МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ ИСТОРИЯ НА ТЕМУ: «ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ГИПЕРТЕКСТ НА УРОКАХ ИСТОРИИ»
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КОСТРОМСКОЙ ЛЕСОМЕХАНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ ИСТОРИЯ
НА ТЕМУ:
«ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ГИПЕРТЕКСТ НА УРОКАХ ИСТОРИИ»
Работу выполнила,
преподаватель истории
Смирнова Е.И.
КОСТРОМА, 2013
Согласовано: Рассмотрено и утверждено на заседании
зам. директора цикловой методической комиссии
по научно-методической работе Бубнова М.В. общеобразовательных дисциплин
_______________ (Бубнова М.В.) Протокол № ___3____
«__6__» ноября 20_13__ г.
Методист Цветкова Т.Ю. Председатель ЦМК
_____________ (Цветкова Т.Ю.) ______________ (Смирнова Е.И.)
Аннотация
Данная методическая разработка посвящена применению технологии гипертекст на уроках истории, с целью формирования общих компетенций. Она содержит характеристику технологии гипертекст, алгоритм работы с гипертекстом.
Работа может быть использована преподавателями истории среднего профессионального образования.
Разработка призвана помочь преподавателям применять различные формы урока и эффективно применять данный метод на любых профессиональных и общеобразовательных дисциплинах.
Автор – составитель: Смирнова Е.И., преподаватель дисциплины История ОГБОУ СПО «Костромской лесомеханический колледж»
Рецензент:________________ (Ф.И.О.)
Содержание
Стр.
Введение 4
1.Теоретическая часть 1.1 Характеристика технологии гипертекст……………………………………. 5
2. Практическая часть 2.1 Этапы работы по технологии гипертекст……………………………………. 6
2.2 Апробация……………………………………………………………………... 7
3. Заключение……………………………………………………………………… 8
4. Список использованных источников…………………………………………. 9
Приложение 1 План учебного занятия………………………………………….. 10-12
Приложение 2 Конспект урока………………………………………………….. 13-15
Приложение 3 Технологическая карта учебного занятия…………………….. 16-18
Приложение 4 Индивидуальное задание - тест 19
Приложение 5 Гипертекст……………………………………………………….. 20-22
Введение
Развивающемуся обществу нужны современные, образованные, нравственные, предприимчивые, конкурентоспособные люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения. Прогнозируя их дальнейшие последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, конструктивностью, ответственностью. Исходя их этих предпосылок, приоритетным направлением в своей педагогической деятельности рассматриваю развитие познавательных способностей студентов.
Долгое время история рассматривалась как «набор знаний», которые нужно изучать и запоминать. Сегодня, мы не можем не согласиться с мнением, что история – есть результат концепций, построений и толкований историков, некая умственная конструкция до конца не завершённая и открытая к обсуждению. От вопроса – что преподавать? - мы обращаемся сегодня к вопросу - как преподавать? Что делать для того, чтобы студенты не просто принимали и поддерживали какую – то точку зрения, но и формировали собственное мнение, критически воспринимали информацию, в процессе обучения формировали собственное историческое мышление. Когда дискутируется вопрос о целях обучения истории, хочется назвать главную, на сегодняшний день - это социализация студента, включение его в общество. Умение работать в команде, коллективе и брать на себя ответственность. Для этого необходимо учить обучающихся отбирать и анализировать материалы из различных источников исторической информации; различать факты и точки зрения, выявлять ошибки; понимать, что выводы могут быть подвергнуты переоценке в свете новых фактов и толкований.
В своей практике веду активный поиск путей, стимулирующих самостоятельность студентов в условиях оптимизации всего учебного процесса. Одной из приоритетных технологий по усвоению материала, считаю технологию гипертекст.
Цель: показать применение технологии гипертекст на уроках истории.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
-познакомить с технологией гипертекст;
-изучить алгоритм технологии гипертекст;
-показать возможность эффективного применения технологии гипертекст в работе студентов и апробирования на уроках истории.
Стремление к созданию у студентов целостной системы представлений о реальности побуждает меня реализовывать на уроках различные приёмы, формы и методы, основанные на естественной взаимосвязи мира. С этой целью разрабатываю и применяю разные технологии, которые становятся сегодня особенно актуальными в период перехода к новым образовательным стандартам. Основной их задачей является не воспроизведение и пересказ полученной информации, а выработка индивидуального пути освоения и применения этих знаний. На мой взгляд, эффективным является использование и применение технологии гипертекст.
1.Теоретическая часть
1.1 Характеристика технологии гипертекст
Гипертекст – это текст, сжатый по объёмам, который несёт в себе огромный объём информации, включает научные понятия, сложен для самостоятельного изучения.
В литературоведении гипертекст – это форма организации текстового материала, при которой его единицы представлены не в линейной последовательности, а как система явно указанных возможных переходов, связей между ними. Следуя этим связям, можно читать материал в любом порядке, образуя разные линейные тексты, так считает российский учёный М.М.Субботин, пионер в области развития отечественных гипертекстовых систем.
В течение последних нескольких лет гипертекст, превратился в популярную тему многих конференций по искусственному интеллекту, лингвистике, истории, психологии и теории обучения. Термин «гипертекст» был введён в обращение Тедом Нельсоном в 1965 для описания документов, которые выражают нелинейную структуру идей, в противоположность линейной структуре традиционных книг. [6]
Гипертекст многомерный текст со сложной иерархией, представленный в виде ассоциативно связанных автономных блоков. На сегодняшний день в методической литературе предлагается много форм соединения знаний в систему. Одной из таких форм является гипертекст, которая позволяет экономить учебное время, обеспечивает долгосрочное запоминание материала, способствует развитию студентов и создаёт условия для внутренней дифференциации.[1]
В 1989 году гипертекст, представлял новую, многообещающую технологию, которая имела относительно большое число реализаций с одной стороны, а с другой стороны делались попытки построить формальные модели гипертекстовых систем, которые носили скорее описательный характер и были навеяны успехом реляционного подхода описания данных. Идея Т.Бернерс-Ли заключалась в том, чтобы применить гипертекстовую модель к информационным ресурсам, распределенным в сети, и сделать это максимально простым способом. Он заложил три краеугольных камня системы из четырех существующих ныне, разработав: [2]
Гипертекстовая технология ориентирована на обработку информации не вместо человека, а вместе с человеком, т е. становится авторской. Удобство ее использования состоит в том, что пользователь сам определяет подход к изучению или созданию материала с учетом своих индивидуальных способностей, знаний, уровня квалификации и подготовки. Гипертекст содержит не только информацию, но и аппарат ее эффективного поиска. По глубине формализации информации гипертекстовая технология занимает промежуточное положение между документальными и фактографическими информационными системами.[3]
Идея гипертекста состоит в том, чтобы дать возможность человеку воспринимать информацию в последовательности, отвечающем его интересам. Сегодня гипертекстовый документ представляет собой множество фрагментов информации (статей), объединенных в некоторую сетевую структуру. В качестве информационных фрагментов могут выступать текст, графический образ, анимация, видеоролики и даже программа.[4]
Область применения гипертекстовых технологий очень широка. Это издательская деятельность, библиотечная работа, обучающие системы, разработка документации, законов, справочных руководств, баз данных, баз знаний и т. д.Гипертекстовая технология позволяет определять, выбирать вариант актуализации информации гипертекста в зависимости от информационных потребностей пользователя и его возможностей, уровня подготовки.
Специалистами Костромского областного института повышения квалификации работников образования, Шереметовой Г.П.- проректором по учебно-методической работе КОИПКРО, разработана и апробирована в школах Костромской области модель урока «лекция-гипертекст».[5]
2. Практическая часть
2.1 Описание работы по технологии гипертекст
Можно утверждать, что большинство текстов в учебниках являются для студента именно «сверх» текстами: сложны, малопонятны и далеки от различных интересов студента. При таких обстоятельствах почти невозможно долгосрочное запоминание и осознанное понимание материала параграфа без специально организованной учебной деятельности, которая позволяет активизировать память, внимание и волевые качества личности, необходимые для присвоения готовой информации.
На первом этапе идёт озвучивание темы, а студенты формулируют сами самостоятельно цель урока. Далее, когда цель озвучена студентами, идёт сообщение о работе, которую необходимо в дальнейшем выполнить. На партах у каждого студента лежит текст. Преподаватель озвучивает гипертекст, а студенты следят за гипертекстом по своим материалам, возможно, делают какие-либо пометки. Очень важно, чтобы речь преподавателя максимально совпадала с текстом на столах студентов. Содержала те же термины, формулировки и последовательность изложения, так как в этот момент на основе зрительного и слухового восприятия создаются условия для первичного запоминания информации. В своей практике применяю презентацию по гипертексту. Это и наглядно и воспринимать материал намного легче.
Следующий этап учебной деятельности – структурирование гипертекста. Даётся задание разделить текст на части, найти границы между ними, выделить главные мысли и дать названия разделам. В этот момент, в результате многократного просмотра текста и проговора, продолжается механическое запоминание и начинается понимание логики изложения (используется логическая память). На этом этапе студенты прямо в тексте создают план изложения материала. У меня на уроке студенты план составляли на отдельных листах формата А-3, затем план свой представляли. Далее студенты по алгоритму переходили к групповой работе. Можно группы сформировать заранее до урока. Первое задание группам 3-5 минут потребуется, подготовить пять вопросов к тексту, то есть таких вопросов, на которые в тексте есть конкретный прямой ответ. Группы обмениваются вопросами, продолжая искать в тексте и называть вслух дословный или близкий к тексту ответ. Полезно, если вопросы повторяются, мы внимательно слушаем полный ответ второй раз потому, что именно многократность повторения позволяет запоминать слова и фразы текста. Вопросов-ответов звучит столько, сколько нужно, чтобы проговорить весь текст. Преподаватель может корректировать вопросы или консультировать. После этого группы получают новое задание: подготовить несколько вопросов (пять) по тексту, на которые в тексте нет прямого ответа, однако, понимая материал, на них можно дать ответ. Группы обмениваются вопросами, но ответ на них уже находят не в тексте, а в собственных мыслях. Преподаватель участвует в обсуждении и помогает в осмыслении материала. Эта работа продолжает запоминание и создаёт условия для понимания и присвоение смысла информации. Завершается урок индивидуальным проверочным заданием. Оно может быть разным по форме (вопросы, тест, упражнение). Я использовала тест, согласно гипертексту. Затем было предложено студентам взаимопроверка. Где студенты сами подсчитывали баллы соседу и выставляли самостоятельно оценки. Всем такой урок очень понравился. В завершении была предложена рефлексия. Я использовала игрушку с изображением «совы», как символ мудрости. Каждый студент вставал, брал в руки сову и говорил об уроке, что больше понравилось, запомнилось. Впечатление у студентов было очень хорошее. Все присутствующие на уроке сказали добрые тёплые слова, как в адрес студентов, так и в адрес преподавателя. Данная технология гипертекст эффективна на всех дисциплинах, не зависит от вида текста. Гипертекст позволяет запомнить и понять литературный, научный, специальный текст, исторический.
2.2 Апробация
На своём открытом уроке я применила технологию гипертекст (Приложение 1). Открытый урок состоялся 27 ноября 2013 года, как и было, запланировано ранее. В группе СП-21 второй курс всего 25 человека. По состоянию здоровья не присутствовало 3 человека. Среди присутствующих на уроке были: заместитель директора по научно-методической работе Бубнова М.В., методист Цветкова Т.Ю., заместитель директора по учебной работе Карташова Е.А. Преподаватель иностранного языка Курицына И.Ю., преподаватель информатики Киселёва Т.О., преподаватель биологии Соловьёва Е.Г., преподаватель электротехнических дисциплин Симонов А.В. Урок начался вовремя, в 10.35 в аудитории 15. Это лучшее время для концентрации внимания. На протяжении всего урока сохранялась благоприятная, дружественная обстановка между преподавателем и студентами. На этапе работы студенты были сформированы в группы. Так как сама технология гипертекст, предполагает деление на группы. Студенты работали в группах выполняя каждый шаг гипертекста. По алгоритму, который был составлен, выполняли разные задания предложенные преподавателем.
Алгоритм технологии гипертекст
1. Организация деятельности студентов
2. Озвучивание гипертекста преподавателем
3. Алгоритм работы технологии гипертекст
3.1Групповая работа над вопросами к тексту:
- подготовка вопросов студентами;
-обмен вопросами;
-коррекция вопросов и ответов преподавателем
3.2Групповая работа над вопросами по тексту:
- подготовка вопросов студентами;
- обмен вопросами;
- коррекция вопросов и ответов преподавателем
4.Выполнение индивидуального задания студентами.
Студенты активно включились в работу, подбирая нужную информацию гипертекста. Каждый высказывал свои идеи по составлению вопросов и ответов по тексту и вне текста. Каждая микро группа, делили, текст на части озаглавливали его. Выступали с защитой проекта плана по гипертексту. У каждой группы был свой план, который они представляли.
Как показала практика, проведения такого урока в данной технологии, студентам такой урок понравился. Каждый был участником. Более того, после этого они увидели продукт своей деятельности. Студенты по очереди задавали вопросы. Составляли план, подводили итоги. Проанализировав данный вид деятельности, пришла к выводу, что на уроке формировались следующие компетенции:
организация собственной деятельности;
принятие решения в стандартных и нестандартных ситуациях;
работа в коллективе и команде, брать на себя ответственность, эффективное общение друг с другом;
ответственность за работу членов команды, за результат выполнения заданий;
осуществление поиска использование информации.
Из 10 общих компетенций у студентов на данном уроке формируются 5. Это очень хороший и действенный способ обучения студентов. Данную технологию можно применить так же на других уроках, по другим темам. В будущем, хотела бы применять данную технологию гипертекст, на своих уроках истории.
Заключение
С использованием и применением технологии гипертекст можно добиться хороших результатов и эффективного усвоения материала.
Технология гипертекст развивает логическое мышление, память, речь, а также развивает интерес к изучаемой дисциплине, облегчает и ускоряет усвоение материала.
Исходя из опыта, хотелось бы выделить достоинства гипертекста.
1.Экономит внеурочное время и студентов и преподавателей; так как работа с новым материалом выстраивается прямо на уроке, под руководством преподавателя.
2.Обеспечивает долгосрочное запоминание материала, так как опирается на различные типы памяти, многократные и разнообразные приёмы повторения, активную позицию студента на уроке и учитывает логику процесса познания.
3.Способствует развитию студентов, так как включает приёмы, в том числе и групповую форму деятельности и элементы взаимообучения, которые позволяют студентам уже при первом знакомстве с информацией продвинуться до уровня её сознательного понимания.
4.Создаёт условия для внутренней дифференциации, каждый студент достигает в усвоении темы собственного уровня, который фиксируется преподавателем во время проверки индивидуального проверочного задания.
Посещение уроков специалистов, результаты письменных работ обучающимися подтверждают высокую эффективность гипертекста.
Гипертекст позволяет систематизировать большой объем, трудный по содержанию материал; во-вторых, студенты на данном уроке основательнее и детальнее усваивают новую информацию за счет многократной работы с текстом и разных способов работы с материалом.
Но опыт показывает, что эффективность метода возрастает, если учесть следующие моменты:
В некоторых учебниках очень мало тем, которые можно использовать в качестве готового гипертекста, поэтому самостоятельно составленный преподавателем текст обязательно должен оставаться у студента надолго;Работать в данной технологии нужно не от случая к случаю, а в системе, регулярно;
При озвучивании гипертекста преподавателем необходимо придавать ему эмоциональную окраску, что позволит вписать способ проведения урока в современную систему работы преподавателя. В этом случае изучаемый предмет будет для студентов по-прежнему интересной дисциплиной.
Интерес к развитию исторического мышления будет сохранён до тех пор, пока человечество не научится полноценно использовать новые образовательные технологии, опыт прошлых столетий с пользой для современной жизни.
Список использованных источников
Барановская Т.П. Информационные системы и технологии в экономике: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2003. [1]
Валгина Н.С. Теория текста. – М., 2004.[2]
Гохберг Г.С. Информационные технологии [Текст] / Г.С. Гохберг [и др.]. – М.: Академия, 2007, с.123.[3]
Коноплёва И.А. Информационные технологии [Текст] /И.А.Коноплёва. – М.: Проспект, 2007.[4]
Шереметова Г.П. Творческая лаборатория учителя истории. – Кострома: Студия оперативной полиграфии «Авантитул», 2003 – с.112.[5]
Эпштейн В.Л. Гипертекст – новая парадигма информатики. // Автоматика и Телемеханика. – 1991. - №11.[6]
Интернет – ресурс
www.rusnauka.com www.isg.sfu.cawww.historic.ruwww.istoria.ruПриложение 1
«УТВЕРЖДАЮ»
Зам. директора по НМР
_________М.В. Бубнова
«_____»_______2013г.
План учебного занятия
по дисциплине «История»
группа СП-21
Дата проведения 27.11. 2013г.
Место проведения кабинет № 15
Время проведения 10.35
Преподаватель Смирнова Е.И., первая квалификационная категория
Методическая цель урока показать методику проведения урока освоения новых знаний
и способов действий с использованием технологии - гипертекста
Тема урока: «Россия в системе международных отношений»
Тип урока Освоение новых знаний и способов действий
Цели урока:
Обучающая: способствовать формированию представлений о роли России в современных
международных отношениях Развивающая: развивать умение работать в коллективе и команде, брать на себя
ответственность.
Воспитательная: способствовать формированию нравственных и
патриотических качеств личности
Педагогическая технология (и), применяемая на занятии - Гипертекст
Формы и методы: объяснительно-иллюстративный, частично - поисковый,
формы деятельности: групповые, фронтальные, индивидуальные, парные
Квалификационные требования
Студент должен:
иметь представление:
о роли России в системе международных отношениях
знать:
особенности развития России в современных международных отношениях
уметь:
анализировать различные направления России во внешней политике
Мотивация познавательной деятельности:
Знания и умения, полученные при изучении дисциплины необходимы для успешной сдачи зачёта по дисциплине «История».
Формирование компетенций (перечень ОК и ПК, формируемых на учебном занятии)
ОК6 - Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК7- брать на себя ответственность за работу членов команды, за результат выполнения заданий.
Используемые цифровые образовательные ресурсы-
Этапы урока, на которых использовались ИКТ -1, 2,3,4,5,6
Оборудование и оснащение учебного занятия ноутбук, проектор, экран, ватман, маркеры, раздаточный материал, мягкая игрушка (сова), карточки с нумерацией микрогрупп.
Самостоятельная внеаудиторная работа студентов работа: задания по выбору студентов: написание эссе, или составление кроссворда по изученной теме.
Межпредметные связи: география.
Структура учебного занятия
№ элемента Ход учебного занятия Время (мин.) Формы обучения
Средства обучения
1 Организационный момент 2мин. _______ Слово преподавателя
2 Целеполагание 5 Фронтальная Слово преподавателя
Презентация Power Point
3 Освоение новых знаний и способов действий в гипертекстовой технологии 50 Групповая, парная
Раздаточный материал - Гипертекст
4 Закрепление знаний и способов действий 15 Индивидуальная, парная Презентация Power Point
5 Рефлексия 15 Индивидуальная Слово преподавателя
6 Домашнее задание 3 Слово преподавателя. Задания по выбору студентов:
написание эссе или составить кроссворд по изученной теме.
Интернет-ресурс
HYPERLINK "http://www.istoria.ru"www.istoria.ru
www.Wikipedia.org, www. istoriarusi.ru, www.gumer.info.
Преподаватель (ф.И.О.) Смирнова Е.И.
Рассмотрено на заседании ЦМК
« 06 » ноября 2013г.
Протокол № 3
Председатель ЦМК Смирнова Е.И. (Ф.И.О.)
Приложение 2
Конспект урока
ТЕМА: « Россия в системе международных отношений»
Цели урока:
Образовательная – изучить роль России в системе международных отношений.
Развивающая – развивать умение работать в коллективе и команде, брать на себя ответственность.
Воспитательная – способствовать формированию и развитию нравственных и патриотических качеств личности
Тип урока – освоения новых знаний и способов действий.
Педагогическая технология – Гипертекст.
Этапы Название используемых ЭОР Деятельность преподавателя Деятельность студента Время
I. Организационный момент. Тема, цель, порядок работы. Работаю с журналом группы, проверяю, кто отсутствует. Формулирую тему, цель совместно со студентами, порядок работы на уроке: «Работаем в технологии «гипертекст», затем вы будете работать с текстом по группам, далее мы проверим уровень усвоения материала и подведём итоги. На каждом этапе я буду давать инструкцию по работе».
Слушают, смотрят, произносят цель урока, записывают тему урока в тетрадь. II. Изучение нового материала Произнесение гипертекста
Презентация На столах у каждого студента лежит гипертекст. Предлагаю следить за мной по тексту, слушать, смотреть на экран. Смотрят распечатки гипертекста. Произношу гипертекст, одновременно показываю слайды на экране. Слушают, смотрят, читают. III. Закрепление изученногоСоставление плана текста Инструкция:
1. Разделитесь на группы по 4-5 человек.
2. Разделите текст на части и озаглавьте их, будьте готовы предъявить свой план группе (по готовности план оформляется на ватмане).
3. Организую обсуждение плана. Сравниваем количество частей в плане. При наличии разного, обращаемся к тексту и уточняем количество частей в плане.
4. Согласовываем формулировки названия частей.
5. Подвожу итог. Записываем окончательный вариант плана. 1. Делятся на группы.
2. Озаглавливают текст.
3. Обсуждают составленные планы
Уточняют.
Записывают итоговый вариант плана. Составление вопросов по тексту. Инструкция:
1. Каждой группе составить по 1 вопросов по тексту (ответ содержится в тексте).
2. Будьте готовы задавать вопросы группа группе последовательно.
3. Если группа не может ответить на вопрос, отвечает задававшая его группа.
4. Организую «вертушку вопросов». Процедура идёт до тех пор, пока вопросы не начнут повторяться. Составляют вопросы, готовят ответы.
Задают вопросы, отвечают. Составление вопросов к тексту. Инструкция:
1. Каждой группе составить по 1 вопроса к тексту (прямого ответа в тексте нет).
2. Будьте готовы задавать вопросы группа группе последовательно.
3. Если группа не может ответить на вопрос, отвечает задававшая его группа.
4. Организую «вертушку вопросов». Процедура идёт до тех пор, пока вопросы не начнут повторяться. Составляют вопросы, готовят ответы.
Задают вопросы, отвечают. IV. Проверка усвоения материала. Контрольный тест.
Презентация (ответы на слайде) Инструкция:
1. Тест выполняете индивидуально.
2. В заключении проверяете тест соседа по парте, сверяя правильные ответы со слайдом на экране.
3. выставляете оценку по заданным критериям на слайде.
4. Сдаёте мне работу. Выполняют тест.
Проверяют.
Оценивают.
Сдают. V. Подведение итогов.
1.Подведение итогов по поставленной цели. Анализирую данные теста по уровню усвоения материала. Слушают. 2. Рефлексия урока.
Организую рефлексию. Продолжи фразу. Я, хочу похвалить себя или кого-то из одногруппников за ……… Продолжают фразу…….. Передают по очереди символ мудрости и знаний (сову). 3.Домашнее задание Предлагаю записать дом. задание на выбор студентов: написать эссе или составить кроссворд по изученной теме. Записывают домашнее задание в тетрадь. Приложение 3
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Этап занятия t (мин.) Дидактическая задача Метод обучения Используемые методические приемы Содержание Деятельность преподавателя Деятельность студента Результат
I этап
Организационный момент 2 Подготовить студентов к работе на занятии Беседа Визуальная оценка готовности аудитории и студентов Приветствие. Создание рабочей обстановки в группе. Проверка явки студентов на занятие. Определение отсутствующих. Проверка готовности студентов к занятию. Внимательно слушают преподавателя Полная готовность группы и оборудования, быстрое включение студентов в работу.
II этап
Целеполагание 5 Вовлечение студентов в процесс постановки цели и задач
Объяснительно-иллюстративный Разъяснение Мотивация познавательной деятельности Предлагает студентам назвать результаты деятельности на уроке и способы их достижения.
Осмысление цели и задач занятия. Студенты принимают участие в формировании цели урока.
III этап
Освоение новых знаний и способов действий в гипертекстовой технологии 1..Введение нового материала
15 Обеспечить первичное восприятие осмысление гипертекста. Наглядно-репродуктивный Устное логически целостное изложение. Гипертекст,
Слайд №3, слайд №4, 5,6,7,8,9,10 1. Озвучивание гипертекста (изложение материала) Осмысление гипертекста Первичное осмысление гипертекста.
2.Актуализация опорных
знаний и способов действий
30 Развить творческое мышление, познавательную самостоятельную деятельность. Частично-поисковый, творческий Работа с текстом, в группах,
- «создай плакат»
-составь вопрос Гипертекст, ватман, маркеры Определяет порядка действий по работе с гипертекстом. Работают с текстом:
-разбивают текст на части,
-озаглавливают каждую часть,
- составляют рекламный плакат,
-составляют вопрос по части текста с нахождением прямого ответа в тексте и адресуют его другой команде
Составляют по 1 вопросу каждая команда без возможности нахождения прямого ответа в тексте Активная и продуктивная деятельность студентов по составлению вопросов и нахождению ответов в тексте
IV этап
Первичное
закрепление 15мин. Установить правильность и полноту усвоения учебного материала Метод контроля Взаимопроверка Тест
Предлагает тест на закрепление данной темы, при работе с гипертекстом Выполняют тест, осуществляют взаимоконтроль, обмениваясь тестами Самостоятельное выполнение теста, требующего применения знаний по гипертексту. Студентами выполнен тест по гипертексту.
Осмысление студентами данного материала V этап
Подведение итогов урока 12 Дать анализ и оценку успешности достижения цели. Метод контроля Поощрения Подведение итога урока. Выставление оценок. Выставляет отметки в журнал. Даёт оценку деятельности студентов. Осмысление своей работы на учебном занятии. Адекватная самооценка студента оценке преподавателя. Получение студентами информации о реальных результатах.
VI этап
Рефлексия учебной деятельности 10 Предоставить возможность студентам осуществить самооценку деятельности на занятии Метод контроля Памятка.
«За что ты хочешь похвалить себя или кого-то из одногруппников». Вопрос для самооценки, символ знаний –«сова» Анализирует и оценивает деятельность и эмоциональное состояние студентов Осознают деятельность на занятии, студенты продолжают фразу….Я хочу похвалить (себя) или ……..за ….. Студенты самостоятельно оценивают себя в деятельности на занятии.
VII этап
Домашнее задание 1 _______ ___________ __________ _________ Проводит инструктаж по выполнению домашнего задания Записывают домашнее задание Активное вовлечение студентов для выполнения дом. задания
Приложение 4
Тест
по теме: «Россия в системе международных отношений».
Инструкция к заданию.
Выбери один правильный ответ.
Критерии оценки:
Оценка отлично ставится, если студент набрал 9-10 баллов
Оценка хорошо ставится, если студент набрал 7-8 баллов
Оценка удовлетворительно ставится, если студент набрал 5-6 баллов
Оценка неудовлетворительно ставится, если студент набрал 1-4 баллов
1. Россия оказалась перед необходимостью:
А) экономического самоопределения;
Б) геополитического самоопределения;
В) социального самоопределения.
2. Чем определяется влияние России в мире:
А) территориальностью;
Б) уровнем безработицы;
В) угрозой для других стран;
3. Куда стремится Россия интегрироваться:
А) сообщество цивилизованных государств;
Б) самостоятельное государство;
В) быть зависимым государством.
4. Что было утеряно Россией с окончанием «холодной войны»:
А) конкурентная среда;
Б) социальная среда;
В) экономическая среда.
5. Какой строй характеризует современную Россию:
А) коммунистический;
Б) демократический;
В) социалистический.
6.Что такое однополярный мир:
А) доминирование одного государства над другими;
Б) коллективное лидерство государств;
В) глобальный мировой порядок.
7. Какое главное достижение России последних лет:
А) внешнеполитическая самостоятельность;
Б) стабильности во всех сферах жизни общества;
В) захват новых колоний или сфер влияния.
8. Что такое геополитика:
А) качественно новый этап развития человечества;
Б) система власти, при которой все ресурсы общества распределяются централизованно;
В) научная дисциплина, связывающая интересы, роль и место государства на международной арене.
9. Интеграция это:
А) вмешательство во внутренние дела страны;
Б) этап развития, связанный с овладением высокими технологиями;
В) сближение государств, имеющих общие цели и принципы.
10. Глобализация – это:
А) этап развития, связанный с овладением высокими технологиями;
Б) качественно новый этап развития человечества, народов и государств;
В) массовое уничтожение людей.
Приложение 5
Гипертекст
Россия в системе международных отношений
Провозглашение Верховным Советом РСФСР 12 июня 1990 г. суверенитета России по отношению к СССР было, по существу, первым шагом на ее пути от имперского государства к национальному. С выходом на международную арену в качестве самостоятельного государства Россия оказалась перед необходимостью геополитического самоопределения, адекватного ее возможностям и устремлениям. Оно предполагает позиционирование в геополитическом пространстве, выбор цивилизационных ориентиров, вектора внешней политики. Более гомогенный, чем в СССР, этноконфессиональный состав населения является важной предпосылкой формирования впервые в истории России нации-государства.
Геополитическое самоопределение зависит не только от России, но и от процессов в ближнем зарубежье, политики других государств, прежде всего основных центров силы, общей ситуации в мире, тенденций глобального развития.
Влияние России на положение дел в мире определяется следующими обстоятельствами:
- она является самым крупным по территории и седьмым по численности населения государством мира, занимает благоприятную геополитическую позицию в центре Евразии;
- располагает гигантскими природными ресурсами и прежде всего энергетическими (нефть, газ, уголь), имеет высокий научно-технический потенциал;
- занимает лидирующие позиции в добыче и транспортировке углеводородного сырья, в перспективе позволяющие достичь статуса великой энергетической державы;
- как правопреемница СССР является постоянным членом Совета Безопасности ООН и несет связанную с этим статусом ответственность;
- обладает сопоставимым с Соединенными Штатами стратегическим ракетно-ядерным потенциалом, унаследованным от СССР;
- ключевой игрок на постсоветском пространстве, член «большой восьмерки», имеющий давние исторические связи с развивающимися странами;
- играет роль транспортного моста между Европой и Азией, расширяя и модернизируя авто и железнодорожные магистрали, вводя в строй газопроводы и нефтепроводы;
- с начала XXI в. укрепила свои позиции благодаря обретению относительной социально-политической стабильности, позитивным тенденциям в развитии экономики и активной внешней политике, перестает быть слабой страной, какой была в конце минувшего века;
- в последние годы российские корпорации начали активно осваивать рынок западных стран, что является важным показателем позитивных перемен в экономике России и фактором ее интеграции в мировую экономическую систему;
- отношения России практически со всеми государствами носят мирный характер, а с ведущими державами и соседями официально характеризуются как стратегическое партнерство.
Совокупность перечисленных обстоятельств определяет международный статус России как влиятельной трансрегиональной державы и глобальной ядерной сверхдержавы. В начале XXI в. Россия стремится интегрироваться в сообщество цивилизованных государств, оставаясь при этом независимой стратегической величиной, претендующей на существенную роль в управлении формирующейся международной системой.В последние годы на мировой арене произошли существенные перемены. Нарастающие процессы глобализации, несмотря на свои противоречивые следствия, ведут к более равномерному распределению ресурсов влияния и экономического роста, закладывая объективную основу для многополярной конструкции международных отношений. Продолжается укрепление коллективных и правовых начал в международных отношениях на основе признания неделимости безопасности в современном мире. В мировой политике возросло значение энергетического фактора, в целом доступа к ресурсам. Значительно упрочилось международное положение России. Сильная, более уверенная в себе Россия стала важной составной частью позитивных перемен в мире.
В результате постепенно восстанавливаются равновесие и конкурентная среда, которые были утеряны с окончанием “холодной войны”. Предметом конкуренции, которая приобретает цивилизационное измерение, становятся ценностные ориентиры и модели развития. При всеобщем признании фундаментального значения демократии и рынка как основ общественного устройства и хозяйственной жизни их реализация принимает различные формы в зависимости от истории, национальных особенностей и уровня социально-экономического развития государств.
Наряду с позитивными изменениями сохраняются и негативные тенденции: расширение конфликтного пространства в мировой политике, выпадение проблематики разоружения и контроля над вооружениями из глобальной повестки дня. Под флагом борьбы с новыми вызовами и угрозами продолжаются попытки создания “однополярного мира”, навязывания другим странам своих политических систем и моделей развития при игнорировании исторических, культурных, религиозных и других особенностей развития остального мира, произвольного применения и толкования норм и принципов международного права.
События последних лет свидетельствуют также о навязывании миру – вопреки объективной тенденции современного мирового развития – гипертрофированного значения фактора силы в международных отношениях для решения тех или иных проблем исходя из политической целесообразности, в обход всех правовых норм. Очевидной становится незаинтересованность отдельных государств связывать себя новыми международно-правовыми обязательства в сфере безопасности и разоружения, вследствие чего тормозится процесс разоружения, а у тех стран, которые чувствуют себя уязвимыми в военном отношении, усиливается тяга к обладанию оружием массового уничтожения в качестве гарантии собственной безопасности.
В целом сказывается инерция одностороннего реагирования, в концептуальном плане основанная на синдроме “победы в холодной войне”. С этим подходом связан курс на сохранение разделительных линий в мировой политике за счет постепенного расширения – посредством кооптации новых членов – сферы западного влияния. Выбор в пользу реидеологизации и милитаризации международных отношений создает угрозу нового раскола мира, теперь уже по цивилизационному признаку. Ситуация осложняется тем, что это происходит на фоне борьбы с международным терроризмом, которая требует широкого диалога между культурами, конфессиями и цивилизациями, их противодействия экстремизму в собственной среде, решительного продвижения в решении проблем, включая региональные конфликты, которые составляют питательную среду терроризма.
В то же время становится все более очевидным, что существующие международные проблемы не имеют силовых решений. Одностороннее нелегитимное реагирование, особенно силовое, доказывает свою несостоятельность, более того - контрпродуктивность. В результате, политико-дипломатическое комплексное урегулирование застарелых конфликтов становится невозможным, одни проблемы наслаиваются на другие.
Миф об однополярном мире окончательно рухнул в Ираке. Сама модель оказалась неработающей, так как в ее основе нет и не может быть нравственной базы современной цивилизации. Об этом свидетельствует и невозможность обеспечения претензий на единоличное лидерство адекватными военно-политическими и экономическими ресурсами. В этих условиях растет востребованность коллективного лидерства ведущих государств, объективно несущих особую ответственность за положение дел в мире.
На основе опыта последних 15 лет укореняется понимание без альтернативности многосторонней дипломатии как основного метода регулирования международных отношений на глобальном и региональном уровнях. В дополнение к объективным создаются субъективные условия для формирования международным сообществом общего видения современной эпохи с ее требованием глобальной солидарности, которое и могло бы составить философскую основу нарождающегося многополярного миропорядка, из реальности которого уже исходит подавляющее большинство государств. Очевидно, что мы подошли к рубежному моменту, когда необходимо задуматься над новой архитектурой глобальной безопасности, основанной на разумном балансе интересов всех субъектов международного общения.
В этих условиях качественно возросли роль и ответственность России в международных делах. Главное достижение последних лет – вновь обретенная внешнеполитическая самостоятельность России. Назрела необходимость осмысления новой ситуации, в том числе на доктринальном уровне.
В глобализирующемся мире не может быть островков стабильности. Национальная безопасность России не может быть обеспечена вне глобального и регионального контекста. В условиях глобализации успех внутренних преобразований во все большей степени зависит от влияния факторов, находящихся за пределами наших границ. Более того, очевидно, что Россия может существовать в своих нынешних границах только как активная мировая держава, проводящая инициативную политику по всему спектру актуальных международных проблем на основе реалистичной оценки собственных возможностей.
С другой стороны, прочность международных позиций России напрямую зависит от положения внутри страны. Внутреннее укрепление России делает нашу внешнюю политику более целенаправленной и результативной, а российскую дипломатию – более востребованной в мировых делах. Окрепшая Россия уже стала крупным позитивным фактором развития общемировых процессов. Мы создаем благоприятные внешние условия для внутренних реформ, но вовне мы также ищем подсказки для своей созидательной работы. Мы в состоянии влиять на мировое развитие, в том числе посредством того, что мы делаем, прежде всего, для себя.