ИЗОБРАЖЕНИЕ И РЕАЛЬНОСТЬ. ПАВЛИН
Мевзу: Изображение и реальность. Павлин
Макъсад: создать условия для ознакомления с понятиями «реальность», «анималистика»; способствовать формированию умения изображать на плоскости, развитию воображения, умения анализировать свою работу и работу товарища; содействовать воспитанию бережного отношения к птицам, трудолюбия, внимательного отношения к окружающим, желания оказывать помощь.
Дерснинъ теминаты:
для учителя: репродукции картин художников-анималистов (Приложение 7), иллюстрации с изображением павлина, схемы, учебник;
для учащихся: гуашь, кисти, палитра, альбом.
Дерснинъ кетишаты
I. Тешкилий къысым.
Позитивный настрой на урок.
– Подарите улыбку товарищу, учителю. Пожелайте товарищу удачной работы. Поблагодарите его.
– Чтобы улыбка и хорошее настроение не покидали вас весь урок, нарисуйте улыбку на листке (у учащихся маленькие листки, на которых они красками рисуют улыбку). Пусть этот листок лежит перед вами на столе как талисман. Он придаст больше уверенности, положительных эмоций, целеустремленности и не позволит унывать и расстраиваться.
Проверка готовности рабочего места.
II. Янъы мевзуны анълатув.
– Какими художественными материалами мы работали в первой четверти?
– Какие краски вы знаете?
– Назовите три основных цвета.
– Как получить дополнительные цвета?
– Как создать настроение тревоги в картине?
– Какую краску надо добавить, чтобы придать нежности и легкости?
– Что характерно для пастели?
– Из каких материалов можно создать аппликацию?
– Какие материалы позволяют изобразить в объеме?
– Мы сегодня с вами отправляемся в путешествие по реальной и фантастической стране изобразительного искусства.
– Путешествовать мы будем целую четверть, а помогать нам будут братья-Мастера, с которыми мы уже познакомились в 1 классе. Каждый из них поделится с вами своим мастерством. Давайте вспомним и назовем наших помощников.
Мастер Изображения.
Мой друг – Карандашик озорной,
На листочке заводной.
А на деле это значит:
Живописные задачи
Нам с тобою по плечу,
Нарисую, что хочу.
Мастер Украшения.
Моя подружка – Кисточка,
Она для смеха
Кляксу поставила, вот потеха.
Клякса эта злится:
– Кляксой быть мне не годится,
Не буду кляксой – это проза,
Буду ромашкой или розой.
Мастер Постройки.
Вы художниками были?
Вы писали, рисовали.
А теперь из глины смастерим
И лошадок, и зайчат.
Я мастер не простой –
На все руки золотой.
Я строю и леплю,
Вырезаю и креплю.
– Тема сегодняшнего урока – «Изображение и реальность».
– Какой Мастер будет нам помогать? (Мастер Изображения.)
– Что такое реальность?
Мастер Изображения – это художник, который передает в своих произведениях то, что видит вокруг, и то, что ему интересно, – людей, природу, животных. Причем, всматриваясь в природу, он стремится отобразить ее как можно ближе к действительности, реально. Поэтому мы можем такого художника назвать реалистом.
В изобразительном искусстве существует анималистический жанр, связанный с изображением животных в живописи, скульптуре и графике. Художник-анималист уделяет внимание художественно-образной характеристике животного, его повадкам, декоративной выразительности фигуры, силуэта. Часто животные наделяются присущими людям чертами, поступками и переживаниями. Изображения животных часто встречаются в античной скульптуре, вазописи.
Представители: Валентин Александрович Серов, Василий Ватагин, Михаил Кукунов, Евгений Чарушин и др.
– Давайте рассмотрим картины художников-анималистов. (Приложение 7, учебник, с. 58–61.)
– Какие изображения они создают? (Реальные.)
– Что можете сказать о животных на этих работах? (Как настоящие, живые.) Чем они отличаются друг от друга?
– Попробуйте определить характер изображенных животных.
– Какие материалы использовали художники в своих работах? (Акварель, гуашь, графические материалы, глину, камень.)
– Что необходимо художнику, чтобы так точно, реально изобразить животный мир? (Наблюдательность, любовь к природе.)
– Вы сегодня будете в роли художников-анималистов. Отгадайте загадку, она поможет определить тему работы.
Проживает в странах жарких, Потому что хвост красив.
А в нежарких – Им любуется он сам
В зоопарках. И показывает нам.
И спесив он, и хвастлив, (Павлин.)
– Мы будем изображать павлина.
В зоопарке был павлин. И на наших на глазах
Очень важный гражданин. Сделал хвостиком он взмах.
Он на нас ходил смотрел. Хвост раскрылся... красота.
Да и хвостиком вертел. Разноцветные тона.
Переливы заиграли, В книжках про него читали.
И цвета все засверкали, Все повадки его знали.
Словно веер распустил. Как увидели вблизи...
Нас павлин так удивил. Быстро мы открыли рты.
Красотой не назовешь,
Даже слов не подберешь.
Словно в сказку мы попали
И павлина повстречали.
– Что вам известно об этой птице? (Это экзотическая птица. Она живет в жарких странах.)
– Обратим внимание на ее хвост, похожий на развернутый веер. В чем его красота? Почему говорят «важный, как павлин»? Приходилось ли вам видеть эту прекрасную птицу? Где? Поделитесь своими впечатлениями.
– Посмотрите на иллюстрации с изображением павлина (приложение 7).
– Какие формы помогут создать изображение? (Круг, овал, перо, линия.)
– Какие цвета украсят изображение павлина? Как можно изобразить павлина? (Сидящего на ветке, хвост сложен; стоящего на земле, хвост распущен.)
Физдакъкъа
IIII. Талебелеринъ иджадий къысымы.
Вопросы и советы Мастера Изображения.
– С чего надо начать рисунок, чтобы он был не мал и не велик по отношению к листу бумаги? (Обозначить место изображения.)
– Обратите внимание на схемы изображения павлина. (Схемы крепятся на доске.) В основе очертания тела птицы лежат простейшие геометрические формы. Рисовать павлина можно, пользуясь приемом симметрии.
Следите за соотношением размера шеи, головы, туловища, хвоста, за правильным местоположением лап.
– Не забудьте об окружающей среде, чтобы рисунок смотрелся как законченная картина, а нарисованная птица не грустила посреди белого пустого листа бумаги.
– Птица на вашей работе должна быть реальной, поэтому наблюдайте и находите нужные цветовые сочетания и оттенки (изображение павлина размещено на доске).
– Выполняя работу, вы можете воспользоваться схемами, а можете изобразить павлина по- своему. Сначала сделайте набросок (рисунок карандашом), а затем раскрасьте.
– Какие материалы помогут вам создать изображение? (Карандаш, гуашь.)
V. Дерснинъ нетиджеси.
1. Выставка и анализ работ.
Алгоритм самооценки (несколько учащихся показывают работы и анализируют):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе сделать работу?
– Ты справился с работой или есть недочеты?
– Ты выполнил все сам или с чьей-то помощью?
– Как бы ты оценил свою работу?
– Сейчас мы вместе с (имя ученика) учились оценивать свою работу.
– Кто желает оценить свою работу по образцу?
Ученики размещают свои работы на доске.
– Представьте, что мы оказались в зоопарке. Сколько павлинов гуляет по вольеру! Они не похожи друг на друга. Почему? (Каждый ученик создал свой образ, вложил свой характер, настроение, чувства в павлина.) Подойдите, посмотрите на работы. Какая работа вам понравилась и чем? Назовите самую оригинальную, непохожую на остальные работы. Объясните почему.
– В какой работе есть недочеты? Какие?
– Попробуйте определить, какие по характеру у вас получились павлины. Что помогло передать характер?
2. Обобщение по теме.
– С каким жанром в изобразительном искусстве вы познакомились на уроке?
– Как называют художников, работающих в этом жанре?
– Как художник-анималист изображает животный мир?
– Какие материалы использует художник?
– Какие материалы нужны были в работе вам?
– Кто помог вам создать образ?
– Что у вас получилось лучше всего?
– В чем испытали затруднения?
– Как бы вы оценили свое настроение после урока?
– Кому на уроке помогла улыбка-талисман?
3. Уборка рабочего места.
13PAGE 15
13PAGE 14115
15