Развитие Творческих способностей при выполнении Д/З по географии

Развитие творческих способностей обучающихся
при выполнение Д/З по географии

Воспитывая ребёнка, мы готовим его к современной, быстро меняющейся жизни, поэтому очень важно развивать его творческие способности, умение нестандартно мыслить и в дальнейшем нестандартно действовать, чтобы реализоваться как личность. И чем раньше это начать, тем лучше.
В условиях ФГОС география начинается с 5 класса. Это плюс. У детей этого возраста ещё сильна мотивация учения:
Желание испытать себя
Желание знать больше изданной науки
Полезно, пригодиться в будущем
Легко учиться
Желание иметь авторитет среди товарищей
Нравятся учителя
Желание быть образованным человеком
Желание быть готовым к самостоятельной жизни
Чтобы не ругали родители, учителя; неприятно
Этому способствуют и возрастные особенности младшего подростка:
потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье;
стремление обзавестись верным другом;
стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе;
повышенный интерес к вопросу о “соотношении сил” в классе;
стремление отказаться от всего подчеркнуто детского;
отсутствие авторитета возраста;
переоценка своих возможностей;
отсутствие адаптации к неудачам;
ярко выраженная эмоциональность
Так как я впервые веду географию с пятого класса, то больше накоплен материал с 6-го. Тем не менее, вот примеры творческих заданий в пятом классе. 5 классникам я предложила завести тетрадь, где они сами составляют задания по карте для одноклассников. Это чрезвычайно полезно. Когда они составляют задание, при этом вынуждены прорешать его, тем надёжнее закрепляется материал. Ведь спустя два месяца запоминается 90% материала того, что говорим и делаем.
Десятилетние дети очень активны, развитие творческих навыков можно вести во всех направлениях: наблюдение, работа с дополнительной литературой, ресурсами Интернета, изделия собственными руками. Нужно чтобы задание было по выбору, учитывались индивидуальные особенности, наклонности учащихся. Например, к уроку обобщение знаний по теме «Земля во Вселенной»:
написать сказку, фентези, стих, составить викторину (для тех, кто имеет литературные наклонности)
изобразить плакат, рисунок земля во Вселенной
презентация, сообщение,
подобрать космическую музыку
сделать своими руками (оригами, пластилин, и т. д. сейчас есть в продаже наборы для творчества)
взять итерьвью у пилота управляющего вертолётом ведущим работу по космосу (я проживаю в районе, где военная часть встречает космонавтов)
составить таблицу «Классификация небесных тел»
коллекция горных пород и минералов Земли
кроссворд «Небесные тела»
текст преобразовать в схему
составить вопросы к заполненному кроссворду,
подготовить сувенир для инопланетян
сообщение о Челябинском метеорите
Игра «Найди отличия»
Формы работы также разнообразны: индивидуальные задания, групповые проекты, при которых очень хорошо тренируется навык работы в команде. Здесь видна степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому.
Минус в том, что география по учебному плану раз в неделю, а это практически каждый урок нужно знакомиться заново с детьми.
С возрастом в творческих работах увеличивается доля проектной деятельности, научности. Объём выполненной работы увеличивается. К сожалению не все уже принимают участие. Если в 5, 6 классах все поголовно желают, то 8,9 классы 50-30%, а в 10-11 единицы. Но в старшем возрасте можно заинтересовать видами работы связанными с выбором профессии, экскурсиями на предприятия, интерьвью, т.е по полной использовать краеведческий материал. Проект «База отдыха на Песках», рыбная промышленность - коллекция этикеток рыбных консервов, коллекция конструкционных материалов.
Наконец, учитель может спросить самих учеников, каким должно быть домашнее задание, чтобы новый материал был закреплен качественно?
Использую принцип идеальности: учитель показывает пример выполнения творческого или сложного задания. Это дает ученикам возможность убедиться в том, что учитель досконально владеет предметом. 

Придумывать творческие задания для обучающихся, не менее полезно и для учителя, в дальнейшем педагогу не составляет труда на любом этапе урока, любой педагогической деятельности, включать элементы творческих заданий.









Черепова И.А.

13PAGE 15


13PAGE 14215




15