Творческий проект по технологии Шкатулка из витражного стекла (7 класс)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РБ
БАКАЛИНСКИЙ РОО МОБУ СОШ
с. МУСТАФИНО





































Выполнил:
ученик IX класса
Зиннатуллин И.Н.
Руководитель:
Насыров Н.А.






Мустафино 2014 год
ОГЛАВЛЕНИЕ


Введение........................................................................................................3
Конструкция шкатулки ................................................3
1.1. Обзор существующих конструкций................................. 3
1.2. Обоснование выбора конструкции..................................................3
1.3. Декоративное оформление..............................................................4
1.4. Обоснование выбора материалов...................................................6
1.5. Историческая справка.....6
Технология изготовления шкатулки...............................................8
2.1. Выбор технологии изготовления.....................................................8
2.2. Инструменты и приспособления...................................................11
Экономическая оценка проекта.........................................12
Экологическая оценка проекта..................................................12
Заключение.............................................................................................13
Список литературы......................................................................................13
Приложение 1. Чертёж шкатулки......................................................14
Приложение 2. Технологическая карта...........................................16
Приложение 3. Расчёт себестоимости..........................................18
Приложение 4. Рекламный проспект...............................................19
ВВЕДЕНИЕ
Вы уже столкнулись с тем, что ваш ребенок вернувшись из школы сразу садится за компьютер и играет до тех пор, пока ваш крик не оторвет его от компьютера?! Что можно предпринять? Болезнь (а это настоящая болезнь!) лучше лечить на ранней стадии, а еще лучше – ПРОФИЛАКТИКА! Ребенка нужно чем-то занять! Это от безделья он идет на улицу и попадает в дурную компанию, или садится играть за компьютер! Оба варианта одинаково опасны, при кажущихся отличиях! Раньше таких проблем не существовало! Была масса бесплатных спортивных секций, кружков. Сейчас все изменилось! И если вы не хотите столкнуться с большими проблемами (дети растут, проблемы – соответственно!), то примите решение прямо сейчас!
У каждой девушки есть различные украшения. И психология женского пола такова, что они всегда хотят, что бы окружающие её люди замечали не только её, но и одежду и личные украшения. А чтобы их было видно, я решил сделать шкатулку из стекла имеющую функции выставки и хранения. Чтобы купить шкатулку, нужно немало денег. В магазинах много однотипных шкатулок, сделанные по заводскому стандарту, и поэтому я сам сделал шкатулку для украшений, которая получилась оригинальной. Материалом для изготовления взял стекло двух вариантов: обычную и витражную.
Стекло для меня - самый доступный материал, дающий широкую возможность для творческой деятельности по изготовлению оригинального декоративно-прикладного изделия в условиях школьной мастерской.
Я поставил перед собой цель:
разработать новую конструкцию шкатулки и внести свой вклад в сохранение и приумножение культурно-исторических ценностей башкирского народа. Изготовить изделие, которое украсило бы интерьер квартиры. Привлекательными были и остаются проекты, в которых мы исследуем народные традиции и полученные знания используем при выполнении проектируемого изделия. Разработать и изготовить из стекла красивую и недорогую шкатулку для украшений.
При работе над проектом мной решались следующие задачи:
разработать экономичную, технологичную, прочную и надежную форму декоративно-прикладного изделия из стекла;
разработать несложный технологический процесс изготовления шкатулки на основе изученных технологий подготовки стекла с применением инструментов и приспособлений, имеющихся в школьной мастерской;
изготовить изделие согласно разработанной технической документации за ограниченное время.

КОНСТРУКЦИЯ ШКАТУЛКИ

1.1. Обзор существующих конструкций
В литературе приводятся различные конструкции шкатулки из дерева, мрамора:
простые прямоугольные изделия, состоящие из одной детали;
сборные фасонные изделия, состоящие из нескольких частей ;
рельефные шкатулки, изготовленные из разных видов стекла с применением глазури;
шкатулки, украшенные объемной фигурой.
Технологией изготовления стеклянных шкатулок, тем более с применением витражного стекла с оловянной и медной оправой, я не владею.
Технология изготовления стеклянных шкатулок давно известна. Она не столь проста, но доступна в условиях школьной мастерской.
Прямоугольная конструкция позволяет разрабатывать оригинальные формы шкатулки с различными вариантами отделки. Такие шкатулки в нашей школе и в нашей деревни еще не изготовлялись, и их проектирование представляет для меня особый творческий интерес. Поэтому я взялся на изготовление стеклянной шкатулки.

1.2. Обоснование выбора конструкции
Проанализирую конструкцию прямоугольной формы шкатулки, исходя из ее внешнего вида, соблюдения основных принципов изготовления: надежности, технологичности и экономичности.
К достоинствам шкатулки можно отнести:
красивый внешний вид;
возможность изменения формы;
устойчивость изделия;
экологичность изделия.
К недостаткам шкатулки отнесу:
не закреплённость крышки к основанию;
дополнительные затраты материалов и времени на украшение;
хрупкость стекла.
В своей конструкции я постарался, сохранив отмеченные достоинства, устранить выявленные недостатки.
Моя шкатулка состоит всего лишь из трех видов стекла. Устойчивость достигается тяжестью стекла.
Пропорциональное соотношение ширины и высоты изделия придает шкатулке необходимую гармоническую целостность и художественную завершенность.
1.3. Декоративное оформление
Рождение витража, как такового можно датировать приблизительно VI –VII вв. нашей эры, когда для создания особой эмоциональной атмосферы витражи стала использовать христианская католическая церковь. В 1930 году археологами при раскопках были обнаружены три стеклянных фрагмента изображения Иисуса Христа с крестообразным нимбом. Считается, что дата изготовления этих фрагментов относится примерно к 540 году нашей эры. Самым древним из уцелевших образцов витражей считается голова Христа из Вейссембургского аббатства в Эльзасе, Германия. Также, один из самых первых, известных нам сейчас, витражей находится в монастыре Святого Павла в Англии и датируется 686 годом нашей эры. Самыми старыми законченными витражами Европы считаются пять фрагментов из Аугсбургского Собора. В изготовлении этих витражей использовалась техника закрашивания и тонального оттенения. Традиционная технология изготовления витражей окончательно оформилась в одиннадцатом веке. В трактате германского монаха Теофила примерно в 1100 году были изложены особенности средневекового процесса изготовления витражей, во многом остающиеся неизменными и по сей день. Процесс начинается с изготовления цветного стекла. Речной песок смешивается с поташом, флюсом и известью (естественно существует огромное количество вариантов). В Средние века стекло варили в сферических печах, используя в роли тиглей керамические горшки. Окислы металлов, из которых изготавливаются краски, добавлялись в расплавленное стекло. При этом получался довольно узкий спектр тонов. Стекло же имело большое количество изъянов в виде пузырей, затемнений, неоднородностей цвета. Подобные дефекты придают средневековым витражам особую прелесть, главным образом благодаря игре цвета. А в качестве декоративного оформления своей шкатулки выбрал объемный башкирский орнамент, также украсил с бисером.
1.4. Обоснование выбора материалов
Выбор древесины и стекла
Стекло известно людям уже около 55 веков. Самые древние образцы обнаружены в Египте. В Индии, Корее, Японии найдены стеклянные изделия, возраст которых относится к 2000 году до нашей эры. Раскопки свидетельствуют, что на Руси знали секреты производства стекла более тысячи лет назад.
Считается, что рукотворное стекло было открыто случайно, как побочный продукт других ремесел. В те времена обжиг глиняных изделий происходил в обычных ямах, вырытых в песке, а топливом служила солома или тростник. Образующаяся при сгорании зола - то есть щелочь - при высокотемпературном контакте с песком давала стекловидную массу.
Для обозначения мозаики расписных оконных стекол, называемой у нас витражами, в европейских языках нет единого по форме и однозначного по содержанию термина.
С давних пор витраж использовался в храмах.
В раннехристианском храме окна заполнялись тонкими прозрачными пластинами камня ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], селенита), из которых составляли орнамент.
В [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] храмах ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]) появились [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] витражи. Многоцветные, большие по размеру витражи из разнообразных по форме стёкол, скреплённых свинцовыми перемычками, являлись особенностью [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] соборов. Чаще всего готические витражи изображали религиозные и бытовые сцены. Они размещались в огромных стрельчатых окнах, так называемых «розах». В эпоху [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] витраж существовал как [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] на стекле, применялась техника выскабливания по специально покрашенному разноцветному стеклу.
В [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] витражи существовали еще в XII веке, однако они не были характерным элементом убранства интерьеров русских домов.

Выбор краски и пропитки
Краски для стекла делятся на покрывные (непрозрачные) и витражные (полупрозрачные, пропускающие свет. Покрывные краски чаще всего акриловые. При покупке акриловых красок надо обязательно обратить внимание, чтобы было указано «для росписи стекла», обычный акрил может облезать при мытье изделия. Время полного высыхания краски указывается в инструкции. Например, краски Olki питерской фирмы “Olki Art” высыхают через 15 минут до состояния «можно касаться» и только через 2 суток посуду, расписанную этими красками можно мыть. Витражные же краски в свою очередь делятся на краски для «холодного» витража и для «горячего». Название техник обусловлено тем, обжигается ли изделие в печи после росписи или нет.
Выбор лака
Покрытие лаком позволяет защитить поверхность изделия от проникновения влаги. Чтобы сохранить цвет поверхности вазы, можно использовать любой лак, образующий прозрачную пленку, например, масляные, спиртовые или широко распространенные в быту алкидные и нитроцеллюлозные лаки .
Масляные и спиртовые лаки выпускаются в незначительных количествах из-за дефицитного и дорогостоящего природного сырья.
Нитроцеллюлозные лаки очень быстро сохнут, но в работе очень опасны.
Алкидные лаки, которые в обиходе ошибочно называют масляными, из-за того, что в их состав входит растительное масло, в работе менее опасны.
Я выбрал алкидный лак марки ПФ-283. Он водостоек, дает однородную глянцевую прозрачную пленку, имеет продолжительность высыхания при однослойном покрытии 36 часов.
1.5. Историческая справка
Первое упоминание о витражном искусстве дошло до нас из Африки. Найденные там обломки древних витражей насчитывают пять с половиной тысяч лет. В Европе же древнейшие находки витражей были обнаружены на раскопках в Риме – им больше двух тысяч лет. Европейское витражное искусство того времени в отличие от Древнего Египта еще не знало способов обработки стекла – витражи изготовлялись из пластин алебастра и селенита. Действительно витражные окна впервые начали использоваться в VI веке – при строительстве храма Святой Софии в Константинополе. Средние века принесли в витражное искусство библейские и евангельские сюжеты. Стекольные полотна были только трех цветов – синего, красного и бесцветного. Элементы витражной мозаики скреплялись полосками свинцового профиля, спаянными между собой. С расцветом готического искусства и архитектуры витражное мастерство достигло своей вершины. Во-первых, этому способствовал новый тип строительных конструкций храмов со смещенным центром тяжести, что позволило делать в стенах огромные окна. Во-вторых, в этот период обогатилась цветовая палитра стекла: например, стало возможным окрасить его с помощью серебра в желтый цвет. Высокие, направленные в небо узкие готические соборы расцвечивались колоссальными по размерами стрельчатыми окнами с цветными витражами. В витражах преобладали религиозные, аллегорические и политические сюжеты. Наиболее яркими примерами готического витражного искусства можно считать собор Парижской Богоматери, соборы Реймса, Амьена, Бурже.
Чтобы выбрать подходящий именно вам витраж, необходимо знать, как и из чего он изготовлен. Ведь действительно дорогой и имеющий художественную ценность витраж вы не станете покупать готовым, его выполнят по индивидуальным эскизам профессиональные матера. Поэтому, прежде всего, необходимо знать, что из себя представляет материал, из которого потом выйдет произведение искусства, – а именно стекло. В Средние века стекло считали сплавом драгоценных камней – так завораживало оно своей игрой света и пестрыми красками. Сейчас стекло удивляет разве что детей на морском побережье, вылавливающих в прибое отточенные волнами бутылочные осколки. Ассортимент стекла для витражного искусства просто огромен. Прежде всего, оно делится на две огромные группы – цветное и прозрачное. Обычное витражное цветное стекло и узорчатое стекло, выполненное с помощью нанесения рельефа, насчитывает огромное количество оттенков. Фактурное цветное стекло имеет еще более широкую палитру – около 250 основных цветов, из которых путем спекания разноцветных элементов получают бесчисленные оттенки. Отдельным видом можно выделить недавно появившееся так называемое живописное стекло. Оно настолько гармонично подобрано в сочетаниях фактура-цвет, что само по себе, без всякой обработки вызывает восхищение. Следующим важным фактором при выборе стекла является его фактура. Стекло может быть как плоским, так и рельефным, толстым – 6-10 мм, тонким – 2 мм или смонтированным из огромных кусков. Особым видом фактурного стекла является гутное стекло. Такой материал содержит в себе воздушный пузырь, эффектно и каждый раз по-разному преломляющий свет.
Качество и характеристики стекла зависят от способа обработки. Стекло различается по технологиям обработки – термической, химической и механической. Нюансы цвета и формы варьируются от колебаний температуры и времени обжига. Очень важно, чтобы витраж выполнял опытный мастер – только он знает, как спаять витраж таким образом, чтобы за ночь стекло не потрескалось.
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ШКАТУЛКИ

2.1. Выбор технологии изготовления
Помимо обработки самого стекла, обязательно должна быть проведена обработка кромки. Для увеличения прочности стекла кромку полируют до оптической прозрачности.
Как же красива комната, наполненная прозрачной стеклянной мебелью. Внешне эти конструкции почти невесомы, а помещение за счет их воздушности выглядит гораздо просторнее. Думаете, такой интерьер слишком футуристичен и небезопасен? Не бойтесь кажущейся хрупкости стеклянной сказки. Технология изготовления изделий из стекла .
В наши дни стекло используется для отделки большинства помещений, независимо от их целевого назначения. Зеркальные потолки и стены, изящные журнальные столики и бюро, хрупкие барные стойки и солидные кухонные столешницы, межкомнатные двери и внутренние перегородки, просвечивающие насквозь шкафы-купе и комоды, прозрачные полки, подставки, этажерки, тумбы и даже стеклянные стулья и кресла - все это стало неотъемлемой частью дизайна. Причем, если до сегодняшнего дня оно было лишь вспомогательным материалом, то сейчас стойка для аппаратуры, полочка, стол или шкаф могут быть полностью сделаны из стекла!
Шлифовка и полировка кромки стекла с целью получения необходимого профиля (трапеция) и устранения "отливов". Применяются вертикальные станки многошпиндельные с автоматической подачей, двухсторонние станки с автоматической подачей или же горизонтальные одношпиндельные станки с ручной подачей.
Обработка фацета, шлифовка и полировка стекла для придания кромке определенного профиля и угла фаски. Выполняется на вертикальных станках с изменяемым углом обработки шпинделями. Изготовление прямолинейного фацета межкомнатной двери.
Выполнение чистовой обработки криволинейной кромки стекла и фацета для получения заданного профиля и удаления мелких сколов на кромке. Производится на полуавтоматических станках или на станках с ручной подачей, например, для изготовления столешницы и других криволинейных деталей стола.
Пескоструйная обработка стекла необходима для матирования и создания рисунка по трафарету. Обработка выполняется на пескоструйных установках с ручным управлением. Применяется, например, для обработки межкомнатной двери и деталей стола.
2.2. Инструменты и приспособления
Средства механизации и ручные инструменты применяемые при выполнении строительного остекления, можно классифицировать на оборудование для механической обработки стекла резанием и нанесением замазок и мастик, а также на механизмы, инструмент и приспособления для остекления переплетов и монтажа крупноразмерных стеклоконструкций.
          Инструменты  и  приспособления  для  ручного и механизированного
раскроя и резки стекла используют в процессе резания листового товарного .
стекла на запроектированные размерные части. Это холодная механическая
обработка (включая полирование, шлифование, сверление и т.п.). При этом
в качестве режущих инструментов используют материалы в 1,5...2 раза более твердые, чем стекло, в том числе алмазные или роликовые.
Применяют также электростеклорезы для резки оконного стекла, а также алмазные пилы для резки профильного стекла.
          Алмазные стеклорезы применяют как для ручной, так и для станочной
резки стекла толщиной до 10 мм.

Глава 3 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПРОЕКТА

Стоимость изготовленного изделия в основном определяется затратами на материалы, электроэнергию и оплату труда.
Согласно проведенным расчетам затраты составили:
на материалы – 22 рублей 80 копейки из них
на лак ПФ-283 – 4,2 руб.
бисер – 10 руб.
стекло – 8,6 руб.
на повременную оплату труда – 170 руб.
При условии приобретения всех материалов, оплаты затрат на электроэнергию, выплаты заработной платы себестоимость изделия составит 192 руб 80 коп.
Без учета заработной платы, которую я себе не плачу, себестоимость шкатулки равна 22 рублей 80 копеек.
Учитывая, что аналогичные изделия в продаже отсутствуют, можно сравнить себестоимость шкатулки с ценой пластмассовых, кожаных, деревянных шкатулок, которые, в зависимости от наличия и вида отделки, составляет 200-800 руб., и прийти к выводу, что:
а) изготовление шкатулки для собственных нужд очень выгодно;
б) производство стеклянных шкатулок для украшений экономически обосновано, реализация - реально возможна.
Глав 4 . ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПРОЕКТА
Шкатулка полностью изготовлена из стекла – материала вечного и большим количеством запасов.
При выполнении проекта использовались стекло марки М 1.
Применение бисера и лака ПФ-283 с соблюдением правил техники безопасности исключает вредное воздействие материалов на организм человека в процессе выполнения проекта и дальнейшего использования изделия.
На основании вышеизложенного считаю, что изготовление и использование шкатулки для хранения драгоценностей девушек не влечет за собой изменений в окружающей среде, нарушений в жизнедеятельности человека.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
При работе над проектом шкатулки для хранения драгоценностей и украшения интерьера башкирской избы решены все поставленные задачи:
разработана экономичная и технологичная, достаточно прочная и надежная форма изделия из глины с декоративной отделкой башкирским орнаментом;
на основе изученных технологий подготовки глины разработан несложный технологический процесс изготовления шкатулки;
согласно разработанной технической документации изделие изготовлено в установленный срок;
проверка шкатулки с драгоценностями в интерьере избы показала достаточно хорошую устойчивость и сочетание в интерьере избы.
Поэтому считаю, что цель по разработке и изготовлению из стекла красивой и недорогой шкатулки достигнута.
Однако в дальнейшем в конструкцию и технологию изготовления шкатулки можно было бы внести некоторые изменения:
уменьшить высоту стенки до 2 мм;
разработать более оригинальную форму шкатулки;
использовать (при наличии в продаже) витражной краски;
заменить технологию изготовления орнамента;
Результаты, полученные в ходе выполнения проекта, показывают возможность массового производства и реализации шкатулки.
Разработанную техническую документацию можно использовать на уроках технологии и в кружках технического творчества.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Федотов Г. Я. Волшебный мир стекла: Кн. для учащихся старших классов. - М.: Просвещение, 1987.
Хворостов А. С., Новиков С.Н. Мастерим вместе с папой. – М.: Просвещение, 1991.
Электронные адреса: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]; [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]




Приложение 1
Эскиз шкатулки




Приложение 2
Чертёж шкатулки


























Приложение 3
Технологическая карта на изготовление шкатулки

Последовательность выполнения работы
Графическое изображение
Инструменты и приспособления

1
2
3
4

1
Выбрать стекло (100 Ч 400 мм) и выполнить разметку


13 EMBED PBrush 1415


Верстак, линейка, карандаш , шаблон

2
Резать стекло по линии разметки





Верстак, лист ДСП, защитные очки, стеклорез.

3
Выбрать заготовку с учетом припусков на обработку (400 Ч 12 Ч 12 мм) и прострогать базову кромку.


13 EMBED PBrush 141513 EMBED PBrush 1415
13 EMBED PBrush 1415 13 EMBED PBrush 1415

Верстак, линейка, рубанок, карандаш.

4
Прострогать базовую кромку под углом 90° к базовой пласти
13 EMBED PBrush 141513 EMBED PBrush 1415
13 EMBED PBrush 1415 13 EMBED PBrush 1415
Верстак, рубанок

5
Шлифование поверхности шкуркой.
13 EMBED PBrush 1415 13 EMBED PBrush 1415 13 EMBED PBrush 1415

13 EMBED PBrush 1415 13 EMBED PBrush 1415

Верстак, шкурка на тряпочной основе.

6
Распилить заготовку под углом 450

13 EMBED PBrush 1415
13 EMBED PBrush 1415
13 EMBED PBrush 1415 13 EMBED PBrush 1415
Верстак, стусло.

7
Сборка шкатулки на клею

К


Верстак, клей

8
Отделка шкатулки витражным стеклом, бисером.




Стеклорез, шаблон.

9
Отделка шкатулки лаком.




Кисть, лак

Приложение 4
Расчет себестоимости
Затраты на материалы
Стекло 0,04 м 2 ; лак ПФ (20 г); бисер одна упаковка.
Расчет затрат на лак ПФ-283: При цена 1 кг лака (цл) 110 руб. и расходе (mл) 20 г, т.е. 0,02 кг., затраты на неё составят: Сл = mл ( цл = 0,02 ( 110 = 4,2 руб.
Расчет затрат на бисер (одна упаковка):
Условная цена одной упаковки бисера ц = 10 рублей.
Расчет затрат на стекло : 1 метр кв 247 рублей
Площадь: S = а ( b = 0,02 ( 0,015 = 0,035 м2.
Условная цена 1 квадратный метр стекла: ц = 247 руб.
Стоимость заготовки: Сд = S ( ц = 0,035 м2 ( 247 = 8,6 рублей.
Общие затраты на материалы:
См = Сл + Сбис = 4,2 + 10 + 8,6 = 22,8 руб.
Затраты на повременную оплату труда
Условная оплата труда за 1ч плотника (kс) равна 20 руб, художника (kр) - 30 руб.
Шкатулку можно изготовить за 7 ч, при этом выполнение рельефного узора займет 3 ч.
Общие затраты на повременную оплату труда, состоящие из оплаты труда гончара за 4 ч работы (Cс) и художника за 3 ч работы (Cр), составят:
Сзп= Cс + Cр= kс(tс+kр(tр = 20(4+30(3 = 170 руб
Себестоимость изделия: С= Cм + Cзп = 4,89 + 170 = 174 руб 99 коп










13PAGE 15


13PAGE 14115




13 EMBED PBrush 1415




13 EMBED PBrush 1415

13 EMBED PBrush 1415