Отчет об использовании современных образовательных технологий в учебном процессе и внеклассной работе
Отчет об использовании современных образовательных технологий в учебном процессе и внеклассной работе Гранюк Е.М., учителя начальных классов МБОУ СОШ № 7 г. Гулькевичи
Каждому человеку, вступающему в этот сложный и противоречивый мир, необходимы определённые навыки мышления и качества личности. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему,
умение давать адекватную самооценку, быть ответственным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребёнку необходимо войти в этот мир. И задача каждого учителя так построить процесс обучения, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребёнка.
Исходя из этого, организацию учебной деятельности учащихся я строю на основе системно - деятельностного подхода и делаю опору на современные образовательные технологии деятельностного типа:
- ИКТ-технологию;
- игровую технологию;
- технологию организации проектной деятельности;
- здоровьесберегающие технологии,
- технологию развития критического мышления.
Широко использую в своей работе технологию критического мышления. Критическое мышление – активный процесс познания и достижения истинных знаний, развитию которого уделяю особое внимание. Уже работая с первоклассниками, необходимо формировать умение работать с информацией. Работу строю с учетом принципов личностно – ориентированного подхода. Пятый год работаю по теме самообразования «Формирование навыков учебного сотрудничества средствами технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе».
Во-первых, учебный процесс строится на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации.
Во-вторых, фазы этой технологии (вызов, осмысление, рефлексия) инструментально обеспечены таким образом, что преподаватель может быть максимально гибким и аутентичным каждой учебной ситуации в каждый момент времени: речь идет о разнообразных визуальных формах и стратегиях работы с текстом, организации дискуссий и процесса реализации проектов.
В-третьих, стратегии технологии позволяют все обучение проводить на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и осмысленности.
Навыки критического мышления нужны, чтобы обеспечить понимание между людьми, принимать различные взгляды на мир, способствовать самореализации личности учащихся.
Применение приемов технологии (синквейн, заметки на полях, кластер, тонкие и толстые вопросы, чтение с остановкой и др.) позволило повысить интерес учащихся к урокам русского языка на 15% литературного чтения - на 17%, окружающего мира- 24%, повысить уровень речевого развития на 10%, умение систематизировать изучаемый материал, устанавливать причинно – следственные связи.
В результате работы большинство ребят научились пользоваться памятками, слаженно работать в группах и учитывать мнения других как дополнительный источник информации для ответов на вопросы. Учащиеся перестали испытывать затруднения при работе с разнообразными источниками информации, научились применять свои знания на практике при выполнении письменных работ. Результативность деятельности проявилась в том, что многие учащиеся в процессе обучения освоили опыт анализа собственной деятельности, научились критически относиться к своим действиям и оценивать поступки людей и свои собственные. Учащиеся стали более организованными, общительными, активными в процессе обучения, что проявляется в урочной и внеурочной деятельности.
Применение технологий критического мышления среди учащихся начальной школы имеет результаты:
№ Год участия Год участия Ф.И. учащегося Класс Достижения
1 Всероссийский конкурс
" Моё лучшее сочинение" 2013 Двинянинов И.
Гранюк И.
Чурбанова Е. 4 Победитель
Победитель
Призер
2 Муниципальная олимпиада для младших школьников по окружающему миру 2014 Чурбанова Е. 4 Победитель
3. Всероссийская олимпиада по окружающему миру 2014 Чурбанова Е.
Гранюк И.
Куковинец М. 4 Победитель
Победитель
Победитель
4. Всероссийская олимпиада по математике" Гимнастика ума" 2014 Гранюк И.
Куковинец М.
Таранова Д. 4 Победитель
Победитель
Победитель
5. Муниципальный этап краевой викторины по кубановедению2015 Ештокина О. 1 Победитель
Вывод: применение технологии критическое мышление на уроках:
– способствует активизации мышления, повышает мотивацию - на 25%
– способствует самовыражению учащихся, дает возможность проявить себя, свои творческие способности- на
– учит находить пути решения проблемы, сопоставлять свое мнение с другими, с тем, чтобы вынести обоснованное суждение;
– способствует взаимоуважению, поощряет взаимодействия, развивает коммуникативные навыки;
– заставляет учеников задумываться.
Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету – является игра. Поэтому игровая технология – самая актуальная для учителя начальной школы, особенно при работе с 1-м и 2-м классами. Первый год обучения является стартовым и крайне важным для формирования универсальных учебных действий, т.к. именно в этот год у детей происходит плавный переход от игровой деятельности к учебной. На уроках обучения грамоте используются игры, совершенствующие слуховое восприятие. Для уроков математики - игры на отработку состава числа “Домики”, “Собери елочку” " Словарное лото", " Поле чудес"и др.
В своей работе я использую компьютерные развивающие игры для детей разного возраста, которые тренируют память, логику, координацию движений, умение планировать свою деятельность, находить информацию, необходимую для решения поставленной задачи. Практически в каждый урок стараюсь ввести игру или игровой момент. Это может быть урок – сказка, урок – соревнование, урок – путешествие и др.
Я широко использую групповые технологии и коллективное творческое дело. Групповые технологии требуют временного разделения класса на несколько групп для совместного решения определенных задач. Учащимся предлагается обсудить задачу, наметить пути ее решения реализовать на практике и представить найденный совместный результат. Эта форма работы лучше обеспечивает учет индивидуальных особенностей и открывает большие возможности для коллективной познавательной деятельности.
Сегодня остро стоит вопрос об организации учебного процесса, направленного на развитие творческих способностей личности и навыков исследовательской деятельности, и в новых учебниках включена проектная деятельность. Поэтому я начала изучение педагогической технологии – метод проектов.
Мною была организована работа над проектом «Семейные праздники». Детские презентации были представлены на родительских собраниях. В этом учебном году с первоклассниками работали над проектами: «Моя малая родина», «Осенний урожай», «Первые буквы». Оказываю помощь на этапах создания работы. Вместе с детьми анализируем полученный результат. Данный анализ и является оценкой достижения. Стимулом для дальнейшей деятельности является выставка работ, защита проектов на родительском собрании, соревнования.
Использование технологии проектного обучения в начальной школе повышает общее интеллектуальное развитие, также способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность, настойчивость, толерантность.
Использование проектной деятельности младшими школьниками способствует лучшему усвоению материала; в результате самостоятельной работы учащихся возрастает мотивация к изучению предмета; положительные эмоции, полученные учениками во время проведения проекта укрепляют в них уверенность к себе, способствуют развитию их познавательной активности. По результатам проведенного анкетирования на 15% у 85% учащихся прослеживается рост познавательной активности. У 95% учащихся усиление мотивации к обучению.
Работая над проектом с использованием информационных технологий, учащиеся получают доступ к богатым информационным ресурсам и могут обсуждать проблемы с любым заинтересованным человеком. Такая работа способствует формированию стимула для поиска дополнительной информации, для ознакомления с различными точками зрения и оценки собственного результата.
В результате реализации проекта было выявлено, что дети, прошедшие обучение с использованием метода проектов лучше ориентируются в учебном материале, активно и верно отвечали на вопросы при прохождении урока по теме: «Органы дыхания. Значение комнатных растений при дыхании».
Таким образом, использование метода проектов подтвердило эффективность развития экологической грамотности младших школьников.
По результатам внутришкольного мониторинга использование современных образовательных технологий в учебном процессе и внеклассной работе обеспечило рост показателей качества предметных знаний в классе в течение трех лет на 24 %,умения работать с текстами - на 21%, умения работать с информацией на 40%.
Учитель начальных классов Е.М.ГранюкДиректор МБОУ СОШ № 7 Г.Ю. Кушнарев
" 5" мая 2015