КУРСОВА РОБОТА Создание акмеологического пространства на уроках физики способами компетентностно интерактивной технологии обучения
КУРСОВА РОБОТА
Создание акмеологического пространства на уроках физики способами компетентностно интерактивной технологии обученияВыполниласлушатель курсов (Компетентносно ориентированный урок физики: теория и практика его проведения)
Сухаревская Е.Е.
Аннотация
Сухаревская Е.Е. Создание акмеологического пространства на уроках физики способами компетентностно интерактивной технологии обучения: Курсовая работа. – Донецк, Донецкий РИПДО, 2016.- 26 с.
Курсовая работа состоит из введения, основной части, заключения, списка литературы, включающего 14 наименования.
В работе раскрывается сущность акмеологического подхода как методической основы современной инновации в образовании. Представленны конкретные виды акмеологических технологий обучения на уроках физики, которые раскрывают особенности применения акмеологического подхода на практике, а так же развитие способности учащихся, применять полученные знания и умения в жизненных ситуациях; воспитание эффективного, конкурентоспособного работника; творческого, самостоятельного, ответственного, коммуникабельного человека, способного решать проблемы личные и коллектива.
Особое внимание уделено проблеме организации учебной деятельность участников образовательного процесса так, чтобы в максимальной степени реализовать потенциальные возможности курса физики для обеспечения личностного роста обучающихся.
Ключевые слова: методическая компетентность, акмеологический подход, акмеологические технологии.
Содержание
TOC \o "1-3" \h \z \u ВВЕДЕНИЕ PAGEREF _Toc436927241 \h 4ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ5
Акмеологическое пространство на уроках физики как компетентностно интерактивная технология обучения ………………………………………………5
1.1 История возникновения понятия «акмеология, акмеологическое пространство»5
1.2 Пространственно-предметный компонент акмеологического пространства6
1.3 Технологический компонент компонент акмеологического пространства7
1.4 Социальный компонент акмеологического пространства ……………………8
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Примеры использования форм и методов при создании технологического компонента акмеологического пространства урока. …….10ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Карта наблюдения за влиянием ключевых компонентов акмеологического пространства на уровень усвоения знаний на уроках физики. 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ PAGEREF _Toc436927254 \h 25
ВВЕДЕНИЕ
Цель опыта: создание условий для интеллектуального и творческого развития обучающихся.
Предмет исследования - технология создания акмеологического пространства на уроках физики.
Проблема развития познавательной активности обучающихся не нова, но по-прежнему актуальна. Являясь учителем физики, я замечаю тенденцию снижения интереса обучающихся к предмету. Одну из причин такого положения вещей называют американские физики: «Все согласны с тем, что физика – одна из самых интересных наук. В то же время многие учебники физики никак не назовешь интересными. В таких учебниках изложено все, что следует по программе. Там обычно объясняется, какую пользу приносит физика и как важно ее изучать, но из них очень редко можно понять, почему заниматься физикой интересно. А ведь эта сторона вопроса тоже заслуживает внимания». Поэтому сейчас актуальна проблема развития предметного пространства ученика.
Основная задача моей деятельности – создание такого предметного пространства, которое бы позволяло создавать благоприятные психолого-педагогические условия для обучения, воспитания и развития личности ребёнка, способствовало достижению им наивысших результатов, т.е. акмеологического пространства.
Акмеологическое пространство на уроках физики как компетентностно интерактивная технология обучения
Пути повышения эффективности обучения ищут во всех странах мира. Проблема результативности, качества образования - одна из актуальных и приоритетных в системе современного отечественного образования. Одним из важных направлений решения этой проблемы является разработка и внедрение новых педагогических технологий. В основе многих из них - обращение к личности и индивидуальности каждого ученика.
Как сформировать у растущей личности умение жить, умение достичь жизненного успеха в сложном, быстро меняющемся современном социуме? Дать ответ на эти вопросы и реализовать подобную модель обучения, которая обеспечивает достижение результата, соответствующего цели гуманизации, и повышает качество образования, призваны акмеологические технологии.
Акмеология – новая наука, уверенно заявившая о себе в конце 80-х гг 20-го века. Четко обозначив свои цели и задачи, очертив предметное и объектное пространство, научную проблематику, акмеология сразу приобрела независимый статус – была официально зарегистрирована как самостоятельная наука.
В 1991 году была создана и официально зарегистрирована Международная академия акмеологических наук со своей штаб-квартирой в Санкт-Петербурге. В 1994 году начал издаваться теоретический журнал «Акмеология», а с 1997 года и журнал «Вопросы акмеологии». Стали регулярно проводиться научные конференции и симпозиумы по акмеологии.
В Моcкве был создан Международный акмеологический институт – первое учебное заведение для подготовки специалистов-акмеологов высшей квалификации. Возникновение, становление и развитие акмеологии непосредственно связано с именами члена-корреспондента РАО, профессора Нины Васильевны Кузьминой и действительного члена РАО, профессора Алексея Александровича Бодалева.
Акмеология в образовании - это наука о закономерностях целостного и устойчивого развития человека.
Акмеологические технологии направлены на достижение успеха каждым учеником и каждым учителем, на формирование устойчивой внутренней мотивации. Под акмеологией, вслед за учёными, такими как А.А.Бодалев, В.Т.Ганжин, А.А.Деркач, я понимаю интегрированную область знаний о достижении человеком вершин своего творчества, образования, профессионализма, это теория высших достижений человека и цивилизации.
Учитывая то, что ведущей формой организации учебной деятельности ученика остаётся урок, актуальным становится вопрос о том, каким образом можно на уроке создать акмеологическое пространство.
Основная цель организации такого пространства урока заключается в стремлении учителя так построить, так смоделировать процесс обучения, чтобы каждый обучающийся оказался в благоприятных для его развития условиях, чувствовал комфортное влияние всего образовательного пространства урока.
Я полагаю, что основой его моделирования может стать эколого психологический подход к созданию развивающей среды урока (Е.А.Климов, Г.А.Ковалев), и тогда модель акмеологического пространства урока будет состоять из трех основных компонентов:
пространственно-предметного;
технологического;
социального.
К пространственно-предметному компоненту акмеологического пространства урока можно отнести:
– наш уютный кабинет, располагающий к эффективной работе: теплый, хорошо освещенный, с необходимым минимумом удобной мебели;
– эстетичный наглядный и дидактический материал развивающего характера. (Например, наш кабинет физики оснащён программно-методическим обеспечением для проведения уроков на электронных носителях. Я широко использую компьютерные наглядные пособия, программу КМ-Школа, электронные учебники и таблицы на CD дисках. В нашем кабинете физики имеются комплект плакатов и таблиц на печатной основе; приборы демонстрационные; лабораторное оборудование; приборы и принадлежности общего значения. В кабинете имеется информационный стенд «Механика» – удобный и надежный помощник при изучении темы «Механика».
– символическая насыщенность, атрибутика. В нашем кабинете физики имеются портреты и ценные высказывания известных физиков.
Наличие пространственно-предметного компонента в моей деятельности характеризует не столько наличие пространственных и предметных «единиц», сколько способ их использование на уроке для усиления мотивации изучения предмета.
Технологический компонент состоит из комплекса элементов, которые позволяют учителю и ученику включиться в различные виды деятельности, актуализирующие их личностный рост и движение к успеху.
Технологический компонент включает в себя:
– деятельностную структуру образовательного процесса;
– стиль преподавания, основанный на принципе развития партнерских отношений между учителем и учеником, учениками;
– личностно ориентированные формы обучения.
Иначе говоря, технологический компонент – это педагогическое обеспечение развивающих возможностей образовательного пространства.
Продумывая урок, мне хочется, чтобы учебный материал и приемы учебной работы были достаточно разнообразны, что способствовало бы повышению познавательного интереса. На своих уроках я стараюсь использовать различные формы и методы, которые могли бы повысить интерес обучающихся при изучении физики.
К примеру, я использую элементы рейтинговой технологии, элементы технологии обучения как эксперимент, элементы личностно-ориентированной технологии, элементы технологии саморазвития и формирования творческой личности. Во время уроков стараюсь реализовать педагогику совместной работы, принцип проблемности и наглядности, принцип связи теории с практикой, воспитывать у обучающихся ответственность, настойчивость, старательность и самостоятельность; реализовываю межпредметные святи.
Так, основываясь на личностные особенности каждого ребёнкаДля контроля знаний и умений обучающихся использую индивидуальный, фронтальный, тестовый опрос, физические диктанты, взаимоопрос, работу в малых группах, самостоятельные работы.
- При изложении нового материала пользууюсь элементами эвристической беседы, блочным закреплением материала, создаю проблемные ситуации, которые решаются на уроках обучающимися.
- Для индивидуальной работы с обучающимися провожу консультации, привлекаю учащихся к творческой работе в процессе создания проэктов и подготовке воспитальных мероприятий, которые проводяться в школе.
- Для активизации познавательной деятельности на уроках широко использую демонстрационный эксперимент, проблемные задания, связаные с повседневной жизнью, информационные технологи.
(Приложение 1)
Социальный компонент несет на себе основную нагрузку по обеспечению возможностей удовлетворения и развития потребностей учеников, в сохранении и улучшении самооценки, в признании со стороны окружающих.
Основные элементы социального компонента:
– авторитет учителя;
– позитивные установки на деятельность и взаимодействие;
– участие каждого ученика в управлении образовательным процессом;
– качественная результативность взаимодействия субъектов.
Одним из важных моментов реализации этого компонента является авторитет учителя. Постоянно работая над собой, я стараюсь, чтобы мой внутренний мир был богат и интересен. Я систематически работаю с методической литературой, повышаю свой профессиональный уровень, изучаю инновационные педагогические технологии из литературных источников и сети Internet. Виписываю газету «Физика в школе». При подготовке к занятиям использую компьютерные программы «Физика. Экспрес-подготовка», мультимедийний комплект Квазар-Микро, КМ-Школа.
Модель предусматривает взаимосвязь и созависимость компонентов между собой. Так, «пересечение» пространственно-предметного и технологического компонентов обеспечивает содержание урока. «Пересечение» пространственно-предметного и социального компонентов создает определенный психологический климат, а «пересечение» социального и технологического – определенный характер взаимоотношений субъектов. Все субъекты образовательного пространства – учитель и обучающиеся – находятся в эпицентре модели. Безусловно, нам, учителям, принадлежит ключевая роль в организации акмеологического пространства урока. Мы, учителя, будем профессионально успешны, если ощутим свою связь с другими людьми, рассмотрим себя в качестве компетентных специалистов, несущих ответственность за свои действия и заслуживающих доверия, оценивающих себя как привлекательных и любимых другими людьми.
Такая система работы позволяет добиться глубокого усвоения знаний, умений применять их в измененных ситуациях, развивает интеллект, трудолюбие, самостоятельность мышления, целеустремленность, формирует профильную направленность и предполагает серьёзную подготовку к урокам: тщательный подбор задач разного уровня, демонстрационных опытов, видеофильмов, компьютерных программ. (Приложение 2)
Приложение 1
Примеры использования форм и методов при создании технологического компонента акмеологического пространства урока.
Дидактическая игра.
Использование на уроках дидактической игры особо повышает интерес к предмету; индивидуализирует и коллективизирует познавательную деятельность обучающихся на уроке; развивает наблюдательность, умение видеть необычное в знакомых вещах; активизирует познавательную активность обучающихся. Игра, учение и труд являются основными видами деятельности человека. При этом игра готовит учащегося, как к учению, так и к труду, сама, являясь одновременно и учением и трудом. К таким играм можно отнести:
1) Игры с жесткими правилами:
физическое лото;
работа с шифровками (чайнворды; плетенки; ребусы; головоломки);
домино;
компьютерная игра.
2) Ролевые игры:
игры-драматизации;
аукционы;
маскарады;
соревнования.
3) Коррекционные игры:
психологические игры-упражнения;
логические игры;
разноцветные маршруты;
физические кубики;
игры по станциям;
игры-путешествия.
4) Игра-семинар. Лучшей формой его проведения служит игра типа телевизионной «Что, где, когда?». В число вопросов можно включать чисто физические по пройденной теме, прикладные о практическом применении физики и межпредметные. Семинары можно проводить и по типу других игр: «Звездный час», «Поле чудес» и т.д.
5) Пресс-конференции.
Я довольно часто включаю игровой момент в свои уроки, и ребята их очень любят, к ним специально готовятся, тем самым изучают дополнительный материал к домашнему заданию.
Наиболее полюбившиеся игры у моих учеников:
Блок 1. Игра СЧАСТЛИВЫЙ КУБИК
Опыт показывает, что эффективно использовать данную игровую методику во всех классах. В этой игре принимает участие от одного до шести учеников. Для игры требуется большой кубик, на гранях которого написаны тексты задач или их номера. Игру можно проводить во время устного ответа учеников у доски.
Желающие получить оценку выходят к доске и бросают кубик. Нужно за время ответа одноклассника решить задачу, которая выпала на кубике. Ученик может получить отличную оценку или не получить ничего. На гранях кубика задачи разной сложности. Как повезет.
ПРИМЕРНЫЙ ВАРИАНТ ЗАДАЧ (7 класс).
На какую глубину может спуститься ныряльщик, если он выдерживает давление 200000 Па?(20 м)
Определить давление морской воды на глубине 40 метров. (412000 Па).
Чему равна плотность воды на глубине 300 м, если давление равно 3114 кПа? (1038кг/м³)
Найти силу давления, которую испытывает аквалангист на глубине 400 м, если площадь его тела равна 1, 5 м². (2746667Н)
В аквариум длиной 30 см и шириной 20 см налита вода до высоты 25 см. определить давление на дно аквариума. (2500 Па, 150 Н)
Какую массу керосина можно налить в прямоугольный бак длиной 1,2 м, шириной 70 см, высотой 50 см? Каково давление керосина на стенку бака на глубине 40 см? (336 кг, 3200 Па).
Блок 2. СОСТАВЛЕНИЕ КРОСВОРДОВ ИЛИ АНТИКРОСВОРДОВ.
Провожу на обобщающих уроках по разным темам во всех классах.
Обучающимся предлагается составить кроссворд по какой-либо теме или по готовому кроссворду подобрать вопросы. Выигрывает тот, кто за определенное время составил кроссворд из большего числа слов. Можно разбить класс по группам. После завершения работы над кроссвордом, ребята меняются кроссвордами и работают над антикроссвордом.
Решение кроссворда в 8 классе по теме «Электричество»
1 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 1 1 1 Источник тока (элемент), в котором внутренняя энергия нагревателя превращается в электрическую.
Источник тока, в котором световая энергия непосредственно превращается в электрическую.
Чертеж, на котором изображен способ соединения электрических приборов в цепь.
Явление упорядоченного движения заряженных частиц.
Итальянский ученый, построивший первый источник тока.
Часть электрической цепи, служащая для соединения остальных ее частей.
Часть электрической цепи, в которой электрическая энергия потребляется, превращаясь в другой вид энергии.
Часть электрической цепи, служащая для ее замыкания и размыкания.
Соединение электрических проводов.
Одно из мест на источнике тока, в котором присоединена клемма для включения его в электрическую цепь.
Материал пластины простейшего химического источника тока, которая заряжена отрицательно.
Итальянский ученый, в честь которого названы элементы – химические источники тока.
Источник тока, требующий предварительной зарядки.
Блок 3. МОЗГОВОЙ ШТУРМ
Развитие творческого стиля мышления – его основная цель.
Дидактические ценности УМШ:
это активная форма работы, хорошее дополнение и противовес репродуктивным формам учебы;
обучающиеся тренируют умение кратко и четко выражать свои мысли;
участники штурма учатся слушать и слышать друг друга, чему особенно способствует учитель, поощряя тех, кто стремится к развитию предложений своих товарищей;
учителю легко поддержать трудного ученика, обратив внимание на его идею;
наработанные решения часто дают новые подходы к изучению темы;
УМШ вызывает большой интерес учеников, на его основе легко организовать деловую игру.
Например, задача при изучении темы «Тепловые явления» в 8 классе: надо быстро (!) охладить стакан с кипятком. Как быть? Требуется найти решение.
Уточняю:
- Что есть в условии задачи? Стакан, кипяток, вы, кухня и все, что есть на кухне, - это ресурс для решения задачи. Используем приемы: посредник + физический эффект (переход тепла от горячего к холодному телу).
Возможные ответы обучающихся:
1. Добавить холодную воду, заварку или молоко.
2. Налить в блюдечко, в суповую тарелку, в массивную миску.
3. Много раз переливать из стакана в стакан, держа их на большом расстоянии друг от друга.
4. Добавить много варенья или сахара.
5. Переливать через воронку.
6. Погружать холодные ложки.
7. Поставить в морозилку, в кастрюлю с холодной водой, в снег... и т.д.
8. Бывает, дети дружно повторяют ранее высказанную идею, не предлагая своих. Не обостряю ситуацию, спрашиваю: "А что ты предложишь свое?" Повторяю вопрос ребенку лично. Бывает, дети молчат. У кого нет ни одной идеи, задаю наводящие вопросы.
Блок 4. «АЖУРНАЯ ПИЛА».
Широко применяю при изучении таких тем, как «Силы в природе» (10 класс), «Явление капиллярности. Явления смачивания и несмачивания» (7 класс), «Тепловые двигатели» (10 класс). Ребята организуются в группы по 6 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты (логические или смысловые блоки). Порядок работы в группах:
каждый член группы находит материал по своей части;
«встреча экспертов» из разных групп по одному и тому же вопросу;
обучение других членов в своей группе.
Все члены узнают материал в целом.
Блок 5. «ЛОВИ ОШИБКУ!»
Широко применяю при изучении таких тем как «Электрический ток» (8 класс), «Параллельное последовательное соединение проводников» (8 класс), «Изопроцессы» (10 класс).
ФОРМУЛА 1:
при объяснении нового материала, намеренно допускаю ошибку. Ученики предупреждены об этом и должны выявить ошибки в изложении.
ФОРМУЛА 2:
ученики получают текст со специально допущенными ошибками, их необходимо отыскать и объяснить, как должно быть правильно.
Приложение 2
Карта наблюдения за влиянием ключевых компонентов акмеологического пространства на уровень усвоения знаний на уроках физики.
Класс: 10 АТема: «Кинематика»
Урок №1 «Механическое движение и его виды. Материальная точка. Системы отсчёта. Путь и перемещение. Относительность механического движения».
Обеспечение акмеологического пространства:
пространственно-предметный фактор (тёплый, хорошо освещённый кабинет физики; наглядный материал (демонстрационное оборудование, таблицы, стенд на стене);
технологический фактор (работа в группах из 5-6 человек, работа в парах, постановка проблемного вопроса, работа с индивидуальными картами);
социальный (доброжелательная атмосфера на уроке, доступное объяснение, тип общения на уроке).
№ ФИ Пространственно-предметный Технологический Социальный
Тёплый, освещённый каб. Наглядный материал Факторы, отвлекающие внимание Работа в группах (5-6 чел) Работа в парах Ответ на проблемный вопрос Работа по индивидуальной карте Доброжелательная атмосфера на уроке Доступное объяснение Тип общения на уроке
авторитетный демократичный
1 Власова Юлия + + + + + + + + + 2 Гаража Юлия + + + + + + + + +
3 Гусейнов Камил+ + Шум в коридоре + + + + + + +
4 Жиденко Марина + + + + + + + + + 5 Ильченко Алёна + + + + + + + + 6 Кацуба Яна + + + + + + + + 7 Коваленко В. + + + + + + + + + 8 Колода Ирина + + Шум в коридоре + + + + + + + 9 Коляда Руслан + + + + + +
10 Пац Еветта+ + + + + + + + + 11 Позднякова А. + + + + + + + + 12 Репетий Карина + + + + + + + + + 13 Савченкова А. + + + + + + + + + 14 Самайчук Алекса + Шум в коридоре + + + + + + +
15 Скорик А. + + + + + + + + +
16 Хуранова жанна+ + + + + + + + + 17 Штырикова М. + + + + + + + + + 18 Шульган Егор + + + + + + + + + Урок №2 «Основная задача механики и способы её решения в кинематике. Равномерное прямолинейное движение. Скорость движения».
Обеспечение акмеологического пространства:
пространственно-предметный фактор (тёплый, освещённый кабинет русского языка и литературы; наглядный материал);
технологический фактор (взаимоопрос, работа в парах, с.р. в виде теста, игра «Кубик-рубик»);
социальный (доброжелательная атмосфера на уроке, доступное объяснение, тип общения на уроке).
№ ФИ Пространственно-предметный Технологический Социальный
Тёплый, освещённый каб. Наглядный материал Факторы, отвлекающие внимание взаимоопросРабота в парах Тестовая с.р. Игра «Кубик -рубик» Доброжелательная атмосфера на уроке Доступное объяснение Тип общения на уроке
авторитетный демократичный
1 Власова Юлия + + Портреты русских писателей + + + + + + + 2 Гаража Юлия + + + + + + + +
3 Гусейнов Камил+ + + + + + + + +
4 Жиденко Марина + + + + + + + 5 Ильченко Алёна + Яркие стенды + + + + + + 6 Кацуба Яна + + + + + + 7 Коваленко В. + + Яркие стенды + + + + + + + 8 Колода Ирина + + + + + + + + 9 Коляда Руслан Портреты русских писателей + + + + + +
10 Пац Еветта+ + Яркие стенды + + + + + + + 11 Позднякова А. + Яркие стенды + + + + + + 12 Репетий Карина + + + + + + + + + 13 Савченкова А. + + Символич. Насыщ. кабинета + + + + + + + 14 Самайчук Алекса + + + + + + +
15 Скорик А. + + + + + + + + +
16 Хуранова жанна+ + + + + + + + + 17 Штырикова М. + + + + + + + + + 18 Шульган Егор + + + + + + + + + Урок 5 «Графики равноускоренного движения».
Обеспечение акмеологического пространства:
пространственно-предметный фактор (тёплый, освещённый кабинет информатики; наглядный материал (использование компьютера и интерактивной доски);
технологический фактор (опрос по цепочке, работа в группах, решение кроссворда, игра «Лови ошибку»);
социальный (доброжелательная атмосфера на уроке, доступное объяснение, тип общения на уроке).
№ ФИ Пространственно-предметный Технологический Социальный
Тёплый, освещённый каб. Наглядный материал Факторы, отвлекающие внимание Опрос по цепочке Работа в группах решение кроссворда Игра «Лови ошибку» Доброжелательная атмосфера на уроке Доступное объяснение Тип общения на уроке
авторитетный демократичный
1 Власова Юлия + + + + + + + + + 2 Гаража Юлия + + + + + + + + +
3 Гусейнов Камил+ + + + + + + +
4 Жиденко Марина + + + + + + + + 5 Ильченко Алёна + + + + + + + + + 6 Кацуба Яна + + + + + + + 7 Коваленко В. + + + + + + + 8 Колода Ирина + + + + + + + + 9 Коляда Руслан + + + + + + + +
10 Пац Еветта+ + + + + + + + 11 Позднякова А. + + + + + + 12 Репетий Карина + + + + + 13 Савченкова А. + + + + + + + + + 14 Самайчук Алекса + + + + + + + + +
15 Скорик А. + + + + + + +
16 Хуранова жанна+ + + + + + + + 17 Штырикова М. + + + + + + + 18 Шульган Егор + + + + + + + + + 1.2 Динамика развития интереса обучающихся к изучаемому материалу.
Тема «Кинематика», 10 класс (8 ч.).
Урок №1 «Механическое движение и его виды. Система отсчёта. Траектория движения. Путь и перемещение» Урок №5 «Равноускоренное движение. Ускорение. Скорость тела и пройденный путь при равноускоренном движении» Урок №6 «Свободное падение тел. Ускорение свободного падения» Урок №8
Урок контроля знаний по теме «Кинематика»
Тестовая форма контроля Комбинированная самостоятельная работа Развёрнутый ответ на вопрос Контрольная работа
Власова Юлия 3 4 4 4
Гаража Юлия 3 3 4 4
Гусейнов Камил3 4 4 4
Жиденко Марина 4 4 5 5
Ильченко Алёна 3 3 4 4
Кацуба Яна 3 4 4 5
Коваленко В. 3 3 3 3
Колода Ирина 4 4 4 4
Коляда Руслан 3 3 3 3
Пац Еветта4 5 5 5
Позднякова А. 3 3 4 4
Репетий Карина 5 5 5 5
Савченкова А. 3 3 4 4
Самайчук Алекса 4 3 4 4
Скорик А. 5 5 3 3
Хуранова жанна4 3 4 4
Штырикова М. 4 3 4 4
Шульган Егор 3 3 3 3
1.3 График зависимости влияния ключевых компонентов акмеологического пространства на уровень усвоения материала.
Вывод. Проведённые исследование показали, что пространственно-предметный, технологический и социальный факторы в разной мере влияют на уровень усвоения учащимися предметного материала. Сравнительный анализ достижений обучающихся 9 класса за 2015-2016 уч.года по теме №1 «Кинематика» 10 класс.
№ ФИ Годовая оценка
9 класс К.р. №1 по теме «Кинематика» 10 класс
1 Власова Юлия 4 4
2 Гаража Юлия 4 4
3 Гусейнов Камил4 4
4 Жиденко Марина 4 5
5 Ильченко Алёна 4 4
6 Кацуба Яна 4 5
7 Коваленко В. 3 3
8 Колода Ирина 4 4
9 Коляда Руслан 3 3
10 Пац Еветта5 5
11 Позднякова А. 3 4
12 Репетий Карина 5 5
13 Савченкова А. 3 4
14 Самайчук Алекса 4 4
15 Скорик А. 3 3
16 Хуранова жанна4 4
17 Штырикова М. 3 4
18 Шульган Егор 3 3
1.5 График зависимости достижений обучающихся 9 класса за 2015-2016 уч.года и по теме №1 «Кинематика» 10 класс.
Вывод. Приведённые данные говорят о том, что акмеологическое пространство предмета положительно влияет на развитие интереса обучающихся к предмету и уровень их знаний.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время в учебно-воспитательном процессе применяется множество методик обучения, используются лучшие достижения педагогики и психологии. Уже стало бесспорным, что обучающийся является субъектом учебно-воспитательного процесса. Широкое распространение получили идеи педагогики сотрудничества, нацеливающие на достижение максимальных результатов в развитии обучающегося в соответствии с его способностями и склонностями, на выработку потребности саморазвития, то есть формирование творческой личности.
Творчество базируется на наличии определенной суммы знаний, позволяющей приобретать навыки решения практических задач, синтезировать на основе ассоциативных связей знания для выявления и постановки новых, более трудных целей и отслеживать правильность путей их достижения. Это, в свою очередь, способствует воспитанию чувства собственного достоинства, формирует творческую личность.
Многие педагоги решают вопросы воспитания самостоятельности, интереса к учению, развития речи, организации учебной деятельности так, чтобы ребёнок чувствовал потребность в знаниях, умел оценивать свой труд, учился успешно.
При традиционной методике решение этих проблем затруднено.
Создание акмеологического пространства на уроке открывает большие возможности в совершенствовании личности обучающихся, способствует эффективному содержанию обучения. Благодаря диагностике можно установить, как влияют разнообразные акмео-приемы и технологии на достижение обучающихся своего АКМЕ в учебной деятельности и саморазвитии.
В ходе научного исследования была изучена учебно-методическая литература, нормативная документация. На основе этого проанализировано понятие «Акмеологии» с позиции разных авторов, рассмотрены принципы, на которых основывается данный подход, в ходе которого выделяются и формулируются требования к организации обучения в рамках компетентностного подхода.
Цели и задачи достигнуты, заявленная тема представлена полностью.
Литература
Бодалев А.А. Акмеология и современные проблемы воспитания. // Акмеология. 2005. №1.
Бодалев А.А. О смысле жизни человека, его акме и других образованиях и их взаимосвязи. // Акмеология, №1, 2
Гин А. Приёмы педагогической техники //Луганск: Учебная книга, 2003.
Лизинский В.М. Прийомы и формы в обучающей деятельности. – Х.: Веста: Изд. «Ранок», 2007. – 160с.
Максимова В. Н. Введение в акмеологию школьного образования [Текст] / В. Н. Максимова. – СПб.: ЛОИРО, 2002.
Максимова В.Н. Акмеология школьного образования. СПб., 2000.
Максимова В.Н. Акмеология: новое качество образования. // Акмеология. 2004. №3.
Полетаева Н.М. «Акмеологическая позиция – ядро здоровой личности педагога и школьника».// Акмеология. 2004. №4. с. 29-35.
Пометун О.И., Пироженко Л.В. Современный урок. Интерактивные технологии обучения. – К.: Изд. А.С.К., 2004. – 192 с.
Скуднова О.Ю. К духовному диалогу через образование. // Акмеология, №1, 2004.
Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию [Текст] / В. А. Ясвин. – М.: Смысл, 2001.
Проектирование акмеологического пространства лицея / [Текст] / А.Сазоненко; Шкільний світ, №13, 2012.
Личностно ориентированный урок: конструирование и диагностика / [Текст] / М. И. Лукьянова [и др.]. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2006.
Профессиональное развитие педагога: психологический аспект. – Х.: Изд. Группа «Основа», 2006. – 144 с. – («Управление школой»; №8)