Самоанализ пед.опыта: «Внедрение здоровьесберегающих и здоровьеформирующих образовательных технологий в процессе педагогической деятельности преподавателя — организатора основ безопасности жизнедеятельности и учителя физической культуры» Макеев С.А.
«Внедрение здоровьесберегающих и здоровьеформирующих образовательных технологий в процессе педагогической деятельности преподавателя- организатора основ безопасности жизнедеятельности и учителя физической культуры»Учитель физической культуры,
преподаватель - организатор ОБЖ
Макеев Сергей Алексеевич
2017 год
Я, Макеев Сергей Алексеевич, 1983 года рождения, окончив в 2007 году Московскую государственную академию физической культуры и спорта, начал свою педагогическую деятельность в МКОУ «Алексеевская СОШ» в качестве преподавателя организатора ОБЖ и учителя физической культуры в старших классах, где и работаю по настоящее время.
Мой педагогический опыт по внедрению здоровьесберегающих и здоровьеформирующих образовательных технологий в процессе педагогической деятельности как преподавателя организатора основ безопасности жизнедеятельности и учителя физической культуры -формирование у детей жизненной мотивации на здоровье и обучение их основам ЗОЖ.
Условием возникновения и становления педагогического опыта послужило начало исследовательской деятельности по изучению состояния здоровья детей в МКОУ «Алексеевская СОШ».(См. приложение № 1)
Говоря о проблеме здоровья населения в современном мире, невозможно не сказать о здоровье детей. Неблагоприятные экологические условия, неправильное питание и множество других факторов привели к тому, что с каждым годом число здоровых детей уменьшается и возрастает число детей физически ослабленных.
Сегодня каждый из нас понимает, что для решения самой актуальной проблемы века, проблемы здоровья, недостаточно только государственной политики, необходимо объединение усилий управленцев всех уровней, педагогов, общественности и личная ответственность каждого за свое здоровье.
Хорошее здоровье является важнейшим ресурсом для социального, экономического и личного развития, важнейшим показателем качества жизни. Ясно, что даже на уровне обыденного сознания и толкования этого понятия видно, что в здоровье нуждается вся общественная и государственная жизнь, вся жизнедеятельность людей, объединенных в коллективы, в здоровье нуждается каждый отдельно взятый человек. Идею здоровья во всем мире понимают как глобальную идею: здоровье – главная составляющая качества жизни. Вряд ли кто-то сегодня будет оспаривать, что будущее нации, его благополучие зависят от здоровья сегодняшних детей, состояние, которого с каждым годом продолжает неумолимо ухудшаться.
Формирование у детей жизненной мотивации на здоровье и обучение их основам ЗОЖ является важной проблемой, решение которой необходимо начинать в школе, так как все знания, умения, навыки и привычки ребёнок получает в процессе обучения и воспитания, поэтому методам формирования собственного здоровья необходимо также учить.
Ведущей педагогической идей данного опыта является: формирование у обучающихся устойчивой мотивации на здоровый образ жизни, ответственности за состояние своего здоровья, за собственное благосостояние и за состояние общества.Технология данного опыта заключается в решении следующих задач педагогического процесса:
сформировать ценностные установки жизненных приоритетов наздоровый образ жизни;
вооружить учащихся:
- санитарно-гигиеническими знаниями, воспитать убеждённость школьников в выполнении требований и правил гигиенического поведения в труде и в быту;
- знаниями о пагубном влиянии на организм курения, алкоголизма и наркомании, нацелить на искоренение вредных привычек;
- знаниями о социальных, нравственных и медицинских аспектах взаимоотношений полов, о профилактике венерических заболеваний и СПИДа.
-помочь обучающимся осознать необходимость постоянного поддержания достаточной физической активности, соблюдения норм рационального питания, сохранения устойчивого психоэмоционального состояния,
которое конечно осуществляется как в процессе урока, так и во внеурочной деятельности, а точнее в ходе всего учебно – воспитательного процесса:
а) уроки диспуты по ОБЖ: «Факторы, разрушающие здоровья человека»; «Мы и наши вредные привычки»; «Значение семьи в современном обществе» и ряд других;
б) уроки физической культуры;
в) занятие в спортивных кружках: общей физической подготовки и спортивных игр.
г)спортивно-массовая работа с обучающимися - участие в традиционных школьных, районных и областных соревнованиях: «День бегуна», «Президентские спортивные игры и состязания», «Лыжня России», «Соревнования по зимнему полиатлону», сдача норм ВФСК ГТО «Серебрянный мяч», «Соревнования по пожарно – прикладному спорту», «День здоровья», «ПАПА, МАМА, Я – спортивная семья», туристические походы и ряд других.(См. приложение №2,3).
Одной из главных задач учебно – воспитательного процесса является целостное решении проблемы здоровья обучающихся, т. е. не только на конкретном уроке и занятии, а в режиме всего учебного дня. Чтоже касается моего аспекта зоровьесберегающих технологий - это ежедневное проведение утренней гигиенической гимнастики, которая продолжается в течении 6-8 минут с 8.15 и до 8.23. комплексы гимнастики в основном направлены на пробуждение организма, активизацию деятельности и внимания учащихся.Использование на уроках ОБЖ физкультминуток, проведение уроков физической культуры и внеурочной физкультурно - массовой деятельности с обучающимися.
Если обратиться к аналитической справке о состоянии здоровья занимающихся (См. приложение № 1.) то можно увидеть динамику улучшения состояния здоровья обучающихся, что свидетельствует о том, что внедрение здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий в процесс педагогической деятельности,в частности на уроках физической культуры, ОБЖ и спортивных кружках оказывает положительное влияние на улучшение состояния здоровья обучающихся.
Одним из условий реализации изменений является высокий
уровень компетентности педагога, использование в обучении
альтернативных идей нестандартных подходов, наличие разнообразных средств обучения: материальной базы, альтернативных учебных пособий, справочной литературы ресурсов Интернет.
С элементами опыта выступал на областном семинаре – преподавателей-организаторов ОБЖ, представлял презентацию «Формирование у детей жизненной мотивации на здоровье и обучение их основам ЗОЖ».( 2010 г)
В рамках конкурса «Учитель ОБЖ» проводил урок с элементами интеграции урочной и внеурочной деятельности по теме «Факторы разрушающие здоровье» (7 класс).
Опыт работы могут использовать учителя физической культуры, работающие в основной и старшей школе, педагоги дополнительного образования.
Литература и ссылки.
1.Справочник учителя физической культуры/ авт.-сост.: П.А. Киселёв С.Б. Киселёва – Волгоград: Учитель, 2010.
2.Настольная книга учителя физической культуры: подготовка школьников к олимпиадам.Методическое пособие/авт.-сост.: П.А. Киселёв С.Б. Киселёва – М.: Глобус,2008.
4.Начинающему учителю физической культуры/авт.: М.В. Видякин-Волгоград: Учитель, 2004
http://yandex.ruhttp://window.edu.ruhttp://nsportal.ruhttp://www.proshkolu.ruПриложение № 1.
Аналитическая справка о состоянии здоровья обучающихся МКОУ «Алексеевская СОШ» с 2011 по 2017 учебный год
Проблема ухудшения состояния здоровья детей коснулась и детей нашей школы.
В 2011 – 2012 учебном году в Муниципальном казенном общеобразовательном учреждении «Алексеевская СОШ» обучалось 80человек, из них 40 мальчиков и 40 девочек. Проводимый ежегодный медицинский осмотр детей показал следующие результаты: из 80 обучающихся, не имели ни каких отклонений в состоянии здоровья 30 человек, 34% имели основную группу здоровья; 66% имели соответственно подготовительную группу здоровья, отклонения как правило наблюдались в сердечно-сосудистой системе и опорно – двигательном аппарате, также наблюдались изменения в органах зрения и пищеварения.
В 2012 – 2013 учебном году в Муниципальном казенном общеобразовательном учреждении «Алексеевская СОШ» обучалось 78 человек, из них 39 мальчиков и 39 девочек. Проводимый ежегодный медицинский осмотр детей показал следующие результаты: из 78 учащихся, не имеют ни каких отклонений в состоянии здоровья 23 человека, 30% имели основную группу здоровья; 66% имели соответственно подготовительную группу здоровья, отклонения также наблюдались в сердечно-сосудистой системе и опорно – двигательном аппарате, в органах зрения и пищеварения.
В 2013 – 2014 учебном году в Муниципальном казенном общеобразовательном учреждении «Алексеевская СОШ» обучалось 72человека, из них 43 мальчика и 29 девочек. Проводимый ежегодный медицинский осмотр детей показал следующие результаты: из 72 обучающихся, не имеют ни каких отклонений в состоянии здоровья 25 человек, 35% имели основную группу здоровья; 65% имели соответственно подготовительную группу здоровья, отклонения как правило наблюдались в сердечно-сосудистой системе и опорно – двигательном аппарате, также наблюдались изменения в органах зрения и пищеварения.
В 2014 – 2015 учебном году в Муниципальном казенном общеобразовательном учреждении «Алексеевская СОШ» обучалось 69человек, из них 39 мальчиков и 30 девочек. Проводимый ежегодный медицинский осмотр детей показал следующие результаты: из 69 обучающихся, не имеют ни каких отклонений в состоянии здоровья 27 человек, 40% имели основную группу здоровья; 60% имели соответственно подготовительную группу здоровья, отклонения как правило наблюдались в сердечно-сосудистой системе и опорно – двигательном аппарате, также наблюдались изменения в органах зрения и пищеварения.
В 2015 – 2016 учебном году в Муниципальном казенном общеобразовательном учреждении «Алексеевская СОШ» обучалось 76человек, из них 33 мальчика и 33 девочки. Проводимый ежегодный медицинский осмотр детей показал следующие результаты: из 76 обучающихся, не имеют ни каких отклонений в состоянии здоровья 31 человек, 41% имели основную группу здоровья; 59% имели соответственно подготовительную группу здоровья, отклонения как правило наблюдались в сердечно-сосудистой системе и опорно – двигательном аппарате, также наблюдались изменения в органах зрения и пищеварения.
В 2016 – 2017 учебном году в Муниципальном казенном общеобразовательном учреждении «Алексеевская СОШ» обучается 62 человека, из них 37 мальчиков и 25 девочек. Проводимый ежегодный медицинский осмотр детей показал следующие результаты: из 80 обучающихся, не имеют ни каких отклонений в состоянии здоровья 39 человек, 63% имеют основную группу здоровья; 37% имеют соответственно подготовительную группу здоровья, отклонения как правило наблюдаются в сердечно-сосудистой системе и опорно – двигательном аппарате, также в органах зрения и пищеварения.
Данные о состоянии здоровья учащихся по группам здоровья
с 2011-2012 по 2016-2017уч/год
1060459906000
Как видно, характер заболевания детей различен, поэтому главной целью в работе с данными детьми, как и с абсолютно здоровыми, будет формирование мотивации на здоровый образ жизни, чтобы не допустить прогрессирования у них имеющихся заболеваний и способствовать их скорейшему выздоровлению с помощью средств и, методов педагогической деятельности, а также реализации программы здорового образа жизни.Вывод: исходя из вышеизложенного, можно отметить, что работа, проводимая в МКОУ «Алексеевская СОШ» по здоровому образу жизни, оказывает положительное влияние на улучшение состояния здоровья обучающихся, о чем свидетельствует увеличение количества обучающихся на второй ступени с основной группой здоровья (77%), также отмечается преобладание детей с основной группой здоровья и на 3-й ступени обучения (75%). Несмотря на благоприятные результаты по внедрению программы «Здоровье», разработанной и проводимой в школе, в дальнейшей работе необходимо:
1.Формировать у обучающихся ценностные установки жизненных приоритетов на здоровый образ жизни:
2.Вооружать обучающихсясанитарно-гигиеническими знаниями;
3.Воспитывать убеждённость школьников в выполнении требований и
правил гигиенического поведения в труде и в быту;
знаниями о пагубном влиянии на организм курения, алкоголизма и
наркомании, нацелить на искоренение вредных привычек;
знаниями о социальных, нравственных и медицинских аспектах
взаимоотношений полов, о профилактике венерических заболеваний и СПИДа.
4.Помочь обучающимся осознать необходимость постоянного поддержания достаточной физической активности, соблюдения норм рационального питания, сохранения устойчивого психоэмоционального состояния.
СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ МКОУ «АЛЕКСЕЕВСКАЯ СОШ»
по ступеням обучения
1 ступень (1-4 классы) 2 ступень (5-9 классы)
3 ступень (10-11 классы)
СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ МКОУ «АЛЕКСЕЕВСКАЯ СОШ»
ЗА 2011-2012 УЧЕБНЫЙ ГОД ЗА 2012-2013 УЧЕБНЫЙ ГОД
Приложение №2
Календарь спортивно-массовых и оздоровительных мероприятийна 2012 — 2013 учебный год.
№
п/п Наименование мероприятия Класс Сроки проведения Ответственный за проведение Отметка о выполнении
1. Первенство школы по программе «Безопасное колесо». 5-11
2 неделя
сентября Макеев С.А.
Трофимов И.А. Выполнено
2. Лично – командное первенство школы по лёгкой атлетике, посвящённое Всероссийскому «Дню бегуна». 1-11 4 неделя
сентября Макеев С.А.
Трофимов И.А. Выполнено
3. День Гражданской обороны. 5-11 1неделя
октября Макеев С.А.
Трофимов И.А. Выполнено
4. Школьный этап всероссийской олимпиады школьников по физической культуре. 7-11 4 неделя октября Макеев С.А.
Трофимов И.А. Выполнено
5. Президентские спортивные состязания. 1-11 3неделя
ноября Макеев С.А.
Трофимов И.А. Выполнено
6. Первенство школы по мини-футболу, посвященное
«Освобождению района от немецко-фашистских захватчиков» 5-11 4неделя
ноября,
1неделя
декабря Макеев С.А.
Трофимов И.А. Выполнено
7. Лично командное первенство по лыжным гонкам, среди учащихся
школы. 5-11 4 неделя января Макеев С.А.
Трофимов И.А. Выполнено
8. Первенство школы по биатлону, среди учащихся школы, посвящённое Дню Защитника отечества. 5-11 3 неделя
февраля Макеев С.А.
Трофимов И.А.
Валиева Я.
Трофимов С.
Выполнено
9.
9. День здоровья 1-11 1неделя
апреля Макеев С.А.
Трофимов И.А. Выполнено
10. Первенство школы по волейболу. 7-11 3неделя
апреля Макеев С.А.
Трофимов И.А. Выполнено
11. Папа, мама, я – спортивная семья. 1-4 4 неделя
апреля Макеев С.А.
Трофимов И.А. Выполнено
12. Школьный турнир по футболу. 5-11 3 неделя
мая Макеев С.А.
Трофимов И.А. Выполнено
13. Военно – спортивная игра на местности «Зарница»
. 5-11 4 неделя мая Макеев С.А.
Трофимов И.А. Выполнено
Приложение №3
Результаты
физкультурно- оздоровительной и спортивной деятельности.
Муниципальные соревнования
№
п/п Название соревнования Год Место
1. Финал районного осеннего легкоатлетического кросса. 2010-2011 Кузнецова И.- 3место
Баранец Е.-3место
2011-2012 Кузнецова И.-1место
Баранец Е.- 2место
2012-2013 Курбатова Л.-1место
Петровичева В.-2место
Мусаев Г.-1место
Петушков П.-2место
Кузнецова И.-1место
Баранец Е.-2место
Баранец В.-3место
2. Муниципальный этап Всероссийской олимпиады по физической культуре. 2012-2013 Бороздин А.- 3место
Кузнецова И.-2место
Баранец Е.-2место
Трошина А.-3место
Дормидонтова С.-3м.
Мусаев Г.-1место
Курбатова Л. -3место
Мусаев А.-3место
3. Районные соревнования по лыжным гонкам, посвященные памяти героя СССР П.А.Данилова. 2010-2011 Дормидонтова С.-3место
Жмыхов С.-3место
Валиева Я.-2место
2011-2012 Курбатова Л.-3место
Валиева Я.-3место
Трофимов С.-3место
2012-2013 Деняев А.-3место
Курбатова Л.-1место
Корниенко А.-1место
4. Районные соревнования по зимнему полиатлону среди призывной и допризывной молодежи, посвященные Дню защитника Отечества.2011-2012 Баранец Е.-3место
5. Районные соревнования по лыжным гонкам среди учащихся школ. 2010-2011 Деняев А.-3место
2011-2012 Курбатова Л.-2место
Деняев А.-3место
6.
Районные соревнования по лыжным гонкам на приз газеты «Пионерская правда» 2010-2011 Мусаев А.-3место
Валиева Я.-2место
2011-2012 Валиева Я.-2место
Мусаев А.-2место
Бурдастикова А.-3место
Коршунов Ю.-3место
7. Первенство по волейболу среди учащихся общеобразовательных школ Тепло-Огаревского района 2012-2013 1место: Баранец Е., Баранец В.,Ионов Д., КолбасовЕ.,ЖмыховС.,Бороздин А., Мусаев Г.,Шабанова Л.,АлексейчеваЕ.,Трошина А.
8. Первенство школ района по футболу, памяти воина героя интернационалиста
Константина Емельянова 2010-2011 3место: Баранец Е., Баранец В.,Ионов Д., КолбасовЕ.,Жмыхов
С.,Бороздин А.,
Петушков П.,
Коршунов Ю.
,Казачков И.,
Кузнецов М.,
Николаев Д.
9. Районная военно- спортивная игра «Зарница» 2011-2012 2место: Баранец Е., Баранец В КолбасовЕ.,ЖмыховС.,БороздинА.,ПотаповаВ.,КоршуновЮ.,МусаевГ.,Кузнецова И.,
Усова Е.,
БурдастиковаА.,
ШабановаЛ.
10. Районный фестиваль спорта и искусств сельской молодёжи «Весенний марафон 2013» 2012-2013 1место: Баранец Е., Баранец В., КолбасовЕ.,БороздинА.,Кузнецова И.
Региональные соревнования.
№
п/п Название соревнования Год Место
1. Областные соревнования по лыжным гонкам, памяти Мастера Спорта В.Серёгина. 2012-2013 Курбатова Л.-3место
2. Областные соревнования по волейболу среди общеобразовательных учреждений «Серебряный мяч». 2012-2013 2место: Баранец Е.,
Баранец В.,Ионов Д.,
КолбасовЕ.,ЖмыховС.,Бороздин А., Мусаев Г.
3. Областные летние сельские спортивные игры: лёгкая атлетика.
2012-2013 Курбатова Л.-3место
1место: Курбатова Л.,
Князева Е.. Макеев С.А.
2место: Князева Е.,
Курбатова Л., Макеев С.А.
5. Областная спартакиада территориального самоуправления: «Папа, мама, я – спортивная семья!». 2011-2012 2место:Хаметов Д.,
Хаметова С., Хаметов А.
2012-2013 1место: Хаметов Д.,
Хаметова С., Хаметов А.