Картотека дидактических игр в логопедической группе (часть 1)
«Цветут цветы»
Цель: познакомить детей с различными цветами и помочь усвоить их названия. Сравнивая цветы, дети учатся выделять их общие и индивидуальные признаки.
Ход: В игре принимают участие двое-четверо детей. Проводит взрослый. Ведущий раздает каждому по одной большой карте. Соответствующие этим картам меленькие карточки-цветы ведущий перемешивает и кладет на стол рисунками вниз. Затем, открывая по одной карточке, спрашивает: «Как называется этот цветок?», «У кого в букете есть такой цветок». Играющий говорит: «Это красная роза. Такая роза есть в моем букете.» Ответ правильный – ведущий отдает ему маленькую карточку. Неправильный – оставляет себе. Выигрывает тот, кто первым подберет все цветы к букету.
«Кому что нужно для работы?»
Цель: упражнять в классификации предметов, умении называть предметы, необходимые людям определенной профессии .
Ход: Воспитатель: Я буду называть человека по профессии, а вы скажете, что нужно ему для работы. «Сапожник!» - говорит в-ль. «Гвозди, молоток, кожа, сапоги, машинка.» - отвечают дети. Так же: врач, воспитатель, дворник, шофер, повар, летчик.
2 вариант: В-ль называет предметы для труда, а дети называют профессию.
«Дарю цветок»
Цель: познакомить детей с различными цветами и помочь усвоить их названия. Сравнивая цветы, дети учатся выделять их общие и индивидуальные признаки.
Ход: В игре участвуют трое-шестеро детей. Ведущий раздает большие карты-образцы букетов, которые они должны будут составить. Маленькие карточки перемешивает и раздает поровну. Участники рассматривают свои карточки-цветы и кладут их рисунками вниз на свои большие карты-букеты, не показывая другим. Обращаясь к любому участнику, каждый играющий по очереди дает ему одну из маленьких карточек, какой-нибудь цветок, кот-й не вошел в его букет, говорит: «Дарю тебе розу». А тот отвечает: «А я дарю тебе ирис». Обмен до тех пор, пока все участники не составят букеты.
«Какая, какой?»
Цель: учить согласовывать прилагательное с существительным в мужском, женском и среднем родах.
Ход: В игре принимают участие двое – четверо детей. Раскладываются картинки с изображением предметов различного рода. Ребенок берет любую картинку. Например, зонт. В-ль спрашивает: Зонт какой? Ребенок должен ответить: красный, красивый.
Например, груша. В-ль спрашивает: Груша какая? Ребенок отвечает: желтая, сочная, вкусная.(так же ср.р.)
«Что такого же цвета?»
Цель: учить детей использовать в речи прилагательные, правильно согласовывая их с существительными в роде, числе, падеже.
Ход: Педагог показывает зеленый лист. Дети называют его цвет, а затем предметы того же цвета (так же используют красный, синий, желтый, оранжевый, коричневый и фиолетовый).
Усложнение: серый, черный, белый цвета.
«Назови одним словом»
Цель: учить употреблять в речи обобщающие понятия.
Ход: Воспитатель показывает карточку с изображением: морковь, свекла, лук, картофель, огурец, помидор, редиска. Дети должны назвать сначала каждый предмет, а затем назвать эти предметы одним словом. В данном случае – овощи.
Посуда: чашка, блюдце, чайник, сахарница, тарелка, молочник и т.д.
Транспорт: легковая машина, автобус, трактор, грузовая машина, экскаватор, троллейбус, трамвай и т.д.
Фрукты: яблоко, груша, лимон, ананас и т.д.
Так же поступить с темами домашние и дикие животные, игрушки, инструменты, цветы.
«У кого – кто?»
Цель: закрепить детенышей домашних и диких животных.
Ход: в игре участвуют двое детей. Воспитатель раскладывает карточки с изображением взрослых животных – мам. Дети называют их. Следом раскладываются карточки детенышей. Ребенок к каждой маме подбирает своего детеныша. А другой ребенок к детенышу подбирает маму.
«Чего не стало?»
Цель: учить употреблять в речи существительные родительного падежа единственного и множественного чисел.
Ход: воспитатель раскладывает пять, шесть картинок с изображением предметов разного рода сначала в единственном числе. Ребенок называет эти предметы.
Например: один помидор, одна груша, одно яблоко, одна морковь и один лимон. Ребенок закрывает глаза, а в это время воспитатель убирает одну карточку. Открыв глаза, ребенок угадывает – чего не стало? Ответ: не стало одного помидора. Так же играть с карточками, где предметы во множественном числе.
«Третий, четвертый, пятый лишний»
Цель: уточнить обобщающие понятия, развивать наблюдательность, память. Учить распознавать по единому признаку, развивать способности детей сравнивать, обобщать. Воспитывать любовь к живой природе.
Ход: перед ребенком лежит карточка с изображением предметов одной лексической темы, а один предмет лишний. Ребенок должен назвать вслух все предметы и ответить на вопрос – какой лишний.
Например: «четвертый лишний» - огурец, редиска, яблоко, капуста (лишний предмет – яблоко, это фрукт).
Аналогично с карточками «третий лишний» и «пятый лишний».
«Один, два, пять»
Цель: упражнять в согласовании числительных с существительными в ж.р., м.р. и с.р.
Ход: ребенок, глядя на картинку, считает один предмет, два и пять. Например: одно яблоко, два яблока, пять яблок. Одна конфета, две конфеты, пять конфет.
«Сосчитай и скажи»
Цель: упражнять в согласовании числительных с существительными в ж.р., м.р. и с.р.
Ход: ребенок, глядя на картинку, считает предметы.
Например: одна груша, две груши, три груши, четыре груши, пять груш.
«Чей хвост?»
Цель: учить детей использовать в речи притяжательные прилагательные.
Ход: разложены большие карточки с изображением диких и домашних животных без хвостов. На маленьких карточках только лишь хвосты этих животных. Ребенок подбирает хвостик к нужному животному.
«Назови слово»
Цель: автоматизация звука «Ц» в слове: в начале, в середине, в конце. Закрепление понятия «слово».
Ход: Ребенок перечисляет предметы и животных, которые изображены на диске – круге.
«Назови слово»
Цель: автоматизация звука «З» в слове: в начале, в середине, в конце. Закрепление понятия «слово».
Ход: Ребенок перечисляет предметы и животных, которые изображены на диске – круге.
«Назови слово»
Цель: автоматизация звука «Ш» в слове: в начале, в середине, в конце. Закрепление понятия «слово».
Ход: Ребенок перечисляет предметы и животных, которые изображены на диске – круге.
«Прочитай по первым звукам»
Цель: закрепление навыков чтения, развитие внимания, мышления.
Ход: В игре 24 карточки с картинками и 96 карточек с буквами. Предложить прочитать слова по первым буквам картинок и составить их из набора букв. Можно также пользоваться набором букв и для составления других слов.
«Делим слова на слоги»
Цель: закрепление навыков звукового анализа слова, знакомство с ударением в словах, развитие памяти, внимания.
Ход: В игре 32 карточки с картинками и 16 карточек со схемами. Предложить назвать картинки и разделить слова на слоги. Карточки нужно разложить на больших картах таким образом: где вагончик с одним окошком – карточки со словами из одного слога, где с двумя – из двух слогов и т.д. Предложить ребенку подобрать схемы к словам.
«Собери башкирскую посуду»
Цель: продолжать учить составлять целое из частей, развивать мышление, наблюдательность.
Ход: Играют дети от пяти лет. В игре 18 карточек. Из них 9 разрезаны на части. В-ль говорит: «Разбилась посуда. Нужно из частей – осколков собрать целую.
«Башкирские узоры»
Цель: продолжать учить составлять целое из частей, развивать мышление, наблюдательность.
Ход: Игра для детей от шести лет. Входят в игру: 9 карточек – образцов и 144 маленьких квадратов. В-ль говорит: «Из маленьких квадратов с узорами нужно сложить узор по образцам.
«Узнай свой элемент»
Цель: Развивать память, речь, мышление, наблюдательность.
Ход: Игра для детей от шести лет. Состоит из 6 больших карт и 36 маленьких карточек. В игре принимают участие 6, 3, 2 человека. Им раздаются большие карты. Маленькие карточки у ведущего. Ведущий открывает карточку и говорит: «Опиши элемент и найди его на большой карте» . Выигрывает тот, кто быстрее узнает и подберет свои элементы.
«Башкирское лото»
Цель: Развивать память, речь, мышление, наблюдательность.
Ход: Игра для детей от шести лет. Состоит из 7 больших и 56 маленьких карточек. Ведущий раздает большие карты играющим. Показывает маленькие карточки, задает вопросы: «Что это? К какой игре относится?» Неопознанные карточки откладываются. Выигрывает тот, кто быстрее закроет свою карту.
«Сотки ковер»
Цель: Развивать память, речь, мышление.
Ход: Игра для детей от пяти лет. Состоит из 7 больших карточек – образцов и 112 маленьких карточек, из которых нужно составить узор ковра.
«Лото» Цель: закр-ие сонорных звуков.
Кол-во играющих – от 2 до 6 человек. У каждого игрока по одной большой карте, у ведущего – мал-ие карточки. Ведущий показывает картинку, не называя ее. Игрок, у которого на большой карте имеется такая же картинка, должен ее назвать, четко выговаривая звуки. Если ребенок не знает названия картинки, ведущий называет ее сам., но при этом игрок не получает картинки, и она остается у ведущего. Так же поступает ведущий и по отношению к игроку, нечетко произнесшему название. Выигрывает тот, кто первым закроет все картинки на большой карте маленькими карточками, или тот, у кого в конце игры будет меньше незакрытых картинок.
«Фрукты и овощи», «Деревья и цветы», «Животные и птицы». Цель: закр-ие сонорных звуков.
Для игр нужны мал-ие карточки по заявленным темам.
Играют 2 человека. Перед игрой договариваются, кто какие будет собирать карточки. Например: один с фруктами, другой с овощами.
Карточки с картинками выкладываются на столе перед детьми стопкой изображением вниз. Игроки по очереди открывают их. Если картинка подходящая, игрок должен ее назвать, четко выговаривая звуки. Ненужную картинку игрок кладет вниз, не называя ее. Если он ошибается при назывании изображения предмета или произносит его нечетко, картинка ему не выдается. Выигрывает тот, кто первым соберет 8 картинок по заданной теме.
«Наведи порядок»
Цель: закр-ие сонорных звуков.
Ход: перед игроком в беспорядке располагаются маленькие картинки нескольких тем. Он должен все картинки распределить по темам, а затем назвать обобщающим словом каждую группу предметов (овощи, деревья).
«Зашифруй картинки»
Цель: закреплять умение различать звуки.
Ход: играют от 2 до 6 человек. У игроков большие карты на пару звуков. У ведущего – маленькие карточки и фишки: синие для обозначения твердости звуков и зеленые для обозначения мягкости. Ведущий показывает карточку. Игрок, у которого есть такая же картинка на большой карте, должен ее назвать и определить, какой звук – твердый или мягкий – имеется в слове: Р или Рь, Л или Ль. Если ответ правильный, игроку дается маленькая карточка и фишка. В случае ошибки не выдается или карточка (если не названо слово) или фишка (если не определена твердость – мягкость). Выигрывает тот, у кого больше правильных ответов.
«Проверь по узору»
Цель: закреплять умение различать звуки.
Ход: играют от 2 до 6 чел. У игроков большие карты и набор фишек синего и зеленого цвета. Игроки выкладывают фишки на картинки, определяя, твердый или мягкий звук: Р или Рь, Л или Ль – есть в названии картинки. Правильность вып-я игроки проверяют по ключу, кот-й выдается им по окончании работы. За ошибку присуждается штрафное очко. Выигрывает тот, кто допустил меньше ошибок.
«Разложи овощи в нужные корзинки»
Цель: закр-ть умение различать звуки.
Ход: игрокам выдаются карточки с изобр-м букв Р (эр) и Л (эль). У ведущего – мал-ие карточки по теме «Овощи». Ведущий их показывает, а игроки называют нужные им картинки, пока не соберут по 8 штук. Выигрывает тот, кто первым соберет все картинки.
«Звуки поссорились»
Цель: развитие фонематических представлений.
Ход: исп-ся маленькие карточки. Играют 2-6 чел. У каждого игрока по одной карточке с буквой и набор карточек из обеих групп со звуками Л и Р без ориентировки на лексические темы в кол-ве 8 штук. Игрокам предлагается разложить карточки на 2 группы в зависимости от наличия в словах – названиях картинок звуков Л и Р (звуки поссорились и не хотят жить в одной коробке). При этом дети не должны называть вслух картинки. Выигрывает тот, кто раньше всех правильно разложил свои картинки.
«Лишняя картинка»
Цель: развитие фонематических представлений.
Ход: В качестве «лишней» картинки выступает такая, в названии которой отсутствует нужный звук. Лекс. тема в данной игре значения не имеет. Например, 3 картинки со звуком Л и 1 со звуком Р и наоборот.
Также берутся мягкие варианты Ль и Рь.
«Подбери картинки к схемам»
Цель: нахождение места звука по трем позициям (начало, середина, конец слова)
Ход: играют 2-4 чел. У игроков – схемы, показывающие положение звука в слове по трем позициям и буквы Л (эль) и Р (эр). У ведущего мал-ие карточки с картинками, в названиях которых звуки Л и Р находятся в разных позициях в слове, по 3 картинки на каждую позицию для играющего. Ведущий показывает картинки каждому игроку по очереди, и тот должен правильно определить наличие звука и его позицию в слове. Выигрывает тот, кто раньше соберет все нужные картинки.
«Мои любимые сказки»
Цель: развитие памяти внимания, мышления, речи.
Ход: Цветные мал-е карточки у взрослого, а черно-белые у детей. За черными силуэтами спрятаны заколдованные персонажи любимых сказок.Чтобы их расколдовать, нужно угадать, кто же нарисован на карточках. Внимательно посмотрите. Тот, кто узнал своего героя, называет его и те сказки, в кот-х встречается. Ведущий отдает игроку цветную карточку, которой тот закрывает силуэт. Выигрывает тот, кто первым закрыл все силуэты.
«Какой сок?»
Цель: учить образовывать прилагательное от существительного, учить детей использовать в речи прилагательные, относит-ые прилагательные, закрепить овощи, фрукты.
Ход: воспитатель показывает картинку, ребенок называет овощ или фрукт, изображенный на картинке. «Яблоко» - говорит ребенок. Из яблока получается какой сок? Яблочный.
«Где чей дом?»
Цель: упражнять в классификации диких и домашних животных, учить распознавать их по единому признаку, закрепить знания о животных. Развивать внимание, мышление. Воспитывать любовь к живой природе.
«Радужный хоровод»
Цель: упражнять в умении рассказывать о цвете сарафанов и кокошников у матрешек. Закрепить порядковый счет, знание цветов радуги в их последовательности.
15