Технологическая карта к уроку ИЗО Изображение и реальность. Павлин. (2 класс)


Конспект урока по изобразительному искусству, проведенного 14.11.2016г. во 2 классе филиал МКОУ ОШ №45» - «Илимская ООШ»
Учитель - Сарафанова Наталья Викторовна
Тема урока: Изображение и реальность. Павлин.
Цель: способствовать систематизации и расширению знаний о животных и птицах; обобщить полученные знания и на их основе изобразить павлина;
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с понятиями «реальность» и «анималистика»; способствовать формированию умения изображать на плоскости, развитию воображения, умения анализировать свою работу и работу товарища; содействовать воспитанию бережного отношения к птицам, трудолюбия, внимательного отношения к окружающим, желания оказывать помощь.
Оборудование:
Для учителя: учебник для 2 класса под редакцией Б.М. Неменского. – М.Просвещение, 2012.; индивидуальные листочки для изображения улыбки (талисмана); репродукции картин художников-анималистов; иллюстрации с изображением павлина, схемы «Поэтапное рисование».
Для обучающихся: гуашь, кисти разных номеров, палитра, альбом.
План занятия (с указанием времени, отведенного на каждый этап)
Организационный этап. Эмоциональный настрой учащихся (2/)
Актуализация знаний. Постановка учебной задачи (3-5/)
Постановка целей и задач урока. Изучение нового материала (10/)
Физкультминутка (1/)
Творческая практическая деятельность обучающихся (15/)
Итог урока. Рефлексия (5-6/)
Домашнее задание (1/)
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащегося Методическое обоснование и самоанализ
1.Организационный момент Проверяет готовность детей к уроку.
- Подарите улыбку товарищу, учителю. Пожелайте друг другу удачной работы.
- чтобы улыбка и хорошее настроение не покидали вас весь урок, нарисуйте улыбку на листке. Пусть этот листок лежит перед вами на столе как талисман. Он придаст больше уверенности, положительных эмоций, целеустремлённости и не позволит вам унывать и расстраиваться. Проверяют готовность рабочего места (необходимого материала)
у детей маленькие листики, на которых они красками рисуют улыбку Позитивный настрой на урок
2. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи. -Какими художественными материалами мы работали в первой четверти?
-Какие краски вы знаете?
-Назовите три основных цвета?
-Как получить дополнительные цвета?
-Как создать настроение тревоги в картине?
-Какую краску надо добавить, чтобы создать нежность и легкость?
-Что характерно для пастели?
-Из каких материалов можно создать аппликацию?
-Какие материалы позволяют изображать в объеме?
- Гуашью, акварельными красками, пастелью, восковыми мелками, пластилином.
-Красный, жёлтый, синий.
-Путём смешивания красок.
Добавить чёрной краски.
- Добавить белую краску.
- Нежность, бархатистость.
Из картона, бумаги, ткани, ниток.
Картон, пластилин. Фронтальный опрос:
Обучающиеся оформляют свои мысли в устной речи с учётом учебных и речевых ситуаций – развитие коммуникативных УУД.
3. Постановка целей и задач урока.
Изучение нового материала
Актуализирует знания детей о художниках-анималистах.
- Мы сегодня с вами отправимся в путешествие по реальной и фантастической стране изобразительного искусства. А помогать нам будут братья-Мастера.
Давайте вспомним и назовём наших помощников.
- Тема урока «Изображение и реальность». Какой Мастер будет нам помогать?
-Это Мастер, который передает в своих произведениях, все, что видит вокруг, как можно ближе к действительности, реально.
-В изобразительном искусстве существует анималистический жанр, связанный с изображением животных в живописи, скульптуре, графике. Художник уделяет внимание повадкам, выразительности фигуры. Часто животных наделяют чертами присущими людям. (Евгений Чарушин, Василий Ватагин, В.А. Серов, Михаил Кукунов и др.).
Работа по учебнику стр. 58-61.
-Какие изображения они создают?
-Определите характер изображенных животных
-Какие материалы использует художник в своих работах?
-Что необходимо художнику, чтобы так реально изобразить животный мир?
-Вы сегодня будете художниками- анималистами.
Отгадайте загадку, она поможет определить тему работы:
Проживает в странах жарких,
А в нежарких – в зоопарках. И спесив он, и хвастлив. Потому что хвост красив. Им любуется он сам и показывает нам. (ПАВЛИН)
-Что вам известно об этой птице?
-В чем красота его хвоста?
-Приходилось ли вам видеть его и где?
-Мы будем изображать павлина.

- Посмотрите на иллюстрации с изображением павлина.
- Что поможет нам сделать фигуру животного более выразительной?
-Какие формы помогут изобразить павлина - Мастер Изображения, Мастер Украшения, Мастер Постройки.
- Мастер Изображения
Работают по учебнику стр.58-61
- Реальные.
- Акварель, гуашь, графические материалы, глину, камень.
Наблюдательность, любовь к природе.
-Павлин.
У нас его можно увидеть только в зоопарках
У него красивый хвост.
Вспоминают средства худ.
выразительные: пятно, техника мазка, цвет работа с палитрой.
- Круг, овал, перо, линия. Развитие УУД:
Коммуникативных умений слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
Осуществляют актуализацию личного жизненного опыта.
Выдвигают гипотезу и обосновывают её.
Самостоятельно делают вывод. Высказывают своё мнение по обсуждаемому опросу.
Развитие УУД:
Личностные: Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу;
4. Физкультминутка. В Зоопарке был павлин, очень важный гражданин.
Он на нас ходил, смотрел,
да и хвостиком вертел. Имитируют движения павлина Цель:
Снятие и предупреждение физической и эмоциональной усталости.
5.Творческая практическая деятельность обучающихся. - С чего надо начать рисунок, чтобы он был не мал и не велик по отношению к листу бумаги?
- обратите внимание на схемы изображения павлина (схемы крепятся на доске)


Далее:
Осуществляет контроль за выполнением задания.
Даёт необходимые рекомендации - Обозначить место изображения.
Выполняют творческое задание. Используя средства художественной выразительности изображают павлина. Используют схемы. Обучающиеся осознают способы и приёмы действий при решении учебных задач.
Составляют план выполнения задания.
6. Итог урока
рефлексия. Выставка и анализ работ детей:
Вывешивает на доску работы учащихся.
Предлагает рассмотреть и оценить, выбрав наиболее выразительные и интересные.
Предлагает оценить собственную (личную) работу.
Использует алгоритм -самооценки.
1.Что тебе нужно было сделать?
2.Удалось тебе сделать работу?
3.Выполнял все сам или с помощью?
4. Как ты оценил свою работу?
-Поставьте кружок красного цвета, синего, желтого цвета на изображении
-С каким жанром вы познакомились?
Как называют художников работающих в этом жанре?
Какие материалы использует?
Какие материалы нужны были вам?
Что у вас получилось лучше всего?
В чем испытывали затруднения?
Как вы оцениваете сове настроение после урока?
Кому на уроке помог ваш талисман? Рассматривают работы, выбирают наиболее выразительные, объясняют свой выбор.
Выбирают необходимый цвета, ставят Красный – с работой справился, удовлетворён!
Синий –
не совсем удовлетворён.
Желтый – неудовлетворён сегодняшней работой.
Цель: проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее.
Цель для учащихся: аргументировать свое мнение, осознавать значимость полученных знаний
7. Домашнее задание Придумать и записать историю, сказку о птице - Записывают домашнее задание.
Уборка рабочего места Цель: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить его выполнения
Список литературы, использованной при составлении конспекта.
Учебник для 2 класса под редакцией Б.М. Неменского. – М.Просвещение, 2012.; Изобразительное искусство. 2 класс : рабочая программа и система уроков по учебнику под редакцией Б.М. Наменского / авт.-сост. Н.А. Ноговицына. – Волгоград : Учитель, 2012.
Самоанализ
Урок прошёл организованно. Для организации познавательной деятельности обучающихся на уроке были использованы такие формы как фронтальная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный метод, беседа, рассматривание репродукций картин известных художников. Все обучающиеся на протяжении всего урока работали активно. Атмосфера на уроке была доброжелательная, наблюдалась взаимная заинтересованность всех участников урока. На уроке были созданы условия для развития следующих УУД: личностных: мотивация учения; познавательных: формулирование познавательной цели, анализ с целью выделения признаков, классификация объектов, установление причинно-следственных связей, самостоятельное решение проблем творческого характера; коммуникативных: умения анализировать свою работу и работу товарища, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Педагогические задачи выполнены. Урок цели достиг.
Используемая на уроке наглядность (СХЕМЫ)