Доклад Использование современных образовательных технологий в учебном процессе и внеурочной деятельности
Тема:
«Использование современных образовательных технологий в учебном процессе и внеурочной деятельности».
Автор:
учитель начальных классов
«Комсомольская СОШ №2»
Фасхутдинова А.А.
с. Комсомольское - 2015
Содержание
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Современные педагогические технологии……………………………….
Использование педагогических технологий на уроках в 1 классе «А» как средство повышения качества обучения……………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...
ВВЕДЕНИЕ : Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования образовательного процесса, повышения заинтересованности учащихся. Если осуществляемая ребенком на уроке деятельность для него не является значимой, если он скучает и равнодушен, то и проявить свои способности не может.
Поэтому наиболее эффективными будут те технологии, которые направлены на познавательное, коммуникативное, социальное и личностное развитие школьника. Выбор технологии обучения и воспитания зависит от многих факторов (возраста учащихся, их возможностей, подготовленности и готовности учителя, наличия различных условий и т.д.). Приоритет следует отдавать продуктивным, творческим, исследовательским, проектным технологиям (не отрицая использования и других).
1.СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Предметом педагогической технологии являются конкретные педагогические взаимодействия учителей и учащихся в любой области деятельности. В результате достигается устойчивое позитивное усвоение детьми предметных умений, формирование социально ценных форм и привычек поведения.
Работая над данной темой, я убедилась в эффективности применения педагогических технологий . Современное образование направлено, в первую очередь, на формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться.
Применение педагогических технологий способствует:
формированию мотивов учения, развитию устойчивых познавательных потребностей и интересов учащихся;
развитию продуктивных приемов и навыков учебной работы, «умения учиться» младших школьников;
раскрытию индивидуальных особенностей и способностей детей;
развитию навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;
становлению адекватной самооценки, развитию критичности по отношению к себе и окружающим;
усвоению социальных норм, нравственного развития учащихся начальной школы;
развитию навыков общения со сверстниками, установлению прочных дружеских контактов.
2.
В своей практике я использую следующие современные педагогические технологии:
технологии личностно-ориентированного обучения;
информационно-коммуникативные технологии;
технологии проектной и исследовательской деятельности.
здоровьесберегающие технологии
образовательная технология «Портфолио»
Личностно-ориентированный подход к обучению
Использование мной дифференцированных заданий в различных предметных областях позволяет
подготовить учащихся к усвоению новых знаний;
обеспечить возможность дальнейшего их углубления, систематизации и обобщения;
содействовать выравниванию знаний и умений учащихся.
Прежде чем использовать разноуровневые задания, провожу работу по определению общего уровня знаний учащихся, по склонности учащихся к различным способам работы (индивидуальной, групповой). Учитываю психологическую совместимость учащихся друг с другом, интерес к предмету. Используя данную технологию, стараюсь создать в классе атмосферу заинтересованности каждого ребенка в работе класса, стимулирую учащихся к высказываниям без боязни ошибиться, оцениваю деятельность ученика не только по конечному результату, а по процессу его достижения.
Дифференцированный подход позволил добиться в классе хороших результатов в обучении учащихся. По итогам промежуточных и итоговых проверочных работ по предметам русский язык и математика 75%-85% ребят справляются с заданиями.
Информационно-коммуникационная технология
Использование ИКТ при обучении усиливает мотивацию обучения.
Я использую в своей работе сочетание традиционных и компьютерно- ориентированных методических подходов для изучения математики, использую Интернет ресурсы для создания дидактических средств, применяемых при организации обучения. Провожу на своих уроках демонстрацию видеосюжетов и иллюстративных фрагментов электронных систем обучения, собственные учебные презентации и энциклопедии для фронтальной работы с учащимися. Интересно проходят уроки-экскурсии с применением информационных ресурсов музеев по различным темам.
Сопровождаю уроки и мероприятия компьютерными презентациями, которые позволяют повысить информационную насыщенность урока, выходят за рамки школьных учебников, дополняют и углубляют их. Основными целями использования компьютерных технологий на своих уроках я вижу: повышение мотивации к учебе, углубление знаний, развитие психофизических качеств учащихся в процессе их практической деятельности в игровой компьютерной среде. Использование ИКТ на уроках позволяет в полной мере реализовывать основные принципы активизации познавательной деятельности: принцип равенства позиций, принцип доверительности, принцип обратной связи.
В течение этого года я активно применяю на уроках и во внеурочной деятельности технологии проектной и исследовательской деятельности. Данные технологии готовят учащихся к успешному и гармоничному функционированию в информационно и технологически насыщенном мире.
ПРОЕКТ «ВОДА,ВОДА,КРУГОМ ВОДА!»
Ребята с большим увлечением участвовали в проекте. Продолжили работу созданием своих небольших или групповых проектов, учатся проводить их защиту.
Понимая значимость проектной и исследовательской деятельности в образовательном процессе, я продолжу работу над повышением интереса учащихся к данным видам работы.
Здоровьесберегающие технологии
Применяются как в урочной деятельности, так и во внеклассной работе.
Строю уроки таким образом, чтобы один вид деятельности сменялся другим. Слежу во время проведения урока за правильностью посадки учащихся, периодически (раз в месяц) меняю их положение в классе по отношению к источнику света, периодически провожу физкультминутки по снятию напряжения глаз, для расслабления пальцев кистей и другие. В своей работе использую тренажеры, которые помогают разнообразить физкультминутку и динамические перемены. Применяю на уроке пальчиковую гимнастику, которая способствует развитию мышц руки тесно связана с развитием мышления и речи детей. Участие в традиционном спортивном празднике в 1 классе «Папа, мама, я – спортивная семья», день Здоровья.
Игра на уроке: Применение игры способствует коммуникативно-деятельному характеру обучения, психологической направленности уроков на развитие речевой и мыслительной деятельности учащихся .Учебная игра-упражнение помогает активизировать, закрепить, проконтролировать и скорректировать знания, навыки и умения, создает учебную и педагогическую наглядность в изучении конкретного материала. Она создает условия для активной мыслительной деятельности ее участников. Игра-задание, содержащая учебную задачу, стимулирует интеллектуальную деятельность обучаемых, учит прогнозировать, исследовать и проверять правильность принятых решений или гипотез. Игры хороши тем, что в них все равны. Они посильны даже слабым ученикам.
В настоящее время большую популярность приобретает образовательная технология «Портфолио». Использование технологии «Портфолио» позволяет проследить индивидуальный прогресс ученика, помогает ему осознать свои сильные и слабые стороны, позволяет судить не только об учебных, но и творческих и коммуникативных достижениях.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Педагогическая технология – это такое построение деятельности педагога, в которой все входящие в него действия представлены в определенной последовательности и целостности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер.
Приоритетом обучения должно стать не освоение учениками определенного объема знаний, умений и навыков, а умение школьников учиться самостоятельно, добывать знания и уметь их перерабатывать, отбирать нужное, прочно их запоминать, связывать с другими.
Широкое внедрение инновационных технологий создают условия для повышения качества обучения, познавательной активности и учебной мотивации школьников.
Результатом использования современных образовательных технологий считаю:
Стабильно качество знаний по предметам (75-85%), которые я преподаю.
Таким образом, можно сделать вывод, что данные технологии, которые я эффективно использую, позволили мне, как учителю, спланировать свою работу, которая направлена на достижение цели современного начального образования – развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья и добиться хороших результатов. И я в дальнейшем буду применять их в учебной и во внеурочной деятельности.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Завьялова О.А. Воспитание ценностных основ информационной культуры младших школьников. - Журнал «Начальная школа» №11, 2011.
Захарова Н.И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс. – Журнал «Начальная школа» №1, 2009.
Иванов В.В., Зайцева С.А. Этическая составляющая в информационной культуре учителя. - Журнал «Начальная школа» №11, 2011.
Каминский В.Ю. Использование образовательных технологий в учебном процессе. – Научно-практический журнал «Завуч» №3, 2010.
Папшева Л.В. Технологическая культура учителя начальных классов. -
Журнал «Начальная школа» №10, 2009.
Попова Н.Г. Информатизация учебного процесса. – Журнал «Начальная
школа» №11, 2009.
Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. -
Журнал «Начальная школа» №5, 2012.
Стадник М.В. Использование медиауроков для развития мышления
младших школьников. Библиотека сообщества учителей начальных
классов. Образовательный портал «Сеть творческих учителей», 2009.
Хижнякова О. Н. Современные образовательные технологии в начальной школе. – С. 2011.
Климова М.А. Компьютерные технологии на уроках // Начальная школа плюс до и после. Издание Министерства образования Российской федерации, Российской Академии образования, Московского психолого-социального института, ООО Баласс. - № 7, 2010.