Картотека дидактических игр в логопедической группе (часть 2)
«Три танца»
Цель: Учить воспринимать танцевальную музыку разного характера.
Ход: дети прослушивают музыку и поднимают картинки соответствующего характера.
«Солнышко и дождик»
Цель: Развивать у детей представление о различном характере музыки (веселая, грустная, спокойная).
Ход: педагог играет два разнохарактерных произведения. Дети поднимают карточки в соответствии с услышанной музыкой (солнышко или тучку).
«Море»
Цель: Учить различать и отмечать смену динамических оттенков, передающих движение волн, то усиливающихся, то затихающих. Учить воспринимать образ могучего грозного моря.
Ход: Дети прослушивают отрывок произведения. Медленная композиция – небольшие волны голубого цвета. Быстрая композиция большие волны темно – синего цвета. Выслушав мелодию, дети поднимают соответствующую карточку.
«На чем играют ?»
Цель: Закрепить звучание инструментов (гармошка, балалайка, курай)
Ход: В игре участвуют подгруппа детей, за ширмой у воспитателя лежат гармошка, балалайка и курай. Воспитатель играет на инструменте за ширмой, а дети должны угадать, какой инструмент звучит.
«Лягушка»
Цель: дать представление о развитии лягушки от икринки до взрослой особи.
Ход: В – ль: Вспомните, где вы видели лягушек, какого они цвета. А вы знаете, что маленькие лягушки совсем не похожи на взрослых? Представим, что за окном весна, ярко греет солнышко, вода в реках становится теплее. В это время в воде можно обнаружить вот такие шарики (кар. №1):липкие, прозрачные, с черной точкой. Это икринки лягушек. Через некоторое время из шарика вырастает головастик, который тоже мало похож на лягушку. У него большая голова, маленькое туловище (кар. №2) Со временем появляются задние лапки (кар. №4) ,Похож теперь головастик на лягушку? Чем отличается? (у него хвост) Наконец, он исчезает и головастик превращается в лягушку (кар. №5)
«Одуванчик»
Цель: дать представление о строении растения, его функциях (на примере одуванчика)
Ход: В – ль: Жил на свете одуванчик. Были у него листья – руки, которые он тянул к солнцу (рис.11,а под лист рис. 9) Что еще есть у од-ка, кроме листьев?
Если дети отвечают, что еще есть цветок, то в – ль над рис. 9 прикрепляет рис. 3 и спрашивает: правильно? Дети : неправильно! В – ль: На чем растет цветок? (рис. 2 под рис. 3, а рис. 9 убирает) Есть у од – кА тонкая ножка – стебелек, на которой и держится цветок,вернее много маленьких цветочков, тесно прижатых друг к другу. Цветы содержат сок-нектар. Прилетит пчела попить его (рис. 3 заменить №6) ,»испачкается» в пыльце,полетит и отряхнет на др. од-чик пыльцу и появятся семена с пушинками-парашютами(менять №6 на №7).
«Вершки – корешки»
Цель: Развивать восприятие детей, обогащать их сенсорный опыт. Учить детей анализировать растения, выделять их части (плоды, листья, корни). Развивать операции сравнения и синтеза. Составлять изображения из 2-х частей, образующих единое растение. Закреплять название растения, знание формы, цвета. Развивать наглядно – образное мышление, воображение.
«Путаница»
Цель: учить детей решать головоломки о природе. Развивать любознательность, развивать речь детей.
«Соседи по планете»
Цель: Учить сравнивать предметы, быстроту мышления познавательной активности, развитие внимания, речи. Формирование сообразительности, сосредоточенности.
«Цветик – семицветик»
Цель: Учить детей слушать и слышать природу, знать чем они могут быть ей полезны.
«Кому что нужно для путешествия?»
Цель: Учить детей находить карточки, изображающие предметы, которые надо взять с собой, отправляясь в горы, в пещеру, в лес, на речку, в море, на север, и с кем ты там можешь встретиться.
Ход: Воспитатель перемешивает карточки с различными предметами, а ребенок выбирает нужную.
Например: Идешь на речку – берешь удочку, полотенце, мяч для игры.
«Загадки и отгадки»
Цель: Учить детей соотносить признаки предметов, обозначенные словесно с признаками, представленными графически.
«Собери картинку»
Цель: Учить конструировать целое из частей.
Ход: Попросите ребенка внимательно посмотреть на картинку и запомнить, что и где на ней изображено. Затем перемешайте ее части и предложите собрать целую картинку. При этом обратите его внимание на то, что существует только одно решение. Усложнить игру можно, если не показывать ребенку картинку в «собранном виде», а сразу предъявить перемешанные части. Что на ней нарисовано он сможет только тогда, когда соберет ее.
«Листик»
Цель: учить создавать силуэт: от простого к более сложному. Развитие мышления, пространственное воображение, сообразительность, смекалку, находчивость.
Ход: Вначале используется один, а потом несколько наборов. В-ль уточняет, что нужно из перемешанных частей составить целый лист.
«Колумбово яйцо»
Цель: Развитие пространственного воображения, сообразительности, смекалки, творческого воображения, сенсорных способностей.
Ход: Для начала необходимо рассмотреть элементы игры. После этого можно предложить ребенку составить, например, силуэт птицы, выбирая для этого необходимые детали. Учитывая инд – ые возможности и степень подготовки ребенка при конструировании фигур, можно предложить ему использовать все элементы набора.
«Волшебный круг»
Цель: Развитие пространственного воображения, конструктивного мышления, сообразительности, находчивости, творческого воображения, сенсорных способностей.
Ход: эта игра дает возможность конструировать силуэты человека, домашних и диких животных, птиц. Округлость форм придает им особую выразительность. Сконструированные силуэты можно перенести на бумагу. По своему желанию дети раскрашивают полученные силуэты, дорисовывают их, наклеивают в виде аппликации на лист бумаги. Начинается с легкого изображения (домики, снеговики, лодки) и заканчивается сложным изображением.
«Гексамино»
Цель: Развитие умственной деятельности детей, воображения, конструктивного мышления, смекалки, находчивости, сообразительности, целенаправленности в решении практических и интеллектуальных задач.
Ход: Выньте все элементы из пособия. При этом на рамке под ними вы увидите « схему сборки» в натуральную величину из надрезов подложки. Попросите ребенка собрать исходную фигуру в рамке по подсказкам – надрезам. Вторым этапом соберите исходную фигуру на столе уже без подсказки.
Собрать картинку по образцу можно несколькими способами: по схеме в нат. величину, по силуэту «картинки» в нат. величину и обоими этими способами, когда «картинка» уменьшена. Из элементов головоломки можно составить собств-е «картинки» без схем.
«Сложи орнамент»
Цель: Развивать логику, чувство величины, ощущение порядка, соразмерности, гармонии.
«Радуга»
Цель: активизировать опыт детей. Учить их анализировать предметные изображения, соотносить их с реальными предметами, выделять и называть их цвет, соотносить с цветами радуги и подбирать идентичные. Развивать воображение.
15