План-конспект Тематика творческих проектов и этапы их выполнения 6 класс
Тематика творческих проектов и этапы их выполнения
Тип урока: Применение знаний в проектной деятельности.
Оборудование:
Оборудование учебных мастерских, инструменты и приспособления; схема структуры проекта; образцы выполненных творческих проектов; памятка учащегося в работе над проектом.
Цель: ознакомить учащихся с направлениями, по которым можно выбрать тему творческого проекта, последовательностью выполнения творческого проекта;
Задачи:
- учить выбирать тему, руководствуясь актуальностью проблемы; поиску аргументированных решений;
- развивать умение выполнять логические операции по проектированию;
- воспитывать интерес к творческой деятельности. Оборудование: лучшие творческие проекты. Ход урока I. Организация урока. Начинается урок,
Чтобы было интересней
Нам трудиться надо вместе.
2.Проверка готовности учащихся к уроку. II. Сообщение темы урока. Любую выполняемую работу (стирка белья, ремонт комнаты и т. д.) можно рассматривать как творческий проект. Каждый проект - это реализация вашего замысла. Как правильно выполнить его? Какова последовательность проектирования? Об этом вы узнаете сегодня на уроке.
Человек живет, сталкиваясь с простыми и сложными задачами. Он задумывается:» Как решить ту или иную проблему? Как построить, сшить, сконструировать? Как создать?» Человек рассматривает родившиеся в его голове варианты решения, ищет нужную информацию, советуется с опытными людьми. В итоге отбирает лучшую идею и переходит к обдумыванию, как осуществить конкретные операции, и только после этого приступить к делу. Другими словами, он задумывает и осуществляет проекты.III. Изучение нового материала.
Сообщение ученицы.(1)
Творческий проект-это итоговая творческая работа.
История возникновения творческого проекта
Зародился во второй половине XIX века в сельскохозяйственных школах США и основывался на идеях «прагматической педагогики» философа Джона Дьюи:
- ребенок в онтогенезе повторяет путь человечества в познании;
- усвоение знаний есть спонтанный, неуправляемый процесс;
- ребенок усваивает материал благодаря возникшей у него потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения.
Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, где они могут быть самостоятельными при принятии решения и ответственными за свой выбор, результат труда, создание творческого продукта.
Проект –пер.с латинского «брошенный вперед .
Суть метода проектов – это стимулирование интереса к проведению исследования
В основе метода проектов лежат:
умения ориентироваться в информационном пространстве;
самостоятельное конструирование знания.
Разнообразие проектов
По количеству участников можно выделить проекты:
-Личностные
-Парные
--Групповые.
По продолжительности:
Краткосрочные
-Среднесрочные
-Долгосрочные.
В основе Метода Проекта лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Сообщение ученицы(2)
Учебный творческий проект-это самостоятельно разработанное и изготовленное изделие от идеи до её воплощения, выполненное при консультированном участии учителя.
Изготовлению предшествует большая работа:
Обдумывание идей;
Выполнение эскизов, рисунков, чертежей, схем;
Разработок технологического процесса.
Цель любого проекта- создание нового, эффективного, конкурентоспособного и экологического продукта , отвечающего потребностям человека.
Последовательность выполнения учебного творческого проекта:
Поисковый этап
1.Определить проблему.
2.Выбрать тему проекта.
3.Определить тему проекта.
Придумать несколько вариантов изделия и выбрать лучший.
Технологический этап.
1 Придумать конструкцию изделия.
2.Разработать последовательность изготовления.
3.Подобрать и приобрести необходимые материалы и инструменты.
4.Организовать рабочее место.
Изготовить изделие, соблюдая правила безопасной работы.
Аналитический этап.
1.Провести испытание изделия.
2.Проанализировать , что получилось, а что нет.
3.Подготовиться к защите проекта.
Поисковом этапе формируется проблема для творческого проекта. Выбирается тема проекта. Подумайте для кого и что вам хотелось сделать. Определить требования к изделию.
Каким должно быть ваше изделие. Подобрать несколько вариантов.
Примерное содержание творческого проекта:
Титульный лист.
Содержание.
Введение.
Глава 1. Конструкция изделия.
Глава 2. Технология изготовления.
Глава 3. Экономическое обоснование проекта.
Глава 4. Экологическая оценка проекта.
Заключение.
Библиографический список использованной литературы.
Приложения..
Титульный лист является первой страницей. В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения. В среднем дается название проекта без слова «тема» и кавычек. Оно должно быть по возможности кратким и точным – соответствовать основному содержанию проекта. Далее указываются фамилия, имя и класс проектанта (в именительном падеже). Затем фамилия и инициалы руководителя проекта. В нижнем поле указываются место и год выполнения работы (без слова «год»).
Вслед за титульным листом помещается содержание, в котором приводятся все заголовки и указываются страницы.
Во введение к работе обосновывается актуальность выбранной темы, цель и содержание поставленных задач, формулируется планируемый результат, сообщается, в чем состоит новизна проекта.
Содержание глав основной части должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать. Эти главы должны показать умение проектанта сжато, лаконично и аргументировано излагать материал.
В первой главе, описывающей конструкцию изделия, приводится краткий обзор литературы, разрабатывается банк идей и предложений по решению проблемы, рассматриваемой в проекте.
В технологической части проекта необходимо разработать последовательность выполнения объекта. Она может включать в себя перечень этапов, технологическую карту, в которой описывается алгоритм операций с указанием инструментов, материалов и способов обработки.
Далее необходимо рассмотреть экономическую и экологическую оценки проекта.
В экономической части представляется полный расчет затрат на изготовление проектируемого изделия (состав расчета изменяется в зависимости от класса, в котором учатся ребята). Результатом экономического расчета должно быть обоснование экономичности проектируемого изделия и наличия рынка сбыта.
Особое внимание необходимо уделить экологической оценке проекта: обоснованию того, что изготовление и эксплуатация проектируемого изделия не повлекут за собой изменений в окружающей среде, нарушений в жизнедеятельности человека. Экологическая оценка проекта включает в себя экологическую оценку конструкции и технологии изготовления, оценку возможностей изготовления изделия из материалов - отходов производства, оценку возможности использования отходов, возникающих при выполнении проекта.
В заключении последовательно излагаются полученные результаты, определяется их соотношение с общей целью и конкретными задачами, сформулированными во введении, дается самооценка учащимся проделанной им работы. В некоторых случаях возникает необходимость указать пути продолжения исследования темы, а также конкретные задачи, которые предстоит при этом решить.
После заключения принято помещать список использованной литературы.
Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают основную часть работы, помещают в приложениях.
вам варианты тем творческих проектов:
Совсем не обязательно выбирать темы, перечисленные выше. Вы можете придумать тему по своему усмотрению, ту, которая более актуальна для вас.
Разнообразие проектов:
-Информационный и
исследовательский проект
-Обзорный проект
--Продукционный
видеофильм, рекламный ролик, телепрограмма, интервью со знаменитыми людьми, журнальный репортаж, рок-опера и т. д.
По характеру результата по форме
Тематика творческих проектов:
Проект «Панно для украшения комнаты»
Проект « Сервировка стола»
Проект «Новая пицца»
Проект «Блюдо из черствого хлеба»
Проект «Фиалки из бисера».
Практическая работа
Подготовка к выполнению проекта.
Исследование№1
« Что я могу сделать своими руками?»
Исследование №2
« Каким требованиям должно отвечать изделие»
Исследование № 3
« Технологии которыми я владению»
Такой план создается для того, чтобы не упустить каких-либо важных моментов в разработке проекта.
Закрепление материала.
- Почему эта работа по технологии называется творческой?
- От чего зависит качество выполнения проекта?
- Какие отдельные части может включать проект?
- Что обязательно должен содержать проект? (выводы, результаты, исследования, элементы усовершенствования изделия, экономические расчеты)
Проверочный тест «Этапы выполнения проекта».
Задание: найдите продолжение предложений, указав их стрелками
Выполнение операций, предусмотренных технологическим процессом Заключительный этап
Процесс конструирования изделия Технологический этап
Экономические расчеты Организационно-подготовительный этап
Путь реализации изделия Описание внешнего вида Определение себестоимости Итог урока.
Домашнее задание: познакомиться с банком объектов для творческих
работ, работа над проектом.