Конспект интегрированного урока по истории и искусству Орудия Победы (блок искусство- плакаты Великой Отечественной войны)
Блок «Искусство»
- Люди искусства, как уже было сказано, тоже не остались в стороне, напротив, с первых дней Великой Отечественной войны они, используя свои «орудия», вносили свой вклад в приближение Великой Победы.
Первыми, кто откликнулся на военные события, были художники, работающие в жанре плаката. Искусство плаката совместно с радио и газетами являлось сильным средством агитации, воздействующими на сознание и настроение людей с целью побуждения их к политической, трудовой или другой активности.
Ученик: Плакат Великой Отечественной войны — одно из самых запоминающихся и ярких художественных событий искусства ХХ века. Его убедительность и высокий патриотический дух во многом объясняются профессионализмом советских художников-плакатистов, их умением ясно говорить средствами плакатной графики. Сегодня, спустя десятилетия со времени его создания, плакат 1941–1945 годов остался искусством нестареющим, острым, боевым и призывным. Агитационные плакаты посылались на фронты войны наравне с патронами и снарядами, плакат боролся, он был оружием, и его, как оружие берегли.
Уже на второй день войны появился плакат Кукрыниксов «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!»
Ученик: Кукрыниксы – название является псевдонимом или аббревиатурой, по первым слогам трёх художников-графиков. Ими являлись: Куприянов Михаил Васильевич, Крылов Порфирий Никитич и Соколов Николай Александрович. Все они являлись народными художниками СССР и членами Академии Художеств СССР.
Кукрыниксы являлись художниками-сатириками, карикатуристами. Благодаря своим точно подмеченным сюжетам стали всемирно известны и получили особое место в советском искусстве. Изначально этот творческий союз создавал карикатуры на различные темы из литературы. Максим Горький при встрече с ними посоветовал брать идеи для творчества более шире – не только внутри жизни литературной России, но и политические темы, в том числе и за пределами страны. С 1925 года они стали выступать художниками-карикатуристами в газетах: Правда и Крокодил. Здесь они выработали свой особенный стиль. Они отмечали своим творчеством различные злободневные темы, а во время Великой Отечественной войны создавали плакаты с обличением фашизма. Гитлер обещал за их головы крупные суммы. Плакаты Кукрыниксов, расклеенные на стенах зданий, собирали большие группы людей.
- Одним из главных образов плакатов военных лет стал образ матери, взывающей к отмщению, поднимающей на борьбу. Уже в первые дни войны художественными символами народного сопротивления захватчикам стали уже звучавшая здесь песня «Священная война» и плакат Ираклия Тоидзе «Родина-мать зовет!».
Ученик: Жена художника впоследствии вспоминала: «Как только объявили войну, я страшно испугалась за детей. Вошла к Ираклию в мастерскую… Видимо, у меня было такое лицо, что он сразу же сказал мне: «Стой так и не двигайся!» — и сразу стал делать наброски», а сын художника позже заметил: «Мать очень красивая была, но отец упростил ее образ, сделал понятным всем…»
Ученик: Сильные чувства вызывает плакат Виктора Корецкого «Воин Красной Армии, спаси!» В плакате показано неравное столкновение двух сил: холодное, кровавое оружие с одной стороны, и две беззащитные человеческие фигуры – с другой. Но вместе с тем, плакат не производит угнетающего впечатления. Корецкий смог показать силу и глубокую правоту советской женщины, в руках ее нет оружия, она символизирует силу и дух русского народа, который не склонится перед агрессором. Своим протестом против насилия и смерти плакат возвещает грядущую победу. Работа Корецкого внушает силу и уверенность, становится одновременно и призывом, и просьбой, и приказом; так выражены в нем нависшая над людьми опасность и никогда не покидающая их надежда.
- С началом Великой Отечественной войны появились плакаты "Окна ТАСС".
Ученик: Плакаты Окон ТАСС издавались Телеграфным агентством Советского Союза (ТАСС) и распространялись молниеносно быстро. Они печатались малыми тиражами и создавались с помощью трафарета, а не типографским способом. Плакаты были более красочными, и обладали таким важным свойством, как мобильность - возможность мгновенной реакции на то, или иное событие. Главным жанром плакатов Окон ТАСС была сатира и юмор, которые поднимали дух воинов Красной Армии. Вывешивались они на специальных стендах в Москве и других городах.
- «Когда люди будут изучать эпоху Отечественной войны, они не пройдут мимо «Окон ТАСС»… И серьезный историк, и будущий художник, касаясь эпохи Отечественной войны, обратятся к этому материалу».
М.И.КАЛИНИН
- Во время войны, в Ленинграде, выходили плакаты художественного союза «Боевой карандаш».
Ученик: «Боевой Карандаш» возник ещё в 1939 году во время войны с белофиннами. В конце июня 1941 года появился в Ленинграде первый номер серийных плакатов некрупного формата, "Б о е в о г о к а р а н д а ш а", непрерывно выходившего в течение всех тяжелых героических дней блокады великого города. Лаконичные выразительные изображения сопровождались запоминающимися двустишьями или четверостишьями - так сложилась традиция Карандаша. В "Боевом карандаше" сотрудничали все передовые художники Ленинграда, многие из которых сражались в рядах Красной Армии с оружием в руках; иные погибли славной смертью на фронте.
- если в первые месяцы и годы войны плакаты носили агитационный, призывающий характер: «освободи, отомсти, спаси», содержали сюжеты и сцены атак, борьбы советского воина с фашистом, то во второй половине войны, когда наша армия погнала противника изменилось и настроение, и содержание плаката. Зазвучала надежда на Победу. В 1944 году появляется плакат «Дойдем до Берлина!».
Сегодня мы затронули только небольшую часть огромного пласта искусства в годы Великой Отечественной войны - жанр плаката. Но на этом примере мы видим огромное значение искусства в деле патриотического воспитания, поддержания морального духа и веры в победу бойцов нашей армии и гражданского населения страны.
Сегодня, в преддверии дня Великой Победы, я предлагаю каждой группе стать союзом художников и выполнить творческое задание: плакат-поздравление к 9 мая. Вспомним, что мы называем плакатом?
Ученик: плакат – графическое произведение искусства, с кратким, ярко выраженным и запоминающимся текстом, агитационный или учебный. В зависимости от темы в плакате передается торжественное, радостное или строгое настроение.
- обратите внимание на почтовые открытки к 9 мая прошлых лет. Назовите элементы открыток, которые стали узнаваемыми образами-символами праздника Победы.
Ученик: Красный флаг, ордена, георгиевские ленты, лавровые и дубовые ветви, ветви цветущей яблони, сирени, гвоздики, салют.
- что вы можете сказать о цвете?
Ученик: много красного- он всегда торжественный, праздничный, призывный – цвет знамени, пламени, гвоздики. Желтый – цвет солнца, радости. Зеленый – цвет растущей зелени. Синий, голубой – цвет мирного неба. Черный цвет – если его много, вызывает чувство тревоги, печали, но в сочетании с красным, желтым или оранжевым может быть праздничным и торжественным.
- приступая к работе, помните - плакат должен быть выполнен броско, ярко, привлечь внимание. Выполняете в технике «коллаж». Перед вами на столе материалы: бумага, клей, ножницы, распечатанные символы-образы Победы. Удачи.
Самостоятельная творческая работа учащихся.
Итог урока: звучит песня «День Победы», учащиеся выходят к доске, прикрепляют плакаты на доску.
Читают стихи.