Технология французские мастерские как средство формирования коммуникативных навыков обучающихся
Технология французские мастерские как средство формирования
коммуникативных навыков обучающихся
Захарова О.Г.,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ № 8 г.Петровска Саратовской области»
«Нужно дать свободу своему внутреннему миру,
открыть для него все шлюзы вдруг с изумлением
увидеть, что в твоём сознании заключено гораздо
больше мыслей, чувств и поэтической силы, чем ты
предполагал»
Константин Паустовский
В соответствии с ключевыми задачами современного образования одним из основных видов УУД являются коммуникативные навыки, которые предполагают следующие виды коммуникативных действий:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Можно выделить несколько групп коммуникативных умений учащихся:
Группа информационно - коммуникативных умений состоит из умений:
– вступать в процесс общения.
– ориентироваться в партнерах и ситуациях общения.
– соотносить средства вербального и невербального общения.
Группа регуляционно - коммуникативных умений состоит из умений:
– согласовывать свои действия, мнения, установки с потребностями товарищей по общению (осуществление само - и взаимоконтроля учебной и трудовой деятельности,
– доверять, помогать и поддерживать тех, с кем общаешься
– применять индивидуальные умения при решении совместных задач
– оценивать результаты совместного общения (критически оценивать себя и других, учитывать личный вклад каждого в общение, принимать правильные решения, выразить согласие (несогласие), одобрение (неодобрение).
Группа аффективно - коммуникативных умений основывается на умениях делиться своими чувствами, интересами, настроением с партнерами по общению; проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание, заботу к партнерам по общению; оценивать эмоциональное поведение друг друга.
Авторы Государственных стандартов второго поколения считают эту сторону развития одной из приоритетных.
В новых образовательных стандартах делается акцент на необходимость постоянного поиска внутреннего потенциала личности, заданного природой, и на стимулировании ее внутренних усилий в процессе обучения, воспитания и саморазвития.
Таким образом, для успешной реализации формирования коммуникативных навыков учащихся в своей практике я использую французские мастерские.
Что же такое – французские мастерские?
«Мастерская, или Ателье появилась в практике школы в результате деловых контактов педагогов России и группы ЖФЭН из Франции, которые начались в 1989 году. ЖФЭН это сокращенное название «Французской группы нового образования» (Groupe Francais d'Education Nouvelle) добровольный творческий союз ученых и практиков (учителей) Франции.Французская группа нового образования» (Groupe Francais d'Education Nouvelle) возникла в 20-х годах ХХ века во Франции.
Объединение возглавлял Анри Бассис - известный французский педагог, поэт и драматург, общественный деятель. Но только с 1984 года группа окончательно признана Министерством образования Франции, Группа разработала технологию «ATELIE», которая в отечественной педагогике получила название французских (творческих, педагогических) мастерских. В России с ней впервые познакомились в 1990 г., на семинаре Андре Дюни в Санкт-Петербурге.
Данная технология стала известной благодаря публикациям педагогов Санкт-Петербурга, которые участвовали в работе учительских семинаров во Франции и Петербурге: книг и статей Анатолия Арсеньевича Окунева, Надежды Ивановны Беловой, Галины Альфредовны Мейчик и других.
Педагогическая мастерская - это нестандартная форма организации занятий, инновационная технология обучения, которая помогает создать на занятиях творческую атмосферу, психологический комфорт, развивает у учащихся познавательные, творческие и коммуникативные способности, интерес, учебно-познавательную мотивацию, исследовательскую деятельность, позволяет осуществить и эмоционально прочувствовать процесс совместного творчества (сотворчества), поиска знания путем самостоятельного или коллективного открытия.
Другой особенностью мастерской является реализация идеи диалога во всех его аспектах. Происходит обмен мнениями, знаниями, творческими находками между участниками мастерской, чему содействует чередование индивидуальной, групповой деятельности и работы в парах.
Результатом работы в мастерской становится не только реальное знание или умение, важен сам процесс постижения истины и открытие нового.
В педагогической мастерской ученик сам строит путь в открытии новых знаний, проживает увиденное и услышанное.
Мастерство учителя состоит в том, чтобы дать возможность ученику самому до всего дойти и сделать вывод. «Мы не можем помочь людям, делая за них то, что они могли бы сделать сами» (Авраам Линкольн)
Девиз французских мастерских – «Делай по-своему».
Итак, мастерская – это совершенно иная форма организации учебной деятельность учащихся, чем урок. В творческих мастерских ученик не получает готовых знаний, он их добывает, строит сам.
И ещё одно, главное действующее лицо на занятии – ребенок, важны его идеи, чувства, ощущения, эмоции. Иначе, у участников мастерской не произойдет озарение - инсайт, не возникнет переживание радости открытия нового, познания неизвестного свободного творчества, не скованного авторитетными мнениями.
В мастерской реализуются следующие принципы:
Равенство всех участников, включая мастера. Все способны к творчеству, саморазвитию, к исследованию природы, социума, человека в целом, себя лично.
Ненасильственное привлечение к процессу деятельности через создание личностной мотивации.
Отсутствие оценки, соревнования, соперничества. Замена их самооценкой, самокоррекцией, самовоспитанием. Французские мастера категорически против оценивания работы в мастерской в какой- либо форме. Они утверждают, что нельзя не только ставить отметки, а даже словом или мимикой высказывать свое субъективное отношение к работе учащихся. Это будет расцениваться, как давление на личность.
Чередование индивидуальной и парной, групповой форм работы, что создает атмосферу сотрудничества, взаимопонимания, повышение уровня коммуникативной культуры, дает понятие о диалогическом способе восхождения к истине. Важность не только и не столько результата творческого поиска, сколько самого его процесса.
Работа в мастерских основывается как на природном материале, так и на результатах духовной деятельности человечества, прежде всего на языке. Язык при этом выступает не как средство общения, а как «вместилище красоты и смысла» (Пастернак), данных нам в наследство духовной деятельностью наших предков. Поэтому язык важнейший материал для работы во всех мастерских, независимо от предмета.
Один из главных принципов работы в мастерских принцип выбора материала, вида деятельности, способа предъявления материала, партнеров в коллективной работе, места для индивидуальной работы и т.д. Если в традиционной системе учитель дает задание, ученик выполняет. То в мастерских мастер предлагает, а ученик выбирает то, что ему ближе всего, то в чем он сможет полнее реализоваться.
Нравственная ответственность каждого за свой выбор, процесс и результат деятельности. Без ответственности рождается своеволие. «Не навреди»- общий ограничительный принцип медика и педагога.
Мастерская включает каждого из ее участников в «самостроительство» своих знаний через критическое отношение к имеющимся сведениям, к поступающей информации и самостоятельные решения творческих задач.
В мастерской с ее участниками работает скорее не учитель, руководитель, сколько мастер. Он озабочен не столько передачей знаний и умений своим ученикам, сколько созданием того алгоритма действий, того творческого процесса, в ходе которого осуществляется исследование, строительство знаний, самопознание.Каждое занятие мастерской – уникально. Его нельзя точно запрограммировать и расписать по минутам, ведь никогда неизвестно, как повернется ход событий, к каким выводам придут ученики, а мастер, следуя к истине вместе с ребятами, должен вовремя направить работу по нужному пути, одновременно стараясь не выделяться своим знанием. Тем не менее, существует некий общий алгоритм работы мастерской (шаги процесса).
Алгоритм мастерской включает в себя несколько этапов:
Индукция, (наведение) – создание эмоционального настроя, личного отношения к предмету обсуждения. Индуктор – слово, образ, фраза, предмет, звук, мелодия, текст, рисунок и так далее – все, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов.
Самоконструкция – индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.
Социоконструкция – построение этих элементов группой.
Социализация – все, что сделано индивидуально, в паре, в группе, должно быть обнародовано, обсуждено, подано всем, все мнения услышаны, все гипотезы рассмотрены.
Афиширование – вывешивание работ учеников и мастера (текстов, рисунков, схем, проектов, решений) в аудитории и ознакомление с ними. Все ходят, читают, обсуждают или зачитывают вслух (автор, мастер, другой ученик).
Разрыв – внутреннее осознание участником мастерской неполноты или несоответствия своего старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответов, к сверке нового знания с литературным или научным источником.
Рефлексия – отражение чувств, ощущений, возникших у участников в ходе мастерской. Это богатейший материал для рефлексии самого мастера, для усовершенствования им конструкции мастерской, для дальнейшей работы.
План мастерской детализирован, при этом необходимо предусмотреть множество заданий, подсказок – информацию, которая будет предложена участникам в тот момент, когда в ней возникнет необходимость.
Мастерская не равна по времени уроку, она требует исследования и детального проговаривания гипотез и результатов. Часть вопросов не получит ответов здесь и послужит материалом для следующих мастерских. Обычно на мастерскую отводят два урока как в средней (старшей), так и в начальной школе.
Типология разработанных на сегодняшний день мастерских может быть представлена следующим образом:
тип мастерской
основная деятельность
основной продукт
Мастерская письма
создание текста
свободный текст
Мастерская построения знаний
поиск, открытие и формулировка гипотез
новое знание
Мастерская ценностных ориентаций
диалог взглядов, позиций, точек зрения
сформулированное отношение, позиция
Мастерская сотрудничества
совместное творчество
коллективный продукт
Проектные мастерская
поиск путей решения проблемы
проект (план) решения проблемы
Вывод: Атмосфера взаимопомощи, сотрудничества, взаимной поддержки, создаваемая в мастерской, позволяет через взаимодействие учеников с разным уровнем подготовки обеспечить взаимосвязь процессов самообучения, самовоспитания, самоконтроля и формирования коммуникативных навыков.
Интернет – ресурсы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Запрудский Н.И. Технология французских педагогических мастерских в преподавании физики.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]- Выропаева Светлана Исааковна: достижения в области освоения технологии "Французская" мастерская (уроки в начальной школе).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - французские мастерские на уроках биологии.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Методическая разработка урока литературы 8 класса по исследуемой технологии.
Литература:
1. Педагогические мастерские ФранцияРоссия./Под ред. Э. С. Соколовой. М.: Новая школа, 1997 г.
2. Как учить не уча./ Окунев А. А.- СПб: Питер Пресс, 1996г.
3. Использование методики французских мастерских на уроках русской литературы./ РевтовичЕ.А.
13ђЗаголовок 1Заголовок 213ђЗаголовок 315