Профилактическое мероприятие по профилактике употребления алкоголя для обучающихся 7-9 классов
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей №28 г.Йошкар-Олы»
Профилактическое мероприятие по профилактике употребления алкоголя
для обучающихся 7-9 классов
Подготовила:
педагог-психолог
Пиркина В.Г.
Йошкар-Ола
2016г.
План занятия:
Приветствие
Основная часть
- Упражнение «Скажи, что чувствуешь»
- Упражнение «Улыбнись миру»
-. Мозговой штурм «Жизнь без алкоголя»
- Упражнение «Жизненные ценности»
- Просмотр ролика «Пропаганда ЗОЖ»
3. Заключительная часть
- Упражнение СМС-ка- Рефлексия
Цель: приобщать подростков к здоровому образу жизни, научить противостоять рискованным формам поведения
Основные задачи
Формирование мотивации к здоровому образу жизни.
Осознание ценности здорового образа жизни, сплочение группы, снятие эмоционального напряжения.
Продолжительность занятия: 45 минут
Наполняемость: 10-15 человек
Возраст: 13-16 лет
Методическое и дидактическое обеспечение занятия: заготовленный список ценностей, листочки по 5 штук на каждого участника, мяч (игрушка), платки на каждого участника.
Пояснительная записка.
Алкоголизм – бич нашего современного общества. Последствия алкоголизма условно можно разделить на два класса. Первый – это негативные последствия для самого алкоголика, связанные с ухудшением его здоровья и деградацией личности. Второй – отрицательные последствия для общества, а именно – увеличение количества социальных проблем, связанных со злоупотреблением спиртным.
Проба алкоголя в детском возрасте приравнивается к отравлению. Одно единственное алкогольное отравление в детском возрасте может оказаться смертельным или иметь последствия вплоть до нарушения работы головного мозга. Первокласснику достаточно для этого несколько глотков водки; чем моложе организм, тем быстрее привыкание: молодой человек может привыкнуть к алкоголю уже через несколько недель злоупотребления им, тогда как взрослый – лишь спустя месяцы и годы. Употребление спиртных напитков до 20 лет приводит к алкоголизму в 80% случаев. При этом дрожание рук по утрам является лишь симптомом болезни, которая часто заканчивается сильными галлюцинациями. При регулярном употреблении в течение одного года – происходит задержка в росте, развитии, созревании; интеллект ещё и так не сформирован, а то, что есть, подвергается деградации. Каждый стакан алкоголя – это шаг к падению.
Ход мероприятия.
Приветствие.
Здравствуйте, ребята. Сегодня наше мероприятие посвящено теме профилактики вредных привычек.
Основная часть
(3мин.)
Ребята мы с вами будем передавать мяч, и называть ассоциации связанные со словом «Здоровье».
После завершения обсуждение ассоциаций. Вывод: В основном все называли положительные ассоциации со словом «здоровье».
Упражнение «Сопротивление» (7 мин.)
В жизни каждому из нас приходится сталкиваться с различными ситуациями. Иногда нам необходимо применить сопротивление, не поддаваться влиянию окружающих, отстаивать свое мнение. Следующее упражнение будет направлено на то, чтобы посмотреть как мы умеем сопротивляться.
Дети встают в парах друг против друга на дистанцию вытянутой руки. Поднимают руки на уровни груди, прикасаются друг к другу ладонями. Договариваются, кто будет ведущим. Ведущий в паре надавливает, другой сопротивляется, затем меняются ролями. В задачи упражнения входит:
Оказать сопротивление и ощутить давление напарника, сталкивать нельзя;
Столкнуть напарника с места, сумев противостоять давлению и при этом устоять на месте.
Обсуждение:
1.Какие эмоции вы испытывали, находясь в роли ведущего (ведомого)? Комфортно ли вы себя чувствовали?
Связан ли полученный вами опыт с реальной жизнью? Случалось ли вам быть в таких ситуациях?
Часто ли вам приходится отстаивать свое мнение и оказывать сопротивление?
Упражнение «Улыбнись миру» (10 мин.)
Ведущий с помощью мела делит доску вертикальной чертой на две части; участники делятся на две команды и встают в две колонны напротив доски. По жребию, 1 команда выполняет задание с закрытыми глазами, 2 команда - с открытыми.Ведущий озвучивает инструкцию: - Каждая команда на своей части доски рисует человека, один участник команды должен нарисовать только одну часть тела человека или один элемент одежды. Начинает участник команды, который ближе всех находится к доске. Можно начинать рисовать с любой детали, подсказывать друг другу нельзя; после того как участник команды нарисовал свою деталь, он встает в конец колонны. По завершении упражнения в процессе обсуждения дети отвечают на следующие вопросы:
-Какой команде было трудно выполнять задание?
-Что происходит если жить с закрытыми глазами?
Часто за компанию нам могут предложить что-то попробовать, заставить сделать против нашей воли (например алкоголь, сигареты и т.д.). Но при этом мы не знаем к чему это все приведет. Каждый раз нам необходимо подумать прежде чем соглашаться.
Мозговой штурм «Жизнь без алкоголя» (10 мин.)
Ведущий предлагает участникам ответить на вопрос:
Что, на ваш взгляд, может помочь современной молодежи жить без алкоголя?
Ребята в группах (по рядам) записывают пять ответов на данный вопрос.
Зачитывают ответы. Выслушав участников, ведущий обобщает результаты мозгового штурма.
Развитие опыта жизни без алкоголя и выработка сопротивления негативному влиянию окружающей среды являются важными факторами формирования здорового образа жизни.
Выбрать стратегию здоровой жизни без алкоголя молодым людям могут помочь:
достаточная и достоверная информация о зависимости от алкоголя и его воздействии на организм;
развитие умения бороться со стрессом без употребления алкоголя;
развитие навыков борьбы с депрессией и неудачами;
развитие умения принимать самостоятельные решения;
развитие способности оказывать сопротивление негативному влиянию окружающей среды;
развитие активной жизненной позиции;
развитие умения находить альтернативные виды поведения.
Упражнение «Жизненные ценности» (5 мин.)
Для того чтобы всегда мы могли быть уверенными в себе, не поддаваться влиянию окружающих, всегда смотреть на мир открытыми глазами нам нужно определить наши ценности и цели.
Ведущий раздает каждому участнику по 5 листочков. На каждом участники должны записать по одной собственной жизненной ценности: это могут быть жизненные цели, абстрактные и материальные ценности и т. д. (ребята могут выбрать ценности вывешенные на доске). Затем ведущий просит участников последовательно отдавать по одному листочку, выбирая наименее важную ценность, с которой они готовы расстаться. В конце упражнения у участников должно остаться по одному листочку с наиболее важной жизненной ценностью. Ведущий предлагает участникам проанализировать упражнение, опираясь на следующие вопросы:
Какие жизненные ценности остались в ваших руках?
С какими жизненными ценностями вам пришлось расстаться в ходе упражнения?
Сложно ли вам было расставаться с листочками? С какими из них сложнее всего? Почему?
Было ли здоровье среди записанных вами жизненных ценностей?
Можно ли достичь ваших жизненных целей без здоровья?
Что вы можете сделать для сохранения собственного здоровья?
Ведущий резюмирует упражнение:
Молодым людям крайне важно задумываться о своей жизни, понимать,
что за все, происходящее с ними, отвечают только они сами. В мире очень много интересного и позитивного, на что необходимо уделить наше внимание.
Просмотр ролика «Пропаганда ЗОЖ» (3 мин.)
Заключительная часть
Упражнение «СМСка» (3 мин.)
Цель: Получение позитивной обратной связи друг от друга.Ведущий: «Нет ничего дороже Здоровья, будете ли Вы здоровы, зависит от каждого из Вас. Давайте сейчас отправим друг другу СМС -сообщение с пожеланием «Будем делать хорошо и не будем плохо». Все встают в круг, берутся за руки, выбирают того, кому посылают сообщение и как импульс запускают его по кругу. Когда отправляющий получит своё сообщение, то объявляет «Сообщение доставлено», получивший отправляет СМС следующему и т.д..
Рефлексия (5 мин.)
Участникам предлагается по желанию и свободно высказаться о том какие впечатления и эмоции они получили на занятии.
Литература:
М.Е. Минова, Е.Ф. Михалевич, Т.А. Працкевич «Организация тренингов по профилактике употребления алкоголя, табака, психоактивных и наркотических веществ»;
Завойских О.Н., Акалова М.С. «Программа по профилактике приобщения несовершеннолетних лиц к употреблению ПАВ»;
;
http://www.metodkopilka.ru/trening_po_profilaktike_tabakokureniya_alkogolizma_i_narkomanii.-53277.htm.
Приложение.
Список ценностей:
1) активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);
2) жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);
3) здоровье (физическое и психическое);
4) интересная работа;
5) красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);
6) любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);
7) материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);
8) наличие хороших и верных друзей;
9) общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе); 10) познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие); 11) продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);
12) развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование); 13) развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей); 14) свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках); 15) счастливая семейная жизнь; 16) счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);
17) творчество (возможность творческой деятельности);
18) уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).
19) аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;
20) воспитанность (хорошие манеры);
21) высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);
22) жизнерадостность (чувство юмора);
23) исполнительность (дисциплинированность);
24) независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);
25) непримиримость к недостаткам в себе и других;
26) образованность (широта знаний, высокая общая культура);
27) ответственность (чувство долга, умение держать слово);
28) рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);
29) самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);
30) смелость в отстаивании своего мнения, взглядов;
31) твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);
32) терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);
33) широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки)
34) честность (правдивость, искренность);
35) эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);
36) чуткость (заботливость).