ОПЫТ РАБОТЫ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПО ЭТНОКУЛЬТУРНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ В РАМКАХ ФГОС
ОПЫТ РАБОТЫ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПО ЭТНОКУЛЬТУРНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ В РАМКАХ ФГОС
Стрюк А.С., учитель начальных классов
г. Томск, МАОУ СОШ № 27
Миссией образования является формирование нравственного, образованного, трудолюбивого, физически и духовно развитого, способного к саморазвитию и творчеству, любящего свой край и свое Отечество гражданина. Опираясь на приоритетные направления развития системы образования Российской Федерации на период до 2025 года, Стратегией развития этнокультурного образования Томской области на период 2010 – 2014 г.г. Наша школа выбрала свое направление, связанное именно с этнокультурным развитием[1,12].
Начальная школа МАОУ СОШ № 27 представлена 11ю классами комплектами, в которых обучаются 240 человек, из них более 70 человек, что составляет 30 % это дети самых разных национальностей. В нашем учреждении обучаются курды, азербайджанцы, китайцы, узбеки, цыгане и многие другие. Основной проблемой обучения стало незнание детьми, а также их родителей частично или полностью русского языка и традиций русского народа. Языковой барьер стал причиной низкой успеваемости данного контингента детей, их нежеланием стремиться к саморазвитию.
Одной из приоритетных задач Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации является формирование в школе адекватной этнической гражданской позиции, обеспечивающей толерантное сосуществование в современном многонациональном социуме на основе общечеловеческих ценностей[2,10].
Для реализации данной задачи была создана проблемно – творческая группа учителей. Целью, которой стало нахождение путей решения, проблемы адаптации мигрантов через образовательный и воспитательный процесс.
Для решения данной проблемы учителями начальных классов была разработана система мероприятий, направленных на углубленное этнокультурное образование.
На сегодняшний момент 7мь классов комплектов обучается по УМК «Школа России» и 4и класса работает по УМК «Перспективная начальная школа ». В содержание УМК «Школа России» и «Перспективная начальная школа» уже заложен огромный воспитывающий и развивающий потенциал, позволяющий учителю эффективно реализовывать целевые установки, заложенные в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».
Средствами разных предметов системы учебников «Школа России» в детях воспитывается благородное отношение к своему Отечеству, своей малой Родине, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации.
Поликультурность содержания системы учебников «Школа России» носит сквозной характер. Она обеспечивается в каждой предметной линии, с учетом предметной специфики и отражает многообразие и единство национальных культур народов России, содействуя формированию у обучающихся толерантности, способности к межнациональному диалогу, знакомству с культурами народов других стран мира. В этой связи, важное место в системе учебников «Школа России» занимает курс «Основы религиозных культур и светской этики». Курс органично интегрирован в систему учебников «Школа России» для решения задачи формирования у младших школьников мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений[1,15].
Важным элементом в этнокультурном образовании школьников стала и образовательная область «Искусство». На уроках изобразительного искусства, музыки успешно решаются задачи ознакомления с русским искусством, искусством других народов России и мировым художественным наследием. Программа по технологии знакомит учащихся с традиционным русским рукоделием, русской кухней, современной российской модой и старинным русским костюмом, изделиями русских мастеров.
В рамках мероприятий направленных на этнокультурное образование в прошлом году была проведена научно – практическая конференция «Родные традиции». Целью данного мероприятия стало знакомство учеников с традициями разных народов. Итогом конференции стало открытие настоящих творческих учеников, способных самостоятельно решать поставленные задачи. Объединение различных национальностей, единым замыслом, идеей. Ребята разных национальностей представили свои работы и заняли призовые места. Нельзя не отметить, что в конференции приняли участие не только одаренные дети, но и дети с ограниченными умственными способностями. Благодаря огромной работе учителя и поддержке со стороны родителей, эти ребята смогли реализовать свои творческие планы, выступить и почувствовать себя в ситуации успеха.
В соответствии с требованиями ФГОС НОО с 2011 года в нашей школе реализуется внеурочная деятельность по следующим направлениям:
- Спортивно-оздоровительное;
- Общеинтеллектуальное- Социальная деятельность;
- Общекультурное направление, в рамках которого работает кружок «Палитра», где ребята создают произведения искусства из ткани, ниток, бумаги. Каждое новое занятие знакомит ребят с новой культурой, развивает их кругозор, творческие способности. Ребята участвуют в конкурсах различного уровня и занимают призовые места.
- «Духовно- нравственное направление». Оно реализуется через следующие кружки 1й – 2й класс «Мы разные, но мы вместе», 3й класс «Летопись родного края». В рамках этих кружков мы организуем праздники, беседы, чтение книг, просмотры фильмов, разучивание стихотворений и песен с добрым началом. Воспитываем в детях чувство самоуважения, уважения к членам своей семьи, своим друзьям.
На базе нашей школы существует детская общественная организация «Экстрим». Она является визитной карточкой нашей школы. В организации занимаются дети самых разных возрастов, начиная с 6ти лет. Одно из направлений детской организации это занятия хореографией. Большой блок отводится на изучение истории танцев мира и их постановку. Репертуар танцев самый разнообразный, дети во время работы над танцем знакомятся с национальными костюмами, обычаями различных народов. Учатся уважать друг друга. Национальный состав детской организации также разнообразен.
В школе проводиться, уже ставший традиционным конкурс чтецов «Родина Любимая Моя», «Родные традиции». Этот конкурс является отборочным туром перед участием в городских и областных конкурсах. Учителя нашей школы имеют большой опыт в подготовке чтецов, об этом можно судить по наличию призовых мест различного уровня. Подготовка к выступлению оказывает на ребят большое влияние. Учащиеся учатся работать с информацией, находить нужный материал. Ведется работа над дикцией и интонацией, это полезно, особенно для детей с двуязычием.
В этом году 16 ноября (день толерантности) в нашей школе проходила акция «Здравствуйте». В этот день каждый, кто хочет дружбы и согласия между людьми всей планеты должны поздороваться хотя бы с десятью незнакомыми людьми и подарить им открытку. К этому празднику готовились заранее, изготавливали открытки для поздравлений. В день праздника дети нашей школы вышли на улицу и поздравляли всех прохожих, призывая их к миру добру и согласию, даря при этом им свои открытки. Детям эта акция очень понравилась, и мы решили сделать ее традиционной.
Этнокультурное воспитание прослеживается и через участие в городских программах. Уже несколько лет учителя нашей школы принимают участие в таких программах как, - «Летопись города», «Учимся жить вместе», «Калейдоскоп чудес», «Музейная педагогика», «Диалог». В рамках этих программа учащиеся становятся равноправными членами образовательного пространства, учатся работать в команде, принимать решения. Обогащаются морально, учатся уважению, сопереживанию. Участвуют в интересных театральных постановках, знакомятся с бытом и обычаями различных народов.
Наша школа принимает активное участие в акциях и проектах этнокультурной направленности. Одним из таких проектов является Всемирный проект «Улыбки и слезы сердца- единства» «Куклы детям Африки». В рамках проекта ребятами и учителями школы была создана книга на двух языках для детей Африки «Из Томска с любовью» и было сшито 7мь кукол, которые были переданы детям проживающим Африке. Такие акции положительно влияют на этнокультурное воспитание наших детей. Обучающиеся нашей школы в прошлом году участвовали в городском празднике «День Счастья», который проходил в библиотеки Академгородка. В этом году нам предложили провести этот праздник на базе нашей школы. Он пройдет 21 марта, и мы с удовольствием приглашаем всех на праздник.
Столь продуктивная работа по этнокультурному образованию была бы невозможна, без поддержи социальных партнеров. Наша школа сотрудничает с библиотекой «Лада» на базе библиотеки проводятся беседы, викторины, круглые столы по этнокультурному образованию.
Одним из социальных партнеров этнокультурного образования является «Татарский центр». Здесь ребята знакомятся с культурой этого народа, традициями, национальными играми, пробуют блюда татарской кухни и участвуют в фотосессии в национальных костюмах.
Для расширения кругозора и творческого потенциала учеников, организуются походы в «Художественный музей», «Музей деревянного зодчества». А так же проводятся совместные мероприятия с ДДТ «Планета» и «Наша Гавань». Педагоги из данных учреждений проводят занятия с элементами этнокультурного образования и воспитания. Одним из примеров является изготовление национальных кукол оберегов, изучение подвижных игр разных народов.
В заключение хочется сказать, работа по этнокультурному образованию в нашей школе формирует такие внутренние качества, как толерантность, веротерпимость. И это позволяет учащимся успешно социализироваться в нашем многонациональном обществе.
Список литературы:
Программа «Духовно - нравственного воспитания и обучения на ступени начального общего образования» Данилюк А. Я., А. А. Логинова. - М.: Просвещение, 2012. - 32 с.
Столяренко Л. Д. Психология и педагогика/ учебное пособие.- М.: Юрайт, 2011.- 671 с.
Щуркова, Н.Е. Воспитание как педагогическое явление. Общие закономерности и принципы воспитания // Педагогика: учеб. пособие для ст-тов пед. вузов и пед. колледжей. Под ред. П. И. Пидкасистого. - М.: Российское педагогическое агентство, 2008. - 390 с.