План-конспект урока Мучные и макаронные изделия 5 класс.


Модель урока учителя технологии Токарчук Марины Дмитриевны
Класс 5
Раздел «Кулинария»
Номер урока в теме – 7
Название темы: Приготовление блюд из макаронных изделий.               
Цель урока: - научить приемам приготовления блюд из макаронных изделий;
Задачи урока: обобщить знания о разнообразии блюд из макарон; систематизировать знания по технике безопасности при работе с горячей посудой и жидкостью, ножом; формирование знаний о питательной ценности макарон и использовании их в кулинарии; формировании представлений о способах определения доброкачественности макаронных изделий; способствовать развитию индивидуальных способностей учащихся; способствовать развитию умения анализировать, контролировать, быть самостоятельными, ответственными; способствовать воспитанию эстетического вкуса, развитию практических навыков приготовления блюд из мак.изд.
Тип урока – комбинированный
Формы обучения – фронтальная, групповая, индивидуальная.
Методы объяснение – проблемное изложение материала, опыт, упражнения-наблюдение, беседа-инструктаж, контроль, показ видеосюжета.
Применяемые наглядные пособия: Учебные таблицы, инструкционно-технологическая карта, картинки по технике безопасности, учебник И.В.Синица В.Д.Симоненко « Технология» 5 класс.
Ход урока.
Организационный момент Проверка готовности к уроку.
Проверка списочного состава
II. Актуализация новых знаний.
1. На столе представлены три стакана с различными вида макарон. Проведена реклама рецептов приготовления блюд из макаронных изделий. Предлагается детям сформулировать тему урока. Дети формулируют тему урока: Приготовление блюд из макаронных изделий.
2 Исследовательская работа по группам.
Макаронные изделия должны отвечать следующим требованиям:
иметь однотонный цвет – белый с желтоватым оттенком;
правильную форму;
запах — без затхлости и других посторонних запахов.
Обучающиеся делятся на три группы. В каждой группе предлагается провести исследование на качество макаронные изделия  по памятке ( три минуты)
3. Сообщение результатов исследования
4. Вопросы к классу.
Из какого зерна делается макаронные изделия? Расскажите о пищевой ценности макаронных изделий. Какие блюда из мак. изделий любят готовит в вашей семье?
III.Сообщение новой темы.
Макаронные изделия – питательный и ценный продукт Они содержат 10-11 % белков, 74-75 % углеводов и до 1 % жиров. Эти изделия очень удобны как полуфабрикат, потому что долго сохраняются, а приготовление блюд из них требует мало времени.
Впервые макароны появились в Южной Италии. Уже в эпоху средневековья они пользовались большой популярностью у населения, были основным продуктом питания. Изготовляли макароны кустарным способом. 
С XVIII века Италия наладила фабричное производство макарон и стала вывозить их на продажу в соседние европейские страны. Макароны разошлись по всему свету. Первую макаронную фабрику в России построили в 1797 году в г. Одессе.
Сейчас макаронные фабрики вырабатывают из различных сортов пшеничной муки разные виды макаронных изделий: трубчатые, макаронные засыпки, вермишель.
Вопрос к классу :. Какие способы приготовления макаронных изделий вы знаете?
Дети выдвигают свои версии.
Учитель подводит итог: Макаронные изделия варят двумя способами: первый сливной, второй – не сливной. (Охарактеризовать оба способа.)
I способ варки применяют для гарниров;
II способ – для запеканок и макаронников.
К качеству блюд, приготовляемых из макаронных изделий, предъявляют следующие требования:
отварные макаронные изделия должны быть мягкими, не склеенными, не разваренными, без комков;
запеканки должны быть мягкими, сочными: макаронныеизделия в них соединены между собой; на поверхности подрумяненная корочка;
вкус, цвет и запах блюда должны быть свойственны отвар ным макаронам, с привкусом того продукта, с которым оно приготовлено.
Вопрос к классу: знаете ли вы как приготовить макаронные изделия
Дети выдвигают свои версии.
Учитель подводит итог:
Макаронные изделия варят двумя способами: в большом количестве воды (6—7 л воды на 1 кг макаронных изделий) — с последующим откидыванием на сито и в небольшом количестве воды (1,5—2 л воды на 1 кг изделий) — без откидывания на сито. В первом случае макаронные изделия варят до мягкости в бурно кипящей подсоленной воде, после чего кладут на дуршлаг и дают стечь отвару.
При варке макаронные изделия набухают и увеличиваются в весе (привар) на 150%.
Во втором случае макаронные изделия варят в кипящей воде до загустения, затем добавляют жир, накрывают крышкой и доваривают на слабом огне. Увеличение веса — 200%.
Время варки макаронных изделий (в минутах): вермишель 12—15, лапша 20—30, макароны 35—50.
Макаронные изделия используются как самостоятельные блюда и на гарнир.
IV. Практическая работа «Приготовление макаронных изделий »
А. Составление технологической карты приготовления блюд из макаронных изделий способом варки.
Задание классу.
Изучить на стр. 57 учебника технологическую карту приготовления блюда из макаронных .изделий.
Техника безопасности при работе с горячими жидкостями, ножом и посудой, электроприборами.
Б. До учащихся доводятся критерии, позволяющие оценить качество выполненной работы учащихся: 1. Соблюдение правил техники безопасности при работе. 2. Выполнение санитарно-гигиенических требований 3. Учет вкусовых качеств блюда.4.Оригинальность приготовления. 5. Эстетическое оформление блюда.
В.Задание на практическую работу
1.Посоветоваться с членами группы. Какое блюдо из макаронных изделий вы будете готовить. Распределите обязанности ( роли). 2.Изучите технологическую последовательность приготовления выбранного блюда.
3. Придумайте и обоснуйте рецепт приготовления макаронных изделий.
4. Украсьте готовое блюдо.
Г. Выполнение практической работы.
V.Заключительная часть.
Дегустация приготовленных блюд.
Оценка качества готовых блюд в соответствии с критериями.
3.Рефлексия:
- Понравился ли вам результат вашей работы.
- Что показалось трудным.
- Что нужно сделать, чтобы не допускать ошибок при приготовлении блюд из макаронных изделий.
4. Домашнее задание: стр.учебника 57 -58.
Творческое задание -узнать у мамы рецепты приготовления блюд из макаронных изделий.