Визитная карточка проекта по литературе: Былины: история и современность


«Визитная карточка» проекта
Авторы проекта
Фамилия, имя, отчество Шадова Александра Юрьевна
Коломийцева Ирина Валентиновна
Город, область Ростовская область, город Таганрог
Номер, название школы МОБУ СОШ № 35
МАОУ лицей № 4
Описание проекта
Название темы вашего учебного проекта
«Былины: история и современность»
Краткое содержание проекта
Народные сказки знакомы нам с детства: Иванушка-дурачок, Василиса Прекрасная, Кащей Бессмертный, Баба-Яга и прочие персонажи прочно вошли в нашу культуру и сознание. Пожалуй, даже самый занятой и серьезный взрослый способен вспомнить хотя бы несколько сказочных сюжетов и рассказать их перед сном дочке или сыну. Между тем, мир фольклора вовсе не ограничивается этим жанром: наряду со сказками, существуют разнообразные заговоры, баллады, скоморошины, былины, песни (исторические, лирические, хороводные и проч.), а также так называемые малые жанры – загадки, пословицы, поговорки.С помощью проекта «Былины: история и современность» мы хотим открыть для школьников мир русского былинного эпоса – немного похожий, но в то же время отличный от мира сказки; учащиеся поймут, что былинные мотивы современны и популярны и в наши дни; смогут создать собственную былину, отражающую важные события в жизни современного общества .На протяжении проекта реализуется системно - деятельностный подход, интегрируется урочная и внеурочная деятельность обучающихся, решаются важные задачи воспитания по осмыслению системы ценностей: человека, истории, культуры, общения, добра и истины, гражданственности, патриотизма, труда и творчества.
Участие в проекте помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне, способствует развитию качеств личности, «отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального состава российского общества».
Предмет (ы)
Литература, музыка, изобразительное искусство.
Класс
Данный проект предлагается для проведения в 6-7 классах (в зависимости от УМК, по которому работает учитель).
Приблизительная продолжительность проекта
2 недели.
Основа проекта
Образовательные стандарты
ФГОС
Планируемые результаты обучения
После завершения проекта учащиеся приобретут следующие умения:
Личностные:
умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремление к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;
потребность в чтении;
осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;
ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;
эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
потребность в самовыражении через слово;
устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.
Метапредметные:
умение самостоятельно определять цели своей деятельности, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение осмысленно читать;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
умение использовать информационно-коммуникационные технологии; активно пользоваться словарями и другими поисковыми системами.
Предметные:
осознают значимость чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития;
сформируют потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
получат возможность стать квалифицированными читателями со сформированным эстетическим вкусом, способными аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
обогатят активный и потенциальный словарный запас, расширят объем используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения;
научатся создавать собственные былины по заданному образцу;
получат важнейшие культурно-исторические ориентиры для гражданской, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества;
совершенствуют умения искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способности определять и аргументировать свое отношение к ней;
приобретут теоретические знания и опыт применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп; освоят приемы работы с социально значимой информацией, научатся ее осмысливать; смогут делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам;
расширят социальный кругозор и повысить познавательный интерес к изучению общественных дисциплин;
повысят потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоят практические умения и навыки восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства;
сформируют активные отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности.
Вопросы, направляющие проект
Основополагающий вопрос Как устное народное творчество связано с современностью?
Проблемные вопросы учебной темы Какова роль былины в наши дни?
Учебные вопросы Что такое былина?
Какова история возникновения жанра былины?
Каковы особенности жанра былины?
Какова структура, алгоритм построения былины?
Как к былинам относятся современные читатели?
Где в наши дни используются былинные мотивы?
План оценивания
График оценивания
До работы над проектом Ученики работают над проектом и выполняют задания После завершения работы над проектом
Стартовая презентация учителя.
Разработка критериев оценивания .Деление класса на группы. План работы над проектом.
Листы самоконтроля.
Обсуждение промежуточных  результатов.
Календарь проекта.
Зашита пректа.
Анализ работы каждого ученика, групп и всего класса в целом.
Описание методов оценивания
Стартовая презентация учителя. Во время стартовой презентации обсуждается основной вопрос проекта,выясняются недостающие знания.
Разработка критериев оценивания. Вместе с детьми учитель разрабатывает критерии по которым будет оцениваться проект.
План работы над проектом Разработка  общего плана работы позволит учащимся уточнить цель своей работы на каждом этапе проекта, определить способы достижения результата, наметить временные рамки работы над каждым заданием.
Листы самоконтроля Листы самоконтроля позволят участникам проекта выполнить работу более точно, повысить степень самостоятельности выполнения задания, уменьшая роль руководства учителя. Работа ведется на протяжении всего проекта, что позволяет учащимся оценить правильность выполнения задания и скорректировать ее в случае необходимости.
Календарь проекта Ведется во время всего проекта,позволяет оценить продвижения групп.
Защита  проекта Представляется продукт проекта,итог всей работы ребят.Оценивается глубина проведенного исследования,логичность представления материала,творческий подход,умение выступать перед аудиторией.
Анализ работы каждого ученика,групп  и всего класса в целом. По завершению работы над проектом у учащихся появится возможность проанализировать свою деятельность, группы и класса в целом.Отметить положительные моменты ,выяснить что не получилось и почему.
Необходимые начальные знания, умения, навыки
Навык работы с различными источниками информации, навыки работы на ПК, навык работы с цифровой камерой.
Учебные мероприятия
1 урок:
Материалы для дифференцированного обучения
Ученик с проблемами усвоения учебного материала (Проблемный ученик) Ученик, для которого язык преподавания не родной Одаренный ученик Материалы и ресурсы, необходимые для проекта
Технологии — оборудование
Пакет офисных программ
Технологии — программное обеспечение
Пакет офисных программМатериалы на печатной основе Другие принадлежности ---
Интернет-ресурсы Другие ресурсы