Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка Почемучка
ПРОГРАММА по внеурочной деятельности кружка «Почемучка»
Пояснительная записка
В Концепции модернизации российского образования четко выделены социальные требования к школе, которая «должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся развитым чувством ответственности за судьбу страны».
Готовность учителя оказать помощь в становлении социальной позиции - важный показатель выражения гуманизма педагога по отношению к школьнику.
Актуальность создания авторской учебной программы «Почемучка» продиктована необходимостью обращения прежде всего к личности учащегося и максимального использования образовательных, развивающих и воспитательных возможностей гуманитарных предметов. В связи с этим хотелось бы отметить особые возможности такого нужного предмета, как история. У римлян была поговорка: «История – наставница жизни». Это очень верное высказывание. Обращаясь к истории, можно найти ответы на многие вопросы, в том числе, связанные с воспитанием и обучением детей. История – это действительность в ее развитии, движении; совокупность наук, изучающих прошлое, и вместе с тем, настоящее человеческого общества. Эта дисциплина наиболее полно аккумулирует предшествующий социальный опыт человечества. Она же наиболее системно передает этот опыт учащемуся, выступая объединяющим элементом для всех гуманитарных (и, отчасти, естественных) дисциплин. В курсе начального обучения истории необходимо сформировать первоначальные представления о связи личного, национального и общечеловеческого. Формируемые начальные знания служат в дальнейшем основой для приобретения более обобщенных и отвлеченных знаний, так и последующего расширения самих знаний.
В ходе разработки программы «Почемучка » были изучены: курс развивающих занятий «Познаём себя и мир вокруг» (автор: Колпакова Н. В.), «Я познаю мир», несколько вариантов курса изучения истории для 3-го класса, обеспеченных программами, учебниками, пособиями, методическими рекомендациями для учителя. В частности, курс «Введение в историю. 3-4 классы» (авторы: Е.В.Саплина, А.И.Саплин; М.: Дрофа); курс «Наша Родина и современный мир. Прошлое и настоящее. 3-4 классы» (авторы: Н. И. Ворожейкина, Н.Ф.Виноградова; Смоленск: «Ассоциация XXI век»); интегративный курс по истории курса «Окружающий мир» (авторы: Л.В. Занков); курс (авторы Д.Д.Данилов, С.В.Тырин; Образовательная программа: Школа 2100; М.: Баласс) состоит из двух частей – «Мое Отечество» (3 кл.) и «Человек и человечество» (4 кл.). Главная цель всех курсов – пробуждение интереса к предмету истории.
Новизна программы «Почемучка» состоит в том, что она направлена не только на пробуждение интереса к предмету истории, но и в том, что она соединила в себе теоретические сведения из разных областей астрономии, географии, биологии, истории, экологии, ОБЖ, социологии, психологии. Кроме этого, одним из центральных понятий программы является социально ориентированный подход, который выражается в механизме изменения социальных качеств личности ребенка (т. е. социализации) через совместную деятельность взрослого (педагога, родителей) и ребенка. Программа рассчитана на 3 года (1-3 классы).
Цель программы – достижение оптимального общего развития каждого школьника через развитие способности устанавливать межпредметные связи, связи между близкими науками и областями жизни и умение видеть взаимосвязь между далекими, а также через социализацию. Формировать позитивные черты личности младшего школьника, которые соответствуют требованиям современной экономической, политической, религиозной, социальной, нравственной, культурной обстановке в стране.
Исходя из этого, сформулированы следующие задачи программы:
дать представление об истории возникновения имен и фамилий; помочь изучить свою родословную; показать, что история страны пишется через историю семьи, а семья – частичка общества;
дать представление об истории, историческом времени и пространстве, исторических источниках; погрузить детей в мир истории Отечества и родного края через представления об образе жизни людей в разные исторические эпохи, описание памятников архитектуры, рассказы о конкретных событиях и их участниках;
формировать системные знания о природе страны, родного края; о экологических проблемах страны и мира; о версиях становления человека; формировать ценностное отношение к природе, как основы существования человека и развития общества в целом;
познакомить с правилами безопасного поведения дома, в школе, на улице;
способствовать общему культурному и нравственному росту личности;
создать условия для адаптации ребенка к определенным образцам поведения; изменения поведения детей в соответствии со школьными и общественными нормами;
научить адекватной оценке результатов своей деятельности; снять психологическое и социальное напряжение;
формировать эмоционально – ценностное отношение к окружающему миру;
развивать кругозор, эрудицию, логическое мышление, последовательность, умение анализировать, сравнивать, обобщать; гибкость ума, его практичность и активность;
воспитание позитивных черт характера: стремление к прогрессу, личностному росту, самостоятельность, уважение к многовековому созидательному труду людей;
воспитание гармонически развитой личности, ориентированной на общечеловеческие гуманистические ценности.
Обучение курса «Мои первые уроки истории» следует начинать с 1 класса. Реализация программы предполагает конструирование педагогом развивающей среды, интегрирующего подхода в обучении, через междисциплинарный подход, который является основой интеграции. Именно интеграция способствует глубокому усвоению знаний, широкому взгляду на предмет, позволяет мыслить целостно.
В 1 классе учащиеся учатся видеть историю вокруг себя, изучают историю своей семьи и школы, учатся осознавать свою статусную роль – «я – сын (дочь)», «я- ученик», «я – девочка (мальчик)», «я – русский (татарин и т.д.)».
Занятия «Почемучка»
в 1 классе обогащают детей новыми знаниями о себе, сверстниках и окружающем мире, помогают стать здоровыми и счастливыми людьми, которые превосходно приспособлены к жизни и физически, и психически.
Во 2 классе учащиеся вводятся в мир истории через вещественно – материальную среду (жилище, деньги, одежда, книги и т.д.) Учатся осознавать свою социальную роль «я – друг»; понимать, что каждый из них является членом общества; знакомятся с памятниками культуры и традициями, с элементарными социальными нормами общества.
В 3 классе знакомятся с эволюцией всего живого на земле, в том числе и человека. Дети учатся понимать, что человек – часть природы, природа- наш общий «дом»; учатся ценить себя, других людей, природу и окружающий мир в целом. Осмысливают значимость природы для собственной жизни и счастья, радости общения с ней и открытия нового, ощущения ее красоты и сохранения своего здоровья, проблему ответственности за жизнь в гармонии с природой.
1 класс – 33 часов
2класс –34 часов
3 класс – 34 часов
Предполагается творческое использование программы учителем: он сам, с учетом времени, уровня развития детей и своей подготовки, выбрать определенный объем информации. Также программа может быть представлена интегрированными курсами уроков и дополнительного материала на внеклассных занятиях. Однако наибольший эффект достигается при систематической работе с детьми по всем блокам. Поэтому программа «Мы познаем мир» предполагает реализацию во время систематических кружковых занятий.
Основными организационными формами являются: урок – викторина, урок – путешествие, урок – исследование, урок – дискуссия, урок – сказка, компьютерные презентации и т. д.
Большое внимание уделяется совместной со взрослыми практической деятельности: проведению наблюдений, опытов, использование дискуссий, моделирования, ролевых игр, анализа ситуации общения, коллективного сочинения сказок, рисования; чтение энциклопедий, работа с картой, составление проекта и т.д. Учитель проводит тестирования и анкетирования с целью закрепления изученного материала и подготовки к изучению нового.
К концу изучения курса учащиеся должны знать:
свою родословную, все о своей семье;
правила безопасного поведения дома и в общественных местах;
нормы этики и морали;
научную, религиозную и эволюционную версии возникновения и развития жизни на Земле;
современные экологические проблемы;
важнейшие исторические события, культурные и исторические памятники, выдающихся деятелей страны.
Должны уметь:
применять полученные знания на практике;
ориентироваться в важнейших исторических событиях, потребностях современного мира;
работать самостоятельно и в коллективе, логически и творчески мыслить;
пользоваться коммуникативными умениями;
осознавать себя носителями различных социальных ролей одновременно, умело и свободно пользоваться ими;
различать истинные ценности человека от мнимых или второстепенных;
адекватно оценивать себя и окружающий мир в целом.
В результате реализации программы «Почемучка» планируются следующие результаты:
создать основу дальнейшего изучения курса истории;
помощь в осознании себя, своих возможностей;
развитие интереса к человеку, к общению, к миру;
развитие познавательных интересов, творческих способностей; позитивных черт личности, соответствующих требованиям современной жизни.
Содержание программы.
1 класс.
№ Тема Содержание занятий Методы обучения. Практические задания. Дата
1 2 3 4 5
1. Почему мы ходим в школу?
Что такое школа? Почему учатся в школе. Почему каждый человек должен учиться. Чему учат в школе. Викторина «Умники и умницы».
Ролевая игра «Школа». 2. Почему все отличаются внешностью и характером? Понятие «характер». Разнообразие характеров. Правила общения. Беседа «Легко ли со мной общаться?» 3. Почему у нас разные имена? Что в имени тебе моем?
Знакомство с многообразием имен. Что влияет на выбор имени. Национальные имена. Значения имен. История происхождения имен. Игра «Семь моих имен».
Поисковое задание: найти историю своего имени. 4. Мальчики и девочки – ученики. В результате занятия дети должны сделать вывод, что человек должен стать грамотным, получить профессию, продолжать учиться всю жизнь. Игра «Всезнайка» (решение занимательных задач, кроссвордов и т.д.) 5. «Лента времени» моей жизни.
Я – живой.
Понятия «лента времени», «поколение». Простейшие единицы измерения времени. Построить « ленту времени» моей жизни (с родителями). 6. Моя семья – прошлое, настоящее, будущее Помощь родителям, обязанности по дому. Чем я огорчаю своих родителей. Правила поведения в семье: приветливость, сочувствие, доброжелательность, гостеприимность и т.д. Ролевая игра «Семья». Составление проекта в виде рассказа «Моя семья в будущем». 7. Семейные хобби. Понятие «хобби». Разнообразие семейных увлечений. Воспитание любви к членам семьи. Сочинение стихов «Папа, мама, я – дружная семья» (с родителями). 8. Моя родословная. Понятие «родословная», «генеалогия», «история». Необходимость изучения истории своей семьи, предков. Рассматривание семейных фотографий. Составление «генеалогического древа» своей семьи. 9. Фамильный герб. Фамильный девиз. Понятия «герб», «девиз». Знакомство с историей возникновения герба. Нацеливание на создание герба и девиза своей семьи. Составление герба и девиза своей семьи
( с родителями). 10. Самый счастливый день в моей семье. Что такое «счастье». Многозначность понятия. Дети должны сделать вывод: быть рядом с близкими людьми - это и есть счастье. Конкурс рисунков по теме. 11. Профессии моих родителей.
Мои любимые занятия. Что такое профессия? Рассказывание о профессиях родителей и родственников. Знакомство с разнообразием профессий. Представление о будущей профессии. Практическое задание: составить альбом «Профессии моей семьи» (с родителями).
Конкурс рисунков «Кем я буду?» 12. Семья и школа. Дети должны понять, что семья и школа теперь для него одинаково важны. Семья переживает за него, и он не должен огорчать близких. Составление плана мероприятий, в которых хотели бы принять участие родители. 13. Мой характер, мои привычки. Понятие «характер». Разнообразие характеров. Правила общения. Что такое привычки. Полезные и вредные привычки. Анкеты «Мои привычки», «Легко ли со мной общаться?». Составление списка «Привычки, от которых я избавлюсь» 14. Мои друзья. С кем ты дружишь. Почему? Понятия «друг», «враг», «товарищ», «знак». Конкурс рисунков «Мои друзья». 15. Мои впечатления.
Оказание детям помощи в распознавании своих чувств и настроений. Отображение настроений с помощью цвета. 16. Наши дела и поступки.
Развитие чувства ответственности за свои поступки Ролевые игры. 17. Мы творцы и волшебники Проявление фантазии в разных видах деятельности Ролевая игра «Школа»
18 Книга. Кто трудится над созданием.
История создания книги. Первопечатники. Иван Фёдоров.
Книга. Помощник в учёбе, жизни. Энциклопедия. Справочник. Бережное отношение к книге. Изготовление книжки – малышки «Мои четвероногие друзья» 19 Художники – иллюстраторы детских книг. Иллюстраторы. вид изобразительного искусства – графика, художников- иллюстраторов (И. Васнецов, Е. Рачев, Е. Чарушин).
Иллюстрация АЗБУКи 20 Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?
21 познавательное занятие «кто работает на телевидении»
знания детей сведениями о профессиях людей, работающих на телевидении; формировать умение отвечать на поставленные вопросы; обогащать словарь детей: режиссер, оператор, диктор, сценарист, репортер.
рисование «эмблема к любимой телепередаче»
22 сюжетно-ролевая игра «интервью»
развивать творческие способности детей, создавая условия для придумывания вопросов, подходящих к той или иной ситуации; грамотно строить свою речь при ответе; развивать диалогическую речь.
ролевая игра «интервью» 23 Ответим на вопрос «Почему»
развивать творческие способности детей
обогащать знания детей формировать умение отвечать на поставленные вопросы Почему от лука плачут?
Почему появилась шариковая ручка?
Почему появился зонтик? 24 Ответим на вопрос «Почему» Почему мы всех обманываем 1-го апреля?
Почему корабли не тонут?
Почему небо голубое?
25 Ответим на вопрос «Почему» Почему крапива жжётся?
Почему идет снег?
Почему и кто придумал йогурт? 26 Ответим на вопрос «Почему» Почему у лисы большой хвост?
Почему и как пишут письмо Деду Морозу?Почему луну называют месяц?27 Почему нужно быть внимательными Понятие внимание. Что нужно делать, чтобы быть внимательным Игра на внимание «Что я видел?» 28 Удивительный вопрос «Почему» Дать понятие логического мышления. Почему и зачем нужно развивать его. Игры на перекладывание палочек. /Измени слово/ 29 Почему числа получили имена развивать творческие способности детей Презентация и её обсуждение 30 Почему звуки действуют на нас по-разному Дать понятие звука, послушать какие звуки бывают и понять как они действуют на человека. Игра угадай инструмент 31 Почему сказки любят и взрослые и дети Проанализировать несколько сказок и попытаться понять какую роль выполняют сказки в нашей жизни. Любимые сказочные герои и почему? Уметь отвечать на поставленные вопросы и учиться вести беседу. Игра «Старая сказка на новый лад». 32 Почему сказки любят и взрослые и дети Любимые сказки наших родителей. Развивать общение детей с родителями и вместе выполнять общие дела. Общее занятие с родителями. Книжка – анимашка, своими руками 33 Ответим на вопрос «Почему» Итоговое занятие 2 класс.
№ Тема Содержание занятий Методы обучения. Практические задания. Дата
1 2 3 4 5
1. История нашей школы. История школы, в которой учатся дети. Гордость школы. Экскурс в историю школы. Изучение летописи школы Рассматривание фотографий открытия новой школы.
Встреча с бывшими выпускниками. 2. Человек без друзей, что дерево без корней. Почему ты можешь поссориться с другом. Работа с пословицами о дружбе. Нацеливание детей на мысль – для чего нужны друзья? Проигрывание, анализ коммуникативных ситуаций. 3. Друзья познаются в беде.
История моей дружбы…(анализ ситуаций). В чем ценность дружбы. С кем бы вы хотели дружить, а с кем нет. Почему? Кого можно назвать настоящим другом. Совместный вывод. Обсуждение отрывков из художественных произведений, мультфильмов, из жизни детей. 4. Основные правила дружбы. Мои друзья – прошлое, настоящее, будущее. Помочь увидеть свои недостатки и положительные моменты при общении с ровесниками. Мнения детей о том, существуют ли правила дружбы, нужны ли они (примеры). Групповой проект «10 заповедей дружбы». 5. Книга – источник знаний.
История появления книги. Знакомство с историей появления книги. Различные жанры произведений. Кто принимает участие в создание книги. Знакомство с классной библиотекой. Домашняя библиотека. Работа в группах: изготовление «Книжки – малышки» для самых маленьких. Экскурсия в школьную библиотеку. 6. Мой любимый вид спорта и его история. Значения спорта для жизни и здоровья. Виды спорта. Любимый вид спорта , почему. По готовым мини-рефератам подготовить пересказ об истории понравившегося вида спорта. Придумать подвижную игру для прогулки на спортивной площадке. 7. Как появились театр, кино, музыка. Первые музыкальные инструменты. Знакомство с созданием театра, появлением первого кино. Известные современные музыкальные инструменты, композиторы. Знакомство с современным театром на примере Московского детского музыкального театра и художниками на примере И. Левитана. Подготовить сообщение о каком- либо художнике, актере, музыканте (энциклопедия «Все обо всех»). 8. Мы – туристы. Страна (город), которые меня покорили, их история. Любите ли вы путешествовать? Как? Понятие «турист». Куда бы вы хотели отправиться в путешествие? Почему? Что вы уже знаете о интересующей вас стране? Поиск ее на карте мира. Из любого источника найти историю страны, которая интересна и подготовить краткое сообщение о ней (в группах). 9. Компьютер – мир увлечений и его предки. Какими были первые печатные машинки. Что такое компьютер. Интернет. Составные части компьютера, их предназначение. Компьютер – не только средство увлечений, но и работы. Дети должны понять, что развлечения могут быть самыми разнообразными, лишь бы они не приносили вреда самому и другим людям. Найти в Интернете (можно с родителями) значение понятия «хобби» и его некоторые виды. 10. Основные правила увлечений; хобби. Мнения друг друга об этом вопросе. Составление правил увлечением хобби (общие и индивидуальные). Конкурс рисунков «Мое хобби». 11. Виды профессий. Как они появлялись и развивались. Виды профессий. На примере 3-5 поразмышлять о том, почему эта профессия появилась и как. В разные времена распространены разные профессии в зависимости от требований жизни, но есть профессии, которые нужны всегда: учитель, врач и т. д.
Игра «Профессии» по типу «Города». Ролевые игры «В магазин», «В школу», «В больницу». 12. Кем быть? Кем бы ты хотел стать. Почему? Как ты представляешь свою будущую профессию. Чтение стихотворения «Кем быть?»
Конкурс рисунков по теме. 13. Первое жилище человека. Представления о первом жилище человека. Изба. Отличие домов богатых и бедных, разных народов. Провести сравнение с современными домами. Видеофильм по теме. 14. История стола и стула.
Знакомство с первыми предметами быта. Анкетирование по изученным темам. 15. История одежды. Первая одежда (от шкуры животных до современной одежды) .Национальные костюмы.
Конкурс рисунков «Национальные костюмы России». 16. История денег. Деньги и их предназначение. Сколько их должно быть. (размышления детей) История денег. Современные деньги. Создание альбома «Деньги в разные времена» (работа с классом). 17. Современный мир вещей. Правила поведения дома. Название и назначение, польза и вред различных современных бытовых приборов современного дома. Правила обращения с ними. Составить «Кодекс правил поведения дома». 18. Дом, в котором я живу - прошлое, настоящее, будущее. Провести аналогию между жилищем в древние времена и до наших дней (положительные и отрицательные стороны, устранение недостатков). Игра «Я буду архитектором, пусть меня научат». 19. Что такое общество. Кто и когда придумал правила общения? Все ли живые существа общаются. Понятие «общение». С какими людьми вы бы хотели общаться? Почему? Что нравиться и не нравиться в своем общении? Что такое общество? Почему придумали правила общения? Составить «Кодекс правил общения». 20. Виды общения: правила общения в транспорте, в театре, в гостях и т.д. Разграничение правил общения в зависимости от общественного места. Выделить общие правила для всех и всегда. Разделить категории: добро – зло, милосердие – равнодушие и т.д. (на примере рассказов В. Осеевой). Ролевые игры «Правила вежливости» (в библиотеке, в театре и т.д.) 21. Незнакомец во дворе и на улице. Какие бывают незнакомцы. Правила поведения с ними. Конкурс рисунков «Осторожно, незнакомец!» 22. Воронеж – столица моего края. Представления о Воронеже: название, местонахождение, достопримечательности, природа, люди. Краткая история города. Конкурс рисунков по теме. 23. По улицам краевой столицы История названий улиц города. Виртуальная экскурсия по городу Воронежу. 24. Моё село – прошлое, настоящее, будущее. Аналогия между прошлым, настоящим и будущим города. Обозначить проблемы города, пути их разрешения. Составить рассказ «Девица – село будущего». 25. Моё любимое место в селе Девица. Нарисовать любимое место села, пояснить почему, Что можно и нужно сделать, чтобы оно было ещё красивее. Рисунки на тему «Как не любить мне это место» 26 На вкус и цвет , товарищей нет. Уважение чужого мнения, это качество воспитанного человека. Игра « Я важнее…» 27 Что могут руки человека. Аналогия между положительными и отрицательными действиями человека. Поделки из «мусора» 28 Что могут руки человека. Аналогия между положительными и отрицательными действиями человека. Поделки из «мусора» 29 Мастера своего дела в нашем селе. Изучение материалов музея о людях- умельцах. Викторина «Мои руки хороши, у соседа…» 30 Что мне стоит дом построить. Уважение и бережное отношение к труду взрослых Игра «А, ну-ка, убери» 31 Культура моей страны и я Каждый человек является представителем культуры своей страны. Как культура страны влияет на человека, и как человек может показать культуру Игра «Ой, я стенку распишу» 32 Учусь делать правильный выбор Сделать правильный выбор часто бывает трудно, поэтому необходимо применять старинные мудрые поговорки и пословицы. Конкурс поговорок и пословиц старинных и составление новых. 33 Учусь находить интересные занятия «Чем бы дитя не баловалось – лишь бы не плакало». Эта старинная мудрость не для нас. Понять, что много интересных занятий, но самое главное, что бы они не причинили вреда. КВН по увличениям 34 Обобщение. Мои впечатления. Впечатления о том, что узнали нового и что хотели бы узнать. Тест по изученным темам. 3 класс.
№ Тема Содержание занятий Методы обучения. Практические задания. Дата
1 2 3 4 5
1. Земля и космос. Земля. Солнце. Планеты. Смена дня и ночи, времен года. Понятие «астрономия». Существует ли жизнь в космосе. Легенды о созвездиях. Сочинение сказки «Фантастические приключения инопланетян на Земле». 2. Наша Земля на глобусе и карте полушарий. Знакомство с глобусом. Земля – шар. Сравнение глобуса и карты полушарий. Что можно найти на глобусе и карте полушарий. Великие кругосветные путешествия. Практическая работа с глобусом и картой полушарий. Сравнение их с географической картой. 3. Когда не было жизни на Земле. Что представляла собой Земля до появления на ней жизни. Найти сведения о различных версиях появления жизни на Земле. 4. Как и когда появилась жизнь на Земле (религиозная версия). Религиозные версии (библейские сказания), мифы о сотворении жизни. Слушание подготовленных сообщений учащихся, обмен мнениями, выводы. 5. Как и когда появилась жизнь на Земле (научная версия). Научные представления о возникновении жизни на Земле. Дискуссия по вопросу.
Устное сочинение – размышление «Нужна ли жизнь на Земле». 6. Предки «человека разумного». Наши предки – шимпанзе и горилла. Родословная человека исчисляется 44 млн. лет. Место обитания человекообразных обезьян. Прямохождение. Внешний вид, облик, занятия первых людей. Конкурс рисунков «Первые люди и природа». 7. Отличие человека от животных. Главные отличия человека от животных (прямохождение, сознание, рука, орудийная деятельность). Тест по изученным темам. 8. Человек – часть природы. Палка и камень – оружие и орудие. Добывание огня. Первая рыбная ловля. Первое жилище. Приручение животных. Первые законы. На примере жизни древних людей подвести к выводу, что человек неразрывно связан с природой. Значение природы в жизни современного человека. Взаимосвязь компонентов природы. Повторение правил здорового образа жизни. Устное сочинение – рассуждение «Назначение человека на Земле». 9. Вода. Вода в природе. Свойства, состояния воды. Круговорот воды в природе. Вода в жизни животных, растений, человека. Экономия воды. Загрязнение водоемов. Вода и наше здоровье. Практическая работа: изучение свойств воды.
Сочинение сказки «Путешествие капельки». 10. Первые черви. Первые рыбы. Урок построен из сообщений детей по теме. Работа в группах. 11-12 Оставшиеся в море. Знакомство с известными видами рыб и других подводных обитателей, в том числе тех, кто занесен в Красную Книгу. Отличительные черты рыб и морских обитателей. Способы передвижения. Питание. Составление кроссворда по теме. 13. Воздух. Воздух вокруг нас. Свойства воздуха. Ветер. Распространение семян ветром. Чистый и загрязненный воздух. Источники загрязнения воздуха. Воздух и наше здоровье. Составление рассказа «Что бы ты сделал для поддержания чистоты воздуха в твоем городе». 14. Первые птицы. Знакомство с первыми птицами. Сходство и различие с современными. Конкурс рисунков по теме. 15-16. Современные летающие животные (птицы, насекомые). Представители птиц, насекомых. Их питание, способы передвижения, места обитания. Сезонные изменения. Исчезающие виды птиц. Значение птиц, насекомых в природе, для жизни человека. Экологическая викторина по теме.
Экскурсия на природу: наблюдение за птицами, их подкормка. 17. Солнце. Почва. Камни, песок, глина. Солнце – источник света и тепла. Роль света в жизни животных, растений, человека. Легенды о солнце. Солнце и наше здоровье.
Свойства песка, глины. Разнообразие камней.
Почва – верхний слой земли. Значение почвы для всего живого. Необходимость охраны почвы. Подготовить сообщение «Сравнительный анализ использования неживой природы древним человеком и современными людьми». 18-19. Динозавры и другие предки современных зверей. В ходе занятия дети должны получить представление о первых животных, определить их сходство и различие с современными животными. Работа в группах: составление альбома «Виды динозавров». 20-21. Оставшиеся на суше. Разнообразие животного мира. Представители зверей. Питание животных, места обитания, сезонные изменения. Размножение на примере 1-2 видов обитателей края.
Разнообразие растений в природе. Деревья, кустарники, травы – их признаки. Понятие о декоративных, культурных, лекарственных, комнатных, ядовитых растениях. Исчезающие виды.
Связь растений, животных и человека. Составление проекта «Животный мир родного края»,
«Растительность родного края». 22. Причины вымирания живого на Земле – вчера и сегодня. Определение причин исчезновения многих растений и животных прошлого. Суть понятия «борьба за выживание». Определение причин исчезновения современных живых организмов. Выводы (сходство и различие этих причин). Составление проекта «Книга жалоб».
Конкурс рисунков «Береги лес!» 23. Экология. Проблемы Земли – наши проблемы. Понятие «экология». Экологические проблемы планеты, страны, города. Участие человека в охране природы. Здоровый образ жизни. Групповая работа: составить «Кодекс сохранения здоровья нашей планеты Земля» и «Кодекс сохранения моего здоровья». 24. Что такое краеведческий музей?
Понятие «краеведение». Изучение экспонатов исчезнувших живых организмов. Экскурсия в краеведческий музей. Конкурс рисунков по теме. 25. Почему нужно учиться получать информацию В настоящее время огромное количество информации окружает человека, понять как выбрать . которая нужна именно мне. Игра «Убери лишнее» 26 Почему важны пожелания и поздравления в нашей жизни Понятия «пожелания» и «поздравления». Провести анализ действия этих понятий на человека. Составление поздравлений и пожеланий. 27 Почему существуют секретные послания. Понятие «секретное послание» и «пиктограмма», какую роль они выполняют в жизни людей. Составление различных посланий и пиктограмм 28 Почему человеку бывает грустно и весело Понятие «эмоции». Что значит «грусть» и «веселье». Какие эмоции еще существуют. Как окружающие люди могут влиять на эмоции. Игра «Стул правды» 29 Что значит «Я неповторимый человек». Понятие «индивидуальности». Почему нет одинаковых людей. Хорошо это или плохо. Викторина « Кто это?» 30 О чём говорят чувства Понятие «чувства». Виды чувств. Почему мы их испытываем. Игра «Любви все возрасты покорны» 31 Опасные и безопасные занятия Понятие «опасность». Как от неё убежать Игра «Что будет если…» 32 Самые опасные и безопасные продукты питания Понятие «продукты питания». Как они необходимы человеку и какой вред несут. Что необходимо употреблять в пищу, а от чего лучше отказаться, что бы не попасть в опасную ситуацию. Игра «Ресторан» Составление меню. 33 Учусь находить новых друзей Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей». Как найти себе новых друзей, каким другом должен быть каждый, что бы у него было много друзей. Игра «Давайте познакомимся.» 34 Обобщающий урок. Мои впечатления. Ученики делают главные выводы для себя о значении природы в жизни планеты и в жизни каждого человека, делятся впечатлениями. Составление тестов для проверки знаний друг друга.
Викторина «Знатоки природы». К концу 1- го года обучения учащиеся должны знать:
свою родословную;
историю своей жизни;
профессии своих родителей;
историю возникновения своего имени и своей фамилии;
увлечения и традиции своей семьи;
правила поведения в семье;
правила поведения в школе;
историю возникновения школ;
историю своей школы;
для чего необходимо учиться;
права и обязанности школьника;
иметь представление о понятиях:
история;
абак, перо, пергамент;
родословная, род, родственник;
поколение, предки, семья, потомок;
генеалогия;
традиция;
характер;
привычка;
лента времени;
фамилия, отчество;
герб, геральдика, девиз;
счастье;
гостеприимство;
хобби;
обязанность, право;
профессия;
тезки;
а также уметь:
составлять «генеалогическое древо» своей семьи;
различать виды профессий, ориентироваться в них;
подчинять свое поведение семейным и школьным нормам;
умело пользоваться своими семейными и школьными правами и обязанностями;
взаимодействовать с другими участниками образовательного процесса (учителями, работниками школы, одноклассниками).
К концу 2- го года обучения учащиеся должны знать:
правила общения с друзьями, знакомыми и незнакомыми людьми;
правила поведения дома, в общественных местах и на улице;
историю возникновения книги;
жанры художественных произведений;
работу по созданию книги;
историю возникновения некоторых видов спорта;
стратегию ведения здорового образа жизни;
историю появления театра, кино, музыки;
краткую историю некоторых стран (2-3);
предназначение компьютера, название его составных частей;
виды профессий, их значение и предысторию;
историю некоторых вещей (стол, стул и т.д.);
историю родного города, его достопримечательности;
некоторых известных художников (3-4), композиторов (3-4), и других известных личностей;
элементарные эстетические и этические понятия;
иметь представление о понятиях:
друг – враг, добро – зло, любовь – ненависть и др.;
летопись, летописец, Красная буква;
типография, издатель, издательство;
писатель, поэт;
художник, холст, кисть, «писать картину»;
композитор;
гример, костюмер, режиссер, актер, сценарист;
театр;
турист;
физическая, географическая карта мира;
общество;
село, поселок, город, мегаполис;
область, республика, область;
изба, юрта, крепость;
а также уметь:
пользоваться правилами общения;
пользоваться правилами поведения дома и в общественных местах;
ориентироваться в различных жанрах книг, работать с книгой;
ориентироваться в различных видах спорта;
пользоваться стратегией здорового образа жизни;
ориентироваться в различных культурных памятниках;
работать с географической картой;
ориентироваться в мире профессий;
работать с энциклопедией, компьютером;
работать в группе и самостоятельно;
составлять простейшие проекты;
поставить себя на место другого;
соблюдать культуру общения в диалоге.
К концу 3- го года обучения учащиеся должны знать:
научную и религиозную версии возникновения жизни на Земле;
предков «человека разумного»;
отличия человека от животного; эволюцию человека (кратко);
название некоторых предков человека;
представления о космическом пространстве, его влиянии на планету Земля;
особенности живой и неживой природы, их роль в жизни человека;
экологические проблемы планеты, страны, города; их влияние на жизнь человека;
правила здорового образа жизни;
иметь представление о понятиях:
«человек разумный»;
эволюция;
наука, религия, миф;
молекула, атом;
глобус, физическая карта полушарий;
экватор, полюс, меридиан, ось Земли;
климат;
экология, эколог;
Красная Книга;
астрономия, планеты;
материк, суша, океан;
вулкан, землетрясение, цунами, ураган, смерч и др.;
земноводные, моллюски, рептилии;
краеведение;
а также уметь:
работать с глобусом и физической картой полушарий;
работать со словарем;
самостоятельно готовить сообщение по теме;
уважать и ценить прошлое человечества;
ориентироваться в современном животном и растительном мире;
ориентироваться в доступных научных и обществоведческих понятиях;
оказывать посильную помощь животным, птицам, ухаживать за растениями;
экологически грамотно вести себя на природе;
экономно относиться к природным ресурсам;
принимать участие совместно со взрослыми в практической природоохранной деятельности;
видеть красоту природы при разных условиях;
пользоваться стратегией здорового образа жизни;
высказывать свою точку зрения;
выделять главное, обобщать;
фиксировать наблюдения, осознавать события;
осознавать себя частью природы;
осознавать ежедневную ответственность за будущее планеты, родной природы, а значит за свое будущее и будущее своих близких людей.
2.5. Программа формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования
Процессы глобализации, информатизации, ускорение внедрения новых научных открытий, быстрое обновление знаний и появление новых профессий выдвигают требования повышенной профессиональной мобильности и непрерывного образования. Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся. Эти цели должны обеспечивать такую ключевую сверхзадачу образования, как научить учиться.
Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала образования. Актуальной и новой задачей образования становится обеспечение развития универсальных учебных действий (УУД) как психологической составляющей фундаментального ядра содержания образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности УУД, обеспечивающих умение учиться, способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, так как они порождаются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.
Программа развития универсальных учебных действий основывается на положениях культурно-исторического системно – деятельностного подхода, интегрирующего достижения педагогической науки и практики, в том числе компетентностный подход и подход, основанный на знаниях, умениях и навыках.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность действий учащегося, обеспечивающих социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса, культурную идентичность и толерантность.
Функции УУД состоят, во-первых, в обеспечении возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности, во - вторых, в создании условий для развития личности и ее самореализации в системе непрерывного образования, формирования «компетентности к обновлению компетентностей» (Я.А.Кузьминов), толерантных установок личности, обеспечивающих ее жизнь в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности, в–третьих, в обеспечении успешного усвоения знаний, умений и навыков, формировании картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.
Среди основных видов УУД можно выделить четыре блока:
1.Личностный.2.Регулятивный.3.Познавательный.4.Коммуникативный.
Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:
личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том,»какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;
действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей. Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся следующие:
целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;
коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;
оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;
волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.
К общеучебным УУД относятся:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
знаково-символические: моделирование- преобразование объекта из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
умение структурировать знания;
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, относящихся к различным жанрам; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Логические УУД предполагают:
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов;
выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
подведение под понятия, выведение следствий;
установление причинно-следственных связей;
построение логической цепи рассуждений;
доказательство;
выдвижение гипотез и их обоснование.
В УУД постановки и решения проблем входят следующие:
формулирование проблемы;
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Видами коммуникативных действий являются:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;
управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мыслив соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Развитие системы УУД в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих становление психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно - возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных УУД – уровень их сформированности, соответствующей нормативной стадии развития и релевантный «высокой норме» развития, и свойства.
Критериями оценки сформированности УУД у учащихся выступают:
соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;
соответствие свойств УУД заранее заданным требованиям.
Условия, обеспечивающие развитие УУДФормирование УУД в образовательном процессе определяется тремя следующими взаимодополняющими положениями:
Формирование УУД как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию.
Формирование УУД происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин.
УУД, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний и умений, формирование образа мира и основных видов компетентности учащегося, в том числе социальной и личностной.
Представление о функциях, содержании и видах УУД положено в основу построения целостного учебно-воспитательного процесса. Отбор и структурирование содержания образования, выбор методов, определение форм обучения – все это должно учитывать цели формирования конкретных видов УУД.
Учащиеся овладевают основными видами УУД (личностными, регулятивными, познавательными и коммуникативными) в процессе изучения разных учебных предметов. Безусловно, каждый учебный предмет раскрывает различные возможности для формирования УУД, определяемые, в первую очередь, его функцией и предметным содержанием.
Существенное место в преподавании школьных дисциплин должны занять и так называемые метапредметные (т.е. «надпредметные», или метапознавательные) УУД. Они направлены на анализ и управление учащимися своей познавательной деятельностью – будь то ценностно – моральный выбор в решении моральной дилеммы, определение стратегии решения математической задачи, запоминание фактического материала по истории или планирование совместного с другими учащимися лабораторного эксперимента по физике или химии.
Овладение УУД в конечном счете ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, овладевать умениями и компетентностями, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т.е. умение учиться Данная способность обеспечивается тем, что УУД – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно – смысловых характеристик. Таким образом, достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают:
познавательные и учебные мотивы;
учебную цель;
учебную задачу;
учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).
«Умение учиться» выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образ мира и ценностно – смысловых оснований личностного морального выбора.
Формирование УУД, обеспечивающих решение задач общекультурного, ценностно – личностного, познавательного развития учащихся, реализуется в рамках целостного образовательного процесса в ходе изучения системы учебных предметов и дисциплин, в метапредметной деятельности, организации форм учебного сотрудничества и решения важных задач жизнедеятельности учащихся. Такие УУД делают возможным переход от осуществляемой совместно и под руководством педагога учебной деятельности к деятельности самообразования и самовоспитания.
Построение содержания учебных предметов и образования с ориентацией на сущностные знания в определенных предметных областях, а также выделение качественных показателей сформированности УУД применительно к ценностно-личностному и познавательному развитию являются существенными условиями их формирования.
Стихийный характер развития УУД находит отражение в острых проблемах школьного обучения – в низком уровне учебной мотивации и познавательной инициативы учащихся, а также способности учащихся регулировать учебную и познавательную деятельность, в недостаточной сформированности общепознавательных и логических действий и как следствие – в школьной дезадаптации, росте девиантного поведения. Альтернативой сложившемуся положению должно стать целенаправленное планомерное формирование УУД с заранее заданными свойствами, такими как осознанность, разумность, высокий уровень обобщения и готовность применения в различных предметных областях, критичность, освоенность.
Рекомендации учителю по формированию УУД в ходе образовательного процесса1.Необходимо выделять цели формирования УУД, их функции в образовательном процессе, содержание и требуемые свойства в соотнесении с обусловленными возрастом психологическими особенностями учащихся.2.Определять ориентировочную основу каждого УУД, обеспечивающую его успешное выполнение, и организовывать ориентировки учащихся в его выполнении.3.Поэтапно отрабатывать УУД, обеспечивая переход, во-первых, от выполнения действия с опорой на материальные средства к умственной форме выполнения действия и, во-вторых, от совместного выполнения действия с учителем или сверстниками к самостоятельному выполнению, основанному на саморегуляции.
4. Определять связи каждого УУД с предметной дисциплиной. Выделение предметных дисциплин, наиболее адекватных (благоприятных) для формирования конкретных видов УУД и создающих для них зону ближайшего развития. Определение конкретной формы УУД применительно к предметной дисциплине, описание свойств действия. Разработка системы задач, включающих предметно-специальные, общелогические и психологический типы (П.Я.Гальперин), решение которых обеспечит формирование заданных свойств УУД.Связь УУД с учебными дисциплинами образовательного планаФормирование универсальных учебных действий: личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных – в образовательном процессе осуществляется в процессе усвоения разных учебных предметов. Требования к формированию универсальных учебных действий находят отражение в планируемых результатах освоения программ учебных предметов: «Русский язык», «Литературное чтение», «Математика», «Окружающий мир» – в отношении ценностно-смыслового, личностного, познавательного и коммуникативного развития учащихся в различных УМК по-разному. Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий
Приоритеты предметного содержания
в формировании УУД
Смысловые
акценты УУД Русский язык Литературное чтение Математика Окружающий мир
Личностные жизненное само-
определение нравственно-этическая ориентация Смыслообразование нравственно-этическая ориентация
Регулятивные целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий (Математика, Русский язык, Окружающий мир, Технология, Физическая культура и др.)
Познавательные
Общеучебные моделирование (перевод устной речи в письменную) смысловое чтение, произвольные и осознанные устные и письменные высказывания моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач широкий спектр источников информации
Познавательные Логические формулирование личных, языковых, нравственных проблем. Самостоятельное создание способов решения проблем поискового и творческого характера анализ, синтез, сравнение, группировка, причинно-следственные связи, логические рассуждения, доказательства, практические действия
Коммуникативные использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение: монологические высказывания разного типа.
Важнейшим критерием усвоения универсальных учебных действий на содержании любого предмета является процесс интериоризации (последовательное преобразование действия от внешней материальной/материализованной формы к внутренней через речевые формы). Чем больше возможности у каждого обучающегося в ходе урока проговорить последовательность выполнения учебных действий, тем эффективнее будет для него интериоризация, т. е. сворачивание внешнего действия во внутренний личностный план. Особое значение здесь приобретает регулирующая речь (осмысленное высказывание на основе собственного произвольного решения).
Для развития регулирующей речи в начальной школе должны быть:
организованы формы совместной учебной деятельности: работа в парах, группах. Речь направлена конкретному адресату (для того чтобы обеспечить переход из речи коммуникативной в речь регулирующую);
в речи говорящего ученика должна быть адекватно отражена цель учебной задачи, он может проговорить шаги решения задачи, сформулировать полученный результат;
речь ученика должна быть предметом внимания, осознания, контроля и оценки всех участников урока (и учителя, и учащихся);
речь должна быть произвольной и осознанной, что найдет свое отражение в подборе речевых средств и корректном оформлении речевого высказывания.
Характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся раскрывают максимально достижимый результат.
Результат освоения программы формирования универсальных учебных действий не может быть оценен в привычной для педагогов балльной системе. Достижением ученика следует считать освоение каждого учебного действия (при развитии его способности с одного уровня на следующий). Заслуживает похвалы, поддержки, одобрения прогресс даже в случае перехода умения (учебного действия) с самого низкого – на низкий, с продвинутого – на высокий.
Для формирования личностных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:
участие в проектах;
подведение итогов урока;
творческие задания;
зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки;
мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;
самооценка события, происшествия;
дневники достижений;
Для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий:
«найди отличия» (можно задать их количество);
«на что похоже?»;
поиск лишнего;
«лабиринты»;
упорядочивание;
«цепочки»;
хитроумные решения;
составление схем-опор;
работа с разного вида таблицами;
составление и распознавание диаграмм;
работа со словарями;
Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:
«преднамеренные ошибки»;
поиск информации в предложенных источниках;
взаимоконтроль;
взаимный диктант;
диспут;
заучивание материала наизусть в классе;
«ищу ошибки»;
КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему).
Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:
составь задание партнеру;
отзыв на работу товарища;
групповая работа по составлению кроссворда;
магнитофонный опрос;
«отгадай, о ком говорим»;
диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);
Ривин-методика;
«подготовь рассказ...», «опиши устно...», «объясни...» и т. д.
Целесообразно практиковать выполнение хотя бы части такого рода заданий детьми, объединенными в пары или микрогруппы по 3–4 человека, когда они, например, должны выработать общее мнение или создать общее описание... Такой прием придаст этим заданиям психологически полноценный характер деятельности детей, устранит тягостную для них искусственность необходимости «рассказывать самому себе».