Конспект урока Знакомство с понятием «собственные имена»


Русский язык. К тайнам нашего языка
Дата_________________
Тема: «Знакомство с понятием «собственные имена»» (с. 18-20).
Цель урока:
закрепить информацию, введённую на прошлом уроке о том, какие бывают слова;
познакомиться с понятием «имена собственные» и потренироваться в написании их с большой буквы.
Оборудование: учебник, тетрадь.
Ход урока
Организация класса.
А теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке:
Книги, ручки и тетрадки?
Сообщение темы урока.
Дети, сегодня на уроке мы познакомимся с понятием «Собственные имена».
Повторение пройденного материала.
Правила хорошей речи, переноса слов и деловой речи;
Какие бывают слова (названия, указатели и помощники). Примеры слов н.у.п.
Изучение нового материала.
Работа по ТПО (с. 9). Работа в парах.
Среди слов задания 25 три (ученик, девочка, собака) – словарные, остальные с безударными гласными. Вот почему дано задание на нахождение «опасных мест» и орфографическое чтение, лучше хором.
-Прочитайте слова первого столбика. Рядом впишите вопрос: КТО? или ЧТО?
писатель, учитель, котенок, девочка, собака
-Как узнаете, какой вопрос будете писать?
-Найдите на странице слова, которые отделены друг от друга звездочкой.
Жучка * Настя * Чуковский * Антонов * Мурзик-Прочитайте эти слова шепотом и определите, чем похожи их написания? (Все они написаны с большой буквы.)
-А почему во всех этих словах нужна большая буква? (Они называют имена, фамилии людей, клички животных. Это собственные имена.)-Прочитайте фамилии. Выберите имена. А теперь – клички.
-А сейчас работая в парах, попробуйте некоторые из этих слов по смыслу соединить со словами первого столбика.
-Какой памяткой будем пользоваться?
-Как будем проверять правильность написания? (с помощью взаимопроверки)
-Поменяйтесь в паре тетрадями и проверьте, всю ли работу выполнили правильно?
Работа по учебнику и в тетради (с. 18).
При выполнении задания 26 к имеющимся словам ребята добавят свои имена и фамилии.
Физкультминутка
Работа по учебнику и в тетради (с.18-20).
Термин «собственные имена» (научное название) сообщает педагог, но потом информация в рамке (задание 27) читается хором.
Важен вопрос после рамки. Он поможет первоклассникам лучше осознать, что было известно, а какие знания приобретены. Объяснение термина (с. 19) дает учитель, и предлагает желающим ещё раз прочитать его дома.
При выполнении задания 28, ребята выбирают нужные буквы, после чего списывают словосочетания, опираясь на памятку 1, и отмечают опасные места.
Подведение итогов урока. Рефлексия.
Посмотрите карточки на доске: МурЛёЯшАшанязикка.
Какие собственные имена можно составить из них?
Напишите слова, начиная с заглавной буквы.
Какие слова у вас получились?
На какой вопрос они отвечают?
Что называют эти слова?
Так какой секрет русского языка мы сегодня открыли?
Спасибо всем за урок!