Семинар-практикум на тему Агрессивное поведение и методы коррекционной работы с подростками


Дата: 21.02.2012г.
«Агрессивное поведение и
методы коррекционной работы с подростками»
(семинар-практикум)
План:
Теоретические аспекты проблемы агрессивного поведения.
Методы психологической коррекции подростковой агрессии.
Система работы психолога по решению проблемы агрессивного поведения подростков.
Игры и упражнения на коррекцию агрессивного поведения подростков.
«Человек обладает способностью любить,
и если он не может найти применения своей способности любить,
он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость.
Этим средством он руководствуется
от собственной душевной боли».
Эрих Фромм
Проблема воспитания детей с агрессивным поведением является одной из центральных психолого-педагогических проблем. Все чаще приходится сталкиваться с явлениями игнорирования общественных норм и агрессивного поведения подростков.
Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющимся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.). Усилилось демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Рост агрессивных тенденций в подростковой среде отражает одну из острейших социальных и актуальных проблем нашего общества, где за последние годы резко возросла подростковая преступность.
Проблема человеческой агрессии имеет давнюю историю.
Существует три основных подхода в объяснении природы агрессивности.
Первый объединяет теории, в которых агрессивность трактуется как врожденное, инстинктивное свойство человека (сюда входят разнообразные теории психоаналитического толка, начиная с ортодоксального фрейдистского психоанализа, а также близкие к ним теории этологические).
В рамках второго подхода (отчасти перекликающегося с первым) агрессия описывается как поведенческая реакция на фрустрацию.
Третий составляют концепции, рассматривающие агрессивность как характеристику поведения, формирующуюся в результате научения (бихевиоральные теории).
Рассмотрим основные положения каждого.
Теории влечения.
Основоположником этого подхода является З. Фрейд.
В своих ранних работах Фрейд утверждал, что все человеческое поведение проистекает из Эроса, или инстинкта жизни, энергия которого (либидо) направлена на сохранение, упрочение и воспроизведение жизни. Однако позднее, главным образом под влиянием первой мировой войны, он считал, что источником агрессивного поведения выступает Танатос — инстинктивное влечение к смерти и разрушению. В переписке с Альбертом Эйнштейном о возможностях предотвращения войн Фрейд в 1932 г. указывал на инстинктивные основы человеческого стремления к разрушению, считая бесплодными попытки приостановить этот процесс.
Новое звучание тема агрессии получила благодаря работам одного из основоположников этологии К. Лоренца. Придерживаясь эволюционного подхода к исследованию этой проблемы, Лоренц продемонстрировал неожиданное сходство с позицией Фрейда.
Согласно Лоренцу, агрессия берет начало, прежде всего, из врожденного инстинкта борьбы за выживание, который присутствует у людей так же, как и у всех живых существ. Лоренц предполагал, что этот инстинкт развился в ходе длительной эволюции. Он считал, что агрессивная энергия (имеющая своим источником инстинкт борьбы) генерируется в организме спонтанно, непрерывно, в постоянном темпе, регулярно накапливаясь с течением времени.
Таким образом, чем большее количество агрессивной энергии имеется в данный момент, тем меньшей силы стимул нужен для того, чтобы агрессия выплеснулась вовне.
Важно отметить, что «психогидравлическая» модель Лоренца (оперирующая механизмом «выпускания пара») в основном базируется на переносе результатов исследований животных на человеческое поведение.
Фрустрационная теория агрессии.
В противовес чисто теоретическим концепциям влечения фрустрационная теория, основоположником которой является Дж. Доллард, положила начало интенсивным экспериментальным исследованиям агрессии.
Согласно этой теории, агрессия — это не автоматически возникающее в организме человека влечение, а реакция на фрустрацию — попытка преодолеть препятствие на пути к удовлетворению потребностей, достижению удовольствия и эмоционального равновесия.
Данная теория утверждает, что агрессия всегда есть следствие фрустрации, а фрустрация всегда влечет за собой агрессию.
В приведенной выше формулировке оба эти постулата не подтвердились. He всякая агрессия возникает вследствие фрустрации (в частности, фрустрацией не связана ни одна из форм инструментальной агрессии). И не всякая фрустрация повышает уровень стремления к агрессии (этого не происходит, например, если подвергшийся фрустраций человек воспринимает ее как непреднамеренную или как вполне оправданную). Так называемая гипотеза катарсиса (процесс освобождения возбуждения или накопившейся энергии, приводящий к снижению уровня напряжения), согласно которой агрессивное поведение снижает уровень побуждения к агрессии, также не при всех обстоятельствах соответствует действительности.
Теория социального научения.
Наиболее влиятельными представителями этого течения являются Берковитц и Бандура.
В отличие от прочих, эта теория гласит, что агрессия представляет собой поведение, усвоенное в процессе социализации посредством наблюдения соответствующего способа действий при социальном подкреплении. Образец поведения в данном случае рассматривается как средство межличностного воздействия. Поэтому существенное внимание здесь уделяется изучению влияния первичных посредников социализации, а именно родителей, на обучение детей агрессивному поведению. В частности, было доказано, что поведение родителей может выступать в качестве модели агрессии и что у агрессивных родителей обычно бывают агрессивные дети.
Кроме того, названная теория утверждает, что человек научается и более эффективным агрессивным действиям: чем чаще он их использует, тем совершенней они становятся. Вместе с тем существенное значение имеет успешность агрессивных действий: достижение успеха при проявлении агрессии может заметно повысить силу ее мотивации, а постоянно повторяющийся неуспех — силу тенденции торможения.
Другим важным элементом этой теории является социальное подкрепление. Под подкреплением обычно понимается какое-либо действие, призванное усилить определенную реакцию. Если вести речь именно о социальном подкреплении, следует иметь в виду неосязаемое подкрепление, словесное и несловесное обращение, контролируемое другими людьми. Это может быть похвала или выговор, улыбка или насмешка, дружеские или враждебные жесты.
Существуют неопровержимые доказательства того, что если ребенок ведет себя агрессивно и получает при этом положительное подкрепление, то вероятность его агрессии в будущем в аналогичных ситуациях многократно возрастает. Постоянное положительное подкрепление определенных агрессивных актов, в конце концов, формирует привычку агрессивно реагировать на самые разнообразные раздражители. То есть наблюдение и подкрепление агрессии со временем развивают у человека высокую степень агрессивности как личностной черты.
Педагогические рекомендации в русле этого подхода основываются на наблюдении противоположного свойства: наблюдение и подкрепление неагрессивного поведения способствует снижению враждебности.
Многие практические психологи сходятся во мнении, что именно теория социального научения является наиболее эффективной в объяснении, предсказании и коррекции агрессивного поведения.
Кроме того, в исследовании данной проблемы можно выделить гуманистическое направление (К. Роджерс, В Франкл, Ф. Перлз). Авторы считают, что агрессия является вынужденным ответным действием индивида на ограничение его свободы. Агрессия понимается как разновидность психологической защиты.
Многоплановое исследование этой проблемы в отечественной психологии нашли отражение в работах многих авторов (Г.А. Андреева, В.В. Знаков, Л.П. Колчина, О.Ю. Михайлова, А.А. Реан, Т.Г. Румянцева и др.).
Таким образом, отмечается устойчивая тенденция к многофакторному исследованию агрессии и агрессивности: анализу подвергаются различные аспекты ее проявления – биологические, социальные, психологические факторы.
Однако при всем обилии появившихся исследований в современной западной и отечественной психологии ощущается недостаточная разработанность многих аспектов проблемы человеческой агрессивности. Ни одна из теорий не может дать полный и всеобъемлющий ответ на определение агрессии, ее причин, но позволяет изучить и объяснить определенный аспект проблемы.
При всей несхожести разных подходов, все они подводят к важному практическому выводу: формирующуюся личность необходимо научить терпимому, благожелательному, гуманному отношению к людям. Если этого не делать, то обижать людей человек легко научится сам.
left0
Рис.1. Схема различных теорий агрессии.
Общее понятие «агрессия»
В психологии термин «агрессия» трактуется по-разному. Выделим основные определения агрессии в соответствии с основными психологическими теориями и концепциями агрессии и агрессивного поведения:
Под агрессией понимается сильная активность, стремление к самоутверждению.(Bender L.)
Под агрессией понимаются акты враждебности, атаки, разрушения, то есть действия, которые вредят другому лицу или объекту. Человеческая агрессивность есть поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением силы в попытке нанести вред или ущерб личности или обществу. (Delgado H.)
Агрессия - реакция, в результате которой другой организм получает болевые стимулы. (Buss A.)
Агрессия - физическое действие или угроза такого действия со стороны одной особи, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другой особи. (Uilson)
Агрессия - злобное, неприятное, причиняющее боль окружающим, поведение. (Паренс Г.)
Имеющиеся определения можно условно разделить на 2 большие группы:
1. Представление об агрессии как мотивированных действиях, нарушающих нормы и правила, причиняющих боль и страдания. (Бандура А., Уолтерс Р.)
2. Агрессия как акты враждебности и разрушения (поведенческая составляющая). Р. Бэрон и Д. Ричардсон.
Из отечественных психологов эту точку зрения разделяют Т.Г. Румянцева и И.Б. Бойко. Они рассматривают агрессию как форму социального поведения, которое реализуется в социальном взаимодействии, при двух условиях:
- когда имеют место губительные для жертвы последствия;
- когда нарушаются нормы поведения.
Итак, рассмотрев основные теоретические концепции агрессии, мы примем за рабочее следующее обобщающее определение этого явления:
Агрессия (от лат. aggressio — нападение) – «любая форма поведения, направленная к цели причинения ущерба или вреда другому лицу, не желающему такого с ним обращения» (Р. Бэрон, Д. Ричардсон).
Необходимо разграничивать понятия «агрессия» и «агрессивность».
Агрессивность – свойство личности, целенаправленное разрушительное поведение, заключающееся в наличии деструктивных тенденций (как результат генетической предрасположенности, так и влияния среды), с целью нанесения вреда тому или иному лицу.
Существуют различные классификации видов агрессии. Свое внимание остановим на классификации, представленной в психологическом словаре Петровского А.В. и Ярошевского М.Г..
Выделяются следующие виды А.:
физическая А. (нападение) — использование физической силы против другого лица или объекта (дерутся, толкаются, колют друг друга острыми предметами, дергают за волосы и др.);
вербальная А. — выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание вербальных реакций (угроза, проклятия, ругань, насмешки, ирония, обзывалки, нецензурная брань и др.);прямая А. — непосредственно направленная против какого-либо объекта или субъекта (вымогают деньги или другие вещи, воруют, портят личное имущество и др.);
косвенная А. — действия, направленные окольным путем на другое лицо — злобные сплетни, шутки, бойкот непринятие в некоторые виды деятельности и т.п., а также действия, характеризующиеся ненаправленностью и неупорядоченностью — взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топанье ногами, битье кулаками по столу и т. п.; 
аутоагрессия — проявляющаяся в самообвинении, самоуничижении, нанесении себе телесных повреждений и самоубийстве; 
враждебная А. — выражается в действиях, целью которых является причинение вреда объекту А.; 
инструментальная А., являющаяся средством достижения какой-либо цели (заставляют делать за кого-то домашнее задание, давать списывать, принуждают к каким-то действиям и др.)
Основные понятия:
Агрессивное  поведение - взаимодействие, в ходе которого одним человеком (агрессором) умышленно наносится вред другому (жертве).
Агрессор – тот, что умышленно наносит вред другому: насмехается, дерется, портит вещи и т.д.
Жертва – человек, которому умышленно наносит вред агрессор.
Зрители – группа учеников, свидетелей агрессивного поведения, которые сами не являются инициаторами агрессивных действий, но, наблюдая за действиями агрессоров, не встают на сторону жертвы, а иногда прямо или косвенно даже помогают агрессору.
510540156845
Агрессивное состояние сопровождается эмоциональным состоянием гнева, враждебности, ненависти и т.п.
Как говорил Л.Н. Толстой: «То, что начато во гневе, кончается в стыде.
Основой агрессивного состояния является ГНЕВ.
Что вызывает у человека гнев, злость?
1.Внешние события


2.Мысли:
«Это не справедливо», «Это специально подстроили»,
«Мне это неприятно»
и т.д.

4. Поведение:
Поступки, высказывания
3. Эмоции:
Гнев, злость, раздражение, чувство вины, стыд, зависть и др.

Подростковый возраст
Подростковый возраст — это период, который в психологии единодушно обозначается как время больших возможностей и больших опасностей. Происходит формирование самосознания, развитие нравственной позиции, пересмотр ценностных ориентаций и ощущение взрослости. Этот период жизни наиболее чреват возникновением разнообразных эмоциональных нарушений, нарушений деятельности, нарушений когнитивных функций. В подростковом возрасте значительно изменяются тип и частота психологических расстройств. Все психическое развитие подростков строится на противоречиях и парадоксах:
романтизм стоит рядом с цинизмом;
волевые устремления могут реализовываться как в «упрямстве характера», так и в упрямстве и негативизме;
самооценка изменяется от неадекватно завышенной до неадекватно заниженной;
эгоцентрическая доминанта тесно переплетается с неудержимой тягой к общению и шумным компаниям;
подросток, считая себя уникальной личностью и категорически настаивая на этом, в то же время стремится ничем не отличаться от сверстников;
в подростке почти одновременно сосуществуют стремление к активной деятельности и тяга к созерцательности;
подросток хочет иметь близкого, верного друга, но лихорадочно меняет друзей;
физическая активность колеблется от полного изнеможения и объективной слабости до прилива бодрости, возбуждения и высокой работоспособности.
Главный парадокс подросткового возраста – это мучительное желание быть независимым от взрослых, но на деле оно оборачивается полной зависимостью от каждого родительского слова. Принятие решения, совпадающего с родительским, для подростка практически невозможно, так как поведение связано со стремлением «показать свою независимость», а поступая наперекор родительскому слову и делая все «на зло», подростки не отдают себе отчета в том, что тем самым они демонстрируют свою зависимость от родителей.
Кризис подросткового возраста возникает как противоречие на границе достижений и зрелости подростка, с одной стороны, и отсутствия реальных изменений в социальном статусе, материальных возможностях, уровне ответственности подростка, с другой стороны.  (Авдулова Т.П.)
Причины агрессии подростков.
Эволюционные изменения в подростковом возрасте связаны, прежде всего, с тремя направлениями развития: автономность, идентичность, сексуальность. Движение направлено на формирование этих новообразований универсально для всех подростков. Любое вмешательство в жизнь подростка с целью позитивно повлиять на его развитие должно учитывать эти возрастные задачи – достижение автономности, идентичности, становление сексуальности.
Поведение подростка всегда связано с семейными отношениями, школьными успехами, особенностями взросления и установления доверительных, дружеских отношений. (Авдулова Т.П.)
По Гребенкину Е.В., агрессия может быть обоснованной и использоваться с целью защиты или с целью нападения. Она может проявляться в разнообразных формах и проявлениях и иметь скрытый, открытый, индивидуальный или групповой характер.
На агрессивное поведение влияет комплекс факторов:
персональный фактор – низкий уровень воспитания, неадекватно заниженная самооценка, высокая импульсивность, злоупотребление алкоголем, наркотиками, компьютерными играми, готовность к риску, ограниченное чувство самосохранения;
поведенческий фактор – поведение, создающее помехи для окружающих, вандализм, бесцельное времяпровождение, прогулы, слабая успеваемость в школе, ранние сексуальные контакты, приводы в полицию, ранняя судимость;социальный фактор – культ насилия в обществе, влияние СМИ, отклоняющееся поведение родителей, низкий социально-экономический статус семьи, зависимость от социальной помощи, смена воспитателей (отчим, мачеха), семейное и сексуальное насилие, друзья с отклоняющимся поведением.
Возможные причины (по Гребенкину Е.В.).:
внутрисемейные конфликты (развод родителей, появление другого воспитателя, появление второго ребенка в семье, завышенные требования к успеваемости, которые не всегда соответствуют способностям и возможностям ребенка);
неблагополучие семьи;
гиперопека или равнодушие со стороны родителей;
личные проблемы (наступление фазы полового созревания и связанные с этим проблемы физиологического и психологического характера);
недовольство собственной внешностью;
неадекватное восприятие со стороны взрослых (мнение подростка о том, что он взрослый, но никто его таковым не считает);
развитие критического мышления и как результат протест против морали взрослых;
проблемы с успеваемостью и приклеивание ярлыков (для неуспевающих учеников агрессивное поведение является одним из средств, при помощи которых они компенсируют свою неуспеваемость);
социальные причины (культ насилия, сформировавшийся в обществе, влияние СМИ, переполненные классы, раздражение, усталость от школы)
Половые различия развития агрессии у подростков
Внутри подросткового возраста, как у мальчиков, так и у девочек существуют возрастные периоды с более высоким и более низким уровнем проявления агрессивного поведения.
Так, установлено (Ковалев П. А.), что у мальчиков имеются два пика проявления агрессии: 12 лет и 14—15 лет. У девочек также обнаруживаются два пика: наибольший уровень проявления агрессивного поведения отмечается в 11 лет и в 13 лет.
У мальчиков наиболее выражена склонность к прямой физической и прямой вербальной агрессии, а у девочек — к прямой вербальной и к косвенной вербальной.Таким образом, для мальчиков наиболее характерно не столько предпочтение агрессии по критерию «вербальная—физическая», сколько выражение ее в прямой, открытой форме и непосредственно с конфликтующим. Для девочек же характерно предпочтение именно вербальной агрессии в любых ее формах — прямой или косвенной, хотя косвенная форма оказывается все-таки более распространенной. Тенденция большей выраженности у мальчиков прямой агрессии (часто физической), а у девочек — косвенной вербальной, очевидно, является кросскультуральной, характерной для подростков различных этносов (Зоуир Али Рашид).
Развитие различных форм агрессии
В исследовании (Семенюк Л. М.) было показано, что если у 10—11-летних подростков преобладают проявления физической агрессии, то по мере взросления у подростков 14—15 лет на первый план выходит вербальная агрессия. Максимальные показатели проявления всех форм агрессии (как физической, так и вербальной) обнаруживаются именно в 14—15 лет.
В раннем подростковом возрасте (10—11 лет) у мальчиков доминирует физическая агрессия, а у девочек она выражена незначительно — они отдают предпочтение вербальной форме проявления агрессии.
В более старшем возрасте (подростки 14—15 лет) у мальчиков доминируют негативизм и вербальная агрессия (которые представлены практически одинаково), а у девочек — вербальная агрессия.
Следует отметить также, что, независимо от возраста, у мальчиков все формы агрессивного поведения выражены больше, чем у девочек.
Влияние степени привязанности к родителям на развитие агрессии
Исследования показывают, что агрессивные и неагрессивные подростки имеют различную степень привязанности к родителям и близости с ними. Предметом одного такого исследования (Bandura A., Walters R.) было изучение особенностей идентификации с родителями агрессивных и неагрессивных мальчиков-подростков. В целом было установлено, что у неагрессивных подростков идентификация с собственными родителями выражена сильнее, чем у агрессивных.Идентификация с матерью, как у неагрессивных, так и у агрессивных подростков оказалась высокой. Данный факт подтверждает особое значение матери в системе привязанностей и социальных отношений подростка.
Исследованиями (Реан А. А., Санникова М.Ю.) было установлено, что снижение положительного отношения к матери, увеличение негативных характеристик при описании матери, коррелирует с общим ростом негативизации всех социальных отношений личности. В целом негативное отношение к матери является важным показателем общего неблагополучного развития личности.
Самооценка подростка и агрессивность
Уровень выраженности агрессивных реакций коррелирует с самооценкой подростка. Общая тенденция здесь заключается в наличии прямой связи: чем выше уровень самооценки, тем выше показатели общей агрессии и различных ее составляющих. Такая взаимосвязь характерна как для инструментальной агрессии, так и для другой формы агрессии — враждебности.
В одном исследовании (Реан А. А.) было показано, что уровень физической агрессии подростков 14—17 лет коррелирует с уровнем общей самооценки личности. Чем выше была самооценка, тем больше была выражена и склонность к проявлению физической агрессии.
Оказалось, кроме того, что парциальные самооценки, такие, как самооценка способности к лидерству и самооценка своего «физического Я», коррелируют с такой формой агрессии, как негативизм. Таким образом, оппозиционная манера поведения, направленная против авторитетов и установившихся правил, в большей степени характерна именно для подростков с высокой самооценкой своих лидерских потенций, а также для подростков, высоко оценивающих свою физическую привлекательность и телесное совершенство. Очевидно, в наибольшей степени подростковый негативизм выражен в том случае, когда обе эти парциальные самооценки «сходятся» в одной личности.
В том же исследовании (Реан А. А.) было показано, что вербальная агрессия коррелирует с различными аспектами самооценки подростков. Так же как и в случае с негативизмом, уровень проявления вербальной агрессии выше у тех, для кого характерна высокая самооценка способности к лидерству. Кроме того, вербальная агрессия оказалась связанной с уровнем самооценки собственной самостоятельности, автономности и с самооценкой интеллекта. Таким образом, наибольшая вероятность проявления высокой вербальной агрессии также связана с высокой самооценкой личности, особенно, если для этого подростка характерны представления о себе как о высокоавтономной, самостоятельной личности, отличающейся выраженной способностью к лидерству и высоким интеллектом.
Еще одна тенденция, которая обнаруживается в исследованиях (Трофимова Н. Б., Реан А. А.), состоит в том, что более агрессивные подростки чаще имеют крайнюю, экстремальную самооценку — либо чрезвычайно высокую, либо крайне низкую. Для неагрессивных подростков более характерной тенденцией является распространенность средней по уровню самооценки. Так, если в группе высокоагрессивных подростков высокую самооценку имеют 31% испытуемых, то в группе неагрессивных такую самооценку имеют в два раза меньше подростков — 15%. Соответственно, низкую самооценку в группе высокоагрессивных имеют 25%, а в группе неагрессивных — только 15%.
Для понимания подростковой агрессии важное значение имеет не только рассмотрение самой по себе самооценки личности, но и анализ соотношения самооценки и внешней оценки, которая дается референтными лицами, например учителями или сверстниками.
Специальные исследования, проведенные по этому поводу (Дандарова Ж. К., Реан А. А.), показали, что действительно подростки, чья самооценка находится в конфликте с внешней оценкой социума (оценка ниже и не соответствует самооценке), значимо отличаются от своих сверстников более высокими показателями агрессии. Наиболее существенные различия обнаруживаются по уровню выраженности косвенной агрессии и негативизма. Однако, кроме того, подростки с конфликтным соотношением самооценки и внешней оценки имеют также и более высокий уровень таких форм агрессии, как раздражительность, физическая агрессия и обида.

Установлено, наиболее выраженные различия между агрессивными и неагрессивными детьми обнаруживаются не в личностном предпочтении агрессивных альтернатив, а в незнании конструктивных решений.
Таким образом, процесс социализации неагрессивного поведения включает приобретение системы знаний и социальных навыков, а также воспитание системы личностных позиций, установок, на основе которых формируется способность реагировать на фрустрацию относительно приемлемым образом.
Методы психологической коррекции подростковой агрессивности
Психологическая коррекция — метод комплексного психологического воздействия на ребенка (подростка) для изменения его жизненных установок, взглядов, навыков поведения, а также развития таких психических функций, как память, внимание, мышление.
Существуют методические рекомендации психологической коррекции агрессивных проявлениях у подростков.
Предлагаемые правила помогают более конструктивно воздействовать на агрессивные реакции подростков.
1. Спокойное отношение в случае незначительной агрессии
В тех случаях, когда агрессия детей и подростков не опасна и объяснима, можно использовать следующие позитивные стратегии:
полное игнорирование реакций подростка — весьма
мощный способ прекращения нежелательного поведения;
выражение понимания чувств ребенка («Конечно, тебе обидно...»);
переключение внимания, предложение какого-либо задания («Помоги мне, пожалуйста, снять белье с веревки, ты ведь выше меня»);
позитивное обозначение поведения («Ты злишься, потому, что ты устал»).
Так как агрессия естественна для людей, то адекватная и неопасная агрессивная реакция часто не требует вмешательства со стороны. Дети нередко используют агрессию просто для привлечения к ним внимания. Если подросток проявляет гнев в допустимых пределах и по вполне объяснимым причинам, нужно позволить ему отреагировать, внимательно выслушать и переключить его внимание на что-то другое.
2. Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности.
Проводить четкую границу между поступком и личностью позволяет техника объективного описания поведения. После того как ребенок успокоится, целесообразно обсудить с ним его поведение. Следует описать, как он вел себя во время проявления агрессии, какие слова говорил, какие действия совершал, не давая при этом никакой оценки. Критические высказывания, особенно эмоциональные, вызывают раздражение и протест, и уводят от решения проблемы.
Анализируя поведение ребенка, важно ограничиться обсуждением конкретных фактов, только того, что произошло «здесь и сейчас», не припоминая прошлых поступков. Иначе у ребенка возникнет чувство обиды, и он будет не в состоянии критично оценить свое поведение. Вместо распространенного, но неэффективного «чтения морали», лучше показать ему негативные последствия его поведения, убедительно продемонстрировав, что агрессия больше всего вредит ему самому. Очень важно также указать на возможные конструктивные способы поведения в конфликтной ситуации.
Один из важных путей снижения агрессии — установление с ребенком обратной связи. Для этого используются следующие приемы:
констатация факта («Ты ведешь себя агрессивно»);
констатирующий вопрос («Ты злишься?»);
раскрытие мотивов агрессивного поведения («Ты хочешь меня обидеть?», «Ты хочешь продемонстрировать силу?»);
обнаружение своих собственных чувств по отношению к нежелательному поведению («Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне», «Я сержусь, когда на меня кто-то громко кричит»);
апелляция к правилам («Мы же с тобой договаривались!»).
Давая обратную связь агрессивному поведению подростка, взрослый человек должен проявить, по меньшей мере, три качества: заинтересованность, доброжелательность и твердость.
Последнее качество касается только конкретного проступка, подросток должен понять, что родители любят его, но против того, как он себя ведет.
3. Контроль над собственными негативными эмоциями
Родителям и специалистам необходимо очень тщательно контролировать свои негативные эмоции в ситуации взаимодействия агрессивными детьми. Когда подросток демонстрирует агрессивное поведение, это вызывает сильные отрицательные эмоции — раздражение, гнев, возмущение, страх или беспомощность. Взрослым нужно признать нормальность и естественность этих негативных переживаний, понять характер, силу и длительность возобладавших над ними чувств. Когда взрослый человек управляет своими отрицательными эмоциями, то он не подкрепляет агрессивное поведение ребенка, сохраняет с ним хорошие отношения и демонстрирует, как нужно взаимодействовать с агрессивным человеком.
4. Снижение напряжения ситуации
Основная задача взрослого, сталкивающегося с подростковой агрессией — уменьшить напряжение ситуации. Типичными неправильными действиями взрослого, усиливающими напряжение и агрессию, являются:
повышение голоса, изменение тона на угрожающий;
демонстрация власти («Учитель здесь пока еще я», «Будет так, как я скажу»);
крик, негодование;
агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти, перекрещенные
или сцепленные руки, разговор «сквозь зубы»;
сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание;
негативная оценка личности ребенка, его близких или друзей;
использование физической силы;
втягивание в конфликт посторонних людей;
непреклонное настаивание на своей правоте;
нотации, проповеди, «чтение морали;
наказания или угрозы наказания;
обобщения типа: «Вы все одинаковые», «Ты, как всегда...», «Ты никогда не...»;
сравнение ребенка с другими детьми — не в его пользу;
команды, жесткие требования, давление;
оправдания, подкуп, награды.
Некоторые из этих реакций могут остановить ребенка на короткое время, но возможный отрицательный эффект от такого поведения взрослого приносит куда больше вреда, чем само агрессивное поведение.
5. Обсуждение проступка
Анализировать поведение в момент проявления агрессии, не нужно, этим стоит заниматься только после того, как ситуация разрешится и все успокоятся. В то же время, обсуждение инцидента необходимо провести как можно скорее. Лучше это сделать наедине, без свидетелей, и только затем обсуждать в группе или семье (и то не всегда). Во время разговора важно сохранять спокойствие и объективность. Нужно подробно обсудить негативные последствия агрессивного поведения, его разрушительность не только для окружающих, но, прежде всего, для самого маленького агрессора.
6. Сохранение положительной репутации ребенка
Ребенку, тем более подростку, очень трудно признать свою неправоту и поражение. Самое страшное для него — публичное осуждение и негативная оценка. Дети и подростки стараются избежать этого любой ценой, используя различные механизмы защитного поведения. И действительно, плохая репутация и негативный ярлык опасны: закрепившись за подростком, они становятся самостоятельной побудительной силой его агрессивного поведения.
Для сохранения положительной репутации целесообразно:
публично минимизировать вину подростка («Ты неважно себя чувствуешь», «Ты не хотел его обидеть»), но в беседе с глазу на глаз показать истину;
не требовать полного подчинения, позволить подростку выполнить ваше требование по-своему;
предложить подростку компромисс, договор с взаимными уступками.
Настаивая на полном подчинении (то есть на том, чтобы ребенок не только немедленно сделал то, что вы хотите, но и тем способом, каким вы хотите), можно спровоцировать новый взрыв агрессии.
7. Демонстрация модели неагрессивного поведения
Важное условие воспитания «контролируемой агрессии» у ребенка — демонстрация моделей неагрессивного поведения. При проявлениях агрессии обе стороны теряют самообладание, возникает дилемма — бороться за свою власть или разрешить ситуацию мирным способом. Взрослым нужно вести себя неагрессивно, и чем меньше возраст ребенка, тем более миролюбивым должно быть поведение взрослого в ответ на агрессивные реакции детей.
Поведение взрослого, позволяющее показать образец конструктивного поведения и направленное на снижение напряжения в конфликтной ситуации, включает следующие приемы:
нерефлексивное слушание;
пауза, дающая возможность ребенку успокоиться;
внушение спокойствия невербальными средствами;
прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов;
использование юмора;
признание чувств ребенка.
Дети довольно быстро перенимают неагрессивные модели поведения. Главное условие — искренность взрослого, соответствие его невербальных реакций словам.
Система работы психолога по проблеме агрессивного поведения подростков.
(практическая часть)
На базе Технического лицея психологом была проведена исследовательская работа по теме: «Агрессивное поведение и методы коррекции поведения подростков»
Этапы работы: выделение проблемы исследования; изучение научной литературы по проблеме; проведение диагностики (констатирующая и контрольная), коррекционно-развивающей работы; обработка результатов исследования; внедрение данного аспекта работы в систему практической работы психологической службы.
Исследовательская работа проводилась в трех направлениях:
учащиеся;
учителя;
родители.
I этап – констатирующая диагностика.
Цель: изучить агрессивные и враждебные реакции подростков.
Методы исследования:
Наблюдение.
«Методика диагностики показателей и форм агрессии» А. Басса и А. Дарки.
Анкетирование (ученики, родители, учителя)
Обработка результатов: качественный и количественный анализ.
II этап – формирующий (коррекционно-развивающая работа).Цель: составление и реализация программы, направленной на коррекцию агрессивного поведения подростков.
Формы работы:
Ознакомление педагогов, родителей с общими результатами диагностики.
Планирование и проведение форм работы:
индивидуальные и групповые консультации (учителя, родители);
коррекционно-развивающие занятия (ученики)
мини-тренинг учителя, родители, ученики
III этап – контрольная диагностика.Цель: выявить уровень агрессивности подростков после проведенной коррекционно-развивающей работы.
Методы исследования:
Наблюдение.
«Методика диагностики показателей и форм агрессии» А. Басса и А. ДаркиАнкетирование (ученики, родители, учителя).
Обработка результатов: качественный и количественный анализ.
Результаты исследования:
I этап. Наблюдение показало, что есть категория подростков, которые проявляют агрессивное поведение в отношении своих сверстников.
Результаты входящей диагностики по «Методике диагностики показателей и форм агрессии» А. Басса и А. Дарки показали высокий уровень по факторам:
«физическая агрессия» - 75,9 % учащихся;
«вербальная агрессия» - 46,6 %;
«косвенная агрессия» - 31 %;
«нейротизм» - 55,2 %;
«подозрительность» - 48,3 %;
«чувство вины» – 63,8 %;
«раздражение» - 17,2 %;
«обида» - 15,8 %.
ИА = 50 %;
ИВ = 22,4 %.
В анкетировании принимали участие:
учащиеся (27 человек);
учителя (23 человека);
родители (16 человек).
При обработке анкет были получены следующие сведения по изучаемой проблеме.
100 % родителей и учителей считают важной решение проблемы агрессивного поведения подростков.
На вопрос «Существует ли проблема детской агрессии в лицее?» ответили «да» 37,5 % родителей и 56,6 % учителей.
На вопрос «Есть ли в твоем классе ребята, которых обижают (дразнят и т.д.) одноклассники, ученики других классов?» ответили «да» 66,7 % детей.Родители менее осведомлены о проблеме агрессивного поведения в школе.
С какими видами агрессии чаще всего сталкиваются лицеисты?
50 % учителей считают, что учащиеся сталкиваются со словесной агрессией и 50 % учителей – с непрямой агрессией.
62,5 % родителей предполагают, что их дети сталкиваются со словесной агрессией, 12,5 % - с физической, 12,5 %– с непрямой.
По мнению 62,5 % родителей и 57,2 % учителей, детская агрессия проявляется в возрасте 13-15 лет.
Чаще всего проявляется на перемене - 53,3 % и около школы – 20 % случаев.
Сообщает ли ребенок об агрессии, направленной на него?
87 % учителей и 56,3 % родителей ответили «иногда».
Кому сообщают?
По мнению учителей, дети чаще всего сообщают об агрессии, направленной на них, своим родителям – 35,7 %, классным руководителям и одноклассникам - по 10,7 %.
По мнению родителей, дети чаще всего сообщают об агрессии своим родителям – 87,5 %, классным руководителям и одноклассникам - по 6,2 %.
Кто, по мнению детей, мог бы помочь им остановить обидчиков?
Рассчитывают на помощь друзей 59,3 % ребят, на помощь учителей – 33,3 %, помощь родителей – 25,9 % и «никто, кроме нас самих» - 11,1 % детей.
100 % родителей готовы защитить жертву. 37,5 % родителей считают, что классные руководители не останутся равнодушными к проблеме ребенка. 18,8 % родителей предполагают, что друзья могут помочь ребенку в трудную минуту.
40,5 % учителей считают, что именно родители готовы защитить ребенка. 21,6 % учителей считают, что помощь ученику может оказать классный руководитель. По мнению 16,2 % учителей, именно друзья готовы помочь ребенку.
Дети рассчитывают на помощь друзей и учителей в большей степени.
На вопрос «часто ли жертва провоцирует агрессию?», учителя в своем большинстве – 87 % ответили «иногда»; большинство родителей – 62,5 % также ответили «иногда».
За что чаще всего дразнят, обижают?
По мнению 44,4 % детей, чаще всего обижают за личностные качества, 33,3 % - за внешность, 29,6 % - за непонимание, поведение, просто так по привычке бьют или говорят обидные слова.
Признались, что их когда-нибудь обижали одноклассники или друзья 14,8 % детей, редко обижали – 33,3 % и 51,9 % детей заявили, что их не обижают сверстники.
На вопрос «Как обижали?» дети отвечали следующее: «били и издевались; обзывали обидными словами, не хочу говорить об этом; мелкие недопонимания; глупые шутки, но я не принимаю это близко к сердцу; по-разному».
При этом ребята отмечают, что они чувствовали: «унижение и обиду; мне было ужасно; злость и желание взять нож или камень; неприятно; одиночество и желание усмирить обидчиков; дать им втык» иногда обиду, иногда злость, иногда ненависть; не обижаюсь, все нормально».
По мнению ребят, виновниками в создавшейся ситуации являются «те и другие» – 66,7 %, «те, кто обижает» - 33,3 %.
66,7 % ребят хотели бы помочь тем, кого обижают, «не знаю» ответили 25,9 % и отказали в помощи 7,4 % учеников.
На вопрос, «что они делают, если в их присутствии кого-нибудь обижают?», ответили «защищаю жертву» – 44,4 %; «стою в стороне и наблюдаю за происходящим» - 25,9 %; «что-то еще» («когда как, если вижу, что сильно обижают, то помогаю, если нет, то просто стою; не всегда помогаю, так как это может обернуться плохим для тебя самого; я защищаю того и другого, стараюсь устранить конфликт; я обычно ничего не вижу») - 25,9 %.
Что чаще всего делает тот, кого обижают?
Ответы детей: «обижает в ответ; защищает себя словами, огрызается; ничего, не хватает сил; плачет; пытается защититься; уходит из общества; просто молчит или отстаивает свое; лезет тоже в драку; сидит или бегает; дает отпор; не знаю; теряется, ведь его обижает огромная толпа сразу; просто игнорирует тех, кто его обижает».59,3 % ребят общаются и дружат с теми, кого часто обижают, дразнят; «когда как» ответили 29,6 %, «нет» - 11,1 %. Другие к ним относятся «когда как» - 70,3 %; «хорошо» - 11,1 %; «плохо» - 14,8 %.
Ребята вносят свои предложения для изменения ситуации в классе.
«Стать более добродушными, организованными, понимающими; научиться дисциплине и взаимопониманию; устраивать внешкольные мероприятия; изучать свои внутренние качества, учиться общению; не знаю; меня это не волнует; узнать поближе друг друга; не оскорблять друг друга, больше общаться; поддерживать хорошие взаимоотношения; перестать обижать слабых и неудачно шутить; перестать дразнить других людей и научиться уважать друг друга; думаю ничего, коллектив еще неустойчив; улучшить свой характер, не смеяться над людьми, уважать их; дружба и единства; сплотиться; принять друг друга такими, какие они есть, не высмеивать чьи-то качества».
Учителя видят следующие причины в создавшейся ситуации:
«Возрастные особенности учащихся; проблемы семейного воспитания» борьба за лидерство; желание самоутвердиться в новом коллективе; психологическая предрасположенность; материальное положение семьи и т.п.».
Что могут сделать родители для решения данной проблемы, по мнению учителей:
«Чаще общаться с ребенком, выносить проблему на обсуждение в классе, на родительском собрании; не отвечать агрессией на агрессию; сохранять доверительные отношения с ребенком, вовремя реагировать на любые проявления агрессии; держать связь с классным руководителем и психологом; учить ребенка находить общий язык с различными людьми; развивать адекватную самооценку ребенка и т.п.».Что могут сделать учителя для решения данной проблемы, по их мнению:
«Пресекать агрессивное поведение, уделять внимание таким детям, давать положительную мотивацию; не давать повод для агрессии; контролировать взаимоотношения между учениками на уроках и переменах; знать психологию подростка; проводить беседы, тематические классные часы, игры, тренинги; индивидуальное общение; желание сделать жизнь учащихся в лицее более комфортной и т.п.».
Родители видят следующие причины в создавшейся ситуации:
«Много негативной информации; желание занять лидерские позиции; недостаток внимания со стороны родителей; неуверенность в себе; «притирание» в новом коллективе; детская жестокость; изъяны в семейном воспитании».
Что могут сделать родители для решения данной проблемы, по их мнению:
«Просто любить своего ребенка; обеспечить доброжелательную атмосферу в семье; вселять чувство уверенности в ребенке; поддерживать тесный психологический контакт с ребенком, устанавливать связь с педагогами».
Что могут сделать учителя для решения данной проблемы, по мнению родителей:
«Довести до сведения родителей, если имеет место быть агрессия по отношению к их ребенку, либо, наоборот, с его стороны в отношении других ребят; проводить мероприятия, где дети будут сближаться, обсуждать общие проблемы, узнавать друг друга; изучать психологические особенности каждого ребенка; воспитывать в учениках чувство «единого коллектива»; внимание, понимание, помощь».
В соответствии с данными исследования было принято решение о составлении и внедрении программы, целью которой является снижение агрессивного поведения подростков Технического лицея.
II этап. Коррекционно-развивающая работа.
Работа проводилась совместно с классным руководителем.
Программа «Дружный класс»
Цель: снижение агрессивного поведения подростков Технического лицея.
Задачи:
создать условия для освоения учащимися навыков общения со сверстниками и взрослыми;
познакомить с приемами снятия психоэмоционального напряжения и развития самоконтроля;
создать для учащихся ситуации выбора и принятия решения.
Учебно-тематический план занятий

п/пТема Содержание Кол-во часов Формы работы Методическое, техническое, диагностическое и др. обеспечение
1 Осознание, понимание своих эмоций и внутреннего состояния Упражнение "Прогноз погоды" 1 час Групповая работа Лист ватмана, листы бумаги, карандаши, восковые мелки.
2 "Проблемы — на передний план" - правило взаимодействия в команде. Упражнение "Камушек в ботинке" 1 час Групповая работа Бумага, карандаши.
3 Работа с гневом и обидами Упражнение "Спустить пар" и, или "Шутливое письмо" 1 час Групповая работа Бумага, карандаши, корзина для бумаг
4 Агрессия может быть конструктивной Игра "Датский бокс" 1 час Групповая работа Изоматериалы.
5 Что такое "Агрессивное поведение" Упражнение "Агрессивное поведение 1 час Групповая работа Бумага, карандаши.
6 Снимаем напряжение Упражнение "Безмолвный крик" 1 час Групповая работа Изоматериалы.
7 Положительное лидерство Упражнение "Король" 1 час Групповая работа 8 Формирование навыков отреагирования эмоций Упражнение "Любовь и злость 1 час Групповая работа 9 Умение распознавать эмоциональное состояние Упражнение "Пиктограммы" 1 час Групповая работа Бумага, карандаши, пиктограммы "Эмоции"
10 Конструктивные способы разрешения конфликта. Упражнение "Ковер мира" 1 час Групповая работа Кусок пледа или мягкий коврик, фломастеры, клей и материалы для оформления декораций: алюминиевые блестки для вышивания, бисер, ракушки, пуговицы и т.п.
III этап. Контрольная диагностика
Анализ результатов исследования показал, что произошло снижение показателей агрессии по таким факторам, как «физическая агрессия» на 42 %; «вербальная агрессия» на 28,7 %; «косвенная агрессия» на 9,6 %; «подозрительность» на 9 %; «чувство вины» на 54,9 %. Но, не смотря на положительную динамику в исследовании произошло некоторое увеличение показателей по таким факторам, как «нейротизм» на 4,8 %; «раздражение» на 4,2 %; «обида» на 5,6 %.
«физическая агрессия» - 33,9 % учащихся;
«вербальная агрессия» - 17,9 %;
«косвенная агрессия» - 21,4 %;
«нейротизм» - 60,7 %;
«подозрительность» - 39,3 %;
«чувство вины» – 8,9 %;
«раздражение» - 21,4 %;
«обида» - 21,4 %.
ИА = 12,5 %;
ИВ = 25 %.
В целом по итогам работы «индекс агрессивности» снизился на 37,5 %, а «индекс враждебности» учащихся увеличился на 2,6 %.
Эти результаты подкрепляются данными наблюдений и мнениями педагогов, работающих с учащимися.
Таким образом, положительные результаты психологического исследования предполагают внедрение данного аспекта работы с агрессивными подростками в систему практической деятельности психологической службы.
Список литературы.
Агрессия детей и подростков. / Под ред. Н. М. Платоновой. СПб., 2004.
Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. М. 2000.
Бэрон Р. и Ричардсон Д. См.: Можгинский Ю.Б. Агрессия подростков: эмоциональный и кризисный механизм. - СПб, 1999.
Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб.: Питер, 1998.
Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. М., 1991.
ДемьяновЮ. Г. Основы психопрофилактики и психотерапии. СПб., 1999.
Добсон Дж. Ч. Непослушный ребенок. СПб., 1997.
Захаров А. И. Неврозы у детей и психотерапия. СПб., 1998.
Захаров А. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. Л., 1982.
Златогорская О. На тропе доверия. Программа коррекции агрессивного поведения подростков. // Школьный психолог №№30,31, 2003.
Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия. / под ред. Е.А. Левановой  СПб, Питер. 2007.
Квинн В. Н. Прикладная психология (Appling Psychology): Учебное пособие для вузов и слушателей психологических дисциплин. СПб., 2000. 558 с.
Костина Л. М. Игровая терапия с тревожными детьми. СПб., 2001.
Кэмпбелл Р. Как справляться с гневом ребенка. М., 1998.
Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб, Речь 2007.
Мак-Кей М., Роджерс П., Мак-Кей Ю. Укрощение гнева. М., 1997.
Макартычева Г.И. Коррекция девиантного поведения. СПб. Речь 2007.
Новикова Л.М. Самойлова И.В. Настольная книга школьного психолога. 1-4 классы. М. Эксмо, 2008.
Панченко С. Межзвездный скиталец. Психологическая игра для учащихся 6-7 классов.// Школьный психолог №16, 2003.
Паренс Г. «Агрессия наших детей», Москва, 1997.
Психогимнастика в тренинге /Под редакцией Н. Ю. Хрящевой. СПб.: "Ювента", Институт Тренинга, 1999.
Психологические программы развития личности  в подростковом и старшем школьном возрасте /Под ред. И.В. Дубровиной. – Екатеринбург: Деловая книга, 2000.
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учебное пособие: в 2 кн. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – Кн.1. – 384с.
Романов А.А. Направленная игротерапия агрессивности у детей: альбом диагностических и коррекционных методик. – М.: «Романов», 2001.
Рычкова Н. А. Поведенческие расстройства у детей: диагностика, коррекция, профилактика. М., 2001.
Савицкая К. Сценарий учебно-воспитательных занятий по программе воспитательно-коррекционного воздействия на агрессивных детей. Киев, 1990.
Семенюк Л.М. «Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции», Москва, 1996.
Хухлаева О.В., Кирилина Т.Ю., Федорова О.В. Счастливый подросток. Программа профилактики нарушений психологического здоровья. – М.М Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.
Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие /Пер. с нем.; В 4-х томах. – М.: Генезис, 2001.
Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие /Пер. с нем. – М.: Генезис, 2001.
Формы и методы профилактики детской и подростковой агрессии: Научно-методические рекомендации / Под ред. Н. М. Платоновой. СПб.