуживание пожарной, аварийно-спасательной техники и оборудовании- осуществлять ведение документации по регламентному обслуживанию по складскому учету и ремонту пожарной и аварийно-спасательной техники и оборудования;
- оценивать неисправности и осуществлять несложный ремонт пожарной техники и аварийно-спасательного оборудования
- принимать решения по прекращению эксплуатации неисправных технических средств
Предметные результаты:
знать основные тактико-технические характеристики ручных пожарных лестниц;
умение работать с технической документацией;
проявлять интерес к инновациям в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.
План урока:
Мотивация к учебной деятельности
Актуализация знаний
Инструктаж по технике безопасности
Демонстрационный показ с привлечением статистов
Техническое обслуживание ручных пожарных лестниц.
Подведение итогов
Домашнее задание.
Краткое описание этапов урока с перечнем УУД (универсальных учебных действий), выполняемых обучающимисяКраткое описание этапов урока Перечень УУД
Мотивация к учебной деятельности
Данный этап предполагает осознанное
вхождение учащегося в пространство учебной деятельности. С этой целью организуется его мотивирование к учебной деятельности на уроке. Познавательные:
-целеполагание.
Личностные:
-мотивация к изучению оборудования
Коммуникативные:
-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Актуализация знаний
На данном этапе организуется подготовка учащихся к объяснению нового знания, выполнение ими пробного учебного действия и фиксация индивидуального затруднения.
Соответственно, данный этап предполагает:
1)актуализацию изученных способов действий;
2)актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;
3)мотивацию учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление;
4)фиксирование учащимися индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании Познавательные:
-извлечь информацию, ориентироваться в своей системе знаний по пожарно-спасательной технике и оборудованию и осознавать необходимость нового знания;
-проанализировать полученную информацию, сравнить и обобщить показатели;
Регулятивные:
-выполнение пробного учебного действия;
-фиксирование индивидуального затруднения в
пробном действии;
-волевая саморегуляция в ситуации затруднения.
Коммуникативные
-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;
-аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;
-учет разных мнений.
Инструктаж по технике безопасности
На данном этапе учащиеся в форме инструктажа изучают требования по охране труда при работе с ручными пожарными лестницами. Познавательные:
-изучение безопасных приемов и способов работы с пожарными лестницами;
-определение основной и второстепенной информации;
-постановка и формулирование проблемы;
-структурирование знаний;
Личностные:
-мотивация к познанию технологии проведения испытаний
Коммуникативные:
-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;
-аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;
-учет разных мнений, координирование в сотрудничестве с руководителем занятий.
Демонстрационный показ с привлечением статистов
При проведении данного этапа используется материально-техническая база подразделения пожарной охраны с сертифицированным пожарно-техническим оборудованием и привлечением опытных статистов, затем: учащиеся самостоятельно выполняют задания по показу проведения испытаний лестниц нового вида, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, выявляют и корректируют возможные ошибки, определяют способы действий, которые вызывают у них затруднения и им предстоит их доработать. Организуя этот этап, обучающиеся выполняют задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Познавательные:
–анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия;
–извлечение из статистических сведений необходимой информации;
–выполнение действий по алгоритму;
–понимание текстов инструкций по эксплуатации, извлечение необходимой
информации;
Регулятивные:
–контроль;
–коррекция;
-оценка;
-волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Личностные:
-нравственно-этическое оценивание усваиваемого
содержания.
Техническое обслуживание ручных пожарных лестниц
На данном этапе проводится действие по техническому обслуживанию ручных пожарных лестниц(очистка тетив и ступеней, фиксаторов, веревок стопорного механизма методом механического воздействия с применением графитовой смазки).При необходимости проводится текущий ремонт.Фиксируется самооценка учениками собственной
учебной деятельности.
В завершение, соотносятся цель учебной деятельности и ее результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности. Познавательные:
-рефлексия способов и условий действия;
-контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Личностные:
-самооценка на основе критерия успешности;
-адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности;
-следование в поведении моральным нормам и
этическим требованиям.
Коммуникативные:
-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;
-планирование учебного сотрудничества.
Ход урока
Организационный момент (5 мин)
Приветствие учащихся, проверка присутствия обучающихся на уроке, определение их готовности к работе.
1.Мотивация к учебной деятельности ( 5 мин.)
Учитель: Ручные пожарные лестницы необходимы при проведении работ на высоте при пожаре. Ими укомплектовываются как основные так и специальные пожарные автомобили.
Видеофильм «Боевое использование пожарных машин»
(с демонстрацией кадров с пожарными лестницами)
2.Актуализация знаний (10 мин.)
Преподаватель: объясняет тактико-технические характеристики ручных пожарных лестниц и способы их использования.
Обучающиеся: осматривают все виды ручных пожарных лестниц с особенностями применения. Статисты под руководством руководителя занятий показывают безопасные способы использования ручных пожарных лестниц.
Преподаватель подводит итог: Ручные пожарные лестницы со временем перетерпели значительные изменения. Вес их снизился, конструктивные исполнения оптимизировались за счет использования легких сплавов и исключения громоздких элементов.
3. Инструктаж по технике безопасности (10 мин.)
Преподаватель:
При работе с ручными пожарными лестницами необходимо:
- снимать лестницы с транспортного средства так, чтобы не нанести травм другим работникам;
- во время переноски соблюдать осторожность при передвижении на поворотах, особенно на скользкой дороге;
- при подъёме по лестницам двигаться плавно, не раскачивая их, ступеньки обхватывать руками;
- удерживать выдвижную лестницу во время подъёма или спуска людей;
- при подъёме по лестнице с инструментом принять меры, исключающие его падение;
- при работе на лестнице со стволом или инструментом, работающий должен закрепляться за ступени лестницы с помощью поясного карабина пожарного;
- не допускать эксплуатации лестниц при наличии электрического напряжения на поверхностях объектов, которые служат опорой при их установке;
- не допускать подъём и спуск более одного человека на одно колено выдвижной лестницы, а также штурмовую лестницу и лестницу-палку.
4.Демострационный показ с привлечением статистов (45 мин.)
Установка выдвижной пожарной лестницы на площадке возле учебной пожарной башни, демонстрация процесса испытания с калиброванными грузами(выполняют статисты)
Установка лестницы-палки на площадке возле учебной пожарной башни, демонстрация процесса испытания с калиброванными грузами(выполняют статисты)
Подвешивание штурмовой лестницы в окно первого этажа учебной башни демонстрация процесса испытания с калиброванными грузами(выполняют статисты)
5.Техническое обслуживание ручных пожарных лестниц(10 мин.)
Под руководством преподавателя студенты приводят ручные лестницы в транспортное положение с предварительной очисткой от посторонних элементов. Закрепляют лестницы на штатные места.
6.Подведение итогов (5 мин.)
Преподаватель: Определяет уровень выполнения задания по теме с кратким опросом студентов по процессу испытания лестниц.
7. Домашнее задание
Приложение №3 к правилам по охране труда.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Основная литература
Правила по охране труда в подразделениях Государственной противопожарной службы МЧС России (ПОТ РО-2012).
Интернет-ресурсы
http:/www.nachkar.ru/texnika_menu/htmДополнительная литература
Безбородько М.Д. Пожарно-техническое вооружение. Учеб. - М., 1981.
Наставление по технической службе Государственной противопожарной службы МВД России, ГУГПС МВД РФ, 1996.
Пожарная техника. Каталог-справочник. - М., 1974.