Методическая разработка по истории на тему: Занимательное путешествие по странам древнего мира (5 класс)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ №2
Методическая разработка урока по истории
в 5 классе
«Занимательное путешествие по странам
древнего мира»
Подготовила и составила
учитель истории и обществознания
Гимназии №2
Белова Вера Ивановна
Город Нелидово
Тверская область
2015 г.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Тип урока: урок отработки умений и рефлексии.
Форма урока: урок-практикум ( повторительно- обобщающая тематическая игра ).
Модель обучения: базовая (5 класс – 2 часа в неделю).
Реализуемая программа: составлена на основе ФГОС основного общего образования, программы по истории авторов Д. Д. Данилова, А. В. Кузнецова, Д. В. Лисейцева.
Тема урока: ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СТРАНАМ ДРЕВНЕГО МИРА
Цели урока по линиям развития личности:
Линии 1-2. Картина мира в фактах и понятиях.
Формирование исторического знания как знания системного, целостного, обобщённого, являющегося результатом исторического познания; систематизация исторических знаний учащихся о жизни, традициях, обычаях, быте, культуре народов древних государств.
Линия 3. Историческое мышление.
Определение учащимися сущности , причинно-следственных связей исторических событий, фактов, явлений.
Изучение познавательного учебного текста, исторических документов, наглядно-иллюстративного, дополнительного информационного материала.
Обязательный минимум содержания: особенности исторического, экономического и культурного развития стран древнего мира.
Этапы урока:
I.Организационный этап.
II. Создание проблемной ситуации и формулирование основной проблемы урока.
III. Актуализация знаний и планирование деятельности.
IV. Поиск решения проблемы и обобщение полученного знания.
V. Применение знаний и рефлексия деятельности.
ХОД УРОКА
I.Организационный этап. (1 минута)
Цель этапа: Мотивация, подготовка, активизация учащихся для результативной учебной деятельности.
Деятельность учителя: Проводить инструктаж и настраивать детей на работу; способствовать развитию мотивов учебной деятельности учащихся, формированию личностного смысла учения школьников.
Деятельность учащихся: Выполнять указания и рекомендации учителя.
Вид УУД : Коммуникативные и личностные УУД.
В игре участвуют две команды: по 5 человек в каждой. Каждая команда придумывает своё название: «Фортуна», « Истории мы верные друзья». Состав жюри: учитель - коллега и два старшеклассника ( 8-9 кл.). Жюри оценивает каждый конкурс по 5-балльной системе.
ВЕДУЩИЙ (действие учителя): Ребята, сегодня мы проводим интересную повторительно-обобщающую игру по теме «Занимательное путешествие по странам древнего мира». Две команды вашего класса «Фортуна» (первая команда) и «Истории мы верные друзья» ( вторая команда) будут соревноваться в конкурсах на лучшее знание исторических понятий, терминов, явлений , отражающих историко- культурные традиции и особенности разных стран древности. Компетентному жюри предстоит оценить правильность ответов членов обеих команд.
II. Создание проблемной ситуации и формулирование основной проблемы урока. ( 5 минут)
Цель этапа: Формулирование основной проблемы урока: Почему историческое знание имеет важное значение для общеобразовательного кругозора учащихся?
Деятельность учителя: Развивать у учащихся интерес к истории; направлять познавательную деятельность учащихся с целью закрепления умения анализировать, обобщать, систематизировать, углублять и повторять усвоенные и полученные знания при изучении тем, связанных с историей, бытом, образом жизни народов разных стран периода античности.
Деятельность учащихся: Сформировать собственное умение правильно осмысливать важность решения основной проблемы урока; научиться принимать и реализовывать цели и задачи учебной познавательной деятельности, поиск средств их осуществления.
Вид УУД : Личностные, познавательные , регулятивные УУД.
ВЕДУЩИЙ (действие учителя): Дети, исходя из тематики нашего урока – практикума , как вы сформулируете основную проблему нашей игры ? Какие вы можете предложить версии, мнения ?ОТВЕТ УЧЕНИКА ( (действие ученика) : Я думаю, что основная проблема урока будет звучать так: ПОЧЕМУ ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ ИМЕЕТ ВАЖНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КРУГОЗОРА УЧАЩИХСЯ ?III. Актуализация знаний и планирование деятельности. (5 минут)
Цель этапа: Использование имеющихся знаний для решения основной проблемы урока-практикума; разработка плана действий для решения основной проблемы урока.
Деятельность учителя: Планировать учебную игровую деятельность учащихся по выполнению условий познавательных заданий тематических конкурсов; создавать эмоциональную положительную ситуацию успеха в зоне ближайшего развития ученика.
Деятельность учащихся: Правильно ориентироваться в своей системе знаний, в тематических вопросах, заданных ведущим; самостоятельно делать выводы; перерабатывать и преобразовывать необходимую информацию; сотрудничать и нести ответственность за общие командные ответы; уважать мнения товарищей.
Вид УУД : Познавательные, коммуникативные и регулятивные УУД.
ВЕДУЩИЙ (действие учителя): Для того, чтобы команды имели общее представление о сегодняшнем заочном «путешествии» по странам древнего мира, я предлагаю в плане предметных действий указать конкурсы данной исторической повторительно-обобщающей игры. Итак, ребята, вы будете участниками интересного, творческого состязания эрудитов на знание древней истории разных государств. Вот названия конкурсов нашей познавательной игры:
- Первый конкурс – « Мифологические сюжеты». - Второй конкурс – « Исторические задачки». - Третий конкурс - « Древний исторический аукцион». - Четвёртый конкурс – « Историческая оранжерея».
IV. Поиск решения проблемы и обобщение полученного знания. (25 минут)
Цель этапа: Поиск эффективных способов действия с целью формирования и осмысления различных исторических понятий, явлений, фактов, событий; выполнение учащимися самостоятельных познавательных конкурсных заданий для повторения и обобщения усвоенного знания.
Деятельность учителя: Организовать самостоятельную познавательную работу с учащимися по повторению, систематизации, углублению и обобщению пройденного исторического учебного материала; оказать им помощь в поиске необходимых форм, методов и способов решения поставленных задач в игровых конкурсах.
Деятельность учащихся: Обобщать и систематизировать исторические понятия, факты, явления по пройденному материалу, выполняя познавательные конкурсные задания для выработки метапредметных умений, формирующих обобщённо-понятийные знания.
Первый конкурс нашей игры называется « Мифологические сюжеты». Каждая команда задаёт сопернику по два вопроса, которые отражают мифологические сюжеты из истории древнего мира. Командам предлагаются отрывки из мифов. Ребята, вам нужно назвать эти мифы.
Первая команда « Фортуна» предлагает второй команде « Истории мы верные друзья» два отрывка из мифов древнего мира. Содержание 1-го отрывка для второй команды:
- Горько плакал над ним Гильгамеш: «Друг мой любимый стал землёю. Неужели и я, как он, лягу, чтобы не встать во веки веков?» отправился герой искать себе бессмертие. После многих трудов и опасностей раздобыл он чудесную траву жизни, от которой старик молодеет. Но лишь только Гильгамеш уснул, подкралась змея и проглотила её. Недоступно бессмертие людям – для себя его оставили боги». (ОТВЕТ: « Сказание о Гильгамеше»)Содержание 2-го отрывка для второй команды:
- Сошёл Бог посмотреть этот город и башню, которую строили люди. Разгневался он на гордыню человеческую и сделал так, что люди стали говорить на разных языках и не могли понять друг друга. Начались тогда неразбериха и беспорядок. Башня осталась недостроенной, а люди разбрелись по земле кто куда. От них пошли разные народы, каждый из которых говорит на своём языке. (ОТВЕТ: «Миф о вавилонском столпотворении)
Вторая команда « Истории мы верные друзья» предлагает первой команде « Фортуна» два отрывка из мифов древнего мира.
Содержание 1-го отрывка для первой команды:
- По велению Бога Ной построил корабль-ковчег. Вошли туда Ной с женою, трое их сыновей с женами и по паре всякой живой твари, чтобы могли они потом жить и размножаться. Дождь шёл 40 дней и ночей. Лишь вершина горы Арарат возвышалась над водной пучиной. Туда и пристал ковчег Ноя. Все погибли, кроме тех, кто был в ковчеге. От них и произошли те, кто нынче живут на земле.
(ОТВЕТ: «Миф о всемирном потопе»)
Содержание 2-го отрывка для первой команды:
- Жили Адам и Ева в раю как малые дети, не зная, что хорошо и что плохо. А в раю росло «древо познания». Не разрешал Бог рвать плоды с него: кто вкусит того плода, станет мудрым, как он сам. Но жил в саду коварный змей, который уговорил Еву съесть запретный плод, а она угостила и Адама! Бог узнал об этом и изгнал людей из рая».
(ОТВЕТ: «Миф о первых людях на земле»)Каждое задание первого конкурса «Мифологические сюжеты» жюри оценивает по 5-балльной системе.
ВЕДУЩИЙ (действие учителя): А теперь проведём с вами второй конкурс под названием « Исторические задачки». Ребята из команды «Фортуна» , я предлагаю вашему вниманию рассказ « Китайское лекарство и хлеб по-китайски». Содержание рассказа для первой команды:
- Некий китайский врач навещает больного. Тот морщится, не желая пить непривычное лекарство. – Фу, какая гадость ! Оно горчит, вяжет, да и запах имеет странный! – Лекарство редко бывает приятным на вкус, - убеждает врач, - но оно вернёт тебе силы и поможет встать на ноги. Его целебные свойства велики: вспомнишь мои слова, за этим питьём будущее! Древний врач оказался прав: в наши дни настой, который когда-то считался в Китае лекарством, любят пить ежедневно миллионы здоровых людей во всём мире. А ещё в Китае выращивают съедобное растение, заменяющее хлеб. Издревле блюдо из данного растения едят в Китае палочками.
ВОПРОС ВЕДУЩЕГО (действие учителя) : Что это за растения ?ОТВЕТ УЧЕНИКА (действие ученика) : В рассказе китайским лекарством был ЧАЙ, а хлебом по-китайски - РИС.
ВЕДУЩИЙ (действие учителя): Сейчас команда « Истории мы верные друзья» слушает внимательно рассказ под названием «Шерсть, растущая на кустах, и мёд, изготовленный без пчёл». Содержание рассказа для второй команды:
- Один древний путешественник, побывавший в Индии, вернулся на Родину. – Если бы ты знал, - рассказывает он приятелю, - какая удивительная страна Индия. Там на кустах растёт белая шерсть. Приятель расхохотался. – Какой же ты выдумщик! Где это видано, чтобы шерсть росла на кустах ? Наверное. Прошли овцы и колючки содрали с них несколько клоков. – Нет. Все кусты в шерсти. Её собирают и делают из неё красивые и прочные ткани… - Но более удивительно было другое. В Индии обходятся без пчёл. Из тростника выжимают сок и уваривают его на огне. Сок становится твёрдым и хрустит на зубах подобно соли. А на вкус он слаще пчелиного мёда! - Враньё! На свете нет ничего слаще пчелиного мёда !ВОПРОС ВЕДУЩЕГО (действие учителя) : Что имел ввиду путешественник ?ОТВЕТ УЧЕНИКА (действие ученика) : Он имел ввиду ХЛОПЧАТНИК (ХЛОПОК) и САХАР.
Каждое задание второго конкурса «Исторические задачки» жюри оценивает по 5-балльной системе.
ВЕДУЩИЙ (действие учителя): Третий конкурс исторической игры «Занимательное путешествие по странам древнего мира» представляет собой «Древний исторический аукцион». Данный конкурс требует быстрой реакции и сообразительности, потому что здесь нужно отвечать на вопросы ведущего без подготовки. Вам, дети , будет названо определение, а вы должны без подготовки сразу назвать понятие, которое ему соответствует.
Учащиеся называют без дополнительной подготовки данное понятие. Если одна команда затрудняется ответить, то право ответа автоматически переходит к команде-сопернице.
ВОПРОС ВЕДУЩЕГО (действие учителя): Какое понятие соответствует данному определению?
ВОПРОСЫ - ОПРЕДЕЛЕНИЯ - ОТВЕТЫ – ПОНЯТИЯ:
Занятие человека, произошедщее от собирательства – ЗЕМЛЕДЕЛИЕ.
2.Треугольник, образующийся из рукавов у впадения реки в море – ДЕЛЬТА.
3. Высокий тростник в Египте – ПАПИРУС.
4.Земледелец, имеющий своё небольшое хозяйство – СОБСТВЕННИК.
5.Мастер, изготовлявший изделия из глины, камня, дерева, металла - РЕМЕСЛЕННИК.
6.Служитель богов в храме – ЖРЕЦ.
7.Древняя рукописная книга, свёрнутая в трубочку – СВИТОК.
8.Гробница фараона – ПИРАМИДА.
9.Вельможа, государственный деятель – ЧИНОВНИК.
10.По-гречески «старший строитель» - АРХИТЕКТОР.
11.Наука, изучающая вещественные доказательства о жизни людей в прошлом – АРХЕОЛОГИЯ.
12.Рассказы о богах – МИФЫ.
13.Сбор в пользу государства – НАЛОГ.
14.Родина цифр, шахмат и слонов – ИНДИЯ.
15. По-гречески «раб, сопровождающий ребёнка» - ПЕДАГОГ.
16.Приспособление для орошения земли у древних египтян – ШАДУФ.
17.Древнеиндийский Бог, считавшийся создателем мира и людей – БРАХМА.
18.Сплав меди и олова – БРОНЗА.
19.Египетская богиня красоты – НЕФЕРТИТИ.
20.Правила, установленные государством и обязательные для всех – ЗАКОНЫ.
За каждое правильное понятие третьего конкурса «Древний исторический аукцион» жюри присуждает 1 балл.
ВЕДУЩИЙ (действие учителя): Заключительный конкурс нашей повторительно-обобщающей игры - « Историческая оранжерея». В ней находятся прекрасные разнообразные растения, приносящие пользу человеку с самых древних времён. Вам нужно будет распознать эти растения, изучив содержание их характеристик и особенностей. Команда «Фортуна» получает задание с текстом « Цветок радости, любви, веселья». А команде « Истории мы верные друзья» я предлагаю задание с текстом «Божественное происхождение».
Содержание текста « Цветок радости, любви, веселья»:
- Из глубины веков дошла до нас незамысловатая народная загадка о простом незатейливом растении:
Постарайся угадать, кто такие братьев пять: Двое бородаты, двое безбороды, А последний, пятый, выглядит уродом. Только справа борода, слева нет и не было следа…
Когда ещё не было на земле царицы цветов – красавицы розы, этот цветок повсюду ценился дороже всех других творений богини Древней Эллады Флоры. Им украшали хижины в Древнем Китае и в Индии. Его обожествляли в Египте и Вавилоне, о нём слагали элегии и оды в Риме и Греции. И вовсе не за красоту, которую затмит потом божественная роза, - он утолял боль раненым воинам, из него делали масло для благовоний. Древние повара готовили из его ягод и лепестков изысканные блюда и напитки. Римляне считали его символом нравственности. Греки разводили это растение в садах вокруг храма богини любви и красоты Афродиты, его лепестками украшали путь новобрачных. Вот таким был цветок радости, любви и веселья.
ВОПРОС ВЕДУЩЕГО (действие учителя): Как же, ребята, называется это растение?
ОТВЕТ УЧЕНИКА (действие ученика) : В данном фрагменте была написана характеристика ШИПОВНИКА.
Содержание текста « Божественное происхождение»:
- В Древнем Египте этому растению приписывалось божественное происхождение. По преданию, оно выросло из крови убитого Гора, сына Осириса и Изиды. В память об этом из растения свивали венки и устраивали празднества, где оно играло особую роль. По этой же причине данное растение с незапамятных времён считалось символом тяжкого горя и печали. С его помощью выражали соболезнование близким умерших. В Греции, если кто-то был безнадёжно болен, то ему говорили, что нужно использовать только это растение. Зелень растения вплетали также в букеты роз и лилий, чтобы напомнить: веселье не вечно. Когда греческие земледельцы-колонизаторы начали осваивать Пелопонес – полуостров на юге страны, они были поражены скудной растительностью тамошних мест. На каменистой почве росло лишь это растение.
ВОПРОС ВЕДУЩЕГО (действие учителя): Какое же растение здесь представлено?
ОТВЕТ УЧЕНИКА (действие ученика): В данном фрагменте была написана характеристика ПЕТРУШКИ.
Каждое задание последнего конкурса «Историческая оранжерея» жюри оценивает по 5-балльной системе.
V. Применение знаний и рефлексия деятельности. (9 минут)
Цель этапа: Значение урока-практикума и оценка полученного результата в процессе повторения, обобщения и систематизации усвоенного знания; освоение начальных форм рефлексии: самоконтроля, самоанализа, саморегуляции, самооценки.
Деятельность учителя: Подвести итоги повторительно- обобщающей игры; выделить самых лучших учащихся и поощрить; поблагодарить всех участников игры за совместную проделанную работу; прокомментировать общий результат игры; проанализировать недочёты и ошибки , допущенные в ответах школьников.
Деятельность учащихся: Высказать собственное мнение о проведённой исторической игре; дать самооценку своим действиям во время игры, сделать самоанализ качества ответов; осознать важность исторического знания как системного, целостного и обобщённого.
Вид УУД : Коммуникативные и личностные УУД.
ВОПРОС ВЕДУЩЕГО (действие учителя): Ребята, как вы думаете, каково значение данной игры « Занимательное путешествие по странам древнего мира»?
ОТВЕТ УЧЕНИКА (действие ученика): Значение таких уроков-практикумов состоит в том, что мы получаем подробные сведения о жизни, обычаях, традициях, быте, цивилизации разных народов мира. У нас должен быть сформирован навык давать развёрнутые характеристики исторических событий, персоналий, процессов, документов, источников. Благодаря тематическим играм, мы расширяем свой общеобразовательный и культурный кругозор.
ОБОБЩЕНИЕ УЧИТЕЛЯ (действие учителя): Подводя итоги нашей интересной и хорошей повторительно- обобщающей игры, в заключение хочу сказать, что данные уроки-практикумы способствуют развитию логики при построении ваших монологических высказываний; развитию познавательного интереса и желания, готовности работать с удовольствием на уроке; формированию умения использовать изученные термины, понятия для анализа и комментирования соответствующих исторических явлений, событий, фактов, документов; воспитанию взаимопомощи, уважения к ответам товарищей, чувства сотрудничества, ответственности за совместную работу. Выражаю огромную благодарность вам, ребята, за активное участие в этой очень нужной познавательной и содержательной игре, направленной на совершенствование исторических знаний, играющих важную роль в социализации вашего подрастающего поколения.