Статья. За модульным обучением курса ОБЖ — будущее.

Управление по образованию и науке г. Астрахань
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
г. Астрахани « Средняя общеобразовательная школа № 51»
Преподаватель-организатор ОБЖ Дегтярёв А.И., учитель высшей категорий , Ветеран труда


За модульным обучением по курсу ОБЖ - будущее.
Выживание общеобразовательной школы в условиях неблагоприятного влияния действующих экономических и социальных факторов, возможность её перехода от единообразия и развитию опираются на традиционно сильные стороны, такие как целостность, и гибкость, позволяющие успешно нейтрализовать негативные внешние воздействия и выявить внутренние неиспользованные резервы.
В то же время имеющий место консерватизм общеобразовательной школы по-прежнему затрудняет реализацию в её работе принципов демократии, в частности, развитие школьного самоуправления.
Отечественная и зарубежная практика показывает перспективность принципиально иного по организации и технологии модульного обучения, которое характеризуется опережающим изучением теоретического материала укрупненными блоками – модулями, алгоритмизацией учебной деятельностью, завершенностью и согласованностью циклов познания и других циклов деятельности.
Ведущие принципы модульного обучения:
Структуризация, содержание обучения на обособленные элементы, динамичность, деятельность, гибкость, осознанная перспектива, разносторонность методического консультирования, паритетность и модульность.
Принцип модульности предполагает цельность и завершённость полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде блоков - модулей, внутри которых учебный материал структурируется в виде системы учебных элементов.
Из блоков-модулей как из элементов конструируется учебный курс по предмету. Элементы внутри блок-модуля взаимозаменяемы и подвижны. Освоение учебного материала происходит в процессе завершенного цикла учебной деятельности.
Поскольку модульное обучение в качестве одной из основных целей преследует формирование у выпускника навыков самообразования, весь процесс строится на основе осознанного целеполагания и самоцелеполагания с иерархией ближних (знания, умения, навыки), средних (общеучебные умения и навыки) и перспективных (развитие способностей личности) целей. Осознанность учебной деятельности переводит учителя из режима информирования в режим консультирования и управления. Ведущая роль его сохраняется, но в рамах субъект-субъектных отношений в системе «учитель-ученик».
Названный метод обеспечивает возможность выбора обучаемым пути движения внутри модуля. Учитель освобождается от чисто информационных функций, делегирует модульной программе некоторые функции управления, которые становятся функциями самоуправления.
Модульная система организации учебно-воспитательного процесса, ориентируясь на развитие ребенка, предполагает в начале каждого цикла деятельности обязательность мотивационного этапа. Взаимосвязанные, они обеспечивают переход от знаний к умениям. Многократно повторяющаяся учебная деятельность учащихся в ходе самостоятельной работы на адекватном и индивидуализированном уровне сложности и трудности учебного материала, переводит умения в навыки. На всех этапах учитель выступает как организатор и руководитель процесса, а ученик выполняет роль самостоятельного исследователя последовательности проблем, разрешение которых приводит к заранее определенной структуре знаний, умений, навыков.
АЛГОРИТМ ПОСТРОЕНИЯ УЧЕБНОГО МОДУЛЯ
Шаги
Содержание

1
Формирование блока-модуля. Содержание теоретического учебного материала темы.

1.1
Выявление учебных элементов темы.

1.2
Выявление связей и отношений между учебными элементами темы

1.3
Формирование логической структуры учебных элементов темы.

1.4
Определение уровней усвоения учебных элементов темы.

1.5
Определение требований к уровням усвоения учебных элементов темы.

1.6
Распределение осознанности усвоения учебных элементов темы.

2
Формирование блока алгоритмического предписания умений и навыков.

2.1
Выявление учебных умений и навыков.

2.2
Систематизация общенаучных и специальных умений и навыков.

2.3
Формирование основы блока алгоритмического предписания в виде логической структуры учебных умений и навыков.

2.3.1
Формирование мотивационной структуры действий

2.3.2
Формирование системы ориентировочных действий

2.3.3
Формирование системы исполнительных действий

2.3.4
Формирование системы контрольных действий

2.3.5
Формирование системы корректирующих действий

2.3.6
Формирование системы управляющих действий учителя

2.4
Формирование временной регламентации учебной деятельности в рамках недельного цикла познания или цикла деятельности.


Технологическая карта конструирования темы или раздела
№ урока-модуля
в разделе.
№ урока-модуля
в теме.
Тема урока
Триединая цель урока (темы)
Дифференцированная цель урока для ученика
Что должен знать ученик в конце темы
Что должен уметь ученик в конце темы
Формируемая область понимания
Закрепление и развитие общеучебных умений и навыков.
Воспитание на материалах темы
Тип урока и примененной педагогической технологии
Вид контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, экспертная оценка.
Учебные занятия в рамках модульной системы организации учебно-воспитательного процесса могут быть двух видов. Во-первых, с полной самостоятельной учебной деятельностью ученика по освоению новых знаний (табл. 1,2). Во-вторых, с доминирующей рефлексивной деятельностью ученика по сравнению с обучающей деятельностью учителя.
Наряду с технологической картой конструирования темы или раздела предлагаю структуры учебного модуля и учебного элемента для самостоятельной работы ученика на уроке.
Таблица 1Структура модуля
Номер учебного элемента (УЭ)
Название учебного элемента
Управление обучением (содержание, формы, методы)

1.к.0
Цели и задачи модуля
Необходимые знания и умения

1.к.1
Учебные элементы
Пояснение к учебному материалу




Обобщение (резюме)
Источники информации, алгоритмы решения задач

К. л
Контроль (самоконтроль и выходной контроль по 3 уровням)
Ответы, методы информы, внутрипредметные связи

Таблица 2
Структура учебного элемента
Порядковый номер в учебном элементе
Учебный материал
Управление обучением (содержание, формы, методы)

0
Цели и задачи учебного элемента
Необходимые знания и умения

1
Содержание учебного материала
Пояснение к учебному материалу, источники информации




Обобщение (резюме)
Алгоритмы решения задач, ответы

№/№
Контроль: вопросы для самоконтроля по 3 уровням, выходной контроль по 3 уровням
Методы и формы, внутрипредметные связи

Структура вкладного листа для педагога
№ модуля и его название
№ учебного элемента и его название
Консультация для педагога
Приведенные примеры структуры модулей рассчитаны на полную самостоятельную проработку учебного материала
учеником. Функция учителя в этом случае заключается в консультировании и координировании.
С чего начать изучение программы ОБЖ?
Изучение разделов и тем ОБЖ в школе должно строиться по модели спирали. Все разделы и блоки данной программы ОБЖ: чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, правила безопасного поведения в быту, на улице, опасности криминального характера, предупреждение вредных привычек, оказание первой медицинской помощи, основы здорового образа жизни должны изучаться на всех ступенях, но с разной степенью углубления, аргументации. Образно говоря, если в начальной школе ОБЖ изучается на примитивном уровне по принципу «Это – хорошо, а это - плохо», в средней школе изучаются тактические вопросы, то в старших классах – стратегия курса ОБЖ. Старшекласснику требуется не только ответ на вопрос: «Что?», но и на вопрос: «Почему?», - доказательность, основанная на уже имеющихся у них знаниях, сравнение и выбор тактики и стратегии поведения. Отсюда необходимость изучения общих закономерностей возникновения и развития опасностей, на основе знания которых человек мог бы самостоятельно находить наиболее верные решения в конкретных опасных ситуациях.
Универсальная личная безопасность (психологические основы безопасности). Основным содержанием, ядром курса ОБЖ в школе должна быть не столько подготовка учащихся к действиям в чрезвычайных и экстремальных ситуациях, сколько укрепление их духовного и физического здоровья, на основе чего только и может складываться безопасность жизнедеятельности. Поэтому в этом разделе рассматривается психическое состояние как определяющий фактор выживания. Раздел знакомит учащихся с ролью и значением отдельных психических качеств человека, естественной системой защиты от опасностей, а также дает сведения о способах совершенствования их.
Попытка решения задачи улучшения физического состояния учащихся без их ориентации на систематические индивидуальные занятия физкультурой и спортом, а через введение дополнительных часов на прикладную физическую подготовку в курс ОБЖ малоэффективна. Поэтому в Программу включена тема, в которой рассматриваются физические качества, физические упражнения, с помощью которых учащиеся развиваются, даются основы самостоятельного планирования тренировочных циклов и приемы самоконтроля физического состояния.
2. «Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях». Более подробно изучается современная экологическая обстановка, что особенно актуально для крупных городов, а также ситуации, несущие опасность человеку в повседневной жизни, в быту.
3. «Безопасность человека в экстремальных условиях вынужденной автономии в природных условиях» - это в основном практические вопросы выживания, начиная от выработки плана действий, способов добычи воды, пищи, огня, устройства временного жилища, оказания самопомощи и взаимопомощи в условиях отсутствия табельных медицинских средств и заканчивая способами ориентирования во времени, пространстве, изменениях погоды, передвижением на местности, преодолением препятствий, а также определением доброкачественности продуктов питания и их сохранением.
4. «Основы военной службы». Знакомит учащихся с порядком выполнения гражданами воинской обязанности. Здесь включены несколько тем, направленных на военно-патриотическое воспитание. Главной задачей воспитания и обучения учащихся ОБЖ является формирование личности безопасного типа как по отношению к себе, к обществу и природе.






Нетрадиционный метод обучения и формирования ЛБТ (личности безопасного типа) через воинский коллектив.
Не менее эффективным нетрадиционным методом обучения и формирования личности безопасного типа – обучение и воспитание школьников через воинский коллектив.
Психологическая устойчивость, готовность к экстремальным ситуациям – необходимое условие обеспечения безопасности жизнедеятельности. Разносторонняя информация, полученная в процессе обучения, и приобретенные практические навыки не только помогут в борьбе с трудностями, возникшими по различным причинам, но повысят уверенность человека в своих силах, привьют убежденность в том, что он сможет справиться с любыми ситуациями.
Для неподготовленного человека окружающая среда кажется источником всевозможных опасностей. Рассмотрим это на примере прохождения военной службы молодежью. Поэтому одной из важнейших задач по подготовке является психологическая подготовка учащихся старших классов к службе в армии, умение преодолевать все возможные экстремальные ситуации, повышение эмоционально-волевой устойчивости, правильное понимание и оценка сложившейся обстановки и адекватные действия в соответствии.
У многих юношей возникает страх перед предстоящей службой в армии и нежелание служить. А чувство страха возникает из-за неизвестности, из-за разнообразной противоречивой информации об армии, о «дедовщине», существующей в армии и т.д. Я считаю, что только тогда у человека исчезнет чувство страха и неуверенность в себе перед предстоящей службой, когда он непосредственно своими глазами увидит военный коллектив, организацию воинской службы и все, что стоит за этими словами.
В нашей школе существует тесная связь с подшефной воинской частью батальона морской пехоты.
Согласно Программе по «Основам военной службы», мы предусматриваем 35 часов учебного времени для практического обучения учащихся на базе этой воинской части, в которой определено:
- ознакомление с жизнью и бытом военнослужащих воинской части;
- встречи с военнослужащими и ветеранами части;
- ознакомление с вооружением техникой;
- неполная разборка и сборка автомата Калашникова, ручного пулемета Калашникова, приемы снаряжения магазина к АК;
- прикладная физическая подготовка;
- офицеры и сержанты демонстрируют учащимся приемы рукопашного боя;
- тактическая подготовка.
В завершении практических занятий учащимися проводятся: стрельбы из автомата Калашникова под руководством военнослужащих воинской части. Таким образом, полученные умения и практические навыки способствуют преодолению чувства страха перед армией, быстрой адаптации к службе, повышает авторитет преподавателя-организатора ОБЖ, который всегда находится рядом с ними и приходит на помощь, когда у учеников возникают трудности в освоении того или иного приема. Оценки за практические занятия выставляются в классном журнале по окончании этих занятий.
Формирование личности безопасного типа (ЛБТ)
в общеобразовательном учреждении.
Формирование ЛБТ в общеобразовательном учреждении нами ведется по трем направлениям:
Духовное (нравственное) развитие через семью, школу, идеологию страны, основанную не на ядерном паритете, а на духовности, систему ценностей, в развитие русского национального характера, живую гуманистическую этику и совокупность воспитательных идей, средства массовой информации (пропаганду идеи формирования ЛБТ на всех уровнях: федеральном, региональном, местном), здоровый образ жизни (ЗОЖ).
Психология развития ЛБТ (интеллектуальная сфера, волевая сфера, эмоциональная сфера и т.д.), позволяющая сформулировать условия самореализации индивидуальных возможностей безопасного существования.
В интеллектуальной сфере важным таким условием является формирование в сознании человека ориентировочной основы действий безопасного вида.
В волевой сфере – это выработка навыков и умений, позволяющих строить свое поведение т.о., чтобы снижать уровень исходящих из себя угроз и профилактировать внешние опасности.
В эмоциональной сфере – это преодоление различного рода страхов и формирование чувства уверенности в собственных силах для решения возникающих задач.
3-е направление – профессиональная и физическая подготовка. ЛБТ, складывающаяся на основе КАЧЕСТВЕННО нового учебно-воспитательного процесса, предполагающего, что в основе взаимодействия учителя и ученика, учеников между собой в классе и между классами лежит принцип педагогического сотрудничества, т.е. взаимоотношения строятся не с позиции «силы, а с позиции «координации». Такой подход предполагает равенство, партнерство учащихся и учителя (между учениками), их взаимопонимание, творческое взаимодействие и взаимное обогащение. Такой подход означает творческую, сознательную систематическую работу (без принуждения), тогда намеченные цели достигаются безусловно. Исследования показывают, что в настоящее время школа выпускает около 10-15% физически здоровых людей, 27% с нарушенной психикой.
Таким образом, курс ОБЖ необходимо рассматривать как интегративный курс о человеке, его здоровье и жизнедеятельности, как базовый, системообразующий элемент в деле воспитания учащихся и защите их прав, т.е. ведущая роль в воспитательном процессе в школе должна принадлежать этому курсу. Следовательно, перед всей системой обучения и воспитания страны и, конечно, прежде всего, перед школой встает более широкая и социально значимая задача: формирование учащегося, как личности безопасного типа (ЛБТ); создание новой технологии социального взаимодействия в системе «учитель-ученик», подготовка педагога нового типа (с иным мышлением).

Совершенствование методики преподавания курса ОБЖ.
Это прежде всего, поиск нового, нестандартных активных форм обучения, таких как ситуационное обучение, сюжетно-ролевые деловые игры, игры для интенсивного обучения (игры для активного отдыха); «самоисцеление», «накопление энергии», «целительное воздействие» и ряд других, а также использование приемов психорегуляции (в частности, аутогенные тренировки).
Необходимо приближаться к требованиям современного урока, куда входят и развитие интересов учащихся, и умственное развитие, и эстетическое воспитание, и большая насыщенность урока познавательными элементами, вызывающими положительные эмоциональные переживания, т.е. переход на интенсивные учебно-воспитательные технологии, позволяющие в атмосфере сотрудничества учителя и учеников гармонично развивать интеллектуальные, эмоциональные, волевые, личностные качества.

Обновление содержания курса ОБЖ.
Оно диктуется тем, что на сегодня самая большая опасность, подстерегающая наше общество, не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности, которая, в конечном счете, скажется на основах жизнедеятельности семьи, коллектива, науки, государства. Сейчас на повестку дня встал вопрос: «Жить России или не жить?», вследствие чего вопрос безопасности во всех ее аспектах, прежде всего, личной безопасности, становится одним из наиболее важных среди других.
Также убедительным фактором являются такие грустные цифры: на 3-ем месте после сердечнососудистых и онкологических заболеваний стоит смертность от травм, ушибов, несчастных случаев. От этого гибнет цвет нации в возрасте от 2-х до 40 лет, т.е. наиболее трудоспособные. Основная причина: поголовная неграмотность населения страны в области безопасности. Неграмотное поведение не только в экстремальных ситуациях, а, прежде всего, в обыденной повседневной деятельности. Решение этого вопроса видится в ответственном отношении к пропаганде и изучению основ курса ОБЖ на всех уровнях: государственном, региональном, местном.
Я считаю, что сердцевиной, ядром курса ОБЖ должна быть не подготовка учащихся к действиям в ЭС (хотя это необходимо), а в укреплении их духовного, физического и психического здоровья, на основе чего только и может складываться безопасная жизнедеятельность.
13 EMBED Word.Document.12 1415