Методическая разработка Приемы работы над значениями нового слова на уроках русского языка
Методическая разработка
Приемы работы над значениями нового слова на уроках русского языка
Изучение новых слов и их значений особенно актуально на уроках русского языка еще потому, что некоторые понятия (метафора, метонимия) широко употребляются в литературоведении и изучаются в 5-11 классах.
В современном русском языке существует много приемов работы над значениями нового слова, их использование обеспечивает разнообразие работы, а также позволяет вводить новое слово наиболее рациональным именно для данного слова способом. Основные из них следующие: 1. словообразовательный анализ, на основе которого выясняется значение слова, такой способ объяснения слов позволяет осуществлять связь словарной работы с правописанием, так как выявляет корни слов и способствует проверке безударных гласных, звонких, глухих и непроизносимых согласных; 2. сопоставление слов с целью выяснения различий, для разграничения значений паронимов: земляника и землячка, серебряный и серебристый; 3. объяснение значения через контекст (чтение текста проясняет значение слов; школьники легче понимают не только их прямое значение, но и уместность употребления, и сочетаемость, и выразительность); 4. включение нового слова в контекст, составленный самими детьми, это прием активизации учащихся; 5. выяснение значения нового слова по справочным материалам (по словарям и сноскам), в отдельных случаях можно пользоваться толковыми словарями. Все эти приемы я использую в своей работе.
Для того чтобы понять, как появляются в современном русском языке новые слова и их значения, на занятиях мы проводили следующую работу: 1) анализировали специфику языковой ситуации, сложившейся в середине-конце 20 – начале 21 века, и её особенности, оказавшие влияние на развитие лексики современного русского язык; 2) выбрали из большого числа новых слов и значений наиболее употребительные и проанализировали их, представив тем самым картину лексических изменений, происходящих в современном русском языке в наше время.
Объектом для исследования стал языковой материал, извлеченный нами из произведений художественной литературы, а также средств массовой информации (журналы, газеты, а также теле- и радиопередачи). Во время данного вида работы учеников заинтересовали не привычные лексические неологизмы (названия новых предметов, вошедших в русский язык вместе с соответствующими их именованиями: компьютер, факс, модем, Интернет), а неологизмы семантические (то есть новые значения у уже давно существующих в русском языке слов: штрих, зебра), поэтому особое внимание на уроках мы уделили такому явлению, как семантическая деривация – появлению новых значений у слов, уже давно известных всем нам. Ученикам особенно интересно было самостоятельно находить в произведениях художественной литературы и средствах массовой информации подобные слова и анализировать их.
15