Урок литературного чтения в нетрадиционной форме для 2-3 классов Путешествие в страну ЛИТЕРАТУРИЯ
МОКУ «Панинская основная общеобразовательная школа» Медвенского района Курской области
Урок литературного чтения в нетрадиционной форме
для 2-3 классов
«Путешествие в страну Литературия»
Подготовила и провела: учитель начальных классов
1 квалификационной категории
Бончукова Лариса Юрьевна
с.Панино-2016 год
Урок литературного чтения в нетрадиционной форме
для 2-3 классов
«Путешествие в страну Литературия»
Цели и задачи урока: обобщить и систематизировать знания ребят о сказках и баснях как литературном жанре;
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: вспомнить известные сказки устного народного творчества, повторить и обобщить знания детей о пословицах и поговорках, вспомнить изученные басни, стихотворения и персонажей из сказок.
Метапредметные:
-развивать умение находить мораль в баснях, развивать связную речь, творческое мышление обучающихся;
-формировать умение взаимодействия в коллективной деятельности, развивать навыки выразительного чтения и умения строить собственное устное высказывание; - развивать умение сочинять сказку по опорным словам.
Личностные:
-умение быстро и слаженно работать в парах, группе, самоконтроль;
-воспитание интереса к литературному чтению.
Форма урока: Викторина
Методы урока: словесные, наглядные, творческая деятельность, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.
Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная, парная.
Оборудование и оформление: на доске картинки со сказочными персонажами, кроссворд, выставка книг сказки и басни, рисунки детей, костюм обезьяны, лисички, вороны, медведя, ель, зеркало, газета, листики с пословицами, на плакате дерево, маленькие лодочки-подарки, коробка с принадлежностями.
Ход урока:
1. Организационный момент.
- Добрый день, ребята! Оглянитесь вокруг, сегодня на уроке у нас гости – это ваши родители и учителя. Улыбнитесь им, ведь все начинается с улыбки. Посмотрите необычно вокруг, 2 и 3 класс вместе, парты расположены ни как обычно, вот давайте сейчас возьмемся все за руки и произнесем для себя вполголоса такие слова: «МЫ ВМЕСТЕ».
- Присаживайтесь!
- Сегодня мы с вами отправляемся в морское путешествие в неизведанную страну, а какие страны знаете вы?
- Молодцы! А мы с вами отправляемся не в эти страны и даже не в т е которые вы не назвали, а в ту страну, куда пешком не дойти, на машине не доехать и ползком не проползти. Отправимся мы туда на корабле 3 класса. Для того, чтобы наше путешествие было интересным и увлекательным мы с вами должны и мамы и дети превратиться в малышей и не чувствовать себя взрослыми, серьезными, потому что любое путешествие – это увлекательно, смело и интересно. Итак:
«ША-ША-ША-ПРЕВРАЩАЮСЬ В МАЛЫША!»
- Начинаем путешествие и мы плывем на корабле (мелодия море, Море…) делаем из ручек бинокль и смотрим какой виднеется первый остров?
Остров «Угадайка»
Но чтобы узнать куда все-таки и в какую страну мы с вами отправляемся, нам нужно разгадать кроссворд, но отгадывать наш кроссворд вы должны поднимаю руку и четко отвечать слово, не выкрикивать, а чтобы отправиться дальше, разгадав кроссворд, мы с вами получим ладошку «пятерочку». Итак, начинаем:
Ряба, которая снесла золотое яичко?
Имя медвежонка из сказки «три медведя»?
Кто в одной из русских сказок потчевал лису окрошкой?
Живет она в лесу, в избушке на курьих ножках, летает в ступе зовут ее Баба ..?
Как называется непроходимый хвойный лес в Сибири?
Как звали героиню из сказки, которая присматривала за своим братцем?
Герой русской народной сказки, которому принадлежат слова: «Битый небитого везет, битый небитого везет»
Назовите овощ, который смогли вытянуть из земли дед, баба, внучка, собака, кошка и мышка?
В какой сказке герои жили в одном домике, до тех пор пока медведь его не разрушил?
Кто смог прогнать лису из зайкиной избушки?
Как называли самого главного героя сказки, который поймал щуку и она исполняла его желания?
Какое главное вещество, из которого была сделана внучка, которая растаяла от костра?
Что заказала бабка деду в первый раз у золотой рыбки?
- Молодцы ребята, давайте же прочтем страну, по которой мы с вами сегодня отправляемся в путешествие? «ЛИТЕРАТУРИЯ»
Не наяву и не во сне
Без страха и без робости
Мы снова бродим по стране,
Которой нет на глобусе.
На карту не нанесена,
Но знаем ты и я
Что есть она, что есть страна
ЛИТЕРАТУРИЯ!
- Можно ли найти эту страну на глобусе? На карте?
- а где мы можем с ней встретиться?
- Правильно на уроках литературного чтения. Итак, мы отправляемся в морское путешествие.
Поплыли дальше…(песня «Море начинается с маленькой реки»). Ручки бинокли: остров «ПОСЛОВИЦЫ»
Чтобы выжить на этом острове вам придется поразмышлять, а размышлять вы будете парами: есть начало пословицы и есть конец. Вы находите пословицу целиком и по моей команде крепите ее на дерево. .. За каждый ваш правильный ответ будет звенеть колокольчик.
Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.
Не всякая водица для питья годится, не всякая сказка людям указка.
Как аукнется, так и откликнется
И сам ни ам, и другим не дам!
Чем хвалишься, на том и провалишься.
Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь.
Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива.
Там где дружат – живут и не тужат
В тесноте , да не в обиде.
Сам погибай, а друга выручай
На чужой каравай, рот не разевай
Посмотрите ребята в бинокль, что-то опять очень интересное на дереве происходит…Как вы думаете что? ( на одном дереве разные листи).Молодцы, берем ладошку и плывем дальше! (песня н.Королева «На синем море») остров «БАСНИ» ага, не доплыть, доберемся вплавь! Ура приплыли! И что же перед нами? Объявления.
Так давайте прочтем!
«Купила очки, не знаю, что с ними делать?» «Мартышка и очки»
«Приютите миленькие, зима на носу, а я то летом пела» «Стрекоза и муравей»
«Красивый голосок век слушать я готова. Друзья, хоть вы охрипните, хваля, друг дружку все ваша музыка плоха!» « Ворона и петух»
«Ищем грузчика. Согласья в нас ведь нет, поклажу нам бы отнести!»
« лебедь, рак и щука»
«Найден сыр, никто здесь мимо не пробегал?» «Ворона и лисица»
«Найдено очень страшное зеркало, в нем отражаются кривляки» «Зеркало и обезьяна»
Найдите эти басни на картинках, которые рисовали 3 класс. – Умнички, но чтобы эти объявления не оставались просто так, нам воочию надо увидеть эти персонажи. Во время показа спектакля вы подумаете, что же баснописец пытался высмеять. Какой людской порок?
ИТАК, вашему вниманию представляется басня «Ворона и лисица».
Ворона - Ефименко Никита, автор- Барыбина Ира, Лисица – Карина Цуканова (показ басни)
- Что же хотел показать Баснописец в этой басне? Что он высмеивал?
След. Басня «Зеркало и обезьяна» Мишка – Дима Барыбин, Мартышка – Карина Цуканова, автор - Ксения Понька.
- Что в этой басне хотел нам показать баснописец?
Молодцы! Угадали, забираем еще ладошку!
Отправляемся в путь, остров «Отдыхалок»
Физминутка: Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах
Корабельщики дивятся,
На кораблике толпятся
На знакомом острову
Чудо видят на яву!
Бинокль: Остров « Детективы»
Давайте доберемся туда вплавь. (песня море). Этот остров в нашей стране Литературии, в котором не осталось людей, персонажей, а только из вещи или остатки вещей, на этом острове обитали Змей Горыныч, Чудо-Юдо, Тараканище, Кощей Бессмертный и другие. Детективы любят все. Все восхищаются храбростью и проницательностью знаменитых Коломбо и Шерлока Холмса. Сейчас вы тоже станете сыщиками. У меня в черном ящике находятся предметы из сказок, былин, басен, стихотворений. Вам необходимо по вещи определить, кому она принадлежит и назвать сказку.
Для этого произнесем заклинание:
КА-КА-КА - превращаюсь в сыщика!!!
горошина (Принцесса на горошине)
Цветок (аленький цветочек)
Мочалка (Мойдодыр)
Сапоги (кот в сапогах)
Яйцо (курочка ряба)
Азбука (буратино)
Туфелька (золушка)
Скорлупа грецкого ореха (дюймовочка)
Гитара (бременские музыканты)
Слушалка (айболит)
Цепь (кот ученый)
Волосинки веника (баба яга)
Монетка (муха-цокотуха)
Перо (конек горбунок)
Бумажный кораблик (стойкий оловянный солдатик)
Превосходно! Еще одну ладошку получили! Поплыли дальше (песня) Бинокль остров «Сказочный»
Вы сейчас делитесь на ряды, как сидите вам даны слова в разброс, а вы должны составить из них названия сказок. У Вас получится 5 названий.(пока дети собирают названия звучит музыка)
(кот, с-пальчик, Красная, в сапогах, гадкий, Спящая, шапочка, красавица, Мальчик, утенок)
Молодцы! Забираем ладошки.
Плывем дальше…Остров «Сочинялки»
У Вас на столе листочки. Вам нужно прочесть что там написано и вставить любые слова, которые вы считаете нужными и у Вас получится своя сказка. Итак, начинаем сочинять…
Сказка про________.
Однажды шёл________. По дороге нашёл_______, взял и понёс царю. Пришёл __________во дворец. Кругом слуги царские с топорами да с копьями. Испугался ___________, хотел было _________, как вдруг ________из-за _________ выскочил и давай ____________.Глянул на ____________ и ___________. Поблагодарил царь умного__________ и он отправился домой. Стал жить-поживать и ____________.
После написания сказки команды зачитывают свою сказку.
- Чудесно! Интересны е и весёлые сказки у вас получились, значит наши уроки литературного чтения не проходят даром!
- Ну, все пора наконец-то приплыть нам в назначенную, главную точку любого государства и страны – это Столицу нашей Литературии, без этого острова наша страна не могла бы существовать, как вы думаете, как называется столица Литературии? (Читалия)
Конечно, плывем туда вплавь…..(песня море-море)
А здесь все полученные сегодня ладошки мы должны прикрепить на доску. Итак, крепим…
Ребята, только вместе, вместе с родителями, вместе с учителями, с одноклассниками можно с удовольствием насладиться волшебным миром чтения. Читайте с удовольствием, читайте в удовольствие и для удовольствия! Давайте мы с вами положим руки на плечи друг другу и закончим наш урок! (дети кладут руки на плечи друг друга и медленно качают волну, а затем громко вместе «МЫ ВМЕСТЕ»!)
- А на память от нашего путешествия я вам приготовила кораблики, чтобы вы никогда не забывали об интересном путешествии в страну Литературию.