Выступление на методическом объединении учителей русского языка и литературы Нетрадиционные уроки литературы
МБОУ Новогородковская СОШ
Выступление на методическом объединении
учителей русского языка и литературы
Нетрадиционные уроки литературы
Литература, являясь частью жизни, произрастает из неё, но в неё же и возвращается. Возвращается не вдруг, не одномоментно, а в течение многих лет, пока человек проявляет интерес к литературным произведениям различных жанров и направлений.
Задача учителя литературы не допустить разрыва процесса возвращения литературы в жизнь. Ведь ни для кого не секрет, что в современных условиях развития нашей, да и не только нашей, страны подрастающее поколение предпочитает дешёвый молодёжный журнал ни о чём, который не будит мысль, не заставляет решать жизненно важные общечеловеческие проблемы, произведению классической литературы. Многие подростки считают скучными рассказы, повести и романы А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, Достоевского, Л.Н.Толстого и других русских писателей. Им непонятен внутренний мир лирического героя поэзии Ф.И.Тютчева, М.Ю.Лермонтова, Н.А.Некрасова. А хуже всего то, что некоторые учащиеся и вовсе не знакомы даже с программными произведениями художественной литературы. Современное телевидение, я считаю, способствует процветанию лености мысли. Слишком много соблазнов, отвлекающих подростков от настоящих ценностей, сегодня предлагается с экранов телевизоров.
В современных условиях, когда мысль человека отключается многочисленными бытовыми проблемами, ненужной суетой, средствами массовой информации, когда за него начинают думать машины, особенно важно прививать интерес подрастающему поколению к чтению ХОРОШЕЙ литературы. К сожалению, не всегда бывает легко убедить ученика в важности школьного предмета литературы. Для привлечения внимания и интереса детей к этому предмету важно не зацикливаться лишь на какой-нибудь одной форме ведения урока, а стараться разнообразить способы работы с детьми на уроках литературы.
Мне кажется, самыми интересными для учащихся являются нетрадиционные формы уроков в процессе преподавания литературы.
Нетрадиционные уроки по литературе позволяют расширять кругозор учащихся, повышать их культурный уровень, вызывают стойкий интерес к предмету.
Кроме того разнообразные формы этой работы дают возможность ученикам проявить свои способности, а иногда и дарования, глубже познакомиться с произведениями художественной литературы, искусства, способствуют развитию у школьников чувства прекрасного, любви к родной природе, стремления эту красоту, это богатство ценить и беречь, самим участвовать в созидательном труде.
При подготовке к подобным урокам много времени уходит на обдумывание и составление программы литературной игры, викторины, зарисовки, литературного вечера, на подбор отрывков для художественного чтения и инсценировки, на просмотр и отбор литературы, рекомендуемой учащимся для докладов, и т. д. Но нетрадиционные уроки, на мой взгляд, хороши тем, что ученики начинают включаться в работу задолго до самого протекания урока, принимая непосредственное участие при подготовке к нему, подбирая интересный тематический материал, оформляя газету к уроку на соответствующую тему, выставку рисунков и фотографий.
Подросток нередко чувствует себя непонятым, заброшенным, несчастным. Ему кажется, что никому нет дела до его способностей и дарований. Более того нередко он боится быть осмеянным сверстниками и неоцененным взрослыми. Нетрадиционные уроки литературы позволяют отступить от общепринятых форм ведения уроков, тем самым раскрепощают детей, дают им возможность проявить себя не в тесных рамках учебной деятельности, а в творческой обстановке, где они смогут свободно общаться, спорить, искать и, конечно, находить самостоятельно правильные решения различных вопросов и проблем.
На уроках литературы ребята познают мир, учатся выделять главное, значимое в поступках и переживаниях как литературных героев, так и героев повседневной жизни, учатся общаться, находить интересное и прекрасное в любом человеке.
Умение общаться, которое подростки постепенно приобретают, - большое искусство и жизненно важная необходимость. Общение даёт знания, радость от взаимопонимания, ощущение своей социальной полноценности. Преодоление робости, стеснительности, неуверенности в себе лучше всего достигается через общение, которое и осуществляется во время проведения, а особенно подготовки, литературных вечеров и праздников.
Нетрадиционные уроки часто имеют форму яркого, броского, зрелищного представления, в котором превалирует динамичное игровое начало. Эта форма имеет единый авторский замысел, в котором в процессе монтажа сплавляются различные виды и жанры литературы и искусства. Такая работа помогает детям обрести социальный опыт. Известно: чтобы воспитать какое-либо положительное качество, необходимо показать детям его образец. И эта форма работы именно такой образец. Причём делается это ярко и привлекательно – значит легко и доступно для понимания. Сильный воспитательный эффект обусловлен тем, что дети, сопереживая персонажам, самостоятельно избирают образец для подражания. Сила воздействия на личность самостоятельно добытых, прочувствованных ценностей очень велика. Дети учатся находить красоту в жизни, которая повседневно окружает их, создавать эту красоту из самого заурядного, задумываться о смысле и цели жизни, о неразрывной связи со всем, что есть на земле, о том, что человек – частица вечности, звено в цепи поколений, соединяющее прошлое, настоящее и будущее.
Показательным в этом отношении уроком литературы в 6 - 11 классах, во-первых, знакомящим учащихся с жизнью и творчеством А.С.Пушкина, во-вторых, рассказывающим о друзьях поэта, и, в-третьих, подтверждающим связь времён и поколений, можно считать литературно-музыкальный вечер «Судьба и Родина – едины!» (см. приложение).
Для пятиклассников урок литературы – совершенно новый школьный предмет, который ассоциируется у них с чтением. Чтобы заинтересовать детей и показать разницу предмета литературы и чтения, который был у ребят в начальной школе, преподаватель должен в лёгкой и доступной для пятиклассников форме учить их вести беседу о прочитанном произведении, рассуждать, анализировать, давать оценку поступкам и характерам героев, делать с помощью учителя свои выводы.
Для достижения этой цели, я считаю, очень продуктивны нетрадиционные уроки-инсценировки, уроки-викторины, уроки-КВНы и другие формы, вызывающие положительные эмоции у детей.
Считаю уместным в рамках этой работы предложить вариант ведения урока литературы в 5 классе «По дорогам сказки» (см. приложение).
Учащимся любого возраста свойственен дух соревнования. Соперничество стимулирует у ребёнка желание проявить себя как думающего, умного человека. Поэтому, думаю, очень популярны и продуктивны в изучении литературы в любом классе такие формы проверки и закрепления материала как командные игры, викторины и конкурсы.
В качестве примера групповой работы могу привести литературную интеллектуальную игру для девятиклассников «По страницам комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» (см. приложение), стимулирующую самостоятельность учащихся в поиске ответов на поставленные вопросы, развивающую умение социально-психологической характеристики персонажей, выявляющую степень усвоения ребятами пройденного материала.
Литературный КВН – одна из форм проведения урока, способствующая самопознанию и саморазвитию учащихся, проявлению у них творческих способностей, инициативы и самостоятельности. Такая форма урока обучает навыкам групповой работы, а также способствует проявлению индивидуальности каждого ребёнка. Подготовка к уроку-КВНу содействует развитию коммуникативных навыков детей, развивает креативные способности учащихся, их умения и навыки в поиске, обработке, систематизации и передаче информации. Во время подготовки к такому уроку классный коллектив сплачивается и развивается посредством совместной деятельности.
Любой нетрадиционный урок, прежде всего, содействует созданию положительного эмоционального настроя и благоприятной атмосферы в классном коллективе. Создаётся психологически комфортная ситуация для творческого самовыражения учащихся, проявления их активности и фантазии. У ребят формируются умения и навыки самоанализа своих действий, поступков, достижений.
Литературные викторины, инсценировки, вечера и другие формы проведения нетрадиционных уроков в школе раскрывают таланты детей. Ведь ребята пробуют себя во многом. При подготовке нужны художники, дизайнеры, гримёры, танцоры, певцы, чтецы, музыканты. Дети постигают актёрское мастерство, учатся держаться на сцене. Они лучше узнают писателей, психологию творчества, понимают созданных ими героев, чувствуют время. А самое главное – это для них праздник, который они создали для себя сами, своим творчеством, выдумкой, фантазией и знаниями.