Элективный курс по литературе Русская литература: классика и современность (10 класс)


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Многопрофильный лицей им. А.М.Булатова п.г.т. Кукмор»
Кукморского муниципального района Республики Татарстан
Рассмотрена на заседании МО учителей русского языка и литературы
Руководитель МО
________/Г.Б.Степанова/
Протокол №_ от ____ 2015 г.
Согласована с заместителем директора по учебной работе
Зам. директора по УР
_______ /Н.Г.Шигапова /
__________ 2015 г. Утверждена директором МБОУ «Многопрофильный
лицей им. А.М.Булатова п.г.т. Кукмор»
Директор лицея:
__________ /Л.С.Камалова/
Приказ №__ от _____ 2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по элективному курсу
«Русская литература: классика и современность»
для 10 класса
на 2015-2016 учебный год
Зиганшиной Гульшат Юсуповны,
учителя русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Рассмотрена и принята
на заседании педагогического совета
Протокол №____от _______ 2015 г.
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса составлена на основе следующих нормативно – правовых документов:
- ФЗ - № 273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, 2004 г
- Закон Республики Татарстан от 22.07.2013 №68 – ЗРТ «Об образовании»
- Учебный план МБОУ «Многопрофильный лицей им. А.М.Булатова п.г.т. Кукмор» Кукморского муниципального района Республики Татарстан на 2015-2016 учебный год
- Основная образовательная программа среднего (полного) общего образования МБОУ «Многопрофильный лицей им. А.М.Булатова п.г.т. Кукмор» Кукморского муниципального района Республики Татарстан.
Данный элективный курс разработан на основе авторской программы Акопова Н.А., Иванова Е.А. Согласно Учебному плану лицея рассчитан на 18 часов в полугодие/1 час в неделю.
Курс «Русская литература: классика и современность» задуман как подготовительно-тренировочный и адресован учающимся 10-11 классов, планирующих сдавать экзамен по литературе в формате ЕГЭ, предполагающих впоследствии в той или иной форме связать свою жизнь с гуманитарной сферой деятельности.
Данный курс поможет выполнить задачу предварительной ориентации в школьной программе по литературе с целью выявления и ликвидации пробелов в знаниях.
Актуальность
Элективный курс «Русская литература: классика и современность» имеет познавательно-практическую направленность, расширяет знания учащихся о русской литературе, способствует формированию языковых и речевых умений, навыков различных видов чтения, навыков создания собственных текстов. Такие навыки необходимы в будущей профессиональной деятельности выпускников. Полученные учащимися знания и представления о языке, практические умения и навыки по самостоятельному анализу и оценке текстов разной стилистической принадлежности, приобретение опыта проведения исследований будут использованы при итоговой аттестации.
Курс обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование коммуникативной, языковой (лингвистической) и культуроведческой компетенций учащихся.
Цель:
- подготовка к выполнению тестовых заданий по литературе, с одной стороны, и формирование умений и навыков в построении текста – с другой.
Задачи:
- систематизация уже имеющихся у старшеклассников знаний по теории литературы, их актуализация, уточнения понимания отдельных терминов и понятий;
- формирование умения самостоятельно анализировать художественное произведение в диапазоне допустимых интерпретаций;
- дальнейшее формирование навыка создания собственного литературоведческого текста, развитие интеллектуальных умений, речевой культуры обучающихся, их творческих способностей;
- обучение самостоятельной аргументированной эстетической оценке произведения;
- содействие в области профессионального самоопределения;
Методы деятельности ориентированы на практическую работу с обучающимися. Прежде всего, это работа по анализу художественного текста.
Формы и приёмы работы обучающихся следующие: составление развёрнутого плана-конспекта как основы сочинения; работа со специальными словарями в поисках теоретических знаний по литературе, подготовка докладов по проблемным вопросам литературы.
Основной дидактической единицей на практических занятиях данного элективного курса должен стать литературный текст, отобранный в соответствии со школьной программой.
Ожидаемый результат
Результатом изучения курса «Русская литература: классика и современность» должно стать постижение принципов выполнения тестов по литературе, наличие стойкого навыка выполнения тестов, умение конструировать текст ответа на вопрос, связанный с литературной проблемой, а также знание литературных фактов в рамках школьной программы; закрепление знаний учащихся по проблемным вопросам основных художественных процессов русской литературы.
Учебно-тематический план

п/п
Наименование разделов количество
часов кол-во практических (сочинений) работ кол-во контрольных работ
1 Древнерусская литература 1 2 Литература русского Просвещения 18 века 1 3 Литература первой половины 19 века. 6 1 4 Литература второй половины 19 века. 10 1 1
итого 18 2 1
Календарно-тематический план

п/п
Наименование тем дата планирования дата фактическая Примечание
1 Древнерусская литература и фольклор как источник художественных принципов русской литературы 2 Литература русского Просвещения 18 века. М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин, Д.И. Фонвизин (принципы классической комедии). Н.М. Карамзин, А.Н. Радищев (особенности русского сентиментализма) 3 Литература первой половины 19 века. Творчество В.А. Жуковского – начало романтизма. Жанры элегии и баллады. 4 «Горе от ума» А.С. Грибоедова – социально-политическая комедия. Драматургическое новаторство автора: обилие персонажей, двуединство конфликта и образы главных героев, расширение художественного времени и пространства. Язык и стиль комедии. 5 Сквозные темы лирики А.С. Пушкина: гражданская лирика; тема любви и дружбы; пейзажная лирика; тема поэта и поэзии 6 А.С. Пушкин. Понятие исторического романа. Жанровые особенности первого русского романа.
Русская история в прозе А.С. Пушкина. Образ «маленького человека». Зарождение реализма как стиля. Работа с тестами 7 Образ «лишнего человека» в творчестве М.Ю. Лермонтова как традиция в русской литературе 19 века. Понятие поэтической преемственности в творчестве М.Ю. Лермонтова. Традиции романтизма в лирике поэта. Сочинение 8 «Смех сквозь слёзы» в сатире Н.В. Гоголя. Сквозные мотивы русской прозы: мотив дороги. Понятие лирического отступления как традиционного средства художественной выразительности в русском романе 9 Литература второй половины 19 века. Образ «лишнего человека» - сквозной образ русской литературы в романах И.А. Гончарова 10 Мир и личность в драмах А.Н. Островского. Новый тип героя в русской литературе 11 «Герой времени» в романах И.С. Тургенева. Автор и его герои. Художественный приём «психологической пары» 12 Ф.И. Тютчев и А.А. Фет. Традиции и новаторство в поэзии. Философская лирика. 13 Традиции и новаторство гражданской лирики в русской поэзии. Образ народа в творчестве А.Н. Некрасова 14 М.Е. Салтыков-Щедрин. Понятие сатиры как творческого принципа в литературе 15 Ф.М. Достоевский. Понятие психологизма в русской литературе. Диалог и монолог как средство художественной выразительности прозы. Деталь как символ, деталь как лейтмотив. 16 Л.Н. Толстой, понятие «диалектика души», психологический портрет. Традиции исторического романа. Жанр романа-эпопеи система образов. Духовные искания центральных героев романа. Сочинение 17 А.П. Чехов. Рассказы. Рассказ как жанр.
А.П. Чехов – драматург. Новаторство в русской драматургии. Ремарка как средство художественной выразительности. 18 Итоговая аттестация. Форма итогового контроля
Контрольные измерительные материалы позволяют установить уровень освоения обучающимися 10 класса Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования.
В контрольную работу по литературе включено 9 заданий: в 1 задании нужно дать определение литературным терминам (за каждый правильный ответ 1 балл), во 2 соотнести автора и название произведений (за каждый правильный ответ 1 балл), с 3 по 9 задания тесты с выбором ответа из нескольких предложенных. За каждый правильный ответ обучающийся получает по 1 баллу. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов. За всю работу можно набрать 19 баллов
«Зачёт» выставляется, если учащийся набрал 19 – 8 баллов (100%-59%)
«Незачёт» выставляется, если ученик набрал 7 и менее баллов (менее 41%).
На выполнение экзаменационной работы отводится 1 урок (45 минут).
Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2015-16 учебном году промежуточной аттестации по элективному курсу для учащихся 10 класса

1.Дайте определение литературным терминам: а) метафора, б) гипербола, в) хорей, г) кульминация, д) эзопов язык.
2. Соотнесите автора и название произведения: а) Н.С. Лесков «Средь шумного бала случайно…» б) Л.Н. Толстой « Бежин луг» в) А.Н. Островский «Свои люди - сочтемся» г) И.С. Тургенев «Очарованный странник»
д) А.К.Толстой «Севастопольские рассказы»
3. Тест 1) Кто из русских критиков назвал Катерину из драмы «Гроза» «лучом света в «темном царстве»? а) В. Белинский, б) И. Гончаров, в) Н. Чернышевский, г) Н. Добролюбов
2) Главного героя романа «Обломов» И. Гончарова звали а) Иван б)Илья в) Игнат г) Игорь 3) Кому из русских поэтов принадлежат слова «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить…»? а) А. Пушкин, б) А. Фет, в) Н. Некрасов, г) Ф. Тютчев
4) Что ищут крестьяне в поэме Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»? а) счастье, б) правду, в) богатство, г) друзей
5) Кто является кумиром молодого князя Андрея Болконского? а) Александр I, б) Кутузов, в) Багратион, г) Наполеон
6) Кто из героев романа «Война и мир» произносит слова «Нет, жизнь не кончена в 31 год»?
а) Пьер, б) Анатоль Курагин, в) Андрей Болконский, г) Наташа Ростова 7) Какой персонаж романа «Война и мир» является воплощением толстовского идеала русского человека? а) Платон Каратаев, б)Долохов , в) капитан Тушин, г)Тихон Щербатый 8) Какой писатель написал «Стихотворения в прозе»? а) Н. Некрасов, б) М. Лермонтов, в) И. Тургенев, г) Ф. Тютчев
9) Кого из русских писателей называли «Колумбом Замоскворечья»? а) А. Островский, б) Н. Лесков, в) М. Салтыков-Щедрин, г) А. Фет
Список используемой литературы
Акимов В. На ветрах времени. Л., 1991.
История русской литературы 19 века. Вторая половина/ под ред. Н.Н. Скатова. М., 1987.
КИМы по литературе.
Кузнецов Ф. Беседы о литературе. М., 1997.
Кулешов Ф. лекции по истории русской литературы конца 19 – начала 20 в. Минск, 1997.
Литературно-критические статьи В.Г. Белинского, Д.И. Писарева, Н.Н. Страхова, Н. Добролюбова, А.В. Дружинина, И.А. Гончарова, Ю.М. Лотмана, М. М Бахтина