Статья Система подготовки кадров высшей квалификации


СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ.
ДРОБЫШЕВА М.В.
Педагог дополнительного образования МБОУДО ЕЦВР
Улучшение социально-экономического положения страны, модернизация отраслей хозяйства и производственного комплекса, создание новых технологий, не возможны без развития научного потенциала общества. Подготовка кадров высшей квалификации является фундаментом для развития научной среды и усовершенствования образовательного пространства территории. В связи с этим, весьма актуальным является анализ особенностей и динамики подготовки аспирантов в ЮФО, места занимаемого регионом в научно-образовательной сфере страны, как цель исследования,.В Российской Федерации подготовка аспирантов осуществляется в научно-исследовательских организациях и высших учебных заведениях (805 и 698 организаций соответственно). При этом, если в ведущих образовательных центрах страны, ЦФО и СЗФО, формирование молодых учёных происходит преимущественно за счёт научно-исследовательских институтов (494 НИИ против 306 вузов), то в ЮФО подготовка кадров высшей квалификации осуществляется в большей степени в высших учебных заведениях.
Так, подготовку аспирантов в ЮФО в 2014 г. осуществляли 88 организаций (5 место среди всех округов РФ), в том числе 59 вузов и 29 НИИ. Из них 5 университетов входят в число 100 лучших вузов России (Южный федеральный университет, Кубанский государственный университет, Астраханский государственный технический университет, Южно-Российский государственный технический университет, Кубанский государственный технологический университет). В нулевые годы количество аспирантур в регионе последовательно росло (с 65 в 2000 г. до 91 в 2012 гг.), в последующем наметилась тенденция к сокращению, в связи с проводимыми министерством образования реформами, объединениями вузов и ужесточением требований к учёным советам [1].
Численность аспирантов в ЮФО составила 8 355 человек в 2014 г. (7% от всех аспирантов по РФ, 5 место среди округов) 97% из них обучалось в вузах. За период 2000-2012 гг., вместе с ростом научных организаций в регионе, отмечался и рост количества аспирантов до 10-12 тыс. человек, однако к 2014 г. в связи с изменениями в структуре высшего образования, их численность стала возвращаться к значению 2000 года (7304 человека) [2].
По количеству аспирантов в ЮФО лидирует Ростовская область 48 % , на втором месте Краснодарский край 33%, далее – Волгоградская область 24 % , Астраханская область 9 %, Адыгея 5% и Калмыкия 3%.
Приём в аспирантуру в ЮФО в 2014 г. стал минимальным с 2000 гг. и составил 2191 человек (6,6% от РФ, ), в 2007 г прием аспирантов напротив стал максимальным и составил 3474 человек 6,7 % от РФ.). Среди субъектов ЮФО лидируют Ростовская область 62 % и Краснодарский Край 37 %, Волгоградская область – 27 %, Астраханская область 11 %, Республика Адыгея- 5% , Республика Калмыкия- 3%.
Больше половины аспирантов – 54,8% - обучалось в очной форме (в стране в целом – 65,3%), при этом популярность заочной формы обучения постепенно растёт (с 31,3% в 2000 г. до 45,2% в 2014 г.).
Прием Форма обучения Выпуск
РФ ЮФО РФ ЮФО РФ ЮФО
Очная Заочная Очная Заочная Всего с защитой диссертации Всего с защитой диссертации
2000 43100 2600 83240 34754 4835 2199 24828 7503 1401 458
2007 51633 3474 98121 44748 6452 3585 35747 10970 2494 876
2014 32981 2191 78272 41598 4580 3775 28273 5189 1944 416
Подготовка аспирантов осуществляется по 20 отраслям наук. Наиболее востребованными специальностями аспирантской подготовки являются технические и экономические науки, на их долю в 2014 г. приходилось соответственно 27,2% и 13,7% от общей численности аспирантов. Эти отрасли являются лидерами по численности аспирантов на протяжении последних 15 лет. Распределение аспирантов по отраслям наук в большей степени соответствует запросам развития инновационной экономики: более высокая численность аспирантов отмечена в технических – 20,8%, медицинских – 18,0%, биологических – 12,2%, в физико-математических – 10,2% и в науках о Земле – 9,1%. Число аспирантов в ЮФО по отраслям наук распределилось следующим образом, в порядке убывания: технические 2414 (6,2% от РФ), экономические 1894 (8,3%), юридические 891 чел. (8,7%), медицинские 842 чел (8,6 %), СЕЛЬСКО-ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ 615 (12,7), педагогические 572 чел (6,4 %), Филологические 475 чел (7.5 %), биологические 464 (6,9), физико-математические 368 (4,6 от РФ), НАУКИ О ЗЕМЛЕ 252 чел. (4.4 %), исторические и археология 238 (5,6 %),социологические 222чел (8,5 %), психологические 220 (6,3 %), философские 204 (7,4 %), политология 151 чел (7,4%), химические 148 (4,6 от РФ), культурология 90 (8,8 %), искусствоведение 84 (3,9 %). Поло-возрастной состав аспирантов в России выглядит следующим образом. Наиболее многочисленная возрастная группа аспирантов – до 26 лет (63,1%), т.е. лица, поступающие в аспирантуру сразу после окончания университета. Однако за последние десять лет наблюдается снижение их доли аспирантов в возрасте до 26 лет с 75,3% в 2000 г. до 63,1% в 2013 г. Одновременно, заметно увеличилась доля аспирантов в возрасте 31-34 лет – с 6,8% в 2000 г. до 9,8% в 2013 г. С этим связано увеличение среднего возраста аспирантов с 26 лет в 2000 г. до 27 лет в 2013 г.
Женщины в общей численности аспирантов составили 56671 человек или 47,3%, мужчины соответственно – 63197 человек (52,7%). Мужчины преобладают в структуре обучающихся до 26 лет, в более старших возрастах превалируют женщины. Общероссийская тенденция во многом, повторяется и в отдельных регионах страны
Удельный вес женщин за последние десять лет остается практически неизменным и колеблется от 44% в 2000 г. до 47,3% в 2013 г. Среди аспирантов доля мужчин в возрасте до 26 лет составила 68,8%, а доля женщин –29 лет – 18,6%, 30-34 года – 11,6%).Выпуск из аспирантуры южного региона в этот же период составил 1944 аспиранта (7,1% от всех аспирантов по РФ), из них 96% - выпуск вузовских обучающихся.
Выпуск с защитой диссертаций составил 416 человек или 20,9% от всех научных сотрудников, завершивших обучение (в 2000 г. этот показатель составлял 32,7%, в 2007 г. поднимался до 35%). В то же время в стране это значение ещё ниже – 30,2% в 2000 г, 30,7% в 2007 г. и 18,4% в 2014г. Доля аспирантов ЮФО среди защитивших диссертацию в 2014 г. составила 8% (5 место среди округов). Несмотря на это, ЮФО в 2014 г. стал лидером среди всех федеральных округов по отношению количества защитивших диссертацию к общей численности выпускников аспирантуры.
Интересным является тот факт, что в ЮФО доля заочников, защитивших диссертацию по окончании обучения, несколько выше, чем очников (22,6% против 19,9%), что повторяет общероссийскую тенденцию (18,9% против 18,1%). В 2000 г. в данной категории преобладали очники (33,7% аспирантов, обучавшихся по очной форме против 29,9% обучавшихся по заочной форме).
В 2014 г. при среднем показателе результативности деятельности аспирантуры 18,4% (выпуск из аспирантуры с защитой диссертации), самый высокий показатель наблюдался в медицинских науках – 31,3% выпускников аспирантуры завершили обучение с защитой диссертации. В сельскохозяйственных науках этот показатель составил 23,9%, в химических науках – 22,8%, в филологических науках – 20,5%, в педагогических науках – 19,9% и в физикоматематических науках – 18,6%, Науки о Земле- 19,8%. По сравнению с 2000 г. среди выпускников аспирантуры во всех отраслях наук сократилось число защит диссертаций.
На сегодняшний день, политика государства в сфере высшего образования и науки направлена на повышение качества научной и исследовательской деятельности, в связи с чем происходит уменьшение количества организаций, осуществляющих подготовку кадров высшей квалификации, ужесточение требований к их работе и самим обучающимся, усиление контроля за уровнем подготавливаемых квалификационных работ. Данные тенденции не могли не отразиться и на системе подготовки аспирантов Южного федерального округа. В последние годы в регионе отмечается сокращение организаций, занимающихся подготовкой научных кадров, уменьшение численности аспирантов, при этом фиксируется рост количества защит после окончания обучения и некоторая переориентация приоритетов обучения с очной на заочную форму. Таким образом, проведённый автором анализ статистических данных за десятилетний период выявляет современные особенности и место южного федерального округа в научном потенциале страны, что позволит впоследствии определить основные перспективы и направления развития системы подготовки кадров высшей квалификации Южного региона России.
литература
1. Статистика науки и образования. Выпуск 4. Подготовка научных кадров высшей квалификации в России. – Москва, 2015. – 180 с.
2. Статистика науки и образования. Выпуск 5. Организации и персонал, выполняющие научные исследования и разработки. – Москва, 2015. – 115 с.
3. Статистика образования в Российской Федерации в цифрах: 2013,
5.. НАУКА РОССИИ В ЦИФРАХ 2013 Статистический сборник Москва2013
6. ПОДГОТОВКА НАУЧНЫХ КАДРОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ В РОССИИ 2013 Статистический сборник Москва 2013