Возможности мультимедийной презентации на уроках литературы на примере одного урока
Возможности мультимедийной презентации на уроках литературы
Разработка урока по литературе в 10 классе «Противоречия Фета».
Вызов:
Учитель:
Сейчас вы услышите стихи, ваша задача прослушать их очень внимательно, поэтому закройте глазки. Прослушайте стихотворение и ответьте на вопрос : «Какой по характеру человек написал такие стихи?»
«Звучит стихотворение. Шепот. Робкое дыханье..».
Шепот. Робкое дыханье...
Шепот, робкое дыханье.
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..
Каждая пара учеников высказывается по поводу того, как это стихотворение воздействовало на душу и сердце, а также по поводу того, какой человек смог написать такие стихи. По окончании выступления каждой пары на правом крыле школьной доски появляется ключевое слово, которое отражает суть выступления группы. В нашем случае появились слова:
Романтичный, воздушный, легкий, молодой, счастливый, чувствительный, эмоциональный.
Затем на экране появляется портрет автора.
Ребята поражаются тому, что перед ними совсем другой человек, нежели они представляли, когда знакомились с текстом. Они дают характеристику, основанную на портрете. А ключевые слова помещаются на левом крыле школьной доски.
Появляются следующие ключевые слова:
Хмурый, безрадостный, Человек глубоко печальный, сосредоточенный на идее фикс, не похож на автора прозвучавшего стихотворения.
Учитель : Эти записи, противоположные по смыслу, характеризуют одного человека , и этот человек – автор прослушанного вами стихотворения Афанасий Афанасьевич Фет . Как выдумаете, какую задачу мы будем решать на сегодняшнем уроке?
Ученики: Будем разбираться в полученном противоречии: каков же на самом деле автор стихотворения.
Учитель : Верно. Предположите, как может называться тема нашего урока и каковы его задачи.
Ученики предполагают:
Мы будем знакомиться с биографией Фета.
Мы будем знакомиться с его творчеством
Вероятно, при изучении этих вещей и поймем, каков же на самом деле Афанасий Афанасьевич.
Учитель:
250126536195-Верно, тема нашего урока (слайд№2) –
Приступаем к изучению темы, запишите ее в тетрадь.
Дети записывают в тетрадь тему урока и знакомятся с содержанием следующего слайда .Осмысление:
Учитель:
Какая трагедия могла произойти у ребенка, который только что родился?
Ученик :- Он мог лишиться родителей.
- Мог серьезно заболеть
- Его могли похитить.
Каждый последующий слайд мы рассматриваем с точки зрения предположений ребят, по ходу говорим о том, кто из ребят ближе всего оказался к истине.
Учитель:
Как вы думаете, что было дальше?
Ученики:
- Трагедия уже в том, что еще до рождения ребенка родители его обманули, вернее, что его обманула мать – самый близкий для него человек.
- Вероятней всего, этот обман вскроется, Фету будет очень плохо.
-Почему мать так поступила? Кто ответит на этот вопрос?
Учитель:
До сих пор точно неизвестно, почему мать будущего поэта, бросив свою первую семью первого ребенка, бежала из Германии вслед за Шеншиным, вероятно, любовь заставила ее сделать это.
В семье Шеншиных особого счастья не было…
Учитель:
Как вы думаете, что было дальше?
Ученики:
Налицо противоречие, Фет родился в 1820 году, а брак зарегистрировали в 1822.
Видимо, у всех еще будут неприятности в этой связи.
Да, возникнут проблемы с законом.
Учитель:
Как вы думаете, что было дальше?
Ученики:
Суд,
Сиротство
Мать умрет. Ребенок останется совсем один. В наше время также бывает, когда ребенок никому не нужен, а родители то сходятся, то расходятся.
Учитель:
Кто уже проговаривал эту версию. Кто из вас оказался прав?
Что будет дальше?
Ученики:
Понятно, что его лишат прав, его бросят.
На портрете отразилось все его горе, предательство родителей он пронесет через всю жизнь.
Да, нельзя детей обманывать. Тем более, так жестоко.
Он потеряет веру в людей так рано, с 14 лет!
Когда теряешь веру в людей, то жить становится невозможно!
Учитель:
Расшифруйте запись на слайде.
Ученики:
Все понятно, ему вернули фамилию Фет, а хотел он быть Шеншиным – в этом главное его противоречие.
Видимо, он стал заложником 2 фамилий, которые руководили его судьбой, он был то одним, то другим.
Он всю жизнь боролся с собой.
На какой фамилии он останется? Скорее, Фет, его мы знаем именно под этой фамилией.
Учитель:
А вот, что по этому поводу сказал И. С. Тургенев.
Учитель:
Что скажете?
Ученики:
Тургенев, как и мы, вернее, мы как Тургенев, тоже считаем, что внутри одного человека жили 2.
Они были совершенно разные. Они не давали друг другу покоя.
В этом главное противоречие Фета. Недовольство Фетом, который был прекрасным поэтом.
Вечный бег за Шеншиным, который был совсем не поэтом.
И делаем вывод о том, вся жизнь Фета – это сплошное противоречие, вечная борьба между Фетом и Шеншиншиным.
Обращаемся к первоначальным записям на доске, и озаглавливаем их. Записи справа – Фет, записи слева – Шеншин.
Ученики чертят в тетради двучастную таблицу, первую колонку мы озаглавливаем «Фет», вторую – «Шеншин».
В классе происходит перегруппировка , формируются рабочие группыпо 4-5 человек. Каждая группа получает текст, где освещается биография Фета (тексты разные). Заполняются двучастные таблицы примерами из биографии Фета-Шеншина.
Затем вновь внимание переключается на презентацию, на слайдах обозначены моменты из жизни Фета, группы по желанию озвучивают слайды. Говорят о том, на каком этапе жизни побеждал Фет, на каком Шеншин.
Рефлексия:
Учитель:
Мы познакомились с биографией великого Поэта. Что вам запомнилось на этом уроке?
Дети говорят о том, что жизнь любого человека полна противоречий, но жизнь такого великого человека была наполнена особенными противоречиями, идущими из детства и продолжавшимися всю жизнь.
Фет зря потратил свою жизнь. Всю жизнь искал свое имя, а имя у него было, оно осталось в веках.
Удивительно, но мы так и не решили, а кто победил: Фет или Шеншин. И поэт он великолепный, и помещик прекрасный.
Учитель:
Обратимся непосредственно к творчеству поэта Фета. Я объявляю Поэтический Концерт:
Класс вновь разбивается на пары,каждая пара получает сборник стихотворений Фета, задача каждой пары представить понравившиеся стихи Фета, и составить к ним комментарий, связанный с противоречиями, (предварительно мы говорим о том, что каждый склонен видеть в мире свое отражение), которые не могли не отразиться в стихах, а также, с тем, что ребята смогут почувствовать и понять в стихах при первоначальном знакомстве.
Выбирается конферансье, который тоже готовится к концерту, он готовит свой текст, так как его задача представить выступающих, стихи, которые пара будет читать.
Затем собственно концерт. Выглядит это следующим образом: конферансье объявляет пару, например:
- На сцену приглашаются несравненные Татьяна Петрова и Николай Петров. Они прочтут великолепные стихи: «Я пришел к тебе с приветом…»
Ребята читают стихи и комментируют их. На нашем уроке прозвучали следующие стихи:
Название стихотворения Комментарий
Когда у райских врат изгнанник
Противоречия между желаемым и действительным, лирический герой прорывается в рай, но груз реальной жизни его туда не пускает.
Колокольчик Противоречия между дневным и ночным мирами. Ночь нема, ночь – это особенный мир, но колокольчик – голосок из дневного мира нарушает данную гармонию.
Кричат перепела, трещат коростели,
Противоречие между юностью и старостью.
Кукушка Описывается великолепная картина природы, ярка и насыщенная и грустное упадническое настроение лирического героя.
Майская ночь И вновь описывается прекрасный пейзаж, а речь идет о невозможности человеческого счастья на земле.
Молчали листья, звезды рдели.
Противоречия между реальным и небесным мирами.
Музе Речь идет о реальной земной личности лирического героя и музе – волшебницы из потустороннего мира, об их непростом сотрудничестве.
Ключевые слова вновь записываются на доску, в колонку «Фет» или « Шеншин».
Рефлексия: письмо по кругу.
Очередная перегруппировка. Ребята собираются в группы для того чтобы написать творческую работу – письмо по кругу.
Для начала выбираем название текста, ребята предложили следующие: «Вечное противоборство», «Фет-Шеншин», «Бой с тенью», «Судьба, судьбы, судьбе…», «Певец красоты».
Ребята пишут письмо по кругу: первое предложение – первый, второе – второй и так далее. Чтобы карточка с сочинением выглядела более убедительно , ребята работают разными по цвету ручками. Затем группы представляют свои тексты.
Рефлексия: Поставь себе отметку. Каждый ребенок ставит себе отметку и комментирует ее.