Презентация к уроку «Разработка программ на языке Turbo Pascal»


Урок. Разработка программ на языке Turbo Pascal.
Цель урока: 1. Повторить и обобщить знания, полученные по теме
“Алгоритм. Свойства алгоритма”. Контроль знаний.
2. И познакомить учащихся с основами написания программы на Turbo Pascal.
Задачи:
Образовательные: – повторение и контроль знаний по теме «Алгоритм и свойства алгоритмов.»,- объяснение нового материала
- применение знаний на практике для углубления и расширения, ранее усвоенных знаний
- контроль за ходом изучения учебного материала и совершенствования знаний, умений и навыков по темам: алгоритм, свойства алгоритма, составление программ на Turbo Pascal,
Развивающие – развитие алгоритмического мышления,Воспитательные – развитие познавательного интереса, организация деятельности.
Оборудование и средства урока:
Раздаточный материал (Тест для контроля знаний)
Компьютерная презентация «Разработка программ на языке Turbo Pascal»
Проектор, экран, компьютеры для учащихся.
Учебная литература.
Тип урока: изучение нового материала.
Основной метод объяснения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
ХОД УРОКА.
Организационный момент. Здравствуйте ребята. Тема сегодняшнего урока «Разработка программ на языке Turbo Pascal». Целью нашего урока является: познакомиться с основами написания программы на программе Паскаль и со структурой программы и применить полученные знания на практике.
Актуализация знаний. Тест из 5 вопросов. По окончанию теста на экран выводятся правильные ответы по которым ученики сами себя проверяют и сами себя оценивают.
Вопросы:
Алгоритм – это:
Понятное и точное предписание исполнителю выполнить последовательность команд;
Правила выполнения определённых действий;
Набор команд для компьютера;
Протокол вычислительной сети.
Что из перечисленного является алгоритмом:
Правила техники безопасности;
Инструкция по настройке каналов телевизора;
Список класса;
Стихотворение.
Алгоритм называется циклическим:
Если в нём присутствует конструкция если … то … иначе;
Если он представим в табличной форме;
Если его исполнение предполагает многократное повторение одних и тех же операций.
Алгоритм, в котором в зависимости от истинности условия выполняется одна или другая последовательность команд называется:
Линейным;
Циклическим;
Разветвляющимся;
Вспомогательным.
Как называется свойство алгоритма, соответствующее определению: «Команды алгоритма должны определять однозначное действие исполнителя»?
Понятность;
Дискретность;
Точность;
Результативность.
Изучение нового материала.
Среди современных языков программирования одним из самых популярных является язык Паскаль. Этот язык разработан в 1971 году и назван в честь Блеза Паскаля – французского ученого, изобретателя механической вычислительной машины. Автор языка Паскаль – швейцарский профессор Никлаус Вирт. Программа на Паскале близка по своему виду и структуре к описанию алгоритма на Алгоритмическом языке.
Раздел описания переменных начинается со слова VAR (variables – переменные), за которым идет список имен однотипных переменных через запятую. Тип указывается после двоеточия. В стандарте языка Паскаль существует два числовых типа величин: вещественный (REAL) и целый (INTEGER). Идентификаторы (имена) переменных составляются из латинских букв и цифр, причем первым символом обязательно должна быть буква.
Раздел операторов – основная часть программы. Начало и конец раздела отмечаются служебными словами BEGIN (начало) и END (конец), которые являются операторными скобками. Между этими словами помещаются все команды алгоритма, записанные на языке Паскаль (операторы). Разделителем операторов является точка с запятой. Перед словом END точку с запятой можно не ставить. В самом конце программы ставится точка.
Ввод исходных данных с клавиатуры происходит по оператору READ или READLN ( читать ).Оператор READLN отличается от READ только тем, что после ввода данных курсор перемещается в начало новой строки. При выполнении команды ввода компьютер ожидает действий пользователя, который набирает на клавиатуре значения переменных в том порядке, в каком они указаны в списке, отделяя их друг от друга пробелами. Одновременно с набором данных они появляются на экране. В конце набора нажимается клавиша ВВОД (ENTER).
Арифметический оператор присваивания: слева - переменная, справа - арифметическое выражение, которое должно быть вычислено. Составной символ := читается как «присвоить». Сначала вычисляется арифметическое выражение, затем полученное значение присваивается переменной.
Вывод результатов происходит по WRITE или WRITELN ( писать ). Результаты выводятся на экран компьютера в порядке их перечисления в списке. Элементами списка вывода могут быть константы, переменные, выражения. Разница в выполнении операторов WRITE и WRITELN состоит в том, что после выполнения операции вывода по оператору WRITELN экранный курсор перемещается в начало новой строки, а по оператору WRITE этого не происходит.
Задача №1: разделить одну простую дробь на другую - получить результат.
Программа на языке Паскаль для вычисления результата деления одной простой дроби на другую является примером реализации линейного вычислительного алгоритма. Программа начинается с заголовка (служебное слово PROGRAM). За служебным словом следует произвольное имя, придуманное программистом. В конце заголовка ставится точка с запятой.
Раздел описания переменных, начинается со слова VAR, за которым следует список имен однотипных переменных через запятую. Идентификаторы переменных составляются из латинских букв и цифр (первый символ обязательно должен быть буквой. Тип указывается через двоеточие. В нашем примере все переменные имеют целый тип (INTEGER). В конце описания каждого типа необходимо ставить разделитель – точку с запятой.
По оператору READ (READLN) происходит ввод данных с клавиатуры. При выполнении команды ввода компьютер ожидает действий пользователя, который должен набрать на клавиатуре значения переменных в том порядке, в котором они указаны в списке, отделяя их друг от друга пробелами.
В данном разделе программы с помощью операторов присваивания организован процесс вычисления значений переменных m и n по исходным данным a, b, c, d, значения которых были предварительно введены в компьютер с клавиатуры.
Вывод результата на экран по оператору WRITE (WRITELN). На этом шаге производится вывод значения переменной m ( 5 ).
Задачи для самостоятельного выполнения в тетрадях:
Задание№1: Ввести три числа, найти их сумму и произведение.
Пример:
Введите три числа:
4 5 7
4+5+7=16
4*5*7=140
Задание№2: Ввести три числа, найти их сумму, произведение и среднее арифметическое.
Пример:
Введите три числа:
4 5 7
4+5+7=16
4*5*7=140
(4+5+7)/3=5.33
Закрепление изученного материала.
Самостоятельная работа проверочного характера. Задача №2: По трем сторонам треугольника (a, b, c) вычислить площадь треугольника (S),используя формулу Герона. (На экран выводится задача и блок схема к ней).
Итог. Целевой: Итак, ребята, сегодня мы с вами познакомились с языком программирования Turbo Pascal. Так же ознакомились со структурой программы, типами данных, операторами ввода и вывода. Рассмотрели решённую задачу и решили задачу №2 самостоятельно.
Результативный: Вы все сегодня активно работали , решали задачу и отвечали на вопросы. Больше всех отличились (ФИО детей), им сегодня я предлагаю поставить пятёрки.
Домашнее задание.
Построить блок схему для разветвляющегося алгоритма «Ввести с клавиатуры 2 числа и вывести наибольшее из них»