Рабочая программа по русскому языку УМК Перспектива ( 2класс)
Рабочая программа
по русскому языку
2 класс
УМК «Перспектива»
2015/2016 учебный годРабочая программа
по предмету «Русский язык»
Авторы: Л.Ф.Климанова, Т.В. Бабушкина
Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии: с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (п.19.5) к структуре программ отдельных учебных предметов, курсов, на основе примерной программы по русскому языку, авторской программы по русскому языку во 2 классе Климановой Л.Ф., Макеевой.
Предмет «Русский язык» входит в образовательную область «Филология».
В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели.
Цели:
познавательная цель предполагает формирование у обучающихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учеников;
социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач.
Задачи:
развить речь, мышление, воображение школьников, умение выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения; заложить основу первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
формировать умения правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема;
воспитать позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты.
В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и функции предмета «Русский язык» носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам. Задачи обучения школьников родному языку определяются той ролью, которую выполняет язык в жизни общества и каждого человека. Языковое образование и речевое развитие учащихся – это широкая социальная задача, которую можно решать только на межпредметной основе. Основная задача обучения родному языку – развитие школьника как личности, полноценно владеющей устной и письменной речью.
Методы изучения предмета (курса):
а) объяснительно-иллюстративный,
б) репродуктивный,
в) проблемное изложение изучаемого материала,
г) частично-поисковый,
д) исследовательский метод.
Педагогические условия и средства реализации стандарта:
Формы: урок.
Типы уроков:
1. Урок постановки учебной задачи.
2. Урок решения частных задач.
3. Урок контроля.
Методы обучения:
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
1. Словесные, наглядные, практические.
2. Индуктивные, дедуктивные.
3. Репродуктивные, проблемно-поисковые.
4. Самостоятельные.
Формы контроля: Текущий контроль, индивидуальный контроль, итоговый контроль.
Итоговый контроль:
Контрольные работы
(проверочные работы) Развитие речи (сочинения, изложения, творческие работы) Всего
1 четверть 3 1 4
2 четверть 4 4 8
3 четверть 4 4 8
4 четверть 5 3 8
Общая характеристика курса
Предлагаемый курс имеет практическую направленность. Он ориентирован на слияние обучения, развития и воспитания младших школьников в единый органичный процесс. При этом под обучением понимается формирование на основе лингвистических знаний осознанных, а потому контролируемых языковых и речевых умений; под развитием, во- первых — формирование лингвистического мышления, т.е. способности осознавать язык как предмет наблюдения, выполнять с языковым материалом операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, а во-вторых — совершенствование чувства слова, языковой интуиции детей. Важным компонентом развития школьников считается и становление у них основ учебной самостоятельности, в том числе — потребности и умения пользоваться учебной книгой как источником информации, различными словарями как средством решения возникающих языковых вопросов. Воспитание связывается, прежде всего, с привитием внимания, интереса и уважения к русскому языку, уважения к себе как его носителю, с формированием культуры речевого поведения и заботливого отношения к качеству своей речи. В основу обучения языку, речи и правописанию положена система лингвистических понятий, освоение которых поможет ребенку: а) осознать язык как средство общения, а себя как языковую личность; б) приобрести умение разумно пользоваться средствами языка, понятно, правильно, кому целесообразно формулировать свои мысли и грамотно оформлять их в письменной речи. Важнейшей особенностью курса, представленного в данной программе, является его коммуникативная направленность, которая предполагает целенаправленное обучение школьников осуществлению всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма, чтения. Вторую принципиальную особенность курса составляет внесение существенных изменений в содержание и организацию принятого обучения орфографии: совершенствование мотивационной основы обучения, усиление роли коммуникативного мотива, а также включение системного (начиная с 1 -го класса) формирования орфографической зоркости и орфографического самоконтроля младших школьников. Третья особенность курса связана с постановкой процесса обучения: с опорой на языковой опыт и природную языковую интуицию детей реализуется деятельностный подход к изучению языка и дальнейшему практическому овладению им. В связи с этим в программе делается попытка представить не только понятийное содержание обучения, но и перечень тех основных языковых и речевых действий, которые осваивают обучающиеся.Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с базисным учебным планом рабочая программа составлена по программе авторов Л.Ф.Климановой, Т.В.Бабушкиной из расчета 5 часов в неделю, 170 часов в год. Программа состоит из разделов курса, темы различных учебных занятий. Каждый раздел темы имеет свою комплексно - дидактическую цель, в которой заложены специальные знания и умения. Принцип построения рабочей программы предполагает целостность и завершенность, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде разделов, внутри которых учебный материал распределен по темам. Из разделов формируется учебный курс по предмету.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, посту пай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности. Формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.
4. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности.
5. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
6. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты1. Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
2. Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления.
3. Умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения.
4. Умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
5. Освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности.
6. Умение создавать и использовать знаково-символические модели для решения учебных и практических задач.
7. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернете), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.
8. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Осознанное выстраивание речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной форме.
9. Овладение следующими логическими действиями:
сравнение;
анализ;
синтез;
классификация и обобщение по родовидовым признакам;
установление аналогий и причинно-следственных связей;
построение рассуждений;
отнесение к известным понятиям.
10. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Умение активно использовать диалог и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.
11. Определение общей цели совместной деятельности и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение.
12. Готовность конструктивно разрешать конфликты с учётом интересов сторон и сотрудничества.
13. Овладение базовыми межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами или процессами.
Предметные результаты1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения и взаимопонимания, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношение и функции.
4. Понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания слова. Практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка.
5. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета. Умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
6. Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретённые знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Содержание учебного курса русского языка
Собеседники (4ч)
Представление о ситуации общения, ее компонентах: собеседники, тема и цель общения, способы и результат общения. Язык – самое удобное и основное средство общения. Различение устных и письменных форм речи. Факты из истории письменной речи.
Требования к устной и письменной речи. Устные рассказы. Культура устной и письменной речи. Совершенствование процесса восприятия речи: понимание смысла высказывания партнера, представление об интонационной законченности предложения и смысловых частях высказывания, интонационной выразительности речи.
Слово, предложение и текст в речевом общении (11ч)
Различия функции слова и предложения.
Типы предложений по цели высказывания и по интонации. Основные свойства текста. Выделение самых общих признаков текста (состоит из предложений, связанных по смыслу, имеет тему и заглавие). Озаглавливание текста. Типы текстов: текст – описание, текст – повествование, текст – рассуждение.
Главный помощник в общении – родной язык (5ч)
Основные языковые единицы, их особенности.
Общее представление о языке как знаковой системе. Простейшие наглядно – образные модели слов и предложений.
Гласные и согласные звуки. Обозначение их буквами (7ч)
Классификация гласных и согласных звуков. Ударные и безударные гласные. Согласные звонкие и глухие, твердые и мягкие.
Алфавит. Названия букв в алфавите. Сфера использования алфавитного порядка начальных букв слов.
Роль гласных и согласных звуков в речи.
Передача звуков речи на письме. Возможные расхождения произношения и написания.
Понятие орфограммы.
Звук й и буква й (2ч)
Сраснение звуков и (гласного) и й (согласного). Перенос слов с буквой й в середине слова.
Звук э и буква э (1ч)
Слова с буквой э в начале и в середине слова.
Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение их на письме (8ч)
Парные и непарные по мягкости – твердости согласные звуки. Два способа обозначения мягкости согласного звука на письме: с помощью мягкого знака и с помощью гласных е, ё, ю, я, и, которые стоят после буквы мягкого согласного звука. Позиции, в которых буквы е, ё, ю, я, и обозначают два звука.
Шипящие согласные звуки. Буквосочетания жи – ши, ча – ща, чу– щу, чк, чн, щн (7ч)
Сохранение традиции в написании данных буквосочетаний. Образование слов и форм с данными буквосочетаниями.
Слог. Перенос слов (3ч)
Гласные звуки как слогообразующие. Определение количества слогов в слове. Правила переноса слов.
Ударение. Ударный слог (3ч)
Роль ударения в слове. Способы определения ударного слога в слове. Различение слов – омографов (одинаково пишутся, но произносятся с разным ударением). Произношение слов с верным ударением как признак грамотной, культурной речи. Работа с орфоэпическим словарем.
Безударные гласные звуки. Их обозначение на письме (9ч)
Возможность передачи одинаковых гласных звуков в безударном положении разными буквами. Алгоритм проверки безударных гласных в слове. Подбор родственных слов для проверки безударного гласного в слове.
Правописание слов с непроверяемыми написаниями (2ч)
Распределение слов с непроверяемыми написаниями по тематическим группам.
Развитие навыков работы с орфографическим словарем.
Звонкие и глухие согласные звуки. Их обозначение на письме (9ч)
Парные по звонкости – глухости согласные звуки. Возможность обозначения одинаковых согласных звуков разными буквами. Способы проверки парных по звонкости – глухости согласных в конце и в середине слова. Алгоритм проверки парных по звонкости – глухости согласных звуков. Способы проверки парных по звонкости – глухости согласных звуков путем изменения слова или подбора родственных слов.
Слова с удвоенными согласными (3ч)
Удвоенные согласные как орфограмма. Работа с орфографическим словарем. Перенос слов с удвоенными согласными.
Непроизносимые согласные (3ч)
Алгоритм способа проверки слов с непроизносимыми согласными. Слова, не содержащие непроизносимых согласных. Способы их проверки.
Разделительный мягкий и твердый знаки (ь,ъ) (7ч)
Употребление разделительного мягкого знака после согласных перед буквами е, ё, ю, я, и.
Первичные наблюдения за употреблением разделительного твердого знака.
Контрольная работа. Работа над ошибками (2ч)
Что рассказало слово (4ч)
Слово как двусторонняя единица языка. Различение в слове двух сторон: звучания и значения (с помощью простейших структурно – семантических моделей). Обобщающее значение слова.
Этимология слова (происхождение его значения).
Имена собственные и нарицательные (3ч)
Различение в их функциях: называть целый ряд однородных предметов (имена нарицательные) или единичный предмет (имена собственные).
Слова с несколькими значениями (2ч)
Необходимые условия для переноса названия с одного предмета на другой. Знакомство со словарями (орфографическим, толковым, орфоэпическим).
Слова, похожие по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы) (1ч)
Слова, близкие по значению (синонимы) (3ч)
Синонимы, их роль в речи.
Слова, противоположные по значению (антонимы) (2ч)
Роль антонимов в речи.
Устойчивые сочетания слов (1ч)
Происхождение устойчивых сочетаний слов и их употребление в речи.
Тематические группы слов (2ч)
Распределение слов по тематическим группам.
Контрольная работа. Работа над ошибками (2ч)
Как собрать и разобрать слово (1ч)
Слово как объединение морфем, стоящих в определенном порядке и имеющих значение. Наблюдения за строением слова на наглядно – образных моделях. Первоначальное знакомство с составом слова: корень, приставка, суффикс, окончание.
Корень – главная часть слова. Однокоренные (родственные) слова (6ч)
Закрепление представления о единообразном написании корня, его семантической значимости. Однокоренные слова. Сопоставление однокоренных слов по значению и написанию. Единообразное написание корня в родственных словах.
Правописание безударных гласных и парных по звонкости – глухости согласных в корне слова.
Приставка (3ч)
Приставка, ее роль в слове. Значение, которое приставка придает слову.
Правописание разделительного твердого знака.
Суффикс (2ч)
Роль суффикса в слове. Значение некоторых суффиксов (уменьшительно – ласкательных, со значением действующего лица, детеныша животного и т.п.)
Окончание (2ч)
Окончание, его основная функция и отличие от других частей слова.
Контрольная работа. Работа над ошибками (2ч)
Что такое части речи (3ч)
Части речи как группы слов, отвечающих на один и тот же вопрос и объединенных общим значением (предмета, признака предмета, действия). Создание представления о грамматическом значении (без введения термина) как о значении, свойственном целым группам слов.
Имя существительное (8ч)
Имена существительные одушевленные и неодушевленные.
Имена существительные собственные и нарицательные.
Функциональные различия существительных собственных и нарицательных. Основные семантические группы собственных имен существительных.
Изменение имен существительных по числам. Варианты окончаний имен существительных во множественном числе (граммов – грамм)
Глагол (6ч)
Глагол как часть речи.
Изменение глагола по числам.
Наблюдение за изменением глаголов по временам (без введения термина). Роль глаголов в речи.
Имя прилагательное (8ч)
Имя прилагательное как часть речи.
Изменение имен прилагательных по числам.
Род имен прилагательных в речи.
Обобщение знаний об основных частях речи.
Предлог (4ч)
Предлог, его рол в речи. Правописание предлогов со словами, различие написания приставок и предлогов.
Контрольная работа. Работа над ошибками (2ч)
Предложение. Текст (15ч)
Понятие о смысловой и интонационной законченности предложения. Связь слов в предложении.
Типы предложений по интонации и по цели высказывания.
Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое.
Текст, определение текста, типы текстов.
Записка как один из видов текста, ее особенности.
Письмо как один из видов текста, требования к его написанию.
Приглашение как вид текста, его особенности.
Повторение изученного за год (3ч)
VII. Тематическое планирование с определением основных видов деятельности
№ Дата Тема урока Кол-во часов Основные виды учебной деятельности Планируемые результаты
Предметные Метапредметные и личностные УУД
Мир общения (20 часов)
Собеседники (4 ч)
1 Мир общения.
Собеседники.
1 Ориентироваться в ситуации общения: выделять тему и цель общения, сопоставлять цель и результат общения. Выделять в речи слова и предложения как средства общения. Строить высказывание в устной и письменной форме. Контролировать свою речь в процессе общения. Проявлять творческую активность в процессе сотрудничества, выражать своё мнение в процессе выполнения различных заданий. Соблюдать правила общения: проявлять к собеседнику внимание, терпение. Проявлять уважение к чужому мнению, опираться на морально- этические нормы. Составлять диалоги на заданные темы Получат возможность узнать:
- виды речи (устная и письменная),
-правила речевого этикета;
- понятие орфограммы;
- речевые и неречевые способы общения;
- элементарные сведения из истории родного языка,
- элементарные представления о языке как знаковой системе на основе простейших наглядно-образных моделей слов и предложений;
-словарные слова наизусть.
Научатся : вести диалог с собеседником, проявляя к нему внимание и уважение; строить речевые высказывания;
- определять орфограммы, грамотно оформлять письменную речь;
- составлять высказывания с учетом цели общения, обстановки и ролевых отношений партнеров, воспринимать речь партнера;
- группировать слова,
-выделять орфограмму,
-работать с орфографическим словарем;
- различать слова и предложение;
- различать функции слова и предложения;
- верно оформлять предложения на письме;
- определять границы предложения в тексте;
- чувствовать интонацию конца предложения;
-различать типы предложений;
- составлять предложения трех типов;
- различать предложения по цели высказывания и по интонации;
-осознанно ставить знаки препинания в конце предложения;
- верно интонировать восклицательные предложения;
-восстанавливать последовательность предложений в тексте;
- делить текст на предложения;
- чувствовать интонацию конца смысловой части высказывания (текста);
-наблюдать за особенностями текста (описание, рассуждение. повествование), их жанровым разнообразием (стихотворение);
- находить в тексте главную мысль ( с помощью учителя),
- подбирать заглавие к тексту.
- составлять и записывать текст по предложенному заголовку, серии картинок на определенную тему из жизни детей;
- эффективно использовать возможности языка в процессе речевого общения. Личностные:
- положительная мотивация к предмету «Русский язык»;
- познавательный интерес к русскому языку при:
- представлении о ситуации общения, ее компонентах: собеседники, тема и цель общения, способы и результат общения;
- различении устных и письменных форм речи;
- ознакомлении с историей речи, с требованиями к устной и письменной речи;
- совершенствовании процесса восприятии речи: понимание смысла высказывания партнёра.
- различении функции слова и предложения;
- определении типов предложений по цели высказывания и по интонации;
- выделении общих признаков текста, основных свойств и озаглавливании текста;
-определении типов текстов: текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение.
Регулятивные:
1. определять цель учебной деятельности
2.Составлять план (алгоритм) решения учебной задачи совместно с учителем и одноклассниками .3.Контролировать способ (алгоритм) решения и результат учебной задачи по ранее составленному плану .4. Оценивать полученный результат решения учебной задачи по критериям.
Познавательные
Общеучебные:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника, рабочей тетради на печатной основе, словарей при:
- извлечении нужной информации из прочитанных текстов;
- использовании знако-символических средств ( простейшие модели слов и предложений);
- построении речевого высказывания в устной и письменной форме;
- выделении в речи слова и предложения как средства общения;
- использовании при выполнении задания иллюстративного материала учебника.
Логические:
- умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера при:
- ориентировании в разнообразии способов решения задач;
- анализе , сопоставлении способов общения в зависимости от ролевых отношений партнеров (взрослый-ребенок) и интонационно-звуковой стороны речи;
- сравнении текстов, предложений;
- классификации слов по грамматическим и тематическим группам;
- устанавливании причинно-следственных связей;
- построении логической цепочки рассуждения;
Коммуникативные :
-умение общаться, строить монологическое высказывание, проявлять творческую активность в процессе сотрудничества, выражать своё мнение в процессе выполнения различных заданий .2 История письма.
1 3 Письменная речь.
1 4 Условия письменного сообщения. Учимся писать письма. 1 Слово, предложение и текст в речевом общении (11 ч) 5/1 Слово, предложение и текст в речевом общении.
1 Выделять предложение из сплошного текста, составлять предложение на заданную тему; правильно оформлять его на письме и в устной речи
Определять тип предложения по цели высказывания и по интонации.Определять тему текста, подбирать заглавия. Составлять план текста: на основе памяток, образцов, на основе выделения главной мысли в каждой смысловой части (с помощью учителя). 6/2 Слова с непроверяемым написанием.
1 7/3 Слово и предложение.
1 8/4 Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения
. 1 9/5 Восклицательные и невосклицательные предложения.
1 10/6 Основные свойства текста.
1 11/7 Контрольная работа входная
1 Самостоятельная работа 12/8 Анализ контрольной работы. Последовательность предложений в тексте.
1 13/9 Типы текстов.
1 Практически различать текст-описание, текст- повествование, текст-рассуждение. Сотрудничать со сверстниками в процессе выполнения парной, групповой и коллективной работы 14/10 Типы текстов: текст – описание, текст – повествование, текст – рассуждение.
1 15/11 Развитие речи. Составление текстов различных типов по рисункам. 1 Главный помощник в общении – родной язык.( 5 ч) 16/1 Главный помощник в общении – родной язык.
1 Рассказывать о богатствах родного русского языка 17/2 Богатства языка.
1 18/3 Простейшие наглядно – образные модели слов и предложений.
1 19/4 Контрольная работа по разделу «Мир общения»
1 Самостоятельная работа 20/5 Работа над ошибками.
1 Звуки и буквы. Слог. Ударение . (65ч)
Гласные и согласные звуки и буквы. (6ч)
21/1 Гласные и согласные звуки и буквы.
1 Рассказывать о гласных и согласных звуках, их классификации по наглядно - образной схеме Звукограда. Различать гласные и согласные звуки. Классифицировать согласные звуки: глухие и звонкие (парные и непарные), твёрдые и мягкие (парные и непарные). Называть все буквы русского алфавита правильно, называть буквы в алфавитном порядке. Объяснять значение знания алфавита для работы с различными справочниками. Изображать буквы русского алфавита с помощью пластических движений рук, тела и рисунков Получат возможность узнать:
-признаки гласных и согласных звуков, звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные звуки; пары согласных звуков по звонкости-глухости;
- названия и порядок букв русского алфавита.
Научатся:
- классифицировать звуки;
- находить буквы парных и непарных согласных звуков;
- самостоятельно осуществлять поиск различий между звуками и буквами;
- записывать слова в алфавитном порядке;
- правильно писать имена собственные;
- пользоваться алфавитом при работе со словарями, справочниками, энциклопедиями;
- располагать слова в алфавитном порядке;
- определять расхождение в количестве звуков и букв в слове;
- определять расхождение в написании и произношении звуков в слабых позициях (безударные гласные, парные по звонкости-глухости согласные в конце слова;
- определять «ошибкоопасные» места в слове, проверять слова, используя правила проверки этих орфограмм;
- различать слова с буквами и и й, подбирать родственные слова с данными буквами;
- создавать текст-рассуждение;
- правильно переносить слова;
- ориентироваться в учебнике.
Научатся:
-составлять план текста и использовать его при изложении текста;
- орфоэпически верно писать слова с буквой э. Личностные:
- положительная мотивация к предмету «Русский язык»;
- познавательный интерес к русскому языку при:
- рассказывании о гласных и согласных звуках;
- различении гласных и согласных звуков и букв их обозначающих;
- классифицировании гласных и согласных звуков по наглядно-образной схеме Звукограда;
- классифицировании согласных звуков: глухие и звонкие (парные и непарные), твердые и мягкие(парные и непарные);
- назывании букв русского алфавита и объяснении значения знания алфавита для работы с различными справочниками;
- различении букв и и й;
- делении слов на части для переноса и знании правил переноса слов;
- орфографически верном написании слов с буквой э;
Регулятивные:
1. определять цель учебной деятельности
2.Составлять план (алгоритм) решения учебной задачи совместно с учителем и одноклассниками
3.Контролировать способ (алгоритм) решения и результат учебной задачи по ранее составленному плану
4. Оценивать полученный результат решения учебной задачи по критериям.
Познавательные:
Общеучебные:
-ориентироваться в учебнике
- формулировать выводы в результате совместной работы класса и учителя
Логические:
- различать гласные и согласные звуки;
-классифицировать согласные звуки: звонкие и глухие (парные и непарные), твердые и мягкие(парные и непарные).
Коммуникативные:
-умение общаться, строить монологическое высказывание, проявлять творческую активность в процессе сотрудничества
22/2 Алфавит. Роль алфавита.
1 23/3 Изобразительные возможности гласных и согласных звуков в речи.
1 24/4 Соотношение «звук-буква» в словах.
1 25/5 Правописание безударных гласных, парных согласных
1 26/6 Общение людей. Виды речи. 1 Звук [й] и буква Й. (2ч) 27/7 Звук [й] и буква Й.
1 Различать букву Й, обозначающую согласный звук, и букву И, обозначающую гласный звук. Делить на части для переноса слова с буквой Й 28/8 Перенос слов с буквой Й в середине слова. 1 Звук [э] и буква Э. (1ч) 29/9 Звук [э] и буква Э. Написание слов с буквой Э.
1 Орфографически верно писать слова с буквой ЭТвердые и мягкие согласные звуки. (8ч) Научатся:
- различать твердые и мягкие согласные на основе их произношения;
- обозначать мягкость согласных ь;
- составлять предложения со словами из словаря;
- различать слова с твердыми и мягкими согласными;
- подбирать родственные слова разных частей речи;
- переносить слова с мягким знаком;
- составление рассказа по серии сюжетных рисунков и вопросов к ним;
- обозначать мягкость согласных звуков на письме с помощью букв е,ё,и,ю,я;
- видеть орфограмму при списывании текста;
- пересказывать текст (по вопросам учителя);
- ориентироваться в толковом словаре;
- сопоставлять два способа обозначения мягкости согласных звуков на письме;
-разграничивать две функции букв е, ё, ю, я;
-группировать слова в в зависимости от функции йотированной буквы; Личностные:
- положительная мотивация к предмету «Русский язык»;
- познавательный интерес к русскому языку при:
-различении твердых и мягких согласных на основе их произношения;
-обозначении мягкости согласных звуков на письме двумя способами: с помощью мягкого знака и гласных букв е, ё, и, ю, я, которые стоят после буквы мягкого согласного звука;
- ознакомлении с позициями, в которых буквы е, ё, и, ю, я обозначают два звука.
Регулятивные:
1.Определять цель учебной деятельности
2.Составлять план (алгоритм) решения учебной задачи совместно с учителем и
3.Контролировать способ (алгоритм) решения и результат учебной задачи по ранее составленному плану .4. Оценивать полученный результат решения учебной задачи по критериям.
Познавательные:
Общеучебные:
- ориентироваться в учебнике и находить ответы в тексте, иллюстрациях при:
- составление рассказа по картинкам и вопросам;
- формировании алгоритма обозначения мягкости согласных звуков на письме;
- поиске ответов на проблемные вопросы.
Логические:
- сопоставлении случаев обозначения мягкости согласных звуков с помощью ь и букв е, ё, и, ю ,я;
- сравнивать звуковой и буквенный состав слов;
-объяснять функцию букв ь и ъ;
Использовать алфавит для поиска необходимой информации и для упорядочения найденной информации.
Коммуникативные:
- вести диалог со взрослыми и сверстниками, планировать совместную деятельность с ними, оформлять свои мысли в устной и письменной форме при ; -различении твердых и мягких согласных на основе их произношения;
-обозначении мягкости согласных звуков на письме двумя способами: с помощью мягкого знака и гласных букв е, ё, и, ю, я, которые стоят после буквы мягкого согласного звука;
- ознакомлении с позициями, в которых буквы е, ё, и, ю, я обозначают два звука.
30/10 Твердые и мягкие согласные звуки.
1 Обозначать мягкость согласных звуков на письме с помощью мягкого знака и с помощью гласных Е, Ё, Ю, Я, И. Сопоставлять случаи обозначения мягкости согласных с помощью мягкого знака и с помощью гласных Е,Ё,Ю,Я,И 31/11 Обозначение твердых и мягких звуков на письме.
1 32/12 Волшебный мягкий знак.
1 33/13 Перенос слов с мягким знаком.
1 34/14 Обозначение мягкости согласных с помощью букв Е, Ё, Ю,Я, И.
1 35/15 Твердые и мягкие согласные звуки.
1 36/16 Две функции букв Ё, Е, Ю, Я, И.
1 37/17 Твердые и мягкие согласные звуки. Повторение изученных орфограмм. 1 Шипящие согласные звуки. (7ч) Получат возможность узнать: шипящие согласные звуки.
Научатся:
- правильно писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн;
- объяснять, почему эти написания являются традиционными;
- образовывать слова и формы слов сданными буквосочетаниями. Личностные:
- положительная мотивация к предмету «Русский язык»;
- познавательный интерес к русскому языку при:
-написании слов с орфограммами жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щ;
- объяснении , почему эти написания являются традиционными;
- образовании слов и форм слов с данными буквосочетаниями.
Регулятивные:
1.Определять цель учебной деятельности
2.Составлять план (алгоритм) решения учебной задачи совместно с учителем и одноклассниками
3.Контролировать способ (алгоритм) решения и результат учебной задачи по ранее составленному
38/18
Шипящие согласные звуки.
1 Писать слова с орфограммами жи- ши, ча-ща, чу- щу, ЧК, чн, щн. Объяснять, почему эти написания являются традиционными 39/19 Правописание слов с сочетаниями ЖИ-ШИ. Словарный диктант
1 40/20 Работа над ошибками. Отработка навыка правописания слов с сочетаниями ЖИ-ШИ.
1 41/21 Итоговая контрольная работа за I четверть 1 Самостоятельная работа. Письмо под диктовку. 42/22 Правописание буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.
1 Писать слова с орфограммами жи- ши, ча-ща, чу- щу, ЧК, чн, щн. Объяснять, почему эти написания являются традиционными Познавательные:
Общеучебные:
- ориентироваться в учебнике и находить ответы в тексте, иллюстрациях; учитывать разные мнения, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью при:
- составлять словосочетания и предложения из заданных слов;
- составление текста по опорным словам, озаглавливание.
Логические:
- классифицировать слова по тематическим группам;
анализ теста, его структуры, составление плана.
Коммуникативные:
- выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, умения договариваться, выслушивать мнение собеседника при:
-написании слов с орфограммами жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щ;
- объяснении , почему эти написания являются традиционными;
- образовании слов и форм слов с данными буквосочетаниями.
43/23 Правописание буквосочетаний ЧК, ЧН, ЩН.
1 44/24 Повторение изученных орфограмм: буквосочетания с шипящими согласными звуками 1 Слог. Перенос слов (3ч) Получат возможность узнать:
- гласные звуки и буквы;
- способы определения ударного слога в слове;
.
Личностные:
- положительная мотивация к предмету «Русский язык»;
- познавательный интерес к русскому языку при:
- делении слова на слоги и определении количества слогов в слове;
- объяснении роли ударения в слове и его постановки в слове;
- нахождении ударного и безударного слогов;
- работа с орфоэпическим словарём и объяснении его назначения;
- нахождении в тексте слова с безударным гласным в корне;
- нахождении и объяснении орфограммы и использовании алгоритма ее проверки;
- подборе проверочного слова;
45/25 Правила деления слов на слоги
1 Проводить звуко - буквенный анализ слов, делить слова на слоги, определять количество слогов в слове, переносить слова по слогам 46/26 Слог. Перенос слов.
1 47/27 Закрепление изученного материала. 1 Ударение. Ударный слог. (3ч) Научатся:
- определять количество слогов в слове по количеству гласных звуков;
- делить слова на слоги для переноса;
- отличать алгоритм объяснения написания букв безударных гласных звуков, проверяемых ударением и непроверяемых ударением;
- работать с орфографическим и орфоэпическим словарями и видеть в этом необходимость;
- различать слова-омографы;
- списывать текст;
- проверять слова с двумя безударными гласными;
- прогнозировать содержание текста по его заглавию;
- правильно произносить слова с верным ударением как признак грамотной культурной речи ;- распределять слова с непроверяемыми написаниями по тематическим группам;
- записывать под диктовку словарные слова без ошибок, пропусков и искажений.
Регулятивные:
1.Определять цель учебной деятельности
2.Составлять план (алгоритм) решения учебной задачи совместно с учителем и одноклассниками
3.Контролировать способ (алгоритм) решения и результат учебной задачи по ранее составленному
4. Оценивать полученный результат решения учебной задачи по критериям.
Познавательные:
Общеучебные:
- ориентироваться в учебнике и находить ответы в тексте, иллюстрациях; учитывать разные мнения, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью при:
- делении слова на слоги и определении количества слогов в слове;
- объяснении роли ударения в слове и его постановки в слове;
- нахождении ударного и безударного слогов;
- работа с орфоэпическим и орфографическим словарями и объяснении их назначения;
- нахождении в тексте слова с безударным гласным в корне;
- нахождении и объяснении орфограммы и пользовании алгоритма ее проверки;
- подборе проверочного слова.
Логические:
- анализировать смысловую связь между родственными словами;
- выбирать проверочное слово из двух предложенных;
- группировать слова в зависимости от места ударения.
48/28 Ударение.
1 Объяснять роль ударения в слове, ставить ударение, находить ударный и безударный слоги. Работать с орфоэпическим словарём, объяснять его назначение. Находить в тексте слова с безударными гласными в корне. Находить и объяснять орфограмму, использовать алгоритм её проверки 49/29 Ударение. Ударный слог.
1 50/30 Ударение. Ударный слог. Проверочная работа 1 Безударные гласные звуки. (11ч) 51/31 Безударные гласные звуки. Обозначение их на письме. Изложение текста по опорным словам. «Храбрый утёнок» (по Б. Житкову) 1 Подбирать проверочные слова 52/32 Проверка слов с безударной гласной, которая обозначается буквой Е е.
1 53/33 Родственные слова.
1 Подбирать родственные слова.
Находить в слове безударную гласную. 54/34 Смысловая связь в родственных словах.
1 55/35 Правописание безударных гласных.
1 56/36 Урок-игра «Знатоки русского языка» Восстановление деформированного текста «Верный друг» по серии картинок с творческими дополнениями 1 Работа с деформированным текстом 57/37 Безударные гласные, непроверяемые ударением.
1 Находить в слове и объяснять орфограмму (слова с непроверяемыми написаниями). Записывать под диктовку словарные слова без ошибок, пропусков и искажений. Работать с орфографическим словарём 58/38 Правописание слов с двумя безударными гласными. 1 59/39 Проверочная работа по теме «Безударные гласные звуки. Обозначение их на письме».
1 Самостоятельная работа 60/40 Работа над ошибками. Непроизносимые согласные
1 Находить в слове и объяснять орфограмму (правописание слов с непроизносимыми согласными). Писать орфографически правильно слова с непроизносимыми согласными Коммуникативные:
- выражать своё мнение в процессе выполнения различных заданий , формировать свои мысли в
устной и письменной форме, аргументировать своё мнение и позицию
Логические:
- анализировать смысловую связь между родственными словами;
- выбирать проверочное слово из двух предложенных;
- группировать слова в зависимости от места ударения.
61/41 Правописание слов с непроизносимой согласной
1 Звонкие и глухие согласные звуки. (9ч) Получат возможность узнать:
- звонкие и глухие согласные звуки.
Научатся:
-различать звонкие и глухие согласные;
- проверять парный согласный звук в конце слова;- озаглавливать текст;
- нахождение парных согласных в сильной и слабой позиции;
- наблюдение за произношением и написанием парных согласных в конце слова;
Личностные:
- положительная мотивация к предмету «Русский язык»;
- познавательный интерес к русскому языку при:
-объяснении случаев обозначения одинаковых согласных звуков разными буквами;
-нахождении в слове и объяснении орфограммы (правописание парных по звонкости-глухости согласных, непроизносимых согласных в корне слова) и способов ее проверки;
- нахождении и объяснении орфограммы -слов с удвоенными согласными;
-орфографически верном написании слов с парными согласными, непроизносимыми и удвоенными согласными.
- определении слов, не содержащих непроизносимые согласные.
62/42 Звонкие и глухие согласные звуки.
1 Объяснять случаи обозначения одинаковых согласных звуков разными буквами. Находить в слове и объяснять орфограмму (правописание парных по звонкости-глухости согласных в корне слова). Изменять слово так, чтобы орфограмму можно было проверить. Писать орфографически правильно слова с парными по звонкости - глухости согласными в корне слова63/43 Парные согласные.
1 64/44 Звонкие и глухие парные согласные в конце слова.
1 65/45 Непарные по звонкости-глухости согласные. изложение по вопросам к частям текста «Кривая указка» (по Е. Пермяку) 1 66/46 Звонкие и глухие парные согласные в середине слова.
1 67/47 Способы проверки парных согласных в середине слова.
1 - применять два способа проверки изученной орфограммы;
- составлять текст-доказательство в процессе аргументации верности написания слов; Регулятивные:
1.Определять цель учебной деятельности
2.Составлять план (алгоритм) решения учебной задачи совместно с учителем и одноклассниками
3.Контролировать способ (алгоритм) решения и результат учебной задачи по ранее составленному плану
Познавательные
Общеучебные:
-ориентироваться в учебнике и находить ответы в тексте, иллюстрациях; учитывать разные мнения, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью
Логические:
-группировка слов по изученным орфограммам;
- навык самоанализа своей работы и самоконтроля;
- коррекция выполненной работы.
Коммуникативные:
- выражать своё мнение в процессе выполнения различных заданий , формировать свои мысли в
устной и письменной форме, аргументировать своё мнение и позицию
68/48 Закрепление пройденного материала
1 69/49 Проверочная работа по теме: «Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их на письме». 1 Самостоятельная работа 70/50 Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Закрепление изученного материала. 1 Слова с удвоенными согласными (3ч) 71/51 Слова с удвоенными согласными Коллективное сочинение по серии картинок «Друзья птиц» 1 Находить в слове и объяснять орфограмму (правописание удвоенных согласных). Писать орфографически правильно слова с удвоенными согласными 72/52 Правила переноса слов с удвоенными согласными.
1 73/53 Правописание слов с удвоенными согласными.
1 Непроизносимые согласные.( 3ч) 74/54 Непроизносимая согласная.
1 Находить в слове и объяснять орфограмму (правописание слов с непроизносимыми согласными). Писать орфографически правильно слова с непроизносимыми согласными 75/55 Причины появления непроизносимых согласных в словах. 1 76/56 Правописание слов с непроизносимой согласной. Контрольная работа за 2 четверть 1 Разделительный мягкий и твердый знаки. (7ч) + (2ч) контрольная работа 77/57 Разделительный мягкий знак.
1 Наблюдать за употреблением разделительного твёрдого знака. Находить в слове и объяснять орфограмму (правописание слов с разделительным мягким знаком). Писать орфографически правильно слова с разделительным мягким знаком Научатся:
-наблюдать за употреблением разделительного твердого знака;
- находить в слове и объяснять орфограмму (правописание слов с разделительным мягким знаком);
- писать орфографически правильно слова с разделительным мягким знаком;
-писать поздравительные письма, объявление.
Личностные:
- положительная мотивация к предмету «Русский язык»;
- познавательный интерес к русскому языку при:
- наблюдении за употреблением разделительного твердого знака;
- нахождении в слове и объяснении орфограммы (правописание слов с разделительным мягким знаком);
- написании орфографически правильно слов с разделительным мягким знаком.
Регулятивные:
1.Определять цель учебной деятельности
2.Составлять план (алгоритм) решения учебной задачи совместно с учителем и одноклассниками
3.Контролировать способ (алгоритм) решения и результат учебной задачи по ранее составленному
4. Оценивать полученный результат решения учебной задачи по критериям. Определенным совместно с учителем Познавательные
Общеучебные:
- проявлять потребность в творческом самовыражении
-эффективно работать с учебной книгой при:
наблюдении за употреблением разделительного твердого знака;
- нахождении в слове и объяснении орфограммы (правописание слов с разделительным мягким знаком);
- написании орфографически правильно слов с разделительным мягким знаком.
Коммуникативные:
- составлять несложные монологические высказывания (устные и письменные), выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью .78/58 Две функции мягкого знака в словах.
1 79/59 Разделительный мягкий знак и мягкий знак как показатель мягкости согласного.
1 80/60 Написание поздравительного письма
1 81/61 Разделительный мягкий и твердый знаки.
1 82/62 Написание объявления.
1 83/63 Правописание слов с разделительным мягким и твёрдым знаками
1 84/64 Контрольная работа по разделу «Звуки и буквы. Слог. Ударение». 1 Самостоятельная работа 85/65 Работа над ошибками.
1 Слово и его значение (20 ч)
86/1 Что рассказало слово
1 Составлять двусторонние модели слов, различать значение слова и его звуко- буквенную форму. Сопоставлять слова по звуко-буквенному составу и по значению, классифицировать слова по различным критериям, находить слово с обобщающим значением для тематической группы слов. Пользоваться лингвистичес. словарями (орфографическим и толковым). Получат возможность узнать:
- слово – как двухстороннюю единицу языка.
Научатся :
- различать в слове две стороны: звучание и значение;
- составлять двусторонние модели слов;
- пользоваться лингвистическими словарями;
- распознавать имена собственные и нарицательные;
- объяснять принцип возникновения нескольких значений у одного слова;
- различать синонимы и антонимы;
- объяснять семантику фразеологических оборотов и использовать их в речи;
- понимать язык как знаковую систему, выполняющую функцию замещения предметов (действий и свойств) окружающего мира. Личностные:
- положительная мотивация к предмету «Русский язык»;
- познавательный интерес к русскому языку при:
- различении в слове две стороны: звучание и значение;
- составлении двусторонней модели слов;
- пользовании лингвистическими словарями;
- распознавании имен собственных и нарицательных;
- объяснении принципа возникновения нескольких значений у одного слова;
- различении синонимов и антонимов;
- объяснении семантики фразеологических оборотов и использовании их в речи;
- понимании языка как знаковой системы, выполняющей функцию замещения предметов (действий и свойств) окружающего мира.
Регулятивные:
1.Определять цель учебной деятельности
2.Составлять план (алгоритм) решения учебной задачи совместно с учителем и одноклассниками
3.Контролировать способ (алгоритм) решения и результат учебной задачи по ранее составленному плану
4. Оценивать полученный результат решения учебной задачи по критериям. Определенным совместно с учителем.Познавательные:
Общеучебные:
- различении в слове две стороны: звучание и значение;
- составлении двусторонней модели слов;
- пользовании лингвистическими словарями;
- распознавании имен собственных и нарицательных;
- объяснении принципа возникновения нескольких значений у одного слова;
- различении синонимов и антонимов;
- объясни семантики фразеологических оборотов и использовании их в речи;
Логические:
- сопоставлять слова по звуко-буквенному составу и по значению;
- классифицировать слова по различным критериям;
- распределять слова по тематическим группам, дополнять эти группы своими словами.
Коммуникативные:
- выражать своё мнение в процессе выполнения различных заданий , формировать свои мысли в
устной и письменной форме, аргументировать своё мнение и позицию;
- составлять несложные монологические высказывания (устные и письменные), выражать свои мысли с достаточной полнотой
87/2 Понятийное (обобщающее)
значение слова.
1 88/3 Разновидности толковых словарей.
1 89/4 Развитие речи. Сочинение по картинке «На горке 1 90/5 Правописание имен собственных
1 Распознавать имена собственные и нарицательные, различать их по функциям 91/6 Имена собственные и нарицательные.
1 92/7 Слова с несколькими значениями
1 Объяснять принцип возникновения нескольких значений у одного слова. Объяснять значение многозначного слова в конкретном тексте 93/8 Многозначные слова.
1 94/9 Роль слов с переносным значением.
1 95/10 Слова похожие, но разные (омонимы) 1 Различать слова, похожие по звучанию и написанию, но разные по значению, и многозначные слова 96/11 Слова, близкие по значению (синонимы).
1 Объяснять роль в речи синонимов как средства обогащения речи. Использовать синонимы в собственных высказываниях 97/12 Использование синонимов в речи.
1 98/13 Роль синонимов в речи.
1 99/14 Слова, противоположные по значению (антонимы) Творческое продолжение текста-поветсвования «Горе -охотник» 1 Подбирать антонимы к словам разных частей речи, находить антонимы в тексте и объяснять их роль 100/
15 Закрепление изученного материала.
1 101/
16 Устойчивые сочетания слов Объяснять семантику фразеологических оборотов (наиболее употребительных) и использовать их в собственной речи 102/
17 Тематические группы слов.
1 Распределять слова по тематическим группам, дополнять эти группы словами. Понимать язык (слово, предложение) как знаковую систему, выполняющую функцию замещения предметов
( действие и свойство) окружающего мира 103/
18 Обобщение изученного материала.
1 104/
19 Повторение раздела «Слово и его значение».
1 105/
20 Контрольный тест.
1 Самостоятельная работа Состав слова (16ч) 106/1 Как собрать и разобрать слово 1 Наблюдать за строением слова на наглядно - образных моделях. Составлять наглядно - образные модели состава слова. Называть части слова Получат возможность узнать:
- определения корня, приставки, суффикса и окончания.
Научатся :- составлять наглядно-образные модели состава слова;
- называть части слова;
- находить корень слова;
- подбирать однокоренные слова;
- применять нужный алгоритм для проверки корня;
- доказывать родство однокоренных слов, объяснять общность их значения;
- выделять в слове приставку, суффикс;
- образовывать новые слова с помощью приставки и суффикса;
-разделять предлоги и приставки;
- правильно употреблять окончания и объяснять его роль для связи слов в предложении или в словосочетании Личностные:
- положительная мотивация к предмету «Русский язык»;
- познавательный интерес к русскому языку при:
- определении корня, приставки, суффикса и окончания.
- составлении наглядно-образных моделей состава слова;
- назывании частей слова;
- нахождении корня слова;
- подборе однокоренных слов;
- применении нужного алгоритма для проверки корня;
- доказательстве родства однокоренных слов, объяснении общности их значения;
- выделении в слове приставки, суффикса;
- образовании новых слов с помощью приставки и суффикса;
-различении предлогов и приставок;
- правильном употреблении окончания и объяснении его роли для связи слов в предложении или в словосочетании.
Регулятивные:
1.Определять цель учебной деятельности
2.Составлять план (алгоритм) решения учебной задачи совместно с учителем и
3.Контролировать способ (алгоритм) решения и результат учебной задачи по ранее составленному плану
4. Оценивать полученный результат решения учебной задачи по критериям. Определенным совместно с учителем Познавательные
Общеучебные:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника, рабочей тетради на печатной основе, словарей
- ориентироваться в учебнике и находить ответы в тексте, иллюстрациях
Логические:
- различать корни с омонимичным значением;
- доказывать родство однокоренных слов;
- объяснять разницу в употреблении разделительных мягкого и твердого знаков.
Коммуникативные:
- выражать своё мнение в процессе выполнения различных заданий, формировать свои мысли в устной и письменной форме, аргументировать своё мнение и позицию;
- составлять несложные монологические высказывания (устные и письменные), выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью
107/2 Корень – главная часть слова. Однокоренные слова.
1 Находить корень слова путём сопоставления однокоренных слов, подбирать однокоренные слова, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов (простейшие случаи). Объяснять лексическое значение корня. Различать корни с омонимичным значением. Применять алгоритмы проверки безударных гласных и парных согласных в корне слова. Проверять правильность обозначения безударных гласных и парных согласных звуков в корне слова путём изменения формы слова или подбора однокоренных слов. Применять нужный алгоритм для проверки орфограмм корня. Доказывать родство слов, объяснять общность их значения 108/3 Правописание однокоренных слов.
1 109/4 Правописание безударных гласных звуков в корне слова Сочинение по серии картинок «Лиса и вороны»
1 110/5 Проверочная работа по теме «Безударные гласные в корне слова».
1 111/6 Работа над ошибками. Повторение изученного.
1 112/7 Правописание слов с изученными орфограммами 1 113/8 Приставка.
1 Выделять в слове приставку, определять значение, которое придаёт слову приставка (простые случаи). Различать предлоги и приставки, писать предлоги раздельно с другими словами. Употреблять при написании слов разделительные мягкий и твёрдый знаки. Объяснять разницу в употреблении разделительных мягкого и твёрдого знаков. 114/9 Употребление разделительного твердого знака.
1 115/
10 Разделительный твердый и мягкий знак. 1 116/
11 Суффикс.
1 Выделять в слове суффикс, определять значение, которое придают слову суффиксы (простейшие случаи) 117/
12 Роль суффиксов в речи.
1 118/
13 Окончание. 1 Правильно употреблять окончание (простейшие случаи ударного окончания), объяснять его роль для связи слов в предложении и словосочетании 119/
14 Состав слова (обобщение знаний).
1 Правильно определять части слова.
Самостоятельная работа 120\
15 Контрольная работа по разделу «Состав слова».
1 121/
16 Работа над ошибками.
1 Части речи. (31ч) 122/1 Что такое части речи.
1 Определять части речи ( имя существительное, глагол, имя прилагательное) по обобщённому значению предметности, действия, признакам и по вопросам; правильно употреблять их в речи. Использовать в процессе выполнения заданий и усвоения грамматических понятий приемы наглядно-образного и логического мышления Получат возможность узнать: названия частей речи.
Научатся : - определять части речи;
- правильно употреблять их
в речи;
- выбирать формы имен существительных из вариантов падежных окончаний;
- находить в предложении глаголы и прилагательные по во просу и общему признаку действия и признака и определять их связь с именем существительным;
- определять число глаголов;
- применять алгоритм определения различия между предлогом и приставкой. Личностные:
- положительная мотивация к предмету «Русский язык»;
- познавательный интерес к русскому языку при:
-определении частей речи;
- выборе формы имен существительных из вариантов падежных окончаний;
- нахождении в предложении глаголов и прилагательных по вопросу и общему признаку действия и признака и определении их связи с именем существительным;
- определении числа глаголов;
- применении алгоритма определения различия между предлогом и приставкой.
Регулятивные:
1.Определять цель учебной деятельности
2.Составлять план (алгоритм) решения учебной задачи совместно с учителем и одноклассниками
3.Контролировать способ (алгоритм) решения и результат учебной задачи по ранее составленному плану
4. Оценивать полученный результат решения учебной задачи по критериям.
123/2 Части речи.
1 124/3 Общие признаки слов. 1 125/4 Имя существительное.
1 Осознанно употреблять заглавную букву при написании имён собственных. Выбирать формы имён существительных из вариантов падежных окончаний, употреблять эти формы в речи в соответствии с действующими нормами литературного языка. Определять число имён существительных 126/5 Составление словосочетаний с именами существительными.
1 127/6 Собственные и нарицательные имена существительные.
1 128/7 Контрольная работа за 3 четверть
1 129/8 Употребление заглавной буквы в именах собственных. Сочинение по наблюдениям и воображению «О чём чирикал воробей?» 1 130/9 Категория числа имени существительного
1 131/
10 Имена существительные с вариативными окончаниями в родительном падеже множественного числа 1 132/
11 Проверочная работа по теме: «Имя существительное».
1 Самостоятельная работа 133/
12 Глагол
1 Находить в предложении глаголы по вопросу и общему значению действия. Определять число глаголов. Ставить вопросы к глаголам в форме настоящего, прошедшего и будущего времени. Составлять рассказы по рисункам, используя глаголы. 134/
13 Тематические группы глаголов. Сочинение по пословице «Скучен день до вечера, коли делать нечего» 1 135/
14 Изменение глаголов по числам.
1 136/
15 Глаголы и нормы речевого этикета.
1 Познавательные
Общеучебные- Потребность в творческом самовыражении
- Эффективно работать с учебной книгой
Логические
- классифицироват слова по частям речи;
- имена прилагательные на основе различий в их значении;
- редактировать тексты, дополняя их именами прилагательными, подбирая имена прилагательные с синонимическим или антонимическим значением.
Коммуникативные:
- составлять несложные монологические высказывания
137/
16 Изменение глаголов по временам
1 138/
17 Роль глагола в образовании предложения.
1 139/
18 Имя прилагательное
1 Находить в предложении имена прилагательные по их основному грамматическому значению, определять их связь с именами существительными. Классифицировать имена прилагательные на основе различий в их значении. Редактировать тексты, дополняя их именами прилагательными, подбирая имена прилагательные с синонимическим или антонимическим значением 140/19 Роль имен прилагательных в речи.
1 141/20 Число имени прилагательного.
1 142/21 Имена прилагательные тематических групп
1 143/22 Сочинение-миниатюра.
1 144/23 Части речи (обобщение знаний).
1 145/24 Словесные средства создания художественного образа
1 146/25 Проверочная работа по теме «Имя прилагательное»
1 147/26 Предлог
1 Применять алгоритм определения различия между предлогом и приставкой. Выбирать предлоги в соответствии с литературными речевыми нормами. 148/27 Правописание предлогов.
1 149/28 Способы разграничения предлога и приставки.
1 150/29 Литературные нормы употребления предлогов в речи.
1 151/30 Контрольная работа по разделу «Части речи».
1 Писать под диктовку. Самостоятельная работа 152/31 Работа над ошибками.
1 Коллективная и индивидуальная работа Предложение. Текст (15ч)
153/1 Предложение
Оформлять предложение на письме в соответствии с правилами пунктуации. Составлять предложения, разные по цели высказывания. Находить в предложении главные члены. Строить предложения, адекватно выражая основную мысль. Составлять текст и изученными орфограммами. Предлагать варианты проверки написанного слова и предложения; сравнивать записанный текст с образцом. Писать под диктовку предложения и тексты с изученными орфограммами Получат возможность узнать
- определения главных членов предложения, текста.
- типы предложений по интонации и по цели высказывания;
- типы текстов.
Научатся:
- оформлять предложение на письме в соответствии с правилами пунктуации;
- составлять предложения, разные по цели высказывания;
- находить главные члены предложения;
- составлять текст с изученными орфограммами;
- писать под диктовку предложения и тексты с изученными орфограммами;
- делить сплошной текст на предложения;
- писать записки, письма, приглашения.
Личностные:
- положительная мотивация к предмету «Русский язык»;
- познавательный интерес к русскому языку при:
- определении: главных членов предложения, типов предложения по цели высказывания и по интонации и типов текстов;
- оформлении предложения на письме в соответствии с правилами пунктуации;
- составлении предложений, разных по цели высказывания;
- нахождении главных членов предложения;
- составлении текста с изученными орфограммами;
- написании под диктовку предложения и текста с изученными орфограммами;
Регулятивные:
1.Определять цель учебной деятельности
2.Составлять план (алгоритм) решения учебной задачи совместно с учителем и одноклассниками.
3.Контролировать способ (алгоритм) решения и результат учебной задачи по ранее составленному плану
4. Оценивать полученный результат решения учебной задачи по критериям.
Познавательные:
Общеучебные:
- ориентироваться в учебнике при:
определении: главных членов предложения, типов предложения по цели высказывания и по интонации и типов текстов.
- составлении текста с изученными орфограммами;
- написании под диктовку предложения и текста с изученными орфограммами;
- делении сплошного текста на предложения;
- озаглавливании текста;
- написании записки, письма, приглашения;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Логические:
- сравнивать записанный текст с образцом;
- предложения по цели высказывания и по интонации;
различать:
- понятия «члены предложения» и «части речи»;
154,
155/
2,3 Главные члены предложения
2 156/4 Второстепенные члены предложения
1 157/5 Распространенное и нераспространенное предложения
1 158/6 Связь предложений в тексте
1 159/7 Связь и оформление предложений в тексте
1 160/8 Типы текстов
1 161/9 Записка
1 162/
10 Письмо
1 163/
11 Приглашение
1 164/12 Проверочная работа по теме: «Предложение. Текст».
1 165/13 Общение человека с природой
1 166/14 Итоговая контрольная работа
1 Писать под диктовку предложения и тексты с изученными орфограммами 167/15 Работа над ошибками
1 Повторение (3ч)
168/1 Повторение. Слог и ударение.
1 Коммуникативные:
- оформлять свои мысли в устной и письменной речи
- слушать и понимать речь других;
- проявлять творческую активность в процессе сотрудничества;
- выражать своё мнение в процессе выполнения различных заданий;
- соблюдать правила общения: проявлять к собеседнику внимание и терпение, уважение к чужому мнению, опираться на морально-этические нормы;
169/2 Повторение. Состав слова.
1 170/3 Повторение. Части речи. 1 МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
1.Рабочая программа по русскому языку для 2 класса Л.Ф. Климановой, Т. В. Бабушкиной ,УМК «Перспектива», 2014 год
2.Учебник по русскому языку для 2 класса, в 2-х частях, автор Л.Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина, изд-во «Просвещение»Москва, 2015 год.
3.Электронной приложение к учебнику русский языку для 2 класса, автор Л.Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина, изд-во «Просвещение», Москва, 2015год.
4.Рабочие тетради к учебнику русский языку для 2 класса, в 2-х частях, автор Л.Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина, изд-во «Просвещение», Москва, 2015 год.
5.Тренировочные и проверочные работы по русскому языку для 2 класса С. Ю. Михайловой, УМК «Перспектива», изд-во «Просвещение», Москва, 2015 год.
6.Контроль-измерительные материалы по русскому языку для 2 класса, сост. В. А. Синякова, изд-во "Вако" Москва 2012год.
7.Методические рекомендации для учителя к учебнику Русского языка для 2 класса.
Интернет-ресурсы.
1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru
2.Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka.info/about/193
3.Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : www. festival. 1september.ru
4.Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». – Режим доступа: www.km.ru/ education5. Официальный сайт УМК «Перспектива». – Режим доступа: http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/ info.aspx? ob_no=12371
Технические средства обучения.
1.Персональный компьютер.
Учебно-практическое оборудование.
1.Аудиторная доска с магнитной поверхностью.