Программа внеурочной деятельности: Экологический клуб «Росиночка» для 1-4 класса
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Новобачатская средняя общеобразовательная школа»
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДЕНО:
Зам. по УВР Директор школы
_________М.А.Голубина _______В.И.Колчегошева
«___»_________2012года «___»_________2012года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Экологический клуб «Росиночка»
социальное направление
Автор- составитель
Учитель биологии
Т.М.Федяева
2012 год
Содержание
1. Пояснительная записка 3
2. Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности 6
3. Тематический план 1-4 класс 10
4.Содержание программы 1-4 класс 12
5.Список литературы 17
Пояснительная записка
Рабочая программа экологического клуба «Росиночки» создана на основе программы экологический клуб «Почемучки» автор-составитель учитель начальных классов Шумилова О.И. и др.
Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности.
Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни.
Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально- исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.
Начальная школа – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Ребенок в этот период учится правильно относиться к объектам природы, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется, постепенно начинает понимать связи и взаимоотношения в природе и замечает, как природа влияет на практическую деятельность людей.
Одной из приоритетных целей социального направления воспитания младших школьников является - воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде, экологическое воспитание.
В экологическом воспитании детей важно опираться на единство интеллектуального и эмоционального восприятия природной среды в сочетании с практической деятельностью по ее улучшению. Необходимо, чтобы эта работа носила непрерывный характер, основанный на взаимосвязях глобального, национального и краеведческого подхода к экологическим проблемам в системе: человек-природа-общество.
Связь экологии и культуры почти прямолинейна: состояние экологии отражает тот уровень культуры, носителем которого является общество.
Накапливая опыт отношений с окружающим миром, ребенок развивается как личность – духовно, интеллектуально, нравственно. Нормы поведения в природе должны быть усвоены каждым ребенком, как таблица умножения.
Программа «Росиночка» основывается на принципах.
Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру ведущий метод нравственного воспитания. Пример педагога, старшего взрослого это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения.
Принцип идентификации (персонификации). Идентификация устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы яркие, эмоционально привлекательные образы людей (а также природных явлений, живых и неживых существ в образе человека), неразрывно связанные с той ситуацией, в которой они себя проявили. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребёнка.
Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами свободного, равноправного межсубъектного общения. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.
Основная идея программы состоит в том, что внеурочная деятельность нацелена на обеспечение принятие законов существования в природе и социальной среде, осознанное выполнение правил поведения в природе, детском и взрослом обществе; воспитание гуманных отношений ко всему живому, элементарной экологической культуры, чувства сопричастности к жизни, ответственности за местное наследие, которое перешло к нам от предков, умение рационально организовывать свою жизнь и деятельность; позволит подробно изучать ту часть огромной страны, которая называется малой Родиной – наш район, наш город, наш регион.
Новизна программы «Росиночки» состоит в том, что содержание рассматривает вопросы, формирующие у обучающихся способности к целевому причинному и вероятному анализу экологической ситуации, альтернативному мышлению в выборе способов решения экологических проблем, к восприятию прекрасного, удовлетворению и негодованию от поведения и поступков людей по отношению к природной и социокультурной среде.
Содержание программы «Росиночки», реализуется через заседания экологического клуба и интегрирует в себе следующие курсы: «Окружающий мир», научный руководитель Р.Г Чуракова, УМК «Перспективная начальная школа». Возможности данного УМК позволяют обеспечить духовно-нравственное и общеинтеллектуальное развитие и воспитание обучающихся, а само содержание интегрируется в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную. Базовые ценности не локализованы в содержании отдельного учебного предмета, формы или вида образовательной деятельности. Они пронизывают учебное содержание, уклад школьной жизни, многоплановую деятельность школьника как человека, личности, гражданина.
Цели программы «Росиночка»:
- формирование осознанного отношения к объектам природы, находящимся рядом (формирование экологической культуры);
- формирование убеждения в необходимости и возможности решения экологических проблем, уверенности в правоте своих взглядов, стремления к личному участию в практических делах по защите окружающего мира.
Задачи программы:
Обучающие:
- расширять представления об окружающем мире;
- формировать опыт участия в природоохранной деятельности;
- формировать ответственность за свои поступки;
Развивающие:
- развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к явлениям живой и неживой природы;
Содержание программы внеурочной деятельности «Экологический клуб «Росиночка» соответствует целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой в гимназии для обучающихся 7-11 лет (1-4 класс).
Содержание программы внеурочной деятельности связано с такими учебными предметами, как:
русский язык;
литературное чтение;
окружающий мир;
технология;
изобразительное искусство.
Место проведения занятий – учебные кабинеты, пришкольный учебно-опытный участок, читальный зал библиотеки, предприятия села, лаборатории кабинетов химии, биологии.
Содержание программы «Экологический клуб «Росиночка» предполагает следующие виды деятельности: познавательная, игровая, трудовая, художественная, краеведческая, ценностно-ориентировочная, через беседы, экологические игры, природоохранные акции, тематические линейки, экскурсии, заочные путешествия и другие.
Программа «Экологический клуб «Росиночка» относится к социальному направлению, рассчитана на 4 года занятий, объемом в 270 часов, 2 часа в неделю.
Класс
Кол-во часов
Теория
Практика
1 класс
33 часа
20 часов
46 часов
2 класс
34часа
16 часов
52 часов
3 класс
34часа
12 часов
56 часов
4 класс
34часа
18 часов
50 часов
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Экологический клуб «Росиночка»
Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта. Планируемые результаты необходимы как ориентиры в ожидаемых учебных достижениях выпускников.
Основанием для «планируемых результатов» к уровню подготовки обучающихся выступает основная образовательная программа начального общего образования МОУ «Новобачатская средняя общеобразовательная школа». Содержание программы внеурочной деятельности «Экологический клуб «Росиночка», формы и методы работы позволят достичь следующих результатов:
Личностные
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
- экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
- эстетические потребности, ценности и чувства;
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
-предвосхищать результат.
- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.
-концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
-ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
- формулировать собственное мнение и позицию;
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Познавательные универсальные учебные действия
- ставить и формулировать проблемы;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.
-запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.
- установление причинно-следственных связей;
В программе «Экологический клуб «Росиночка» описаны требования к обучающимся по годам обучения.
К концу первого года обучения школьники должны знать:
1.Секреты живой и неживой природы
2.Условия, необходимые для жизни растений и животных города
3. Нравственные правила обращения с объектами природы
К концу первого года обучения школьники должны уметь:
1.Проводить индивидуальные наблюдения и опытные исследования на выявление признаков предметов.
2.Оказывать помощь птицам в зимнее время
3.Эстетически, эмоционально - нравственно относиться к природе
К концу второго года обучения школьники должны знать:
1. Элементарные традиции нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормы экологической этики
2. Простейшие взаимосвязи в живой природе, использовать эти знания для объяснения необходимости бережного отношения к природе своего края
3. Знать особенности методов наблюдения за живой и неживой природой
К концу второго года обучения школьники должны уметь
1.Уметь выполнять правила безопасного и экологического поведения в природе
2.Подбирать материал о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России.
3. Уметь выражать эстетические чувства и переживания творческими средствами.
К концу третьего года обучения школьники должны знать:
1.Реальные местные экологические условия.
2. Способы охраны природы
3.Некоторые охраняемые растения и животные Кемеровской области
К концу третьего года обучения школьники должны уметь:
1. Анализировать экологические ситуации и искать возможности их решить
2. Использовать знания о способах охраны природы и бережного к ней отношения в трудовой, общественно-полезной, пропагандистской деятельности в школе, на пришкольном участке
3.Проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством учителя или педагога дополнительного образования
К концу четвёртого года обучения школьники должны знать:
1.Некоторые методы, стимулирующие самостоятельную деятельность по формированию экологической проблемы
2.Нравственные и правовые принципы природопользования
3. Причины необходимости посильного участия в охране природы родного края
К концу четвёртого года обучения школьники должны уметь:
1.Реализовывать личный опыт в экологических инициативах, проектах
2.Пропагандировать идеи правильного природопользования в борьбе со всем, что губительно отражается на природе
3. Использовать моральные и правовые принципы, нормы и правила экологически грамотного отношения к окружающей природе в реальном поведении
К концу 4 –го года обучения у школьников будут сформированы представления об общечеловеческих ценностях какими являются: родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.
Первый уровень результатов освоения программы «Росиночка» будет: социальные, духовно-нравственные приобретения, которые получат обучающиеся вследствие участия их в экскурсиях, экологических акциях, играх, выставках, конкурсах рисунков, поделках.
Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Это взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить, участвуя в экологических праздниках, в заочных путешествиях по родному краю, в работе экологических лабораторий.
Третий уровень результатов - получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде. С этой целью спланированы мероприятия: выезды на природу с маршрутными наблюдениями, экскурсии на промышленные предприятия, экологические КВНы для обучающихся 1-2 классов, презентации экологических проектов на микроучастке гимназии.
Программа «Экологический клуб «Росиночка» способствует формированию у младших школьников следующих качеств личности:
патриотизм;
терпимость и уважение к истории, традициям, обрядам, культуре, языку нации и народностей;
ответственность и чувство долга, милосердие, достоинство, уважение;
трудолюбие;
настойчивость;
дисциплинированность;
любовь к малой родине;
неравнодушное отношение к экологическим нарушениям.
Формы учёта знаний, умений
В процессе оценки достижения планируемых результатов будут использованы разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (тестовые материалы, проекты, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения).
Контролирующие материалы для оценки планируемых результатов освоения программы
1 класс- Опросный лист №1 «Что я знаю о природе».
2 класс- Тест «В гости к осени»
3 класс- Тест «Почему мы часто слышим слово экология?»
4 класс- Опросный лист «Природа благодарит и сердится»
Оценка метапредметных результатов
Задание «Дорога к дому»
(модифицированный вариант методики «Архитектор-строитель»)
Рефлексивная самооценка учебной деятельности
Подведение итогов реализации программы
Данная программа предусматривает промежуточные и итоговые формы подведения итогов внеурочной деятельности.
Формы подведения итогов
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
Игра «Тайны вокруг нас».
Акция «Птичья столовая»
Проект «Выращивание лука в комнатных условиях».
Викторина «Кто в лесу живет, что в лесу растет?».
Праздник «День птиц».
Устный журнал «Наш дом – планета Земля».
Праздник «Наш окружающий мир».
Праздник «Дары осени».
Экологическая игра «Хочу все знать!».
Проект «Солнце, воздух, вода ирастение».
Выпуск буклета «Птицы – наши друзья».
Викторина «Знаешь ли ты птиц своего края».
Конкурс экологических сказок
Ярмарка народного мастерства
Выставка «Поделки из бытовых отходов».
Устный журнал «Что бы ты мог сделать для своего двора».
Акция «Наш чистый школьный двор»
Ролевая игра «Давай поиграем в волшебников».
Экологическая игра «Водоемы просят о помощи», «Жалобная книга природы» (растения).
«Жалобная книга природы» (животные).
Инсценирование экологических сказок.
Конкурс творческих работ «Где мы теряем воду?».
Эксперимент «Вода из местных источников и ее прозрачность как один из показателей ее природности для водоснабжения населения».
Круглый стол «Как сохранить воздух чистым».
Создание кроссвордов «Растения моего края».
Заседание клуба «Что будет, если исчезнут насекомые.».
Проект «Знакомые незнакомцы».
Выращивание цветочных растений и озеленение пришкольного участка.
Изготовление кукол-оберегов.
Создание буклетов об истории родного края.
Выезд на природу с маршрутным наблюдением «Памятники природы Новокузнецка и его окрестностей»
Составление «красной книги» исчезающих птиц Кемеровской области.
Выпуск «Жалобной книги природы».
Создание краеведческого уголка в классе «Вклад моей семьи в дела родного края».
Проект «Заповедные зоны Кузбасса».
Конкурс кормушек.
Презентация результатов деятельности «Экологическая лаборатория».
В конце каждой четверти и по итогам года проводятся церемонии награждения учащихся, которые предусматривают вручение похвальных грамот, дипломов, призов по нескольким номинациям, что позволяет отметить достижения каждого без исключения учащегося в той или иной области и является важным стимулирующим (мотивационным) фактором. Номинации, по которым будет осуществляться награждение в конце года, объявляются учащимся задолго до его окончания.
Тематический план программы
1 класс
№ п/п
Темы
Кол-во часов
теория
практика
1
Введение в экологию.
2
2
2
Молчаливые соседи.
2
4
3
Пернатые друзья.
2
2
4
О чем шепчут деревья.
2
2
5
Загадки животного мира.
2
4
6
Секреты неживой природы.
2
2
7
Оранжерея на окне.
2
6
8
Человек – часть живой природы.
3
4
9
Охрана природы.
3
4
10
Досуговые мероприятия
16
Итого:
20
46
2 класс
№ п/п
Темы
Кол-во часов
теория
практика
1
Общение с природой. Сезонные явления природы.
4
10
2
Солнце, воздух, водаи растения.
4
8
3
Птицы нашего края.
2
10
4
Богатство родной природы в творчестве народа.
2
8
5
Что мы знаем о своем городе.
2
4
6
Откуда берется и куда девается мусор?
2
8
7
Досуговые мероприятия
4
Итого:
16
52
3 класс
№ п/п
Темы
Кол-во часов
теория
практика
1
Вводный урок «Почему мы часто слышим слово «экология».
2
2
Вода – источник жизни.
2
10
3
Воздух и его охрана.
4
6
4
Удивительный мир растений.
2
12
5
Загадочный мир животных.
2
18
6
Уголок хорошего настроения.
10
Итого:
12
56
4 класс
№ п/п
Темы
Кол-во часов
теория
практика
1
Мир глазами эколога.
2
4
2
Мы любим свое село.
2
4
3
История нашего края.
4
4
4
Птицам наша забота.
2
6
5
Охрана растений Кемеровской области.
2
6
6
Животные, которым грозит исчезновение.
2
8
8
Заповедники и заказники родного края.
4
8
9
Чем занимаются люди земли Кузнецкой.
4
10.
Передаём свои знания
6
Итого
18
50
Содержание программы
1 класс
№ п/п
Тема занятий
Содержание
Теория
Практика
1
Введение в экологию
Понятие о природе, красоте природы.
Человек как живое существо, нуждающееся в определенных жизненно необходимых условиях.
Человек, как природопользователь, потребляющий природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства.
Экскурсия в природу.
2
Молчаливые соседи
Наблюдения за домашними питомцами.
Установление природных закономерностей, взаимосвязей.
Экскурсия в живой уголок гимназии.
Фотовыставка «Наши любимцы».
3
Пернатые друзья
Работа с иллюстрациями с изображением птиц, чтение стихов, рассказов, разгадывание загадок.
Наблюдение за поведением птиц на улице.
Акции: «Кормушка», «Птичья столовая».
4
О чем шепчут деревья
Сезонные изменения деревьев в природе.
Особенности роста и развития деревьев.
Игровой прием «Путешественник» (деревья родного города).
5
Загадки животного мира
Чтение и обсуждение познавательных рассказов о жизни животных в лесах Кузбасса и их приспособленность к зимнему периоду.
Экскурсия в краеведческий музей.
Заочное путешествие «Загадки животного мира».
6
Секреты неживой природы
Наблюдение за состоянием воды в природе.
Интересное в неживой природе.
Игра «Тайны вокруг нас».
7
Оранжерея на окне
Наблюдение за комнатными растениями.
Ухаживание и выращивание растений.
Исследовательская работа о влиянии света на рост и развитие комнатных растений.
8
Человек - часть живой природы
Знакомство с трудовой деятельностью людей и ее значением в жизни человека и общества. Изучение элементарных правил безопасной работы.
Выращивание лука в комнатных условиях.
Правила ухода.
9
Охрана природы
Знакомство с понятием «Красная книга».
Знакомство с редкими видами растительного и животного мира.
Экскурсия в оранжерею Дворца творчества имени Н. К. Крупской.
Посещение живого уголка дворца.
10
Досуговые мероприятия
Викторина «Кто в лесу живет, что в лесу растет?
Праздник «День птиц».
Устный журнал «Наш дом – планета Земля».
Гостиная «В гостях у золотой рыбки».
Игра «Азбука экологии».
Игра «Приключения в лесу».
Праздник «Наш окружающий мир».
2 класс
№ п/п
Раздел программы
Содержание
Теория
Практика
1
Общение с природой
Наблюдение за жизнью природы. Календарь природы. Народные приметы.
Беседа «Прогулки в Природоград».
Правила поведения в природе.
Экскурсия в природу.
Экологическая игра «Загадки природы».
Праздник «Дары осени».
Тематическая линейка «День Земли»
2
Солнце, воздух, водаи растение
Установление природных закономерностей, взаимосвязей. Распознавание встречающихся в нашей местности растений.
Беседа «Прекрасны солнце, воздух и вода – прекрасна вся моя Земля».
Выпуск книжки-малышки «Осторожно, их мало!»
Экологическая игра «Хочу все знать!»
Конкурс экологических сказок «Украденное солнце».
Акция «Зеленая красавица»
3
Птицы нашего края
Заочное путешествие.
Работа с иллюстрациями с изображением птиц, чтение стихов, рассказов.
Наблюдение за поведением птиц на улице во время экскурсии.
Посещение краеведческого музея.
Тематическая линейка «День птиц».
Выпуск буклета «Птицы – наши друзья»
Викторина «Знаешь ли ты птиц своего края».
Экологическая игра «Приключения в лесу».
4
Богатство родной природы в творчестве русского народа
Изучение и подбор материалов о народных художественных промыслах.
Экология и фольклор (пословицы, поговорки, загадки, песни о природе).
Экскурсия в краеведческий музей.
Выставка рисунков о природе.
Ярмарка народного мастерства.
Конкурс экологических сказок.
5
Что мы знаем о родном городе
Экологическая ситуация в городе.
Фотоконкурс «Город глазами детей».
Экскурсия «Уголки природы в нашем городе»
6
Откуда берется и куда девается мусор?
Знакомство с промышленными отходами и их реализацией. Бытовые отходы.
Выставка поделок из бытовых отходов.
Устный журнал «Чтобы ты мог сделать для своего двора?»
Ролевая игра «Давай поиграем в волшебника».
Акция «Наш чистый школьный двор».
7
Досуговые мероприятия
Экологический праздник «Звери, птицы, лес и я – вместе
дружная семья!»
Экологическая игра «Поиск нарушителей природы»
3 класс
№ п/п
Тема занятий
Содержание
Теория
Практика
1
Вводный урок. Почему мы часто слышим слово «экология»
Человек как природопользователь, потребляющий природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства.
2
Вода - источник жизни
Неживая природа. Вода и ее охрана. Водоемы Кемеровской области.
Экологическая игра «Водоемы просят о помощи».
Проведение эксперимента «Вода из местных источников и ее прозрачность как один из показателей ее пригодности для водоснабжения населения».
Конкурс творческих работ «Где мы теряем воду?»
Тематическая линейка «День воды».
Игровые приемы: «Портрет воды», «Чистый голос воды», «Добрая Фея».
Инсценирование экологической сказки «Репка».
3
Воздух и его охрана
Неживая природа. Составляющие воздуха. Атмосфера, смог, «парниковый эффект». Охрана воздуха в Кемеровской области, стране.
Круглый стол «Как сохранить воздух чистым».
Викторина «Что мы знаем о воздухе».
Фотовыставка «Чистые уголки нашего края».
4
Удивительный мир растений
Знакомство с растениями лекарями, хищниками.
Выращивание и уход за комнатными растениями.
Создание кроссвордов «Растения моего края».
Экологический журнал «Жалобная книга природы» (растения). Игровые приемы: «Кто внимательный?», «Угадай по описанию».
Экологическая игра «Лесная аптека».
5
Загадочный мир животных
Чтение и обсуждение познавательных рассказов о жизни животных.
Викторина: «Калейдоскоп интересных фактов из жизни животных»
Игра – путешествие «По рыбьему следу рек и озер нашего края».
Заседание клуба: «Что будет, если исчезнут насекомые?»
Экологический журнал «Жалобная книга природы» (животные).
Игровые приемы: «Эрудит», «Лесные заморочки».
Проект «Знакомые незнакомцы»
6
Уголок хорошего настроения
Выращивание рассады цветов.
Озеленение пришкольного участка.
4 класс
№ п/п
Тема занятий
Содержание
Теория
Практика
1
Мир глазами эколога
Экологические связи между живой и неживой природой, связи внутри живой природы, связи между природой и человеком. Глобальные проблемы экологии. Что такое экологическая катастрофа.
Природоохранительная акция «Мой экодом».
Экологическая игра «Не проходите мимо!»
2
Мы любим свое село
Выявление экологической ситуации в селе, сопричастность каждого к будущему села.
Пути решения экологических проблем села.
Классный час «Охрана природы – твоя обязанность».
Природоохранная акция «Чистый микрорайон».
Выезд на природу с маршрутными наблюдениями «Памятники природы Новокузнецка и его окрестностей».
3
Птицам - наша забота
Изучение разнообразия птиц родного края.
Причины сокращения численности редких птиц, необходимые меры их охраны.
Природоохранная акция «Пернатые друзья».
Составление «Красной книги» исчезающих птиц Кемеровской области.
Конкурс кормушек
4
Охрана растений нашей местности
Распознавание встречающихся в нашей местности растений.
Растения, нуждающиеся в защите.
Особенности их внешнего строения и распространения.
Устный журнал «Зеленая книга».
Экологическая акция «Не рубите, люди, елок!»
«Красная книга растений Кузбасса»
5
Животные, которым угрожает исчезновение
Разнообразие животных Кемеровской области.
Особенности их внешнего вида, распространения, поведения.
Причины сокращения численности редких животных и меры их охраны. Об охоте и рыбной ловле.
«Красная книга» животных
Кемеровской области
6
История нашего края
Знакомство с историей Кузнецкой земли от древних времен до 16 века. Наш край в 17 – 21 веках.
Экскурсии в краеведческий музей г. Белово
Изготовление кукол-оберегов.
Создание буклета «История моего края».
7
Заповедники и заказники родного края
Знакомство с растительностью липовой рощи Кузбасса, горной тундры и альпийских лугов, находящихся под охраной.
Игра – путешествие «Заповедники и заказники Кемеровской области».
Проект «Заповедные зоны родного края».
Выпуск «Жалобной книги природы».
8
Чем занимаются люди земли Кузнецкой
Экскурсия «Мемориальный музей боевой и трудовой славы кузнецких металлургов».
Оформление краеведческого уголка в классе «Вклад моей семьи в дела родного края».
9
Передаем свои знания
Изготовление условных знаков, экологических памяток.
Презентация результатов деятельности «Экологическая лаборатория»
КВН «Эта хрупкая планета».
Список литературы
Список литературы для учителя
Основная литература
1. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников. - М.:2010.
2. Асмолова, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия. – М.:Просвещение, 2010, 119с.
3. Аверина, Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. – 2005 - №11 – С. 68-71
4. Бобкова, Н.Н. Окружающий мир: тематический тестовый контроль в начальной школе. Волгоград: Учитель, 2007. 152с.
5. Григорьев, Д.В., Степанов, П.В. Внеурочная деятельность школьников./ Методический конструктор. – М.: Просвещение, 2010, 223с.
6. Жарковская, Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании – 2003 - №3 – С. 9-12
7. Планируемые результаты начального общего образования / [Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З. Биболетова и др.] ; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М. : Просвещение, 2009. – 120 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 9785090210584.
8.Чуракова, Р.Г. Программы по учебным предметам. Базисный план внеурочной деятельности (Текст): 1-4 кл.: в 2 ч.- М.: Академкнига/Учебник, 2011.- Ч. 1: 240 с.
Дополнительная литература
1.Кропочева, Т.Б. Дидактические игры на уроках природоведения.- Новокузнецк, 1997, 52с.
2. Кропочева ,Т.Б. Нетрадиционные уроки природоведения. Методическое пособие.- Новокузнецк: Изд.ИПК, 1999, 42с.
3.Ляшова, Н.Н. Разноуровневые проверочные и тестовые работы по естествознанию. 1-4 классы.-Ростов н/Д: изд-во «Феникс»,2003.- 448с.
4. Маханева, М.Д., Князева О.Л. Приобщение младших школьников к краеведению и истории России: Методическое пособие.- М.: АРКТИ, 2005.-72 с.
5.Молодова, Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. – журнал «Начальная школа» №10, 2005.
6.Рыжова, Н.А. Не просто сказки (экологические рассказы, сказки, праздники). – журнал «Начальная школа», 1998, №10.
7.Тарабарина, Т.И. И учеба и игра: Природоведение. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: «Академия развития», 1997.-240 с.
8.Цветкова, И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты.- Ярославль: «Академия развития», 1997.-192 с.
Список литературы для обучающихся
Основная литература
1.Калугин, М.А. После уроков. Ребусы, кроссворды, головоломки.- Ярославль: «Академия развития», 1998, 192с.
2.Кропочева, Т.Б. Родной край: Учебное пособие для учащихся начальных классов.- Новокузнецк: Изд-во КузГПА, 2006.- 126с.
Дополнительная литература
1.Скребцова, М. Природа – глазами души.: М.: 1999, 48 с.
2.Томилина, М.Е. Природоведение для младших школьников.- СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006.- 64 с.
3.Шамионов Р.М. Я и мир вокруг меня. 3-4 класс: тетрадь для занятий.- Волгоград: Учитель, 2010, 39 с.
13PAGE 15
13PAGE 141715
Заголовок 415