Система работы «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ»


Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Ромненская средняя общеобразовательная школа имени И.А. Гончарова»
СИСТЕМА РАБОТЫ
учителя русского языка и литературы
Онищенко Оксаны Николаевны
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ»
20 век... 21 век... Это время информационного взрыва: объём информации постоянно увеличивается, а часть информации делается с течением времени недостоверной. Образование, основанное на получении заданного объема знаний, быстро девальвируется. Изменился и смысл понятия «образованный человек». В 21 веке главная его черта – быстро и свободно осваивать новые виды, способы деятельности и информационные поля, поэтому актуальны на сегодня ИКТ. В школе созданы условия для использования сети Интернет в учебной и внеурочной деятельности, а также компьютерных программ на уроках русского языка и литературы. Задачи, стоящие перед учителем-словесником при применении информационных технологий, во многом отличаются от целей и задач других учителей-предметников. Задачи эти предполагают работу с текстом, с художественным словом, с книгой. Учителю русского языка необходимо сформировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, обогатить словарный запас учащихся, научить их владеть нормами литературного языка, дать детям знание лингвистических и литературоведческих терминов. И мне на уроках бесспорным помощником в решении этих задач являются информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).
Я работаю по следующим направлениям:
использование готовых программных продуктов;
работа с программами MS Office (Word, Power Point, Microsoft Publisher);
работа с ресурсами Интернет.
В своей работе я использую готовые программные продукты («Фраза», «Энциклопедию русской литературы», «Большую энциклопедию Кирилла и Мефодия»), Интернет-ресурсы, текстовые материалы, тесты, презентации учебного материала, разработанные как мной, так и самими учащимися для уроков.
Дидактический материал, представленный в компьютерном варианте, решает несколько задач:
повышает производительность труда учителя и учащихся на уроке;
увеличивает объем использования наглядности на уроке;
экономит время учителя при подготовке к уроку.
Необычайно интересна работа с использованием программы Power Point. Она приводит к целому ряду положительных эффектов:
обогащает урок эмоциональной окрашенностью;
4759960152400психологически облегчает процесс усвоения;
возбуждает живой интерес к предмету познания;
расширяет общий кругозор учащихся;
повышает производительность труда учителя и учащихся на уроке.
Много дополнительного материала можно найти через Интернет, что позволяет создать банк наглядных и дидактических материалов, критических статей, рефератов и т.д.
477901024650704759960168275Прослушивание художественной литературы в электронном варианте выручает тогда, когда учащиеся не могут найти нужные произведения в библиотеках или просто им легче слушать, чем читать. Электронные словари и энциклопедии позволяют мобильно получить дополнительные знания и использовать их на уроке. Каждый учитель знает, как оживляет урок использование видеоматериалов, которые можно включить в презентацию. Применение ИКТ на уроках литературы приводит к целому ряду положительных результатов:
создание учителем и учащимися медиатеки, включающей в себя презентации по биографиям и творчеству писателей XIX и XX веков;
повышает качество обучения;
усиливает интерес к изучению предмета;
помогает рационально распределять время урока; 
475996092265500 помогает доходчиво объяснять материал, делать его интересным. При объяснении нового материала на уроке я использую предметные коллекции (иллюстрации, фотографии, портреты, видеофрагменты, видео-экскурсии), таблицы и схемы, проектируя их на большой экран. При этом существенно меняется технология объяснения – я комментирую информацию, появляющуюся на экране, по необходимости сопровождаю ее дополнительными объяснениями и примерами.
Использование ИКТ на уроках литературы и русского языка можно представить схемой:
-2476580010
Для учащихся 9-11 классов разработана программа «Подготовка к ЕГЭ, ГИА», которая состоит из теоретического блока (в форме презентаций по разным темам, вынесенным на ЕГЭ, ГИА), из практических заданий, подобранных по образцу КИМов. Особый интерес вызывает запись радиопередачи «Русский устный», где ведущий рассказывает о происхождении слова, его лексическом значении и произношении. На уроках русского языка и литературы можно использовать самые различные обучающие программы, электронные учебники, тестовые задания, электронные словари, аудиокниги, видеофильмы, такие программные продукты, как «Фраза», «Русский язык. 1С Репетитор», «Школьный курс русского языка», «Школьный курс литературы», «Кирилл и Мефодий. Русский язык. Литература 5-11 класс», «Подготовка к ЕГЭ, ГИА по русскому языку». Достоинство электронного учебника в том, что большой объём информации собран на одном диске, наглядно представлен и озвучен теоретический материал, предлагаются интерактивные диктанты, позволяющие получить моментальный результат и выявить темы, недостаточно усвоенные учеником. Коллекция дисков виртуальной школы «БКМ», предназначенная для учеников 5-11 классов, ценна тем, что материал на них представлен поурочно, есть аудио- и видеофрагменты, великолепный иллюстративный материал, изучаемые тексты, терминологический словарь. В используемой программе «Библиотека электронных наглядных пособий. Литература. 5-11 классы» известных разработчиков программного обеспечения «Дрофа» материал дан не по классам, а по основным разделам литературы. Замечательные портреты классиков, иллюстрации к их произведениям, отрывки, кроссворды, тесты – все это позволяет разнообразить урок. Так, при изучении романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» после чтения соответствующей главы можно послушать арию Ленского, дуэт Татьяны и няни, ариозо Онегина «Ужель та самая Татьяна?»; знакомясь с шедеврами лирики Пушкина, насладиться романсом «Я помню чудное мгновенье». На уроке, посвященном теме гордого одиночества в лирике Лермонтова, проникнуться романсом «И скучно, и грустно». Для увлеченных литературой учеников на уроках обобщения и повторения предложить кроссворды, криптограммы, тесты по фольклору, творчеству Пушкина, Гоголя, Тургенева. В последнее время издательство «Просвещение» предлагает диски к учебникам литературы. С большим вниманием учащиеся слушают актерское чтение произведений, отвечают на вопросы, которые им задаёт компьютер. Сегодня на уроке литературы можно совершить виртуальную экскурсию на родину писателя или поэта, побывать в его музее (например, в лермонтовском музее-заповеднике Тарханы, на родине С. Есенина, П.П. Бажова, в Щелыково – Государственном музее-заповеднике А.Н. Островского и т.д.), услышать мастерское чтение любимых классических произведений, познакомиться с критическими материалами, в Интернете найти нужную информацию, тексты. В кабинете литературы представлена видеотека шедевров советского и русского кинематографа по произведениям писателей 19-20 веков. Просмотр фрагментов фильма заставляет учащихся по-новому взглянуть на произведение, визуализация образов героев делает их ближе, понятнее, у многих появляется желание перечитать произведение, сравнить фильм с текстом. Применение компьютерных технологий позволило наполнить уроки новым содержанием, развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность, формировать элементы информационной культуры, прививать навыки рациональной работы с компьютерными программами, поддерживать самостоятельность в освоении возможностей компьютерных технологий и идти в ногу со временем. Формируются и такие виды познавательной деятельности учащихся, как работа со статьями лингвистических словарей, с материалами энциклопедий и справочной литературы, создание творческих работ. Использование компьютера на уроках русского языка при работе с текстом помогает конкретизировать и актуализировать предмет речи, у учащихся появляется интерес и внимание к работе со словом, что способствует реализации ключевой идеи концепции преподавания русского языка и литературы: восхождению от грамотности к речемыслительной культуре и духовности личности учащегося. Таким образом, использование ИКТ на уроках и во внешкольной деятельности даёт высокие результаты: развивает творческие, исследовательские способности учеников, повышает их активность, способствует интенсификации образовательного процесса, более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, активизирует познавательную деятельность учащихся, повышает интерес к предмету, развивает у детей логическое мышление. Я думаю, что мои ученики смогут овладеть всеми ключевыми компетенциями школьника (коммуникативной, культуроведческой, информационной, языковой, исследовательской), что позволит им не только успешно выдержать выпускные экзамены, но и стать востребованными специалистами, занять достойное место в обществе.
На своих уроках я использую элементы технологии критического мышления. Применение этой технологии дает ученику повышение интереса к изучаемому материалу, к процессу обучения; умение критически мыслить; работать в сотрудничестве с другими. А мне, как учителю, эта технология помогает создать в классе атмосферу открытости, возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения. Как учить детей без принуждения? Как помочь им раскрыть свои возможности? Как сделать предмет интересным для всех? Как построить урок, чтобы научить ученика размышлять, задавать вопросы и находить ответы, радоваться процессу поиска? Чем интересна эта технология филологам? Тем, что каждый её приём работает на формирование у ребят филологической компетенции. Известно, что урок, проведённый по названной технологии, включает в себя три этапа: вызов, осмысление и рефлексию. Вызов – это импульс к появлению новых знаний. Хорошо усваивается та информация, которая актуальна и интересна. Поэтому на этой стадии важно мотивировать учащихся к познанию. Они должны захотеть узнать. На стадии вызова предлагаю ребятам поиграть в игру «Верные-неверные утверждения» о жизни писателя. Например, при изучении творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина можно составить такой список утверждений: 1. М.Е. Салтыков-Щедрин был счастливым человеком. 2. Салтыков – настоящая фамилия писателя. 3. Он родился в небогатой семье. 4. Получил прекрасное образование. 5. Его называли продолжателем Пушкина. 6. Ему не удалось сделать карьеру. 7. Был несчастлив в браке. 8. Имел много врагов. Причём, утверждения могут быть самыми неожиданными и нелогичными. Задача ученика – не зная ничего о М.Е. Салтыкове-Щедрине, согласиться или не согласиться с данными предположениями, поставить «плюс» или «минус». В эту игру мы играем накануне знакомства с творчеством писателя. Домашнее задание заключается в том, чтобы подготовить сообщение об авторе, произведения которого мы будем изучать, используя электронные или бумажные носители информации. Выполняя домашнее задание, ребёнок обязательно проверит, в чём он оказался прав, выдвигая предположения в игре, а в чём ошибся, и посчитает свои «плюсы» и «минусы». Вторая стадия урока, построенного по технологии критического мышления, - осмысление. И здесь целесообразно предложить работу с текстом. Мы возобновляем разговор о писателе, начавшийся на прошлом уроке игрой «Верные-неверные утверждения» и продолжившийся дома при подготовке сообщения. Я предлагаю ребятам, пользуясь своим подготовленным текстом, заполнить первую графу таблицы:
Знаю Хочу узнать Узнал
Достаточно записать 5 интересных фактов. Каждого прошу высказаться, не повторяя предыдущего оратора. Затем мы заполняем вторую графу, понимая, что после проделанной работы у нас ещё остались вопросы о жизни или творчестве писателя. Формулировать вопросы, это тоже искусство. Прием «Верите ли вы…» я использую при знакомстве с биографией поэта или писателя. Сначала я демонстрирую фотографии, портреты писателя, а затем предлагаю утверждения. Например, при знакомстве с биографией А.Н. Островского предлагаю такие утверждения:
Островский родился в том районе Москвы, где жил герой Лермонтова
купец Степан Калашников.
Островского называли «Колумбом Замоскворечья».
Окончил филологический факультет Московского университета.
Служил секретарем в суде.
Никогда не отказывал себе в удовольствии «хвастнуть нездоровьем».
По его пьесе снят фильм «Жестокий романс».
Писал о себе: «У русского драматического искусства один только я. Я – все: и академия. И меценат, и защита».
Желание учеников убедиться в своей правоте, узнать истину заставляет их с большей заинтересованностью отнестись к лекции, учебному фильму, учебной статье.
Последняя стадия, самая важная, - рефлексивная. Именно здесь происходит творческое развитие, осознание вновь приобретённой информации. Рефлексия может быть письменной. Чтобы закончить создание образа писателя на уроке, предлагаю написать синквейн. Вот так, например, выглядит синквейн, написанный учеником на уроке, посвящённый изучению биографии М.Ю. Лермонтова: 1. Лермонтов. 2. Одинокий, свободный. 3. Страдает, предчувствует, любит. 4. Романтик всегда обречён на одиночество. 5. Гений.
На любой стадии урока обучающие совместно с учителем и самостоятельно составляют кластер.
Используя названные приёмы технологии критического мышления, мы решаем очень важные задачи. Во-первых, делаем процесс обучения интересным. Во-вторых, формируем такие навыки работы с информацией, без которых современному человеку трудно достичь социального успеха. И, в-третьих, воспитываем качества критически мыслящей личности, способной найти правильный путь решения любой проблемы.
В связи с введением обязательного единого государственного экзамена по русскому языку возникает потребность в систематической и глубокой подготовке обучающихся к нему. А научить всех учащихся учиться мне помогает метод интеллект-карт, в основу которого положены исследования английского психолога Тони. Компетентностно-ориентированное образование предполагает сформированность у выпускников всех ступеней ключевых компетентностей.


Педагогическая технология метод проектов помогает формировать все ключевые компетентности. Обращение к проектной методике в образовательном процессе позволяет учитывать индивидуальные особенности развития школьников, способствует лучшему закреплению полученного на уроках материала. Проектная деятельность в доступной для учащихся форме может быть использована на любом уровне и в любом возрасте. У ребёнка, самостоятельно обдумывающего и отбирающего нужную информацию, ненавязчиво происходит закрепление необходимого материала. Использование метода проектов на уроках показало свою эффективность: повысился интерес учащихся к изучению предметов, происходит развитие у них навыков самостоятельной, поисковой и творческой работы. Я думаю, что, накопив опыт использования данного метода при изучении русского языка и литературы, мои ученики смогут овладеть всеми ключевыми компетенциями школьника (коммуникативной, культуроведческой, информационной, языковой, исследовательской), что позволит им успешно выдержать выпускные испытания. Основная трудность в организации этой деятельности - перегрузка учащихся. Исследовательская работа над проектом - объёмная, кропотливая, особенно, если это - поиск информации, чтение научной литературы, написание рефератов. Конечно, польза от такой деятельности несомненная, но я всё-таки стараюсь избегать больших временных затрат. Активно использую творческие, игровые формы, исследовательскую деятельность, связанную с размышлениями ребят над проблемой, постановкой экспериментов. Исследование может быть организовано на всех этапах обучения литературе: некоторые элементы школьникам следует осваивать уже в среднем звене, тогда более реальным будет подъем к высшему уровню творческой самостоятельности. Например, изучается сказка К. Г. Паустовского "Тёплый хлеб". Очень добрая и умная, она нравится детям идеей покаяния и очищения. Но ученики сразу обращают внимание на её жанровые особенности. Почему К. Паустовский назвал своё произведение сказкой? Всё ли в нём похоже на сказку? Так начинается наблюдение над тем, как переплетаются в произведении сказочные и реальные мотивы, как обычное превращается в сказочное – в реальное и к чему ведёт нас автор своей фантазией и мудрым словом.
Проект «С чего начинается Родина? (По рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека», литература 9 класс)»
Идея проекта. Каждый взрослый человек может ответить на вопрос: «Что такое Родина?». Но понимают ли, что такое Родина, наши дети? Для них Родина – это страна, Россия. Тяжело пятнадцатилетнему ребенку любить страну абстрактную. Д.С. Лихачев писал о том, что любовь к Родине начинается с любви «к родителям, к своей семье. Потом это любовь к своей школе, к своему классу; к своему селу или городу. «…» Важнейшая ступень - любовь к своему народу, к своей стране». Обратившись к истории жизни главного героя рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека», учащиеся узнали, что любовь к Родине неразрывна с человеческим достоинством, с любовью к близкому; доказывали, что все великое начинается с малого, а значит, доступно им.
Урок по литературе в 7 классе по произведению В. Железникова «Чучело» Спешите быть милосердным (проектная технология).
В процессе работы над проектом учащиеся знакомились с повестью «Чучело», с биографией писателя В. Железникова, «социологи» проводили экспресс–опрос «Что нужно исправить, чтобы в отношениях детей между собой не было жестокости и предательства», писали отзыв на кинофильм, поставленный режиссёром Р. Быковым, составляли нравственно-этический словарик, «психологи» искали способы выхода из агрессии, работали 3 группы-исследователей, в каждой группе были «текстологи», которые подбирали отрывки из текста для подтверждения мысли, зачитывали их выразительно, создавали презентации группы, рисунки по произведению, исследовательская работа учащихся по тексту «Нравственные принципы Николая Николаевича», «Изменения, которые произошли в Ленке после столкновения с одноклассниками», прослеживали путь Димы Сомова от положительного героя до предателя, составляли викторину.
Основополагающий вопрос: в чём сила человека?
Проблемные вопросы учебной темы:
Как вам могут пригодиться знания, которые вы получили во время работы над проектом?
Похожи ли герои повести на современных ребят?
Что было самым трудным в работе?
Хотели бы вы дальше работать над созданием творческих проектов?
Учебные вопросы распределялись по группам.
В ходе работы над проектом вырабатываются следующие знания, умения: умение работать с текстом, Интернет-ресурсами, со справочной литературой, создавать презентации, оформлять письменные высказывания на заданную тему.
6 класс: урок литературы на тему: «Ночь чудес и справедливости» (по повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»), 2011 год.
Основные цели урока: создать представление о народных и религиозных праздниках; отработать навыки анализа и выразительного чтения художественного произведения; развивать творческую способность учащихся; воспитывать чувство уважения к культуре и истории народа, доказать на уроке гипотезу – Добро побеждает зло.
Передо мной стоит проблема: как сделать процесс обучения школьников интересным. И поэтому для решения этой проблемы на своих уроках применяю элементы следующих технологий: метод проектов, развитие критического мышления через чтение и письмо, интерактивное обучение. Каждая из этих технологий вносит свой вклад в развитие личности учащегося, в его социализацию. Использование новых технологий на уроке позволяет индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, контролировать деятельность каждого, активизировать творческие и познавательные способности учащихся, оптимизировать учебный процесс, значительно увеличить темп работы. Это приводит к росту качественной успеваемости и сохраняет устойчивый интерес к русскому языку и литературе на протяжении всех лет их изучения.
Вывод: интеграция современных образовательных технологий является эффективным путём повышения качества образования.
Формы и методы обучения на уроках
русского языка и литературы
В учебниках литературы изображены иллюстрации к некоторым произведениям, на форзацах даются картины художников. И вот здесь я стала задумываться, чем интересен иллюстратор? Какую роль может сыграть наглядность на моих уроках литературы (картины, портреты)?
414782067945Портрет литературного героя
Сопоставляя портретное полотно с описанием внешности литературного героя, ученики постигают своеобразие словесного портрета
00Портрет литературного героя
Сопоставляя портретное полотно с описанием внешности литературного героя, ученики постигают своеобразие словесного портрета
-41973567945Художники-портретисты, скульпторы
Учащиеся знакомятся с работами художников, иллюстраторов и скульпторов, которые обогатили художественные произведения.
00Художники-портретисты, скульпторы
Учащиеся знакомятся с работами художников, иллюстраторов и скульпторов, которые обогатили художественные произведения.
1868170168275Картины как исторический комментарий
00Картины как исторический комментарий
-497459067945Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством»
00Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством»

1481455295275Роль наглядности
на уроках
литературы
00Роль наглядности
на уроках
литературы

4093210318770Художественная
иллюстрация
Иллюстрация вводит в духовную атмосферу книги, помогает лучшему раскрытию внутреннего мира героя и рассказчика, или мы видим, каким представляет читатель того или иного героя.
00Художественная
иллюстрация
Иллюстрация вводит в духовную атмосферу книги, помогает лучшему раскрытию внутреннего мира героя и рассказчика, или мы видим, каким представляет читатель того или иного героя.
-430530318770Пейзажные полотна русских художников Дети подбирают картины к стихотворениям, такая работа ведет к углубленному пониманию таких изобразительно-выразительных средств, как эпитет, сравнение, олицетворение.
00Пейзажные полотна русских художников Дети подбирают картины к стихотворениям, такая работа ведет к углубленному пониманию таких изобразительно-выразительных средств, как эпитет, сравнение, олицетворение.

1868170322580Натюрморт
Выступает в роли исторического комментатора эпохи
00Натюрморт
Выступает в роли исторического комментатора эпохи

-3111576835Портрет писателя
Дети видят не только индивидуальный облик художника слова, но и его внутренний мир, его чувства, мысли.
00Портрет писателя
Дети видят не только индивидуальный облик художника слова, но и его внутренний мир, его чувства, мысли.

95250-171450Уроки литературы, на которых я использовала наглядность
00Уроки литературы, на которых я использовала наглядность

При изучении А.С. Пушкина «Капитанская дочка» использую картину В.Л. Боровиковского «Портрет Екатерины II на прогулке в Царскосельском парке»; центральную часть триптиха А.П. Бубнова «Народное восстание» для сопоставления описания внешности Пушкина;
В 11 классе при изучении А.К. Толстого «Пётр I» использую картины Серова «Пётр I на постройке Петербурга», Сурикова «Расправа со стрельцами», в 5 классе при изучении стихотворения «Бородино» М.Ю. Лермонтова использую картины С.А. Герасимова «М.И. Кутузов на Бородинском поле», Ф. Рубо «Панорама Бородинского сражения»;
Рассматриваем иллюстрации к поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души» (10 кл.), иллюстрации к произведению Н.С. Лескова «Левша» (6 кл.), иллюстрации к произведению Л.Н. Толстого «Война и мир» (10 кл.);
При изучении биографии А.С. Пушкина обращаюсь к картине Н.Н. Смирнова «Пушкинский натюрморт» (9-10 кл.).
3752921904367Все уроки, на которых шла работа с иллюстрациями, проходят живо и интересно. Дети сами рисуют иллюстрации к произведениям. Есть прекрасные слова у Экзюпери: «Без образного представления невозможно понять некоторые вещи в сказке».
38167945
1667510337185Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством»
00Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством»

414909240284
4040505139700В. Тендряков «Весенние
перевёртыши»
00В. Тендряков «Весенние
перевёртыши»

3757295325120Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке»
00Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке»

Для привития интереса к предмету я использую разные методы и формы на уроках русского языка:
Формы и методы на уроках русского языка Эффективность их выбора
Лингвистические тексты по разным темам повышают интерес к предмету
Занимательный рассказ, связанный с изучением новой орфограммы повышают интерес к изучению нового материала
Проблемные ситуации Всевозможные карточки дают возможность на уроке быстро определить уровень знаний и навыков по данной теме с минимальной затратой времени
Алгоритм вызывает высокую активность учащихся, развивает четкость мышления, помогает научиться ученикам пользоваться правилами
Дифференцированные задания дифференцированные задания для меня не только дидактический материал, но и помощь учащимся с моей стороны
Акцентологическая разминка отрабатывает у учащихся правильное произношение
Ролевые игры позволяют научиться детям избегать конфликтных моментов, поддерживать дружелюбную атмосферу, корректировать поведение в различных формах взаимоотношений
Работа с орфографическим словарём пополняет словарный запас учеников, способствует орфографической грамотности
Разученный диктант, взаимодиктант способствует развитию орфографической зоркости
Игры-соревнования создают климат состязательности, повышают эмоциональный уровень учебного труда обучаемых, развитие активности, самостоятельности, творчества и инициативы
Для пробуждения интереса к чтению, я ввела простую форму на уроке – это зачет по тексту, викторины, тесты. Эти формы позволяют развивать умения читать вдумчиво, свободно ориентироваться в тексте, обращать внимание на важные детали, а также помогает активизировать ребят на уроках. Вопросы формулируются таким образом, чтобы на них можно было ответить фразой из текста, цитатой. Когда дети понимают принцип этой работы, то потом сами составляют такие вопросники, а потом проводим конкурс «Лучший, интересный, необычный вопрос». На сегодня является важной проблемой – это развитие устной и письменной речи у учащихся. В своей педагогической деятельности разрешаю эту проблему следующим образом: например, в 5-х и 6-х классах в систему творческих работ учащихся включаю сочинение загадок, небылиц, рассказов, басен, очерков и т. д. С помощью игры создаю речевую ситуацию на уроке: например, раздаю карточки с пословицами, где нужно определить тему каждой пословицы, а к отдельным придумать случай, который бы позволил употребить данную пословицу. Провожу игры «Подскажи словечко», «Закончи пословицу», которые помогают показать, что пословицы имеют рифму, ритм. На уроках литературы ребятам нужно дать понятие композиции произведения и поупражняться в их построении, увидеть, как это делает автор. Здесь я использую следующий методический прием: даю ребятам разрезанный на части текст, а также использую игру с «рассыпанными иллюстрациями», а потом даю задание рассказать эпизод, изображенный на иллюстрации или вспомнить текст, подобрать «рассыпанные» открытки в такой последовательности, чтобы восстановить содержание текста. Для развития речи использую этюды-импровизации, это когда ученики «домысливают» действия, сочиняют на основе внимательного чтения отдельные эпизоды. Уже это задание требует творческой деятельности ребенка: например, после знакомства с произведением А.С. Пушкина «Дубровский», даю творческое задание «Встреча главных героев за границей». На уроках детям очень нравится читать по ролям и инсценировать эпизоды, при этом обрисовав словами движения, мимику, выражения лица своего героя; прослушиваем актерское чтение с последующим обсуждением, например, при изучении Крылова «Демьянова уха», прослушав аудиозапись этой басни, обсуждали ее по следующим вопросам: Понравилась ли? Что более всего понравилось в чтении актеров? Для обогащения речи школьников использую форму пересказа художественного текста: например, при изучении Л.Н. Толстого «Кавказский пленник», даю подробный пересказ с использованием авторского текста «Первый побег», краткий пересказ «История Жилина» (Костылина), при этом нужно сопоставить поведение каждого из героев, рассказать свое отношение к героям. Давая сопоставительную характеристику Костылину и Жилину, дети обращают внимание на средства изображения героев и на проявление качеств личности. Практикую для развития речи составление развернутого плана ответа на уроке при изучении темы, повторении материала, составляем план сложный, тезисный план, план небольшого эпического произведения или отрывка из него. Эта работа позволяет научить детей сжато сформулировать основные мысли устного и письменного высказывания. При обмене впечатлениями о прочитанном, дети показывают свою эмоциональность и самостоятельность в своих суждениях. Вместе с детьми учимся передавать слушателям свои впечатления о прочитанном. И для этой передачи ребенок должен овладеть некоторыми приемами театрального искусства. И вот тогда мы с детьми инсценируем или читаем по ролям. Эти формы на уроках помогают «вживанию» в произведение. Решая проблемы нравственного воспитания через литературное творчество, я учу учащихся наблюдать, вдумываться в жизненные факты… Современные уроки-беседы по внеклассному чтению оказываются эффективно действующими средствами воспитания. Они во многом определяют не только содержание самостоятельного чтения учащихся, но и освоение, понимание, оценку. Среди 6-7-х классов провела анкету «Читательский запрос учащихся», из которой мы видим, что наши дети читают разные жанры литературы в столь компьютерное время.
Читательский запрос учащихся 6-7-х классов
Жанры литературы, которые читают учащиеся Количество читающих
1. Остросюжетная литература 1
2. Приключенческая литература 4
3. Фантастика 4
4. Любовные романы 3
5. О животных 4
6. Поэзия 4
7. Классика 4
8. Детективы 5
9. Военно-патриотическая литература 5
Всего опрошенных: 34
С целью определения отношения учащихся к литературе и выявления её значимости, среди учащихся 6-7-х классов проводилась анкета, в которой ставился вопрос: «Нужен ли предмет литературы в курсе школьной программы?». Из 34 опрошенных учащихся – 96% ответили, что этот предмет необходим в курсе школьной программы, 4% - не нужен.
Иногда мы слышим о том, что нужно изучать серьёзные и полезные предметы: информатику, алгебру, английский язык, а книжки пусть дети читают на досуге. И тогда я обратилась к своим детям с вопросом: «Что даёт им литература?». Приведу несколько высказываний: «Жизнь – стремление к постижению истины, а литература даёт толчок к этому стремлению. Читая Толстого, Чехова, невозможно не задуматься о смысле жизни, а без этих уроков я бы, наверное, не прочла многие, очень важные для меня теперь книги» (Вика О.)
«Алгебра, при всей её важности, не делает тебя мудрее, не научит, как вести себя в жизни, не сделает из тебя человека. В литературе можно найти ответы почти на все жизненные вопросы. Что бы ни случилось, ты всегда обращаешься к книгам» (Юля С.).
Дети приходят на мой урок для того, чтобы постичь литературу не как учебную дисциплину, а как науку человеческих отношений. Я, как учитель литературы, размышляю о том, как трудно быть моим ученикам читателями, тем более, сегодня.
Я перешла на новые отношения в передаче знаний
«ученик - учитель»:
504825254635ученик открывает новые знания - учитель рекомендует источники знаний
00ученик открывает новые знания - учитель рекомендует источники знаний
3247390254635ученик субъект обучения - учитель партнер
00ученик субъект обучения - учитель партнер

3613785179705ученик активен – учитель содействует условиям для проявления активности
00ученик активен – учитель содействует условиям для проявления активности
-40640179705ученик несет ответственность за результаты своей деятельности – учитель помогает оценить полученные знания
00ученик несет ответственность за результаты своей деятельности – учитель помогает оценить полученные знания