Использование системного подхода в формах ученического самоуправления и в деятельности классного руководителя


Заседание методической комиссии классных руководителей
ДОКЛАД
на тему:
«Использование системного подхода в формах ученического самоуправления и в деятельности классного руководителя»
Подготовила: И.В. Овсянникова
Бугуруслан, 2014
Примерно со средины 1950-х гг. системный подход проникает в самые разные исследовательские области, как естествознания, так и обществознания. К этому периоду уже существуют разнообразные подходы и концепции в менеджменте, уже четко обозначается «классический» период или «классическая школа» менеджмента, «школа человеческих отношений», «научный менеджмент», психологические подходы в теории управления, теории мотивации и ряд других. Другими словами, наряду с естественно научным, в менеджмент проникает гуманитарный идеал научности, с характерными для него антинатуралистическими, субъективистскими философско-методологическими тенденциями. 
Имея более чем полувековую историю существования в качестве признанной дисциплины, системный подход показал свою универсальность в качестве инструмента для решения практических проблем, продемонстрировал мощный философско-методологический и мировоззренческий потенциал. Однако это развитие носило противоречивый, некумулятивистский характер, что делает историю становления и развития системных идей в управлении особенно ценной в качестве эмпирического материала для методологических исследований в области менеджмента. 
Системный подход - это методологическое направление в науке, основная задача которого состоит в разработке методов исследования и конструирования сложноорганизованных объектов — систем разных типов и классов. Системный подход представляет собой определенный этап в развитии методов познания, методов исследовательской и конструкторской деятельности, способов описания и объяснения природы анализируемых или искусственно создаваемых объектов. 
В настоящее время системный подход все шире применяется в управлении, накапливается опыт построения системных описаний объектов исследования. Необходимость системного подхода обусловлена укрупнением и усложнением изучаемых систем, потребностями управления большими системами и интеграции знаний. 
"Система" - слово греческое (systema), буквально означает целое, составленное из частей; совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство. 
От слова "система" можно образовать другие слова: "системный", "систематизировать", "систематический". В узком смысле под системным подходом будем понимать применение системных методов для изучения реальных физических, биологических, социальных и других систем. 
Системный подход в широком смысле включает, кроме того, применение системных методов для решения задач систематики, планирования и организации комплексного и систематического эксперимента. Сущность системного подхода формулировалась многими авторами. 
В развернутом виде она сформулирована В. Г. Афанасьевым, определившим ряд взаимосвязанных аспектов, которые в совокупности и единстве составляют системный подход:
- системно-элементный, отвечающий на вопрос, из чего (каких компонентов) образована система; - системно-структурный, раскрывающий внутреннюю организацию системы, способ взаимодействия образующих ее компонентов; 
- системно-функциональный, показывающий, какие функции выполняет система и образующие ее компоненты; 
- системно-коммуникационный, раскрывающий взаимосвязь данной системы с другими, как по горизонтали, так и по вертикали;
- системно-интегративный, показывающий механизмы, факторы сохранения, совершенствования и развития системы; 
- системно-исторический, отвечающий на вопрос, как, каким образом возникла система, какие этапы в своем развитии проходила, каковы ее исторические перспективы. Системный подход применяется к множествам объектов, отдельным объектам и их компонентам, а также к свойствам и интегральным характеристикам объектов. Системный подход не самоцель. В каждом конкретном случае его применение должно давать реальный, вполне ощутимый эффект. Системный подход позволяет усматривать пробелы в знаниях о данном объекте, обнаруживать их неполноту, определять задачи научных исследований, в отдельных случаях - путем интерполяции и экстраполяции - предсказывать свойства отсутствующих частей описания. 
Важной особенностью системного подхода является то, что не только объект, но и сам процесс исследования выступает как сложная система, задача которой, в частности, состоит в соединении в единое целое различных моделей объекта.
Современное общество требует, чтобы молодые люди имели жизненную позицию, умели отстаивать ее, были творчески активными, инициативными, самостоятельными.  Развитие самоуправления является актуальной, социально-педагогической задачей. Участие учащихся в   управлении делами колледжа рассматривается, прежде всего, как способ обучения и подготовки  молодежи к  самостоятельной взрослой жизни. 
Сегодня жизнь преподносит нам много сложных проблем. Это  развитие гражданственности и патриотизма, сохранение чувственно-эмоциональной сферы, нравственности, сохранение человеческого в человеке Снабдить человека информацией — не главное. Профессиональное образование — это не только умения и навыки в овладении профессией. Содержанием образования становится целостная человеческая культура: культура нравственная, гражданская, правовая, этическая, мировая художественная культура, культура речи, общения, поведения, внешнего вида, быта и т. д. Для максимально возможного целостного развития личности учащихся необходим единый целостный учебно-воспитательный процесс. А единство учебно-воспитательного процесса должно строиться на основе системного подхода.
В нашем учебном заведении система студенческого самоуправления представлена в первую очередь активами группы и советом командиров.
Создать работающую модель самоуправления в группе – главная задача. Сложность работы для классного руководителя и мастера заключается в том, что к сожалению не всегда удается раскрыть потенциал того или иного ребенка, подчас активный учащийся, стремящийся и желающий работать показывает слабые результаты своей деятельности. Именно поэтому особенно на первых этапах формирования и складывания коллектива группы необходимо как можно чаще наблюдать, фиксирую информацию, проводить анкетирование и тренинги на выявление лидерских качеств, приобщать ребят к спортивным, групповым мероприятиям, способствовать вступлению и участию учащихся в кружках и секциях.
Грамотно сформированная команда актива группы позволяет развивать у учащихся навыки самостоятельной работы, самостоятельности принятия решений, повышает ответственность и уровень качества выполняемых задач. Учащийся становится психологически более готовым к самостоятельной взрослой жизни. Я уже не говорю о развитии творческих способностей и развития креативного мышления.
Слаженная работа совета командиров позволяет производить самоконтроль в студенческой среде, решать и предупреждать разного рода конфликты, владеть большим количеством информации по тем или иным вопросам. Говоря о студенческом самоуправлении нельзя не вспомнить о воспитывающем потенциале ученической группы, о котором говорил еще А.С. Макаренко. Подчас большего воспитательного эффекта можно добиться через коллектив сверстников, нежели в процессе беседы с заместителем директора по воспитательной части.
Логично выстроенная, грамотная система студенческого самоуправления позволяет решать многие задачи учебно-воспитательного процесса и является надежной опорой в работе мастера производственного обучения и классного руководителя.