Урок русского языка на тему Выборочное изложение на основе метода прогнозирования текста
Урок русского языка в 4 классе
Выборочное изложение на основе метода прогнозирования текста
Цель урока:
Развитие умения последовательно излагать содержание повествовательного текста.
Задачи:
Образовательные:
Отрабатывать умение воспринимать и воспроизводить текст повествовательного характера, т.е.
- понимать тему текста, его основную мысль, составлять план
- воспроизводить текст без нарушения последовательности,
- записывать текст без ошибок, проверять написанное
Развивающие:
Создавать коммуникативные ситуации
- для мотивации учащихся к учебной деятельности,
- для развития их воображения,
-для пробуждения эмоционального отклика,
-для активизации и развития словарного запаса и грамматического строя речи учащихся,
- для развития связной речи.
Воспитательные:
- Воспитывать уважение к трудолюбивым людям, вызвать осуждение злости и жадности.
- Воспитывать культуру устного и письменного высказывания.
Волшебные ягоды
В некотором царстве стоял у деревни тёмный лес. Ягод и грибов было там видимо-невидимо. И жила в чаще того леса злобная Яга. Людям в лес ступить не давала. Кого в трясину заведёт, кого вовсе изведёт.
Как-то летом пришла в лес за ягодами маленькая девочка. Набрала полную корзину, хотела домой идти. Тут повстречалась ей баба Яга и отняла корзинку. Девочка горько заплакала. А баба Яга идёт к себе в избушку, корзинкой размахивает. Вот ягодки оттуда повыпрыгивали. На полянку вернулись и к девочке в платочек закатились. Обрадовалась девочка и побежала домой.
Пришла баба Яга в избушку, а ягод нет! Ругалась она, ругалась да от злобы лопнула. Тут рассыпалась и её избушка. Появилось в этом месте болото. А по краям его много ягод. Всем на радость. Вот и сказке конец. (120 слов)
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Предметные и УУД
Организацион-ный момент.
- Здравствуйте, ребята.
Будем вместе мы читать, На вопросы отвечать, И, конечно, изложение Все напишем без сомнения.
Дети психологически настраиваются на совместную деятельность.
Личностные:
-воспринимать речь учителя.
Актуализация знаний.
Постановка целей урока.
-Ребята, чему вы учитесь на уроках русского языка? Где пригодится умение правильно говорить?
Как порой жалко человека, который не может рассказать историю, которая с ним произошла. Предлагаю вам поработать над умением последовательно излагать события. Для этого я познакомлю вас с текстом, а вы его изложите.
- Кстати, что такое текст?
- Верно, текст – это несколько предложений,
связанных по смыслу.
-Какие типы текста вам знакомы?
- Вспомните, о чем рассказывается в повествовательном тексте?
(Это текст, в котором рассказывается о последовательных событиях)
- Назовите тему нашего урока (на доске – карточка).
- А что нам для этого надо сделать?
(Познакомиться с текстом, понять его, написать и проверить)
- Начинаем работать
Дети формулируют тему урока, планируют работу.
Предметные:
-знания о тексте, типах речи
Личностные
-Смыслообразование (формирование положительной мотивации к обучению) .
Коммуникативные:
- умение слушать и слышать.
Регулятивные:
- Постановка учебной задачи,
- умение планировать свою работу по достижению цели.
Обсуждение заголовка текста, возможного его жанра.
Предположения по заголовку.
-Текст, по которому мы будем писать изложение, называется «Волшебные ягоды» (на доске - карточка)
- О чём может быть этот текст?
- - Предположите, какие события будут разворачиваться в данном тексте.
- Какой это литературный жанр?
- Если сказка, то какая? Почему?
- Посмотрите на экран.
-Как называется в сказке то, что вы сейчас видели?
- Приведите примеры зачинов? Да, зачинов много.
Отвечают на вопросы, прогнозируя дальнейшие события сказки по заголовку.
Личностные
-Смыслообразование (интерес к новому).
Чтение текста изложения учителем по фрагментам.
- Сейчас я буду читать текст изложения. Мы посмотрим, насколько правильными были наши догадки, которые мы сделали только на основе заголовка и узнаем, почему текст так называется.. Иногда я буду останавливаться, а вы будете мне подсказывать, что же могло произойти дальше. Пользуйтесь опорными словами на доске:
Мне кажется
Возможно
Может быть
В некотором царстве стоял у деревни тёмный лес. Ягод и грибов было там видимо-невидимо. И жила в чаще того леса злобная Яга. Людям в лес ступить не давала. Кого в трясину заведёт, кого вовсе изведёт.
- Оправдались ли наши предположения, которые мы
сделали на основе заголовка?
-О чём не смогли догадаться? Как думаете, что будет дальше?
Как-то летом пришла в лес за ягодами маленькая девочка. Набрала полную корзину, хотела домой идти.
- Как думаете, что будет дальше?
Тут повстречалась ей баба Яга и отняла корзинку. Девочка горько заплакала от обиды. А баба Яга идёт к себе в избушку, корзинкой размахивает.
- Предположите, как будут развиваться события дальше?
Вот ягодки оттуда повыпрыгивали. На полянку вернулись и к девочке в платочек закатились. Обрадовалась девочка и побежала домой.
Пришла баба Яга в избушку, а ягод нет!
- Как, по-вашему, закончится сказка?
Ругалась она, ругалась да от злобы лопнула. Тут рассыпалась и её избушка. Появилось в этом месте болото. А по краям его много ягод. Всем на радость. Тут и сказке конец.
- Посмотрите на экран.
- Как называется конец в сказке?
- А в нашей сказке какая концовка?
- Почему же текст называется «Волшебные ягоды»?
- Какова же тема нашего текста? О чем он?
- Основная мысль? Почему ягодки вернулись к девочке? (Наказаны жадность, зло, а трудолюбие вознаграждено)
- Итак, мы познакомились с текстом. Давайте поработаем с ним.
Отвечают на вопросы, прогнозируя дальнейшие события сказки
Познавательные:
-высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы.
Коммуникативные:
-Умение слушать и слышать
-Вступать в диалог.
-Участие в коллективном обсуждении проблем.
-Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
-Понимание возможности различных точек зрения на предмет.
-Уважение к другой точке зрения.
-Учёт разных мнений и умение выразить своё.
-Адекватно реагировать на высказывания сверстников.
Анализ текста, языковых средств.
- Сколько частей в тексте?
- Прочитайте первую часть.
- Как начинается первая часть?
(На доске - В некотором царстве)
- О чём мы узнали из первой части?
- Что значит «видимо-невидимо»?
- Как понимаете «ступить не давала»?
- Объясните значение «в трясину заведёт» «вовсе изведёт».
- Прочитайте вторую часть.
- О чём в ней говорится?
- Подберите синонимы к слову «отняла» (на карточке –забрала, выхватила, взяла)
- Как понимаете ягодки «повыпрыгивали»? Не «выпрыгнули», а именно «повыпрыгивали»?
- Как начинается 2 часть?
(На доске - Как-то летом пришла в лес)
- Посмотрите: слова «как-то летом» готовят нас к развитию дальнейших событий.
- Прочитайте третью часть.
- О чём в ней говорится?
- Почему слово «ругалась» повторяется?
- Какими словами начинается 3 часть?
(на доске - Пришла баба Яга в избушку, а )
- За что поплатилась баба Яга?
-Как об этом сказано в тексте?
- Изложение лучше писать, если есть план.
Анализируют
текст
Познавательные:
-Смысловое чтение.
Коммуникативные:
- Умение вступать в диалог.
-Учёт разных мнений и умение выразить своё.
Составление картинного плана
- Мы составим картинный план. Перед вами картинки к сказке, расставьте их в нужном порядке.
- Расскажи, как об этом сказано в сказке.
- Вот мы и составили картинный план.
- Мы использовали много картинок. На них – последовательные события сказки. Значит, тип этого текста какой?
Это доказывает, что текст повествовательный.
Расставляют картинки в нужном порядке на интерактивной доске.
Познавательные:
- установление причинно-следственных связей и зависимостей между объектами.
Составление опоры
- Продолжим готовиться к изложению. Составим пирамиду. Она поможет нам не перепутать последовательность событий.
__________________________
_____________________________________
_____________________________________________ _____________________________________________________
- Достаньте содержимое конверта. Положите перед собой. Работаем в парах.
- Прочитайте слова на карточках и скажите, что их объединяет? (Это глаголы)
- Глаголы в повествовании играют ведущую роль. Поэтому они будут опорными словами в вашем изложении.
-Найдите глаголы, которые говорят, что делала баба Яга в начале сказки? Расположите ниже в правильном порядке.
- Найдите 3 глагола, передающие действия девочки.
- Теперь 3 слова или словосочетания о действиях волшебных ягод.
- Прочитайте оставшиеся глаголы. Кто совершил эти действия?
- Расположите их ниже в том порядке, как развиваются события в сказке.
- Молодцы, работали дружно. Эти слова помогут вам при работе.
Работа в парах.
1 – у доски.
Дети раскладывают слова, записанные на карточках друг под другом по вопросам учителя.
Предметные:
- знания о глаголе как части речи
Личностные
-применять правила сотрудничества.
Коммуникативные:
-Умение слушать и слышать.
-Понимание возможности различных точек зрения на предмет.
-Уважение к другой точке зрения.
-Учёт разных мнений и умение выразить своё.
Регулятивные:
- формирование умения преодолевать трудности.
Орфографическая подготовка.
- Продолжим работу со словами текста и объясним написание некоторых слов.
- Прочитайте слова.
Ягодки, в трясине, корзинка, избушка, болото, появилось, по краям, стоял, рассыпалась, сказка, платочек, конец.
- На какие 3 группы по орфограммам можно распределить эти слова?
- Кто догадался?
- Кто выйдет и определит в 1 столбик слова с проверяемой безударной гласной в корне. Прочитайте слово, подберите проверочное.
- Во 2 столбик- с непроверяемой безударной гласной.
- В 3 столбик с парным согласным в корне.
- Какое слово «лишнее»? Объясните, почему удвоенная с? Докажите, подобрав однокоренные слова.
- А сейчас хитрый вопрос для знатоков родного языка: в тексте встретились слова «видимо-невидимо», «оттуда», «много». К какой части речи они относятся? На что надо обратить внимание при написании? Прочитаем хором.
-При письме обращайтесь к опорным словам, они тоже помогут вам написать изложение грамотно.
По одному дети выходят к доске, распределяя слова по группам. Остальные на местах подбирают проверочные слова.
Познавательные:
- выделение орфограмм, доказательство,
-логические.
Коммуникативные:
- умение слушать и слышать.
Пересказ.
- Всё ли мы сделали, чтобы подготовиться к изложению?
- Теперь, глядя на картинный план и опорные слова, расскажем сказку.
- Я вижу, что сказку вы поняли и хорошо запомнили последовательность событий. Молодцы!
Дети пересказывают текст по частям:
1 ряд – 1 часть, 2 ряд – 2 часть, 3 ряд - 3 часть.
Познавательные
- Осознанное построение речевого высказывания в устной форме.
Регулятивные:
Контроль и оценка (осознание того, что усвоено).
Повторное целостное чтение текста.
- Сейчас вы приступите к записи: 1 часть – 1 ряд, 2 часть – 2 ряд, 3 часть – 3 ряд, но сначала я прочитаю текст ещё раз, а вы обращайте внимание на опорные слова.
- Перечитайте про себя ещё раз свою часть.
Читают текст сначала про себя, затем слушают чтение учителя .
Коммуникативные:
- умение слушать и слышать.
Запись изложения
- От того, как будет работать каждый из вас, зависит результат, получится ли у нас текст.
- Пользуйтесь опорными словами.
Записывают свою часть.
Познавательные:
-Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
Саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию, к преодолению препятствий).
Самопроверка написанного.
- Итак, мы подходим к последнему этапу нашей работы. Не забудьте проверить свою работу.
Дети проверяют работу.
Регулятивные:
-Контроль.
-Саморегуляция.
Чтение работ.
- Давайте послушаем сказку.
(Вызвать от каждого ряда по одному человеку к доске).
- Какие недочёты заметили? А как у вас?
- Молодцы!
Дети прочитывают свои работы по очереди.
Коммуникативные:
- умение слушать и слышать
- умение критически относиться к услышанному
Подведение итогов.
Рефлексия
- Чему учились на уроке?
- Что для этого сделали?
- Возьмите сигнальные карточки. Если согласны– зелёный, если нет – красный.
(На доске – таблица:
Да/нет
Своей работой на уроке я доволен
На уроке мне было интересно
Учитель записывает в неё количество положительных ответов)
- Что было самым трудным?
- Спасибо за работу!
Дети оценивают свою работу на уроке с помощью сигнальных карточек.
Личностные:
-Самооценка.
Домашнее задание
- Нарисуйте рисунок к самому интересному эпизоду сказки. Подготовьтесь его пересказать.
Рисунок 7Рисунок 13Рисунок 115