Ума палата, или Путешествие в страну Фразеология


СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
для учащихся 6-9 классов
«Ума палата, или Путешествие в страну Фразеологию»
Цель мероприятия:
- популяризация знаний многообразия лексики русского языка;
- развитие речевых навыков (умение пользоваться фразеологизмами в речи);
- развитие умения работать в группе.
Подготовительная работа: индивидуальная работа учащихся со словарём фразеологизмов, повторение теоретического материала; собираются 2 команды по 6 человек (учащиеся 6,7,9 б классов)
Жюри : Оценивается каждое задание. Победитель определяется по большей сумме баллов.
Ход мероприятия.
Ведущий.
Кроме отдельных слов с самостоятельными значениями в русском языке есть еще и более сложные языковые единицы - устойчивые сочетания слов. В этих выражениях слова теряют свою самостоятельность, и смысл имеет только все выражение в целом.
- Как называются такие выражения? Правильно, ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ. Сегодня мы отправимся в путешествие в страну Фразеологию. Этой страны нет ни на одной карте. Но мы её найдем на просторах огромного мира – нашего прекрасного языка.
-Почему мы обращаем на фразеологизмы внимание ?Во-первых, изучение фразеологизмов позволяет лучше познать сам язык, его законы, строение.
Во-вторых, фразеологизмы помогают нам глубже понять историю и характер нашего народа.
В-третьих, знание фразеологизмов повышает речевую культуру человека, расширяет наш словарный запас, делает речь образной, красивой, выразительной. А разве не к этому мы стремимся, когда изучаем русский язык?
Представление команд
Участники сообщают названия команд (пример: Непобедимая Армада, Стреляные воробьи, Джентльмены удачи и др.)Ведущий обращается к командам с вопросами, а участники должны отвечать, используя фразеологизмы:
1. Как готовились команды к соревнованию? (Морочили головы; пуд соли съели; сушили порох; и др.)
2.Как чувствуют себя команды перед боем?( На ять; Как рыба в воде; Как швед под Полтавой)
3. Как должны действовать игроки, чтобы одержать победу?(Засучить рукава; держать ухо востро; глядеть в оба)
4.Сумеет ли команда соперников победить вас?( Поживем, увидим; Мало каши ели; Уйдут с носом; и др.)
Сегодня мы отправимся в путешествие в страну Фразеологию. Этой страны нет ни на одной карте. Но мы её найдем на просторах огромного мира – нашего прекрасного языка.
Путешествие наше начинается.
1.Станция «Русский язык».
1. Запишите и назовите фразеологизмы, в состав которых входит слово «язык».( 3 минуты)
( проглотить язык ; тянут за язык ; вертится на языке , держать язык за зубами и т.п.)
За каждый правильный ответ -1 балл.
2. Объясните значение фразеологизмов: 1к.-ходить фертом, 2 к.- СДЕЛАТЬ НА ЯТЬ
2. Станция «В мире чисел».
Назовите фразеологизмы, в состав которых входят числительные. (3 мин.)
(Один на один; второе дыхание; в три погибели; как дважды два- четыре; пятое колесо; семь пядей во лбу; восьмое чудо света; ноль в математике; девятый вал; попасть в десятку; опять двадцать пять; тридцать серебреников; сорок сороков)
3.Станция «Перевертыши».
Превратите свободные словосочетания во фразеологизмы.
Пример: моя доля( львиная доля)
Точить косу(зубы, лясы)
Позолотить купол( пилюлю, руку)
Вылететь в Москву( в трубу)
Потерять ручку(голову, совесть,речь)
Играть в шашки ( бирюльки)
Сесть в кресло( в лужу, в галошу)
Повесить полотенце(голову)
На доске написано (на лбу)
4. Станция «В мире литературы».
Угадайте, из какого произведения пришли в наш язык названные произведения.
1 команда: Голый король. (сказка Андерсена), блоху подковать( «Левша» Лескова), мартышкин труд(Басня Крылова «Мартышка и очки»)
2 команда: Сезам, откройся(« Тысяча и одна ночь»), Принцесса на горошине(сказка Андерсена), по щучьему веленью(сказка)
5.Станция «Фразеология в картинках».(домашнее задание)
Определить, какой фразеологизм изображен на рисунке, что он означает.
Команды сделали иллюстрации к фразеологизмам(по выбору команд). Команда противника должна угадать и объяснить значение фразеологического оборота.
6. Станция «Капитанский конкурс».
Капитаны должны угадать слово, объединяющее все эти фразеологизмы.
1. Его вешают, приходя в уныние; его задирают; его всюду суют.(нос)
2. Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают; не белье, а их развешивают.(уши)
3. Он в голове у легкомысленного человека; его советуют искать в поле; на него бросают слова и деньги.(ветер)
4. Ее толкут в ступе и носят решетом те, кто занимается бесполезным делом; ее набирают в рот, не желая говорить; в нее прячут концы нечестные люди; иногда они выходят из нее сухим. (вода)
-Подведение итогов.
Команды прошли огонь, воду и медные трубы , пролезли сквозь игольной ушко и вышли сухими из воды . Сейчас они готовы узнать результаты.
(жюри оглашает итоги игры)
Награждение.