ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ
Людмила Геннадиевна Инёшина,
кандидат педагогических наук, преподаватель,
ГАП ОУ РС(Я)» Якутский автодорожный техникум»,
г. Якутск, Республика Саха (Якутия)
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА КАК ОДНА ИЗ ФОРМ
ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ
Наш современник академик Д.С. Лихачев неоднократно указывал на то, что в условиях современной действительности образование надо рассматривать как общенациональную систему, основные составляющие которой – это обучение, развитие и воспитание.«Образование, подчиненное задачам воспитания…- вот…то, что нам нужно в ХХI веке», - считал Д.С. Лихачев.
Особую значимость сегодня приобретает именно организация научно-исследовательской деятельности, так как она выступает фактором саморазвития, самоопределения, оказывает существенное влияние на личностно-профессиональное становление. Исследовательский подход к изучению является одним из способов познания человеком окружающего мира, поиска себя, своего места в этом мире. А ведь это одно из главных условий успешной социализации личности. Д.С.Лихачев в одной из своих работ писал: «Вернейший способ узнать человека - его умственное развитие, его моральный облик, его характер - прислушаться к тому, как он говорит... Есть язык народа как показатель его культуры и язык отдельного человека как показатель его личных качеств, качеств человека, который пользуется языком народа. Язык человека – это его мировоззрение и его поведение. Как говорит, так, следовательно, и думает» [1]. Действительно, современное образование в настоящее время выделяет лингвистическую компетенцию как одну из направляющих. В погоне за информационными технологиями мы не можем забывать, что речь человека всегда будет являться индикатором его умственного, интеллектуального и культурного развития. Задача образовательного учреждения – сформировать лингвистическую компетенцию студента, используя инновационные технологии, которые будут соответствовать запросам современного образования. Четкое выражение своей мысли, точный подбор слов, богатство речи формируют мышление человека и его профессиональные навыки во всех областях человеческой деятельности.
Молодой человек должен уметь корректировать высказывание, обосновывать свои мысли, приводя аргументы, делая выводы, он должен уметь сопоставлять, анализировать. Наверное, самым продуктивным методом будет исследовательская работа, так как такая деятельность позволяет сформировать у него научный подход к проблемам языка, способствует формированию самостоятельного творческого решения, на практике применить полученные на уроке знания и умения. Как правило, организация исследования выходит за рамки одного урока, но достижение поставленной цели позволяет учащемуся получить удовлетворение от проделанной работы. Сегодня стоит задуматься о том, почему в век стремительных открытий так скудеет наш родной и богатейший русский язык. В настоящее время русский язык особенно нуждается в поддержке и заботе, так как современный этап его развития характеризуется целым рядом негативных тенденций. Одна из них – это разрушение границ между русским литературным языком и такими нелитературными формами существования национального языка, как слова-паразиты и жаргоны. Поэтому я предлагаю своим студентам исследования на эту тему, но начать они его должны с себя и своего окружения.
Их проект «Лингвистическое исследование влияния современной русской речевой культуры на студенческую молодёжь».
В исследуемой работе затрагиваются и анализируются вопросы влияния современной русской речевой культуры на учащуюся молодёжь. Язык существенно изменяется прямо на глазах нашего поколения и скорость языковых изменений значительно увеличивается. Вот поэтому актуальность проблемы, рассматриваемой в работе, заключается в том, что молодежный сленг – одно из составляющих процесса развития языка, его пополнения, его многообразия. Большую роль в этом развитии играют подростки. В связи с этим была поставлена цель – проанализировать состояние современной русской речевой культуры, выявить её потенциалы и дальнейшие пути развития, выяснить степени её влияния на уровень нравственной культуры молодежи и обнаружение взаимосвязей между ними.
Задачами исследования стали:
1) осуществление анализа научной литературы по проблеме; 2) характеристика существующей классификации русской речевой культуры;
3) проведение и анализ данных социологического опроса современной студенческой молодежи ГАП ОУ РС(Я)» Якутский автодорожный техникум»,
4) построение модели функционирования речевой культуры; 5)определение перспектив развития современной русской речевой культуры.
6) составление словаря.
Методы изучения проблемы: анализ речевых, наиболее распространенных форм, социологический опрос, метод моделирования.
Гипотезы. Первая – содержание современной русской речевой культуры определяется рядом социально-экономических факторов и связано с нравственным состоянием российского общества. Вторая гипотеза – деформация русской речевой культуры произошла прежде всего в среде современной учащейся молодежи, поскольку ее речевая среда является наиболее эластичной и лексикоемкой. Поэтому экспериментальной базой исследования послужили студенты ГАП ОУ РС(Я)» Якутский автодорожный техникум»,
Была составлена анкета и проведён опрос, чтобы исследовать их речь с целью выделения:
- Группы наиболее употребительных жаргонных слов.
- Частотности употребительных жаргонных слов.
- Причины употребления обучающимися жаргонизмов.
Практическая значимость работы заключается в том, что материал может быть использован на кружках по русскому языку, на классных часах, на уроках русского языка.
В исследовании был сделан обзор известных публикаций по данной теме. Дано понятие о жаргоне и арго, охарактеризованы жаргоны, их языковые функции и пути пополнения лексики жаргона. Описаны методы исследовательской работы – устный опрос и анкетирование. Анализируя ответы учащихся, выявлено наиболее употребительные жаргонизмы и частотность их употребления, пути пополнения лексики жаргона, указав новые переносные значения слов, принадлежащих к нейтральной лексике, заимствование слов из лексики деклассированных элементов и т.д., а также причины употребления жаргонизмов учащимися разных возрастных групп (от 16-19 лет).
Впервые была построена модель употребления правильной речи, портрет современного студента, составлен словарь разговорной речи современного языка из 460 слов и разработаны рекомендации повышения речевой культуры говорящих.
Понятие «патриотизм» я для себя определяю не только как любовь к Родине, но уважение и преклонение перед лучшими людьми своего Отечества. Таким человеком для меня является Дмитрий Сергеевич Лихачёв.
Поэтому провожу уроки, посвященные жизни этого великого учёного, выдающегося общественного деятеля, высоконравственного и интеллигентного человека, с обсуждением отдельных глав из его «Писем о добром и прекрасном».
Почему академик Д.С.Лихачев так ратовал за чистоту устной речи, за правильность и красоту слова? Потому что он как тонкий знаток души (как истинный психолог) хорошо видел взаимосвязь слова и внутреннего достоинства человека. Как опытный врач по понятным ему симптомам ставит диагноз, так и знаток изящной древнерусской словесности Д.С.Лихачев четко ставит диагноз современной культуре. «А язык наш беднеет…»[5], — писал он, завершая свое размышление многоточием. И еще: «Главный недостаток современной литературы — ущербное чувство языка»[2].
На уроках русского языка для рабочего материала выбираю тексты Д.С. Лихачёва. На их основе можно говорить не только о нравственных проблемах, о милосердии и гуманности нашего общества, о чести и достоинстве, но и о патриотизме, любви к Родине. Для комплексного анализа использую текст Д.С. Лихачёва «Память культуры». Занимаясь синтаксическим, морфемным, морфологическим анализом текста, много внимания вместе с ребятами уделяю лингвистическому анализу текста.
Обучающиеся определяют ключевые слова, отражающие тематику текста: память, безответственность, совесть. Вот как прокомментировал один из них: «Совесть – это стыд человека, который совершил плохой поступок, это черта характера, которая заставляет человека думать о своём поступке, если тот обращён был кому-либо во вред». Как видно, он не только хорошо усвоил нравственный смысл слова-понятия совесть, но и сам текст заставил всех подумать, поразмышлять о соотношении памяти и совести.
Почему память – одно из свойств бытия? Почему память – это важнейший творческий процесс? Почему противостоит уничтожающей силе времени?
В результате анализа текста приходим к выводу, что благодаря памяти прошедшее входит в настоящее. Память – это преодоление времени, смерти. В этом, действительно, величайшее нравственное значение памяти. Ребята соглашаются с автором, что «беспамятный» - это прежде всего неблагодарный, безответственный, а следовательно, и неспособный на добрые, бескорыстные поступки человек. Тема чести и долга затронута достаточно широко. Данный текст Д.С. Лихачёва заставляет задуматься над многими важными вопросами, например: к чему приводит безответственность, почему память будет хранить недобрые поступки?
Автор текста считает: «Совесть – это память, к которой присоединяется моральная оценка совершённого». Анализируется размышление автора о Пушкине. «У Пушкина роль памяти в поэзии огромна»,- утверждает Д.С. Лихачёв. Студенты приводят свои примеры из русской классической литературы. Высказав различные версии, приходим к выводу, что память – основа совести и наша нравственность, основа культуры, память – одна из основ поэзии, эстетического понимания культурных ценностей. Высказывания ребят разные, но видно, что текст затронул своей тематикой: «Совесть – это чувство ответственности за своё поведение, поэтому она всегда волнует память…», «Совесть – человеческое качество (к сожалению, у некоторых отсутствующее), позволяет оценивать свои поступки». Главным является моральное, нравственное начало в самом человеке.
Ребята, осмыслив текст, прочувствовали каждое слово, пропустили его через своё сердце. Приятно то, что понятие «памяти» не утрачено, что об этом хочется говорить, а значит, патриотизм и нравственность будут критерием всех их поступков.
Итогом урока стал проект «Лингвистические средства выражения патриотических чувств в поэзии татарского поэта Муса Джалиля и якутского поэта Чагылгана»
В исследуемой работе впервые поднимаются вопросы лингвистических средств выражения патриотических чувств на примере поэзии татарского поэта Мусы Джалиля и якутского поэта Чагылгана, что подтверждается гипотезой о том, что творчество Чагылгана и Муса Джалиля военного времени не только отражает через лингвистические средства историческое наследие нашей страны, но и, обладая особым эмоциональным характером воздействия на молодёжь, формирует само культурно-языковое пространство, воспитывая поэтикой чувство патриотизма и гражданственности, любви к Родине.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
1.выявление особенностей военной литературы и поэзии, определение роли в них поэтики; 2.анализ особенностей употребления методологических приемов и словоупотребления в поэтических текстах. 3.исследование своеобразия творчества поэтов Муса Джалиля и Чагылгана в создании патриотических стихотворений. 4.раскрытие употребления поэтического синтаксиса исследуемыми поэтами в текстах стихотворений исследуемых поэтов; 5.воспитание патриотизма, уважительного отношения к историческому наследию нашей страны;
Объектом послужили стихотворно-поэтические тексты поэтов Чагылгана и Муса Джалиля.
Научная новизна работы заключается в том, что впервые в лингво-поэтическом аспекте рассматривается якутская и татарская поэзия II половины XX века на конкретном материале по творчеству И.Д. Винокурова-Чагылгана и М. Джалиля, комплексно исследуются стилистические, поэтические, языковые особенности стихотворных текстов с учетом достижений теории и практики современной филологии.
Теоретическая значимость заключается в том, что она вносит вклад в исследование лингво-поэтических средств языка, в развитие функциональной стилистики.
В ходе исследования были применены функционально-стилистический, описательный и лексико-семантический методы индукции и дедукции, а также метод сравнительного анализа и информации сети Интернет. Практическая значимость работы заключается в том, что научные выводы работы и методика анализа произведений могут быть использованы на уроках литературы при изучении стихотворных текстов других поэтов.
Материалы данной работы могут применяться при чтении курса лингвистической стилистики и поэтики.
В заключении были сделаны выводы и представлены две модели исследуемых концептов «война» и «мир», внесены предложения о введении в учебных заведениях предметов:«Народная культура» («Культура моего народа»), «Народная культура и история» («История и культура моего народа»), «Интегрированное изучение истории и родной литературы», «Изобразительное искусство и народная культура», «Технология и народная культура» и другие.
Для нравственного воспитания студентов необходимо усвоить некоторые понятия этики, тот нравственный смысл, который содержится в слове. Ведь так важно сегодня в нашем обществе говорить о нравственных проблемах на всех уроках. Если внешнюю красоту можно осознать, лишь только взглянув на человека, то внутренняя красота раскрывается и делами, и поведением, и образом жизни, и всей жизнью в целом. А нравственность – это наша, поистине, внутренняя красота, духовная красота русского человека.
Книга «Русская культура», вышедшая в свет уже после смерти Лихачева, призвана помочь «каждому читателю обрести сознание причастности к великой русской культуре и ответственности за нее»,- является итогом подвижнического пути ученого, отдавшего жизнь исследованию России». Это прощальный дар академика Лихачева всему народу России.
Список литературы
1.Лихачев Д.С. Избранное: Мысли о жизни, истории, культуре. – М.: Российский фонд культуры, 2006. – с.77 2. Лихачев Д.С. Прошлое - будущему: Статьи и очерки.- Л.: Наука, 1985. 3. Лихачев Д.С. Русская культура.-М.: Искусство, 2000. 4. Лихачев Д.С. Раздумья о России- СПб.: Ш008, 2001. 5. Лихачев Д.С. Земля родная: Книга для учащихся.- М.: Просвещение, 1983. 6. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном.- М.: Детская литература, 1988. 7. Лихачев Д.С. Раздумья.- М.: Детская литература, 1991. 8. Лихачев Д.С. Письма о добром- Л.: "Нотабене", 1994, с. 224-225. 9. Лихачев Д.С. Заметки о русском // Лихачев Д.С. Избранное.- СПб.: ИЭ008, 1997.