Внеклассное мероприятие по русскому языку в среднем звене. Тема: «Фразеологизмы».


Внеклассное мероприятие по русскому языку в среднем звене.
Тема: «Фразеологизмы».
Класс: 6
Тип урока: беседа.
Цели:
I. Коррекционно-образовательные:
1. повторить понятие «фразеологизмы»;
2. раскрыть роль фразеологизмов в речи;
3. дать представление об источниках возникновения фразеологизмов в русском языке;
4. сформировать представление о фразеологизмах как единстве языка, об особенности строения и употребления в речи.
II. Коррекционно-развивающие:
1 развить навыки употребления фразеологизмов в устной и письменной речи;
2. развивать творческие способности и образное мышление учащихся;
3. формировать умение ориентироваться в задании;
4. обогащать словарный запас учащихся.
III. Коррекционно-воспитательные:
1. воспитание любви к родному языку, его красоте и многозначности.
Оборудование: раздаточный материал, газета.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя
Русский язык - это национальный язык великого русского народа. При помощи русского языка можно выразить тончайшие оттенки мысли, раскрыть самые глубокие чувства.
В нашем языке есть целое множество интересных явлений. Сегодня мы с вами поговорим об одном из них. Речь пойдет о фразеологизмах.
Я хочу рассказать интересную историю о том, как появились фразеологизмы.
Однажды в мастерской встретились две дужки и стержень, которые использовали и вместе и по отдельности. Но как-то рабочий взял их, включил аппарат и сварил в одну необходимую новую деталь в виде буквы Ф.
Подобное же мы видим в жизни слов. Живут – поживают слова – детали, ими пользуются по отдельности или в виде временных сочетаний, но в какой- то момент, когда возникает в этом необходимость, слова сливаются в неделимые сочетания – фразеологизмы.
Например, существуют слова: вода, не, разлить и получается фразеологизм водой не разольёшь; как, провалить, земля, сквозь – как сквозь землю провалиться.Так из слов, вернее из сочетаний слов, рождается большинство фразеологизмов. Русский язык очень богат фразеологическими оборотами. К ним относятся пословицы, поговорки, меткие яркие выражения, ставшие крылатыми.
Источники фразеологических оборотов:
1) одни из них возникли на основе наблюдений человека (Много снега – много хлеба);
2) другие связаны с мифологией, с реальными историческими событиями: как Мамай прошёл, время истекло, сколько воды утекло с тех пор;
3) другие вышли из песен, сказок, загадок, литературных произведений: поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что; скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается; это всё присказка, сказка будет впереди;
Во фразеологизмах часто встречаются названия животных, человека. Народ очень внимателен, приметлив. Какая – то особенность человека, напоминающая важную черту животного, даёт жизнь выражению, а потом это выражение становится фразеологизмом.
Давайте поиграем: я начну, а вы продолжайте
Хитёр… как лиса
Труслив… как заяц
Голоден… как волк
Здоров… как бык
Грязный… как свинья
Упрям… как осёл
Трещат… как сороки
Фразеологические обороты украшают речь, делают её выразительной, образной. Чем богаче словарный запас, тем интереснее, ярче выражает человек свои мысли.
Предлагая вам сегодня на уроке отправиться в путешествие, окунуться в мир слов и выражений, и, несомненно, вы повысите уровень своих знаний, обогатите свой словарный запас, проникните в тайны истории и происхождения слов.
Сегодня мы побываем в «Гостях у слов» и узнаем значение и возникновение следующих выражений: вывести на чистую воду, подлинная правда.
Вывести на чистую воду
В старину у многих народов был такой обычай: людей, заподозренных в преступлении, испытывали водой. Обвиненного выводили к реке и бросали в воду. Если он всплывал, то считалось, что вода не принимает его, и он виновен. Если же начинал тонуть, то признавалось, что он оклеветан. «Вывести на чистую воду» - значит разоблачить, уличить в неправде.
Подлинная правда
В старину допрашивали подозреваемого с помощью длинника (длинного хлыста), которым били. Длинником «пытали», т.е. «спрашивали. Под длинником истязаемый не выдерживал и рассказывал правду. Это считалось «истинными речами», или «подлинной правдой». Есть мнение, что существовало слово «подлинный», означающее «точно соответствующий по длине», от которого и произошло слово «длинник». «Подлинная правда» - истинная, несомненная правда.
Теперь мы можем сказать, что каждый фразеологизм имеет свой смысл и историю возникновения.
II. Основная часть
А теперь мы попробуем с вами подружиться с фразеологизмами. Для этого проведем несколько конкурсов.
Работа в группах.
Задание: подберите нужное слово и запишите фразеологизм.
Карточка для первой группы
1) Дружнее этих двух ребят
На свете не найдёшь.
О них обычно говорят:
Водой …
2) Фальшивят, путают слова,
Поют кто в лес…
Карточка для второй группы
1) Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь…
2) Мы исходили городок
Буквально вдоль и …
Игра «Четвертый лишний».
Задание: в каждом из столбцов найдите четвёртый, лишний фразеологизм; объясните, почему он «лишний», и составьте с ним по предложению.
Карточка для первой группы
1) хоть пруд пруди
кот наплакал
тьма-тьмущая
яблоку негде упасть.
2) слово в слово
тютелька в тютельку
вилами на воде написано
комар носа не подточит
Карточка для второй группы
1) во все лопатки
сломя голову
черепашьим шагом
в мгновенье ока
2) рукой подать
за тридевять земель
на край света
у черта на куличках
Вывод учителя: Таким образом, фразеологизмы сопровождают нас повсюду. Мы должны уметь их употреблять и знать их значение, потому что они – крупицы большого клада под названием «Русский язык». Во фразеологии запечатлен богатый исторический опыт народа, в ней отражены представления, связанные с трудовой деятельностью, бытом и культурой людей. Фразеологические обороты обогащают язык, делают речь яркой, образной, меткой.