Отчет об использовании современных образовательных технологий в учебном процессе


Отчет об использовании современных образовательных технологий в учебном процессе Сорокиной Ольги Александровны,
учителя математики и технологии МБОУ СОШ № 5
имени В.И.Данильченко муниципального образования Ленинградский район Краснодарского края
Современный урок математики должен стать результатом творчества не только учителя, но и учащихся. Достигнуть этой цели можно посредством внедрения в учебный процесс современных педагогических технологий.
В своей практике я использую следующие современные образовательные технологии:
Игровые технологии.
Цель использования: Развитие устойчивого познавательного интереса к предмету; активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики; закрепление знаний, приобретаемых на уроках; развитие любознательности, творческих способностей; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.
Немаловажная роль в процессе раскрытия притягательных сторон математики в период, когда определяются и формируются постоянные интересы и склонности учащегося к тому или иному предмету через активную и увлеченную работу на уроках и использование этого как отправной точки для возникновения и развития любознательности и глубокого познавательного интереса, отводится играм на уроках математики – современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитывающей функциями. В играх различные знания и новые сведения ученик получает свободно. Поэтому часто то, что на уроке казалось трудным, даже недостижимым, во время игры легко усваивается. Здесь интерес и удовольствие – важные психологические показатели игры.
Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно игры и упражнения, формирующие различные умения, при этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов.
В своей работе я использую игровые технологии на различных этапах урока и во внеурочной деятельности:
1. В качестве элемента урока («отгадай слово», «подумай и отвечай», «посоревнуемся», инсценировка, задачи-шутки и т.д.), призванного повысить внимание, мотивировать на деятельность или в качестве эмоциональной разгрузки.
2. При проведении целого урока (например: уроки-сказки и уроки-путешествия в 5, 6 классах; уроки-презентации 7, 8 класс; деловые игры и др.).
3. Во внеклассной работе (например: Турнир, Викторина, КВН, Счастливый случай, математическая сказка и др.). Игровые технологии использую как при объяснении нового материала, так и при повторении, обобщении и закреплении пройденного материала.
Технология проблемного обучения.
Цель использования:
1. Творческое овладение знаниями и развитие мыслительных способностей у учащихся, за счет создания в их сознании проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению проблемных ситуаций.
2.Пробуждение интереса учащихся к исследованию ситуации, ведущее к усвоению нового материала, решению проблемы и т.д. через умственный поиск, ведущий к развитию познавательной самостоятельности и творческих способностей.
Проблемное обучение – обучение, при котором учащимся знания не сообщаются в готовом виде. Знания приобретаются только в процессе разрешения проблемных ситуаций.
Проблемное обучение обеспечивает возможности творческого участия обучаемых в процессе освоения новых знаний, формирование познавательных интересов и творческого мышления, высокую степень органичного усвоения знаний и мотивации учащихся.
Основой для этого является моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы. При этом осознание, принятие и разрешение этих проблемных ситуаций происходит при оптимальной самостоятельности учащихся, но под общим направляющим руководством педагога в ходе совместного взаимодействия.
Проблемное обучение – это особый тип обучения, оно определяется способом взаимодействия учащихся и преподавателя, уровнем самостоятельности учащихся. В проблемном обучении выделяют три метода: проблемное изложение, частично-поисковый и исследовательский.
Проблемное изложение. При изучении новой темы я ставлю проблему, выдвигаю гипотезу, показываю путь ее доказательства, формулирую вывод. Например, при доказательстве теорем, выдвигаю гипотезу, затем вместе с учащимися ищем пути решения. Учащиеся могут предложить несколько решений. Учащиеся – активные и заинтересованные слушатели.
Частично-поисковый уровень. Конструирую общее задание, разделяю его на вспомогательные, намечаю план поиска, консультирую и помогаю в процессе реализации обучаемыми последующих поисковых этапов. Можно предложить лабораторную работу (нахождение длины окружности, умножение или деление на разрядную единицу и т.д.). После решения ряда аналогичных примеров, ученики делают вывод (формулируют правило), который можно использовать при дальнейшем решении подобных примеров. Частично-поисковый метод предполагает частичное вовлечение учащихся в процесс поиска.
Исследовательский уровень. Объясняя тему, постепенно подвожу к необходимости пройти весь путь поиска: постановка проблемы, решение, выводы. Например, предлагаю задание исследовательского характера: составить задачи с использованием единиц измерения в Древней Руси или сколько корней может иметь биквадратное уравнение. На этом уровне можно использовать и метод проектов как вариант технологии проблемного обучения.
Таким образом, идеи, положенные в основу проблемного обучения – это постановка проблемной задачи (создание проблемной ситуации), что приводит к появлению познавательной потребности, в связи с чем повышается мыслительная активность учащегося и развивается интеллект и, в конечном итоге, за счет этого происходит, эскалация способностей учащегося и его мотивации к обучению.
В своей работе:
1.Применяю сочетание традиционного объяснения с созданием проблемных ситуаций, включая учащихся в процесс постановки и решения проблем.
2.Целенаправленно организую систему проблемных ситуаций при объяснении нового материала, решении задач, в результате чего усвоение знаний происходит в процессе самостоятельной поисковой деятельности.
Примеры применения технологии проблемного обучения:
1. 5 класс, тема «Сложение и вычитание десятичных дробей» (изучение нового материала): использую метод проблемного изложения, ставлю проблему (как сложить две десятичные дроби), вместе с учащимися представляем их в виде смешанных чисел, складываем, результат представляем в виде десятичной дроби; формулируем правило сложения; правило вычитания учащиеся формулируют самостоятельно – переход к частично-поисковому уровню. 2. 6 класс, тема «Масштаб» (изучение нового материала): после выполнения проблемного задания (во сколько раз отрезок на карте меньше соответствующего расстояния на местности) учащиеся подводятся к определению понятия масштаб;
3. 6 класс, тема «Длина окружности» (изучение нового материала): учащимся предлагается практическая работа - выполнить необходимые измерения и вычислить отношение Сd, после чего учащиеся делают вывод о независимости этого отношения от длины окружности и ее диаметра и выводят формулы длины окружности.
4. Проект «Шифрование рисунков» при изучении темы «Координатная плоскость» в 6 классе.
Групповые технологии.
Цель использования:
1. создание учебной мотивации;
2. пробуждение в учениках познавательного интереса;
3. развитие стремления к успеху и одобрению;
4. снятие неуверенности в себе, боязни сделать ошибку и получить за это порицание;
5. развитие способности к самостоятельной оценке своей работы;
6. формирование умения общаться и взаимодействовать с другими обучающимися.
Групповое обучение – это использование малых групп (2-5 человек) в образовательном процессе. Оно предполагает такую организацию работы, при которой обучающиеся тесно взаимодействуют между собой, что влияет на развитие их речи, коммуникативности, мышления, интеллекта и ведет к взаимному обогащению учащихся. Главное условие групповой работы заключается в том, что непосредственное взаимодействие учащихся осуществляется на партнерской основе. Это создает комфортные условия в общении для всех, обеспечивает взаимопонимание между членами группы.
Используя групповые технологии в образовательном процессе, преподаватель руководит работой через устные или письменные инструкции, которые даются до начала работы. С преподавателем нет прямого постоянного контакта в процессе познания, который организуется членами группы самостоятельно. Таким образом, групповая форма работы – это форма самостоятельной работы учащихся при непосредственном взаимодействии их между собой.
При формировании групп необходимо учитывать и психологическую совместимость учащихся, их симпатии. Существует два основных принципа формирования – свободное (по желанию) и организованное учителем. Предпочтение я отдаю организованным группам, т.к. симпатии учащихся не позволяют сформировать группы необходимые для работы на уроке (с учетом содержания материала, планируемых форм организаций их деятельности), но при этом учитываю и мнение учащихся. Как показывает практика целесообразно, чтобы в составе группы были учащиеся всех уровней подготовки. При этом не менее половины должны составлять ученики, способные успешно заниматься самостоятельной работой. 
Групповая работа наиболее эффективна, если индивидуальный личный поиск предшествует обмену идеями, то есть групповому обсуждению.
Такой способ удобно применять при закреплении или повторении учебного материала, а также при решении геометрических или нестандартных задач.
Во время групповой работы учитель выполняет разнообразные функции:
- контролирует ход работы в группах;
- отвечает на вопросы;
- регулирует споры, порядок работы;
- в случае крайней необходимости оказывает помощь отдельным учащимся или группе.
В своей работе я использую групповые технологии на различных этапах урока и во внеурочной деятельности (например: Турнир, Викторина, КВН, Счастливый случай) при: 1) работе учащихся на уроке в парах (взаимопроверка, совместное выкладывание материала, математический мини-диктант и др.).
2) разделении учащихся на группы для выполнения одинакового или различных заданий.
3) групповой опрос (для повторения и закрепления материала).
4) смотр знаний.
Групповые технологии использую как при объяснении нового материала, так и при повторении, обобщении и закреплении пройденного материала.
Информационные компьютерные технологии.
Цель использования:
1) повышение качества знаний через активизацию мыслительной деятельности учащихся; поддержание интереса к предмету; осуществление дифференцированного подхода к обучению;
2) формирование информационной культуры;
3) повышение мотивации учащихся;
4) повышение наглядности представления учебного материала;
5) развитие и совершенствование навыков работы с компьютерными тестами и обучающими программами;
6) развитие быстроты восприятия, образного и абстрактного мышления;
7) обучение разработке обучающих презентаций;
8) совершенствование методики проведения уроков;
9) использование как средства самообразования и для качественной и быстрой подготовки урока;
10) постепенное создание собственного банка учебных и методических материалов.
Компьютерные (новые информационные) технологии обучения - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.
Работая не только учителем математики, но и технологии, компьютерные технологии использую как «проникающие» (применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам для отдельных дидактических задач) на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, закреплении изученного и повторении пройденного, контроле знаний; во внеурочной деятельности; как средство самообразования и трансляции собственного педагогического опыта; для оформления документации.
Использую мультимедийные электронные сопровождения учебников, тесты; работу в графическом редакторе, где учащиеся строят различные диаграммы и таблицы (особенно на уроках технологии, для построения выкроек); тематические мультимедийные презентации, заимствованные из Интернет-ресурсов, подготовленные мною или учащимися; электронные приложения к различным педагогическим изданиям (например, к журналу «Математика» и др.); Интернет-ресурсы (http://www.fipi.ru, http://www.ege.edu.ru, www.mathege.ru, http://mathgia.ru и др.) для работы с тестами, материалами Открытого банка заданий по математике при подготовке к ГИА (задания посильные для 6-7-классников).
Примеры использования ИКТ на уроках математики и во внеурочной работе в моей практике:
1. Работа с устными упражнениями (показ заданий на проекционном экране или показ презентации).
2. Демонстрация условия, решения задачи, рисунков, портретов и чертежей.
3. Проведение физкультминуток и рефлексии (большее предпочтение отдаю использованию ИКТ при музыкотерапии, изображение использую редко, так как это дополнительная нагрузка на зрение).
4. Проверка самостоятельных работ с помощью ответов на слайде.
5. Создание мною или учащимися компьютерных презентаций к урокам, а также использование готовых презентаций.
6. Проведение тестов.
7. Работа учащихся дома с электронной почтой, Интернет-ресурсами, образовательными программами, дистанционное обучение.
Примеры использования ИКТ:
1. для самообразования и подготовки к урокам,
2.трансляция собственного педагогического опыта: создание персонального мини-сайта; наличие публикаций в электронных СМИ;
3. наличие электронной почты,
4. оформление документации (работа в MicrosoftOffice: Excel, PowerPoint, Word), работа с электронным журналом;
5. дистанционное обучение на курсах повышения квалификации.
Тестовая технология.
Цель использования:
Обеспечение объективности контроля.
Предложение нескольких вариантов.
Легкая обработка результатов.
Развитие логического мышления учащихся, внимательности.
5. Тестовые задания различаются по уровню сложности и по форме вариантов ответов, что позволяет осуществить дифференциацию и индивидуализацию обучения учащихся с учетом их уровня познавательных способностей.
В своей работе использую тесты на различных этапах урока, при проведении занятий разных типов, в ходе индивидуальной, групповой и фронтальной работы, в сочетании с другими средствами и приемами обучения. Провожу тесты в электронном виде (при возможности; в том числе учащиеся делают это дома самостоятельно), с использованием презентаций, печатные. Тестовые задания составляю с учетом задач урока, специфики изучаемого материала, познавательных возможностей, уровня готовности учащихся. Применяю диктанты на термины, где учащимся предлагается несколько терминов, смысл которых они должны раскрыть; тесты с открытыми и закрытыми заданиями, с заданиями на установление соответствия.
Учитель математики МБОУ СОШ № 5 О.А.Сорокина