Разработка урока на тему Стилистическая роль определений
Открытый урок русского языка
В 8 классе по теме:
«Стилистическая роль определений»
Учитель: Ахремцова А.И.
Санкт-Петербург
2013 год
Тема урока: «Стилистическая роль определений».
Знать: особенности употребления определений в разных стилях речи; эпитет.
Уметь: находить определения в тексте, охарактеризовать их стилистическую роль.
Работа по развитию речи: употребление эпитетов в описаниях; самостоятельный подбор эпитетов, в том числе синонимичных.
Повторение: проверяемые гласные и согласные в корне слова; правописание безударных глагольных окончаний; запятая в сложном предложении и при однородных членах предложения; способы выражения подлежащего; типы сказуемого.
Повторение. Индивидуальная работа по карточкам и с классом в тетрадях и на доске.
а) работа по карточкам. Задание: списать текст, выписать из текста слова с пропущенными буквами, объяснить правописание. Подчеркнуть грамматические основы предложений; определить, чем выражено подлежащее; определить тип сказуемого.
Карточка 1:
Не видно птиц. Покорно чахн..т
Лес, опустевший и б..льной.
Гр..бы сошли,но крепко пахн..т
В оврагах сыростью гр..бной.
Глуш.. стала ниже и св..тлее,
В кустах св..лялася тр..ва,
И, под дождем осе..им тлея,
Черне..т темная л..ства.
А в поле ветер. День холодный
Угрюм и свеж(?) – и целый день
Скитаюсь я в степи свободной,
(В)дали от сел и д..ревень… (И.Бунин)
Карточка 2:
В степи
Вчера в степи я слышал отд..ле..ыйКрик жур..влей. И дико и ле..ко
Он пр..звенел над тихими п..лями…
Путь добрый! Им не жаль нас п..кидать:
И новая цветущая пр..рода,
И новая весна их ожидает
За синими, за теплыми м..рями,
А к нам идет угрюмая зима:
Засохла степь, лес глохн..т и желте..т,
Осе..ий ветер, тучи наг..няя,
Открыл в кустах зв..ри..ые лазы,
Л..ствой засыпал долы и овраги,
А по ночам в их ч..рной темноте,
Под шум д..ревьев, свеч(?)ками мерцают,
Таинстве..о блуждая, волч(?)и очи… (И.Бунин)
Карточка 3:
Майский мороз.
Все об..щало ночью сильный моро… В первом ч..су при луне я вышел в дубовую рощу, где много маленьких птиц и первых цв..тов. Так и з..ву этот уголок страной маленьких птиц и л..ловых цв..тов.
(В)скоре на запад.. стала зан..мат(?)ся з..ря, и свет пош..л на восток, как будто з..ря утре..яя внизу, невидимо за ч..ртой г..ризонта, взяла вечернюю и потянула к себе. Я ш..л очень скоро и так согр..вался, что не заметил даже, как сильный моро.. схв..тил траву и первые цв..ты. Когда же прош..л заутре..ий час и моро.. вступил во всю силу, я взял один л..ловый цв..ток и х..тел отогреть его теплой рукой, но цв..ток был твердый и п..р..ломился в руке. (М,Пришвин).
б) работа с классом на доске и в тетрадях.
Задания: вставить в текст пропущенные буквы и знаки препинания. Найти в последнем предложении грамматическую основу и определить тип сказуемого. Найти определения, обозначить их графически. Что такое определение? Какова стилистическая роль определений? Прочитайте текст без определений, чтобы лучше понять, насколько они важны. Какую картину рисует автор? Какое это время суток? Какие эпитеты кажутся вам самыми выразительными?
Морозн.. дыхание м..телиЕще св..ж.., но ул..глась м..тель.
Б..ле..т снега мшистая постель,
В сугробах стынут траурные ели.
Ноч(?)ное небо ни..ко и ч..рно, -
Лиш.. в глубин.., где Млечный путь б..ле..т,
Скв..зит его т..инстве..ое дно
И хол..дом с..звездий пл..м ене..т.
Обры..ки туч порой т..мнеют в нем…
Но стын..т ноч…И ни..ко над з..млею
Усталый вихрь ш..пящею змеею
Ск..льзит и жжет своим сухим огнем.
Определите стиль речи.
Объяснение нового материала. Запись темы урока:»Стилистика определений».
Назовите известные вам стили речи. Как вы думаете, в каждом ли стиле речи будут употребляться определения? Одинакова ли их роль в художественном и научном стилях речи? (В художественном, публицистическом стилях речи определения чаще выступают в роли эпитетов).
А что такое эпитет? Приведите примеры «говорящего», «оцени -вающего» определения. Какова же роль определения в научном стиле речи?(Точность, отличительность признака того или иного предмета). Вывод. Запись определения: эпитет – художественное определение, основанное на сравнении. Эпитет подчеркивае т характерное свойство предмета, придает ему художественную выразительность, поэтическую яркость.
Закрепление нового материала. Записать примеры, назвать определения-эпитеты. Определить стиль отрывков. Ответить на вопрос: какое настроение передает автор?
а) А осенний, ясный, немножко холодный, утром морозный день, когда береза, словно сказочное дерево, вся золотая, красиво рисуется на бледно-голубом небе, когда низкое солнце уже не греет, но блестит ярче летнего, небольшая осиновая роща вся сверкает насквозь, …свежий ветер тихонько шевелит и гонит упавшие покоробленные листья.(Тургенев).
б) Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле,
Проглянет день, как будто поневоле,
И скроется за край окружных гор. (Пушкин).
в) Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком. (Есенин).
г) Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть:
Зловещий блеск и пестрота дерев,
Багряных листьев томный, легкий шелест,
Туманная и тихая лазурь
Над грустно-сиротеющей землею,
И, как предчувствие сходящих бурь,
Порывистый, холодный ветр порою… (Тютчев).
Обобщение. Велика роль эпитета среди других стилистических средств литературного языка. Удачный эпитет усиливает выразительность и образность нашей речи, обогащает содержание высказывания, подчеркивает индивидуальный признак определяемого предмета или явления. Недаром эпитеты наряду с синонимами и фразеологизмами относятся к «золотому фонду» национального языка. Русский литературный язык очень богат эпитетами.
Задание для самостоятельной работы: подобрать эпитеты к слову «осень».
Не каждое определение – эпитет. Есть логические определения: деревянный стол, заячья лапа, серебряная ложка. Но эти же определения будут нести смысловую и эмоциональную нагрузку, если мы отнесем их к другим предметам: деревянное лицо, заячья душа, серебряный ручей.
Задание: продолжить работу с такими определениями. Что может быть медвежьим, волчьим, крокодиловым, мышиным, лебединым?
Подведение итогов урока: определения используются в разных стилях речи. В художественном стиле определения чаще всего выступают в роли эпитета. В научном - подчеркивают точность, конкретность признака.
Домашнее задание по группам. 1 группа: сочинение-миниатюра с использованием эпитетов (описание зимней природы). 2 группа – выписать из художественного текста примеры предложений с эпитетами.