Выступление на районном методическом объединении учителей начальных классов на тему:«Формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, в котором проживают дети, к России, ее природе и культуре, истории и современной жизни»


МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Тема выступления:
«Формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, в котором проживают дети, к России, ее природе и культуре, истории и современной жизни»

Учитель: Саблина С.В.
Богатовская ОШ
I-III ступеней
БЕЛОГОРСК
2014Г.
Человек, не знающий своего прошлого, не укоренённый в ценностных основах своей семьи и культурных традициях своего народа не может стать самодостаточным в будущем. А социально-экономическая нестабильность современного общества оказывает негативное влияние на сознание подрастающего поколения, порождая в детской среде равнодушие, эгоизм, индивидуализм, агрессивность, снижая интерес к отечественной истории и её героическому прошлому, способствуя падению престижа армии и воинской службы, являясь, в конечном счёте, угрозой национальной безопасности государства.
Риски социализации, которые с большой долей вероятны:
формирование равнодушия и жестокости как черты характера или активной неприязни к людям;
антипатриотизм и утрата чувства Родины;
примитивизация культурных предпочтений.
Выход из сложившейся ситуации - создание целостных программ воспитания на различных ступенях образования и комплекс действий по усилению гуманной и патриотической составляющей в образовании всех уровней.
В этой связи актуальность приобретает знакомство ребёнка с родным краем в целях воспитания уважительного отношения к земле своих прародителей, её  историческим и культурным традициям; осмысление личной причастности к событиям прошлого и настоящего, формирование дееспособной, энергичной, инициативной личности. В будущем это способствует становлению гражданственного самосознания, а это и есть патриотизм, нравственность и правовая культура. Патриотизм – сложное чувство, оно не возникает само по себе, а специально воспитывается, формируется. Зарождаясь из любви к своей малой Родине, патриотическое чувство, пройдя ряд этапов, поднимается до осознанной любви к своему Отечеству, а патриотическая направленность воспитания всегда была присуща педагогике и являлась неотъемлемой её частью:
1.Со времён великого князя Киевской Руси Владимира Мономаха патриотическое воспитание  понималось, как воспитание защитника своего Отечества, жизнь во благо которого представляется высшей добродетелью и основой нравственного самосознания.
2.А. Дистервег утверждал, что в воспитании необходимо учитывать условия места и времени, в которых родился и живет человек, т. е. всю современную культуру в широком смысле слова и конкретной страны, являющейся его родиной, сформулировав тем самым принцип культуросообразности в педагогике как условие патриотического воспитания.
3.К. Д. Ушинский отводил патриотическому воспитанию и нравственному развитию ребёнка ведущую роль.
4.Профессор П. Ф. Каптерев к особенностям педагогического процесса на основе национальных ценностей относил язык, религию и быт. Усвоение родного языка он рассматривал как приобщение  к национальным духовным ценностям и общечеловеческим знаниям.
4.В. А. Сухомлинский  патриотизм определял, в первую очередь, через любовь к родной земле, самобытной культуре, которую создали народы, проживающие в её пределах, постижение своих национальных ценностей.
В Государственном образовательном стандарте начального общего образования нового поколения Российской Федерации конкретизировано соотношение между образованием и воспитанием: воспитание рассматривается как миссия образования. Другими словами, воспитание как ценностно-ориентированный процесс поставлено во главу угла школьного образования: это воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободам человека. Стратегическая цель – формирование у детей ценностного отношения к Родине, её культурно-историческому прошлому, уважения к государственной символике, родному языку, бережного отношения к народным традициям, истории, культуре, природе своей страны; готовность к самостоятельному выбору демократических ценностей и исполнению гражданского долга, усвоению основ толерантности, самосознания гражданина Российской Федерации. 
Мы живём в Республике Крым, которая находится в едином образовательном пространстве с Российской Федерацией, поэтому выстраиваем свою образовательную политику в контексте тех изменений, которые определяет Россия, адаптируя её научно-методический опыт к условиям нашего региона.
Цель образования в целом - воспитание гражданского самосознания. Поэтому содержание образования для наших детей ориентировано на формирование воспитательного идеала– креативного и инициативного, нравственного и эрудированного молодого человека, гражданина, который принимает судьбу своей Родины  как личную, понимает собственную ответственность за настоящее и будущее своего Отечества. Он воспитан в духовных и культурных традициях своего народа, толерантен к духовным и культурным святыням  других народов нашего государства, выстраивает конструктивные дружеские и деловые отношения с представителями других народов и конфессий. 
Исторически сложилось так, что для всех народов Крыма характерна культурно-бытовая общность. Нужно подчеркнуть, что Крым всегда отличался от других регионов значительным своеобразием, поскольку эта территория издавна являлась зоной активных контактов многих населявших ее народов, в первую очередь крымских татар, русских и украинцев, это создало благоприятные предпосылки для поликультурного воспитания детей. Именно через знакомство, изучение, анализ фольклора народов, возможно развить нравственные чувства, обеспечить комфортность детей внутри культурного пространства, обеспечить укоренение ребенка в родной национальной культуре. Проводя параллель между национальными культурами (русской, крымскотатарской, украинской) нашего региона, можно с уверенностью сказать, что все они в своей совокупности имеют общее. Бесспорно, в первом ряду нравственных ценностей – гуманные качества: доброта, внимательность, бескорыстная помощь, справедливость, уважение и почитание родителей, дружелюбие, честность и правдивость, любовь к своей земле.Формирования основ гражданской личности идет во многом и через предметы.




Н-р: урок литературного чтения – особый урок, важный для развития личности маленького читателя. Он помогает сориентироваться младшим школьникам в огромном количестве книг, произведений и авторов; формирует представления о мире, культуре, этических понятиях, добре и зле, нравственности; закладывает основы этноидентичности и толерантности по отношению к другим культурам; воспитывает чувство сопричастности тем историческим событиям, которые составляют историю государства, формирует гражданское самосознание.
Развитие личности читателя происходит в рамках обычного школьного урока на определённом предметном содержании. Литературное чтение в начальной школе можно рассматривать как потенциал для становления основ гражданской личности.
Гуманистический ракурс предметного содержания литературного чтения позволяет прогнозировать систему ценностей младшего школьника:
с точки зрения общечеловеческих ценностей младшему школьнику доступны такие понятия как вера, надежда, любовь, доброта, мир, честность, справедливость, великодушие, милосердие;
личностно значимыми будут следующие понятия: творчество, интеллект, одарённость, самосознание, волевые качества, «мужество»,  ориентация на приоритет духовных ценностей добра, справедливости, честности;отечественные ценности – это историческая память, уважение к государственной и национальной символике, гуманность, менталитет приднестровского народа, традиции; 
в числе гражданских ценностей формируются: индивидуальность, уважение к национальным и культурным ценностям других народов, способность переживать высшие гражданские чувства; 
семейные ценности – это  уважение к предкам, истории и культуре  своего народа, традиции и обычаи семьи, здоровый образ жизни, забота о старших и младших, внимательное отношение к родителям.
Учитель средствами литературы может помочь младшему школьнику осознать, что в мире существует множество ценностей, что некоторые из этих ценностей отличаются от их собственных, что любые ценности коренятся в традициях того или иного народа и являются для него закономерным результатом его опыта и исторического развития.  Именно художественное слово помогает, во-первых, понять нравственно-эстетические ценности культуры своего народа и человечества в целом; во-вторых, как вид искусства, способствует глубокому, личностному освоению этих ценностей, поскольку в процессе восприятия художественного текста участвуют и разум, и чувства, и воля, а значит, параллельно проходит процесс общего и нравственного развития личности ребенка, его воспитание.При знакомстве детей с образцами благородного служения Отечеству миссия учителя – показать причастность каждого человека, каждой семьи к жизни страны, значимость усилий каждого для благополучия и процветания Родины, чтобы уже в этом возрасте ребенок мог почувствовать себя маленьким гражданином своей родной страны. Патриотическое чувство часто раскрывается через любовь к своей семье, родному языку, родной культуре.
Драгоценное время детства и отрочества дано, чтобы человек не только обогатился знаниями, но и нашел свой собственный путь к духовным ценностям поколений; открыл для себя чувства любви и долга, приобщился к делам милосердия и сострадания, нашел свое призвание, раскрыл бы таланты, сокрытые в нем. И в контексте родной культуры и отечественной истории мог бы приобщиться к тому лучшему, что культивирует наш народ на протяжении веков, взращивая в себе патриотические начала и гражданскую идентичность, готовый к диалогу с людьми разных культур и вероисповеданий, любящий Крым, готовый совершенствовать своё Отечество и растить здесь своих детей. Ибо любовь к Родине присуща человеку на всех этапах взросления и проявляется по-своему: сначала это неосознанное чувство единства с отцом и матерью, чуть позже – это привязанность к друзьям, родной улице, селу, городу; затем – это постепенное осознание своей принадлежности к Отечеству.