«Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы с учетом требований ФГОС».
«Развитие творческих способностей
учащихся на уроках русского языка и
литературы с учетом требований ФГОС».Введение
Актуальность. В последние годы в области образования идут серьезные процессы, связанные с его модернизацией. В связи с этим важно осмысливать тенденции, определяющие направления изменения системы образования, понять какой будет судьба школьных курсов русского языка и литературы. Ведь эти предметы всегда занимали особое место в системе дисциплин школьного курса. Они традиционно указываются в первой строфе Базисного плана. Одна из важнейших целей обоих курсов связана с развитием гуманитарного сознания, с формированием личности, обладающей широким кругозором. Ученик должен уметь строить речевое высказывание в письменной и устной форме, вести дискуссию, перерабатывать текст. На современном этапе развития школьного образования проблема развития творческих способностей учащихся приобретает особое значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребностью общества в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно.
Работая в школе 15 лет, я постоянно стремлюсь найти пути решения проблемы повышения интереса к предмету и качества знаний. Нельзя не учитывать того, что сокращается число читающих людей, книга вытеснилась «экранным досугом», гипертекстом Интернета. Кроме того, изменился читательский вкус в пользу произведений низкого художественного достоинства, оказывающих разлагающее воздействие на молодого читателя. В последние годы у школьников резко повысился интерес к развлекательному искусству в ущерб искусству глубокой мысли. Наблюдается процесс ослабления влияния книги на духовное и социальное развитие человека. Популярность чтения упала вдвое. 40% детей предпочитают сказки, фантастику, приключения, ужасы чтению классики. После окончания школы классическая литература интересует только 10% читателей. Русский язык засоряется канцеляризмами, жаргонизмами и словами иностранного происхождения. Падает уровень грамотности населения. На фоне этой мрачной статистики учитель-словесник становится в своем роде миссионером, призванным вывести общество из тупика, в который его загоняет массовая культура.
При анализе своей педагогической деятельности я определила следующую закономерность: качество знаний учащихся возможно повысить лишь только в условиях активного обучения, стимулирующего мыслительную деятельность.
Одним из существенных недостатков знаний учащихся остается формализм, который проявляется в отрыве заученных теоретических положений от умения применять их на практике.
Причинами снижения качества знаний и падением интереса к предмету я считаю:
- неумение учащихся анализировать прочитанное и выделять из имеющихся те знания, которые следует применять в данном случае;- при известном разнообразии способов действий учащиеся не могут применять общие правила для решения частных вопросов, задач;
- для успешного выполнения задания учащемуся следует осуществить цепочку мыслительных действий, но, к сожалению, навыки осуществления таких действий у детей отсутствуют;
- для ответа на вопрос, ребенок должен обладать умением анализировать, обобщать видеть проблемы, формулировать гипотезу, искать средства ее решения, но, к сожалению, навыки осуществления таких действий отсутствуют даже у учеников старших классов.
Определив основные причины снижения качества знаний и интереса к предмету, я пришла к выводам:
- обучение не должно сводиться к передаче детям набора определенных терминов и понятий;
- в основе обучения должен лежать принцип активности, так как обучение и развитие носят деятельный характер и от качества учения как деятельности, зависит результат обучения, развития и воспитания школьника;
Целью такого обучения является раскрытие запаса творческих способностей и возможностей посредством приобщения учащихся к искусству слова.
Только такое обучение позволит решать следующие задачи:
1. Не утратить желание детей к изучению нового, к самостоятельному поиску и «открытию» новых знаний, решению задач проблемного характера;
2. Дать возможность всесторонне развивать умственные и творческие способности ребенка. Учебный труд как и всякий другой, интересен тогда, когда он разнообразен;
3. Повысить качество знаний обучающихся;
4. Вызвать появление интереса к изучаемому предмету необходимостью понимания его необходимости, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов.
Ожидаемые результаты
Сегодня стало очевидным, что ориентация деятельности образовательных учреждений только на формирование знаний, умений и навыков приводит к неудовлетворенности общества результатами работы системы образования.
Развивающееся общество вправе ждать от воспитательных институтов более глубоких педагогических результатов, определяемых возрастающим уровнем обученности, воспитанности и развития подрастающего поколения.
В связи с изменившимися условиями жизни современного человека, сложной экономической ситуацией, необходимостью постоянно делать выбор, общество выдвигает ряд требований к модели выпускника:
- в настоящее время обществу нужны люди, способные мыслить, свободно общаться и правильно говорить на своем родном языке;
- выпускник должен в обилии информации уметь выделить нужную ему, применить ее в изменившейся ситуации;
- дети должны уметь адаптироваться для жизни в обществе, любой социальной среде.
Отсюда меняются задачи как образования в целом, так и филологического образования в частности. Эта тема актуальна не только для меня и соответствует потребностям школы, она является социальным заказом, основной тенденцией общественного развития федеральной образовательной политики.
Согласно Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года образовательный процесс должен быть направлен не только на усвоение знаний, но и на развитие способностей мышления, выработку практических навыков. Необходимо также более широко применять методы обучения, формирующие практические навыки анализа информации.
Русский язык призван обеспечивать единство и взаимосвязь языка и культуры личности. Усваивая язык, человек не только познает мир, но и учится жить в этом мире, приобретает ценностные ориентиры, приобщается к культурным богатствам, осознает свое место в современном обществе, приобретает навыки общения в различных ситуациях.
II. Основная часть
Цель литературного образования - приобщить учащихся к богатствам русской и мировой литературы, развить их способности воспринимать и оценивать явления литературы и отраженные в них явления жизни, и на этой основе формировать художественный вкус, эстетические потребности, гражданскую идейно-нравственную позицию школьника .
Достижение этой цели предполагает:
-чтение и изучение выдающихся произведений отечественной и мировой литературы;
- формирование у школьников знаний и умений, обеспечивающих самостоятельное освоение художественных ценностей;
- формирование представлений о русской литературе как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества;
- развитие художественно-творческих способностей, воображения, эстетического вкуса школьников, воспитание их эмоциональной и интеллектуальной отзывчивости при восприятии художественных произведений;
- развитие навыков грамотного и свободного владения литературной речью.
Наряду с тем существует ряд противоречий, не позволяющих в полной мере реализовать эти задачи:
1. Все более усложняющаяся программа, насыщенные, большие по объему школьные курсы русского языка и литературы и вместе с тем уменьшение количества часов на их изучение в старших классах.
2. Как показывает практика, многие из выпускников школы обладают недостаточно сформированными навыками осуществления умственных действий, чтобы реализовать себя в жизни. Современному человеку недостаточно быть только эрудитом, он должен уметь творчески использовать имеющиеся знания для решения новых проблем.
Проанализировав встающие передо мной проблемы, изучив опыт учителей - новаторов и методическую литературу, я пришла к выводу:
1 Учитель не может не задумываться над тем, для чего он работает. Ведь важна не только сумма полученных знаний, а развитие интереса и уважения к своему языку, его истории, к самому человеку, его способности мыслить, созидать.
2 Основная цель учителя - подготовка творческой и грамотной личности, в развитии познавательной деятельности учащихся.
Поэтому выбранная проблема развития творческих способностей учащихся требует как разработки системы учебных занятий по русскому языку и литературе с использованием современных технологий учебно-воспитательного процесса, современных технологий оценки учебных достижений учащихся, разработки качественно нового учебно- методического, дидактического обеспечения филологического образования, так и разработку подходов к развитию способностей учащихся во внеурочной деятельности, через организацию работы факультативов, кружков.
Одна из важнейших задач развивающего обучения - активизация познавательной деятельности учащихся в процессе обучения и развития у них умений самостоятельной исследовательской работы. Через систему уроков я стараюсь сформировать умения критически мыслить, выработать навыки самообразования, пробудить желание в учащихся проявлять творческую инициативу.
Реализация задатков и способностей школьника приносит ему чувство удовлетворения и служит стимулом к дальнейшей учебе. Обучение творчеству - это вооружение умением осознавать проблему, намеченную учителем, а позднее - формулировать ее, выявляя скрытые вопросы; это развитие способностей выдвигать гипотезы и соотносить с условиями задачи.
Знания, приобретенные на уроке, становятся достоянием учащихся только при условии, если они закрепляются в процессе самостоятельной работы. Вот почему в интерактивном обучении она должна занимать главное место и носить разносторонний характер.
Развитие творческой деятельности учащихся основывается на логических и методических приемах.
На уроках русского языка и литературы возможно использование следующих логических приемов:
- Постановка проблемы. Эффективность мыслительного процесса учащихся находится в прямой зависимости от того, как сформирован основной вопрос или проблема. Чтобы получить от ученика нестандартный ответ или результат, учитель должен использовать нестандартные задания.
- Сравнение. Изучение языковых закономерностей невозможно без сравнений явлений, процессов.
- Обобщение. Способствует решению проблемы развивающего обучения. Для успешного овладения приемам следует расширить систему творческих знаний, требующих не только конкретных знаний, но и умений оперировать ими.
- Выявление признаков. Основан на анализе и синтезе мыслительной деятельности.
Важное внимание в процессе развивающего обучения должно быть уделено выработке у школьников умения самостоятельно приобретать знания в процессе работы с учебником, литературными источниками, рисунками, схемами, текстовыми таблицами и т.д. Приобретение этого умения связано с развитием навыков логического мышления учащихся: анализа, синтеза, вычленения главного, обобщения.
Следовательно, развитие творческих способностей школьников, получение прочных, осмысленных знаний, а также умений использовать их в практической деятельности находятся в прямой зависимости от приобретения навыков учебного труда.
Рациональное сочетание логических приемов и средств обучения приведет к осознанному глубокому усвоению знаний и развитию мышления учащихся.
К сожалению, наши уроки развития речи часто носят чисто прикладной характер. Сочинение запрограммировано на определенный ответ. В таких работах просто не остается места для изложения своих переживаний, суждений. А ведь только в таких условиях происходит формирование личности. Разбудить в учащихся интерес к русскому языку и литературе помогают нестандартные уроки творчества: они отличаются высокой эмоциональностью, совершенствуют речь учащихся, что помогает им в изучении других предметов; организуя ситуацию успеха, можно более эффективно использовать богатство содержания и методическое разнообразие данных занятий.
Я предлагаю детям следующие творческие работы: «Мечты старого школьного учебника», «О чем шепчет парк?», «Жили-были части речи». Во время урока в классе создается ситуация, где каждый ученик сознает себя активным деятелем, участником творчества. При этом я использую работу в группах. Дети учатся адекватно оценивать заслуги свои и своих товарищей, радуются удачно найденному слову или словосочетанию, отвечают за деятельность друг друга.
Умение создавать в своем воображении картины, людей, их действия, то есть так называемое воссоздающее воображение качество, без которого невозможно никакое словесное творчество. Развитию такого воображения способствуют различные виды пересказа текста от какого- либо действующего лица.
Помогают решать проблемы развивающего обучения обобщающие уроки, которые являются одним из звеньев методически продуманной системы уроков. Провожу их, используя различные формы, учитывая возрастные особенности учащихся, психологическое и эмоциональное состояние детей. Цель таких уроков не только в углублении, обобщении и закреплении знаний, но и в развитии логических умений анализировать, конкретизировать и обобщать, умений классифицировать знания, приводить их в систему, использовать доказательства и обоснования.
Итак, рациональное сочетание приемов и методов развивающего обучения способствует формированию творческой мыслительной деятельности учащихся, практических умений и навыков.
Новизна опыта заключается в комбинации элементов известных методик, а также применении специальных средств (приемов, форм работы) с целью развития творческих способностей обучающихся, формированию положительных мотивации, достижения эффективных результатов обучения .
Для стимулирования самостоятельной речевой деятельности учащихся обращаюсь к следующим видам работы: постановка вопросов к прослушанному или прочитанному тексту, озаглавливание текста, определение основной мысли, выделение наиболее важной части высказывания для понимания общего содержания; пересказ эпизодов, относящихся к характеристике какого-либо лица; выражение своего отношения к прослушанному, оценка поступков героя, завершение незаконченного рассказа.
Уроки-семинары целесообразно проводить в старших классах. В ходе решения задач семинара не только развивается мышление учащихся, но и самостоятельность, активность, целеустремленность. Школьники учатся использовать все имеющиеся знания, личный опыт, информацию из художественной и научно-популярной литературы, опираться не только на логику, но и интуицию, догадку. Большим воспитательным потенциалом семинара обладает коллективное решение проблем и задач, при этом учащиеся учатся слушать и слышать других, аргументировать свое мнение, признавать свои ошибки или доказывать правоту, строить решения.
При этом учитель должен использовать проблемные методы обучения, предлагать учащимся продолжить мысль, сделать по аналогии, предположить. Учащиеся готовят сообщения, иллюстрации, защищают их перед «экспертным советом», подбирают и инсценируют отрывки из произведений великого драматурга; учатся сопоставлять, анализировать факты и прогнозировать ситуацию, то есть получают необходимые навыки, требуемые от исследователя.
Суть исследовательской работы состоит в сопоставлении данных первоисточников, их творческом анализе и производимых на его основе новых выводов. Работа по анализу различных текстов на уроке русского языка и литературы открывает неожиданный смысл, новые образы, приводит учащихся к новым художественным открытиям.
Основным способом открытия новизны является сравнительный анализ текстов. Сравнение различных вариантов текста (А.С.Пушкин. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»), сравнение стихотворения с его полемическим адресатом (М.Ю.Лермонтов. «Родина»), сравнение поэтического произведения со стихотворениями других авторов на эту тему. Поэт, употребляя единственные в своем роде слова, добывает новое знание о мире и людях, то знание, которого он не имел до написания текста. В ходе исследования школьникам становится ясно, что поэт, приступая к стихотворению, не имеет готовых ответов, он ищет слова для решения ситуации, не дающей ему самому покоя. Дети сначала учатся анализировать художественный текст по вопросам, предложенным учителем, а затем уже могут разрабатывать и предлагать свои вопросы для анализа того или иного произведения. Характер поставленных вопросов дает представление об уровне умений, навыков, осознании развития мысли в целом тексте.
Формированию творческой мыслительной деятельности учащихся могут способствовать проведение таких уроков как лекции. При чтении лекции обращаю внимание учащихся на вопросы плана, привлекаю их к обсуждению, использую средства наглядности. В заключении лекции следует углубить знания, даю установку на запоминание, делаю выводы по основным ее этапам Логическим продолжением лекции является семинарское занятие.
Применение этих форм обучения повышает познавательную активность, учит самостоятельному приобретению знаний и умений излагать свои мысли. Такие навыки учащиеся затем используют при подготовке к олимпиадам, конкурсам, различным внеклассным мероприятиям.
Таким образом, я считаю, что рациональное сочетание логических приемов и средств обучения приведет к осознанному, глубокому усвоению знаний и развитию мышления учащихся. Рациональное сочетание приемов и методов развивающего обучения способствует формированию творческой мыслительной деятельности учащихся и в свою очередь повышает интерес к изучаемому предмету.
Контрольно-оценочный блок
Доступность опыта проявляется в том, что при изучении русского языка и литературы есть возможность предлагать учащимся дифференцированные задания на уроках, используя нетрадиционную форму их проведения, дать возможность для творческого самовыражения ученику, как на уроках, так и во внеурочное время.
Перед началом работы над опытом у учащихся были исследованы:
1. Познавательные интересы
- стержневой интерес к литературе проявили 57 % учащихся. Это они готовят сообщения о достижениях искусства, жизни писателей, активно участвуют в написании сценариев к внеклассным мероприятиям.
- 35% учащихся нравится русский язык. Они помогают мне в проведении языковых экспериментов, исследований, участвуют в олимпиадах, конкурсах
2..Другие индивидуальные особенности учащихся:
- уровень обученности (усвоенные знания и приобретенные умения);
- учебные умения (приемы умственной деятельности);
- состояние здоровья;
- домашние условия.
Эти исследования помогают мне в создании мобильных творческих групп, что является одним из основных путей реализации опыта.
Для решения этой проблемы составляю творческие задания для учащихся: создать текст на лингвистическую тему, подготовить в паре диалог на заданную тему, сочинить сказку, сделать комплексный анализ текста и написать свою миниатюру по теме данного текста, написать сочинение определённого типа или соединить в тексте несколько типов речи и т.п.
Ресурсный блок
Для реализации данного опыта необходимы определенные условия:
1 Кадровые: учителя-предметники должны пройти курсовую подготовку по ФГОС.
2. Материально-технические: компьютеры, мультимедийные проекторы, электронные учебники, дидактический материал,
3.Информационные: Интернет-ресурсы, средства массовой информации.
Вывод
Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы позволили мне добиться основного - повысить качество обучения, заинтересовать учеников своим предметом. Всегда стараюсь добиваться того, чтобы дети учились не ради отметки, а ради постижения нового, неизведанного.
Использованная литература
Болотова Е. Нормативно-правовая база современного урока // Народное образование. – 2009. – № 9. – С. 118.
Бухаркина М. Ю., Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / под ред. Е. С. Полат. – М. : Изд. Центр «Академия», 2010. – 368 с.
Касицина Н.В., Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. Четыре тактики педагогики поддержки. Эффективные способы взаимодействия учителя и ученика. Спб.: Агенство образовательного сотрудничества. Образовательные проекты. Речь. М.: Сфера, 2010, 188с.
Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. – СПб.: Каро, 2009. – 367 с.
Панютина Н.И., Рагинская В.Н.и др. Система работы образовательного учреждения с одаренными детьми 2- е изд.,-Волгоград:Учитель, 2008.-204с.
Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся.- М: Педагогический поиск, 1999.
Основные концепции творчества и одаренности / под ред. Д.Б.Богоявленской. М: Молодая гвардия, 1997.