Название статьи: «Применение современных образовательных технологий в учебном процессе»


ФИО учителя начальных классов: Салахова Резида НазиповнаНазвание статьи:
«Применение современных образовательных технологий в учебном процессе»
Сегодня нас, преподавателей – учителей объединяет одна большая задача – подготовить школьника к реальной жизни, научить красиво говорить и правильно писать и это только краткий перечень задач. А как учить так, чтобы было комфортно и учителю и ученику? Кончилось время единого стабильного учебника.
Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования целью современного начального образования является развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, учет индивидуальных особенностей, сохранение физического и психического здоровья.
В настоящее время в теории и практике начального образования отмечается немало положительных тенденций: складывается вариативность педагогических подходов к обучению младших школьников, у учителей появилась свобода для творческого поиска, родителям предоставлена возможность выбирать педагогическую систему и т.п. Вместе с тем существует ряд особенностей, на которые следует обратить особое внимание педагогам начальной школы. l
Сегодня существует множество программ, пособий, учебников. С каждым годом растет число разнообразных издаваемых учебных материалов. Почему из широкого круга образовательных программ я остановилась на «Школе 2100»? Эта система дает четкие ответы на вопросы, которые волнуют каждого педагога: зачем учить, чему учить, как учить? Программа отличается от других тем, что в ней нет существующих в отдельности предметов, а есть развивающая система для общеобразовательной школы, которая ставит перед собой цель – развитие функционально грамотной личности.
Программа «Школа 2100» приемлема для сельской школы и имеет возможность развить способности каждого ребенка, дает возможность получить качественное образование. Я определила для себя следующую цель:
Развивать в личности, заложенные природой задатки, формировать способы умственных действий и навыки творческого мышления.
В течение первой четверти я вела наблюдения за учащимися и выявила, что в классе учащиеся с разным уровнем познавательной активности. От уровня познавательной активности напрямую зависят и интеллектуальные, и творческие способности учащихся. Здесь необходимо работать и с теми, кто активно принимает знания, и с теми, кто делает это пассивно. С первых уроков я поделила всех учащихся на группы по степени познавательной активности.
Задача педагога – помочь учащимся перейти с нулевого уровня на относительно-активный и далее. Именно от умелой работы учителя зависит, дойдет ли ученик до творческого уровня или предпочтет отсидеться на «камчатке». Конечно, каждой группе учащихся свойственны свои психологические особенности. Я руководствовалась собственными наблюдениями.
Формирование устойчивой мотивации к изучению предметов
Развитие интеллектуально-творческих способностей обучающих
Эффективное использование ИКТ в учебном процессе
Известно, что особые способности (одаренность) зависят от врожденных задатков. Учитель должен не только для себя выделить этих учащихся, но и помочь остальным ученикам открыть в себе способности, о которых они ранее не подозревали. Поэтому работа с творчески одаренными детьми ориентирована на специальные приемы, стимулирующие творческую деятельность учащихся в целом.
В своей деятельности постоянно ищу пути для того, чтобы воспитать и развивать в ребёнке активную, смелую, решительную личность. Личность , которая умеет сама добывать знания и применять их в нестандартных ситуациях. Тема моей работы по самообразованию «Применение современных педагогических технологий в обучении младших школьников». Над ней я работаю не один год. Все эти годы прошли в постоянном поиске новых форм и методов обучения. Стремлюсь активизировать познавательную деятельность учащихся, не просто использую новые приёмы и технологии обучения, но работаю и на переориентацию ученика: учебный труд для него из каждодневной принудительной обязанности должен превратиться в любимое занятие. Я считаю, что выравниванию познавательной активности учащихся будет способствовать внедрение в практику проблемно-поисковых форм работы.
В своей педагогической деятельности я активно использую технологии личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании, своеобразие которых заключается в ориентации на свойства личности, ее формирование и развитие не по чьему-то заказу, а в соответствии с природными возможностями и способностями.
Поскольку в классе я работаю одновременно с учащимися различными по подготовке, особенностями мыслительной деятельности, типам памяти, умению учиться, мною разработана система заданий разного уровня трудности (с наличием образца выполнения, со вспомогательными вопросами, с инструкциями и т.д.). Кроме того, индивидуальная учебная деятельность ребенка сочетается с его работой в паре или в группе, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации. При этом если ученик не может что-то выполнить индивидуально, он сможет это сделать с помощью соседа по парте или в группе. А то, что представляет сложность для конкретной группы, становится доступным пониманию в процессе коллективной деятельности.
С.Н. Лысенкова открыла замечательный феномен: чтобы уменьшить объективную трудность некоторых вопросов программы, надо опережать их введение в учебный процесс. Так, трудную тему можно затрагивать заранее в какой-то связи с изучаемым в данный момент материалом. Перспективная (последующая после изучаемой) тема дается на каждом уроке малыми дозами (5–7 мин). Тема при этом раскрывается медленно, последовательно, со всеми необходимыми логическими переходами. В обсуждение нового материала (перспективной темы) вовлекаются сначала сильные, затем средние и лишь потом слабые ученики. Получается, что все дети понемногу учат друг друга.
В процессе обучения и воспитания младших школьников особое значение я придаю здоровьесберегающим технологиям. Эффективным методом работы в данном направлении можно считать проведение физкультминуток на уроке, обусловленных физиологическими потребностями в двигательной активности детей. Физкультминутки помогают снять статическое утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение, снять зрительное утомление. Воспитанию внимательного отношения к своему здоровью способствуют еженедельные уроки здоровья, на которых дети получают знания о здоровом образе жизни. На классных часах обсуждаем вопросы правильного питания, беседуем о вредных привычках, проводим встречи с медсестрой школы, составляем режим дня. Много проходит праздников, на которых решаются задачи формирования у ребенка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни. Традиционными стали мероприятия: «День здоровья», «Все на каток!».
Стремлюсь активизировать детей, учу их самостоятельности приобретать знания. Всю учебно-воспитательную работу направляю на развитие всесторонне развитой личности. Продумала индивидуальную работу как с одарёнными детьми, так и со слабоуспевающими. На уроке создаю благоприятный микроклимат, способствующей лучшему усвоению материала. Использование информационных технологий предполагает решение данных проблем посредством создания благоприятной информационно-развивающей среды, способной снизить нагрузки, создать благоприятную эмоциональную атмосферу для полноценного обучения и воспитания учащихся.