Рабочая программа внеурочной деятельности Город мастеров 3 класс


Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. КалдаМО «Барышский район» Ульяновской области
Рассмотрено
на заседании ШМО учителей
начальных классов
_________/ Батраева Ф.А. /
Протокол №_1__
от «_28__» августа 2014 г. Согласовано
Заместитель директора по УВР
________ /Абушаева Г.Х./
«28» августа 2014 г. Утверждаю
Директор МОУ СОШ с. КалдаМО «Барышский район»
________ / Таиров И.А. /
Приказ № 150
от «29» августа 2014 г.
Рабочая программа
Наименование учебного предмета внеурочная деятельность «Город мастеров»
Класс 3
Уровень общего образования начальное общее образование
Учитель Казакова Наиля РавиловнаСрок реализации программы, учебный год 2014-2015 учебный год
Количество часов по учебному предмету всего часов в год – 70, в неделю – 2
Планирование составлено на основе авторской программы внеурочной деятельности Т.М. Рагозиной, «Программы по учебным предметам», Программы внеурочной деятельности М.: Академкнига/Учебник , 2012 г. Проект «Перспективнаяначальная школа» .Рабочую программу составил(а) ___________________
(подпись) (расшифровка подписи)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
План внеурочной деятельности для обучающихся третьего класса МОУ СОШ с.Калда, разработан в соответствии со следующими федеральными и региональными нормативными документами:
- Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации
- приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования";
- приказом  Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373";
- постановлением  Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"» (далее – СанПиН);
- Письма Минобрнауки РФ от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта»;
- приказом Минобрнауки России от 22 сентября 2011 г. N 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательныйстандарт начального общего образования, утверждённый приказомМинистерства образования и науки Российской Федерацииот 6 октября 2009 г. N 373»;
- Программа для начальной школы 1-4 классы под редакцией Чураковой (Москва, Академкнига/Учебник, 2012).
- Авторская программы внеурочной деятельности Р.Г. Чураковой, Н.А. Чураковой, Н.М. Лавровой, С.Н.Ямшинина,О.А. Захаровой , А.Г.Паутова, В.А.Самкова, Т.М.Рагозина 3 класс.(Москва, Академкнига/Учебник, 2012).
- Авторская программа внеурочной деятельности «Город мастеров» Т.М. Рогозина (Москва, Академкнига/Учебник, 2012).
- Основная образовательная программа начального общего образования МОУ СОШ с.Калда МО «Ьарышский район» Ульяновской области
- Положение о рабочей программе МОУ СОШ с.Калда МО «Барышский район» Ульяновской области.
- Учебный план МОУ СОШ с.Калда МО «Барышский район» Ульяновской области на 2014-2015 учебный год.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
Цели изучения
- развитие и реализация творческого потенциала обучающихся начальной школы;
- формирование универсальных учебных действий младших школьников: исследовательских, проектных, конструкторско-технологических, коммуникативных;
- создание условий для овладения обучающимися различными видами художественной деятельности: изготовление игрового материала, флористики, изонити, бумагопластики, дизайна;
- развитие личностных качеств младших школьников: ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.
Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с примерной
В рабочей программе нет тематических отличий от авторской программы. В авторской программе не указано количество часов, отведенное на изучение целого курса, поэтому в рабочей программе распределение часовой нагрузки по темам произведена самостоятельно на основе тематического планирования, предложенного автором программы .Рабочая программа творческого объединения «Город мастеров» введена в рамках общекультурного направления внеурочной деятельности в 3 классе.
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Согласно приложению к учебному плану МОУ СОШ с.Калда «Направления внеурочной деятельности в 3 классе» творческое объединение «Город мастеров» введено в рамках общекультурного направления внеурочной деятельности и функционирует в МОУ СОШ с.Калда. Рабочая программа рассчитана на 70 часа (2 часа в неделю).
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УУД
Обучающиеся научатся или получат возможность научиться:
реализовывать потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности, направленность на достижение творческой самореализации,
уважительному отношению к труду людей и к продукту, производимому людьми разных профессий.
ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД
Обучающиеся научатся или получат возможность научиться:
планированию последовательности практических действий для реализации замысла, поставленной задачи.
отбору наиболее эффективных способов решения конструкторско-технологических и декоративно-художественных задач в зависимости от конкретных условий.
самоконтролю и корректировки хода практической работы.
самоконтролю результата практической деятельности путем сравнения его с эталоном (рисунком, схемой, чертежом).
оцениванию результата практической деятельности путем проверки изделия в действии.
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД
Обучающиеся научатся или получат возможность научиться:
осуществлять поиск необходимой информации в учебнике, словарях, справочниках, в том числе на электронных носителях.
чтению графических изображений (рисунки, простейшие чертежи и эскизы, схемы).
моделировать несложных изделий с разными конструктивными особенностями.
конструировать объекты с учетом технических и декоративно-художественных условий: определять особенности конструкции, подбора соответствующих материалов и инструментов.
сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и установление их связи с выполняемыми утилитарными функциями.
сравнивать различные виды конструкций и способов их сборки.
анализу конструкторско-технологических и декоративно-художественных особенностей предлагаемых заданий.
выполнению инструкций, несложных алгоритмов при решении учебных задач.
проектированию изделий: создание образа в соответствии с замыслом, реализация замысла.
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД
Обучающиеся научатся или получат возможность научиться:
учитывать позицию собеседника (соседа по парте).
умению договариваться, приходить к общему решению в совместной творческой деятельности при решении практических работ, реализации проектов.
умению задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества с партнером (соседом по парте).
осуществлению взаимного контроля и необходимой взаимопомощи при реализации проектной деятельности.
СПОСОБЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНИВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ:
Индивидуальная
Парная
Групповая
Фронтальная
Система контроля включает само-, взаимо-, учительский контроль и позволяет оценить знания, умения и навыки учащихся комплексно по следующим компонентам:
система знаний;
умения и навыки (предметные и общие учебные);
способы деятельности (познавательная, информационно-коммуникативная и рефлексивные);
включенность учащегося в учебно-познавательную деятельность и уровень овладения ею (репродуктивный, конструктивный и творческий);
взаимопроверка учащимися друг друга при комплексно-распределительной деятельности в группах;
Формы подведения работы объединения отличаются публичностью. Как правило, это выставки, конкурсы.
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ• рассказывать о рукотворном мире как результате труда человека;
• различать предметы рукотворного мира;
• выполнять доступные действия по самообслуживанию (сохранять порядок на рабочем месте во время работы и убирать рабочее места по окончанию работы, пришивать пуговицы с двумя отверстиями);
• использовать приобретенные знания о видах и свойствах природных и текстильных материалов, бумаги при изготовлении изделий;
• анализировать устройство изделия (под руководством учителя), определять его назначение;
• организовывать рабочее место для выполнения практической работы (под руководством учителя);
• понимать приемы безопасного использования ручных инструментов: ножниц, швейных игл, булавок с колечком;
• экономно размечать материалы по шаблону, через копирку, кальку;
• отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов (природных, пластичных, текстильных, бумаги) оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки;
• анализировать устройство изделия, определять его назначение;
• выполнять практическое задание с опорой на рисунок, схему и инструкцию учителя;
• конструировать и моделировать несложные технические объекты и учебные предметы.
• бережно относиться к природе как источнику сырья;
• выполнять технологический процесс изготовления поделки с опорой на рисунок, схему (под руководством учителя);
• анализировать устройство изделия, определять его назначение и изготавливать (под руководством учителя);
• работать в коллективе.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Творческое объединение «Город мастеров» проводится во внеурочное время, носит интегрированный характер.
В программе внеурочная деятельность представлена творческими мастерскими, которые составляют Город мастеров. В 3 классе организуются мастерские игротеки, лепки. Деда Мороза, коллекции идей, оригами, конструирования и моделирования.
Мастерские лепки, Деда Мороза, коллекции идей, оригами, конструирования и моделирования расширяют конструкторско-технологические знания и умения аудиторных (урочных) занятий, обеспечивая реализацию основной идеи стандарта второго поколения – взаимосвязи образовательного пространства, обеспечивающего развитие универсальных учебных действий младшего школьника. Мастерские игротеки, изонити, бумагопластики знакомят детей с новыми видами художественной деятельности.
Рабочая программа строится на следующих принципах:
Личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности.
Культурно ориентированные принципы: принцип картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.
Деятельностно ориентированные принципы: принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.
Подбираются такие методы, организационные формы и технологии обучения, которые бы обеспечили владение учащимися не только знаниями, но и предметными и общеучебными умениями и способами деятельности. Ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный и проблемно-поисковый. Использование методов представлено в таблице.
№ п-пОсновные группы методов Основные подгруппы методов Отдельные методы обучения
1 Методы организации и осуществления учебно- познавательной деятельности 1.1.Перцептивные методы передачи и восприятия учебного материала Словесные методы Рассказ, беседа, объяснение, разъяснение, диспут, дискуссия
Наглядные методы Иллюстрации, схемы, таблицы
Практические Упражнения: воспроизводящие, творческие, устные, письменные
Аудиовизуальные Сочетание словесных и наглядных методов
1.2. Логические методы (организация и осуществление логических операций) Индуктивный, дедуктивный, аналитический анализы учебного материала
1.3. Гносеологические методы (организация и осуществление мыслительных операций) Проблемно-поисковые методы (проблемное изложение, эвристический метод, исследовательский метод, побуждающий к гипотезам диалог, побуждающий от проблемной ситуации диалог)
1.4.Методы самоуправления учебными действиями Самостоятельная работа с книгой, само- и взаимопроверка
2. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности 2.1.Методы эмоционального стимулирования Создание ситуации успеха в обучение, поощрение в обучении, использование игр и игровых форм организации учебной деятельности
2.2.Методы формирования познавательного интереса Формирование готовности восприятия учебного материала, выстраивание вокруг учебного материала игрового сюжета, использование занимательного материала
2.3.Методы формирования ответственности и обязательности Формирование понимания личностной значимости учения, предъявление учебных требований, оперативный контроль
3 Методы контроля и диагностики учебно-познавательной деятельности, социального и психологического разви-тия учащихся 3.1.Методы контроля Повседневное наблюдение за учебной деятельностью учащихся, устный контроль, письменный контроль, проверка домашних заданий
3.2.Методы самоконтроля Методы самоконтроля, взаимопроверка работ
4 Методы организации и взаимодействия учащихся и накопления социального опыта Освоение элементарных норм ведения диалога, метод взаимной проверки. Прием взаимных заданий, временная работа в группах, создание ситуаций взаимных переживаний, организация работ учащихся-консультантов
5 Методы развития психических функций, творческих способностей личностных качеств учащихся Творческое задание, постановка проблемы или создание проблемной ситуации, дискуссия, побуждающий к гипотезам диалог, побуждающий от проблемной ситуации диалог, создание креативного поля, перевод игровой деятельности на творческий уровень
Тематическое планирование 3 класс (70 часов)
№ Дата Название мастерской Тема занятия Кол.
часов
УУД Планируемый объект Форма организации
внеурочной деятельности/ форма занятия
План Факт 1. 04.09.14. 04.09.14. Инструктаж
Т Б.Вводное занятие 1 Познавательные - учащиеся узнают правила безопасной работы с инструментами и материалами..Коммуникативные - научатся взаимодействовать с соседом по парте
Регулятивные - научатся контролировать свою деятельность
2. 04.09.14.
11.09.14.
11.09.14.
18.09.14.
18.09.14.
25.09.14.
25.09.14.
04.09.14.
11.09.14.
11.09.14.
18.09.14.
18.09.14.
25.09.14.
25.09.14.
Мастерская лепки Лепка фигурок,
композиция
из пластилина 7 Познавательные- учащиеся научатся. Правильно раскладывать лекала, выполнять задания на основе рисунков и схем.
Регулятивные- учащиеся научатся проверять выполненные задания по алгоритму.
Личностные - самоопределение:
что уже известно, а
что нет. 1.Герои сказок.
2.Домашний питомец
3.Чудо-посуда. Индивидуальная
Групповая
3.
02.10.14.
02.10.14.
09.10.14
09.10.14.
16.10.14.
16.10.14.
02.10.14.
02.10.14.
09.10.14
09.10.14.
16.10.14.
16.10.14.
Мастерская игротеки Игрушки из картона 6 Коммуникативные - научатся взаимодействовать с соседом по парте, в группе.
Познавательные - научатся выполнять задания на основе инструкции по выполнению изделия
Личностные- художественно-эстетическое
Танцевальный снеговик Индивидуальная
4.
23.10.14.
23.10.14.
06.11.14.
06.11.14.
13.11.14.
13.11.14.
20.11.14.
20.11.14.
23.10.14.
23.10.14.
06.11.14.
06.11.14.
13.11.14.
13.11.14.
20.11.14.
20.11.14.
Мастерская коллекции идей
Аппликации и поделки из картона, самоклеющей бумаги
8 Регулятивные - научатся контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.
Познавательные - научатся формулировать последовательность выполнения изделия;
использовать при выполнении задания иллюстративный материал.
Личностные- смыслообразованиеориентация в социальных ролях и
межличностных отношений. 1.Аппликация»
Ёлочка
2.Слонёнок подвижный Групповая
Индивидуальная
5. 27.11.14.
27.11.14.
04.12.14.
04.12.14. 27.11.14.
27.11.14.
04.12.14.
04.12.14. Мастерская оригами
Фигурки животных.
Плавающие и летающие модели,
игрушки 4 Познавательные- учащиеся научатся
Правильно раскладывать лекала, выполнять задания на основе рисунков и схем.
Регулятивные- учащиеся научатся проверять выполненные задания по алгоритму.
Личностные-смыслообразованиеориентация в социальных ролях и
межличностных отношений. 1.Модули оригами.
2.Аист.
3.Ёлочка Индивидуальная
Индивидуальная
Групповая
6. 11.12.14.
11.12.14.
18.12.14.
18.12.14.
25.12.14.
25.12.14. 11.12.14.
11.12.14.
18.12.14.
18.12.14.
25.12.14.
25.12.14. Инструктаж по ТБ.
Мастерская Деда Мороза Новогодние игрушки из цветной
бумаги и цветного картона 6 Коммуникативные - научатся взаимодействовать с соседом по парте, в группе.
Познавательные - научатся выполнять задания на основе инструкции по выполнению изделия
Личностные- художественно-эстетическое
оценивание.
Фонарики
2.Снежинки
3.Дед Мороз и Снегурочка Групповая
Индивидуальная
Групповая
7. 15.01.15.
15.01.15.
22.01.15.
22.01.15.
29.01.15.
29.01.15.
05.02.15.
05.02.15.
15.01.15.
15.01.15.
22.01.15.
22.01.15. Мастерская изонитиДекоративные и композиции из ниток 8 Регулятивные - научатся контролировать свою деятельность.
Личностные- научатся проявлять познавательную инициативу. Композиция Цыплёнок» Групповая
8. 12.02.15.
12.02.15
19.02.15.
19.02.15.
26.02.15.
26.02.15
05.03.15.
05.03.15.
12.03.15.
12.03.15.
Мастерская
дизайна Украшение коробок,
панно
рамок для фотографий. 10 Познавательные- учащиеся научатся
Правильно раскладывать лекала, выполнять задания на основе рисунков и схем.
Регулятивные- учащиеся научатся проверять выполненные задания по алгоритму.
Личностные - самоопределение:
что уже известно, а что нет. 1Украшение коробок яичной скорлупой
2.Панно-тарелка из пуговиц
3.Эстамп (украшение подарочной коробки)
4.Украшение рамки для фотографий
5.Бусы из фантиков Индивидуальная
Групповая
Групповая
Групповая
Индивидуальная
9. 19.03.15.
19.03.15.
02.04.15.
02.04.15.
09.04.15.
09.04.15.
16.04.15.
16.04.15.

Мастерская конструирования и
моделирования Игрушки из поролона 8 Познавательные - научатся выполнять работу на основе алгоритма
Личностные- нравственно-этическое
оценивание.
Коммуникативные - научатся работать с соседом по парте и в группе, учитывать позицию собеседника.
Игрушка «Осьминог» Групповая
10. 23.04.15.
23.04.15.
30.04.15.
30.04.15.
07.05.15.
07.05.15.
14.05.15.
14.05.15.
21.05.15.
21.05.15. Мастерская кукольного театра
Куклы из сукна и драпа куклы из цветной бумаги 10 Коммуникативные - научатся взаимодействовать с соседом по парте, в группе.
Познавательные - научатся выполнять задания на основе инструкции по выполнению изделия
Личностные- художественно-эстетическое
оценивание.
1.Куклы из драпа для сказки «Курочка Ряба»
2.Объёмные куклы из геометрических фигур
«Театр любимых игрушек» Групповая
Индивидуальная
28.05.15.
28.05.15.
Итоговые занятия 2 Регулятивные - научатся контролировать свою деятельность.
Личностные- научатся проявлять познавательную инициативу УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ, МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:
ИКТ – компьютер с выходом в Интернет, мультимедийный экран, мультимедийная доска.
Учебно-методический комплекс учителя:
1. Баркер Э., Мом Д. Первые поделки для малышей / Пер. с фр. О.Ю.Пановой.- М.2009.
2. Нагибина М.Н. Из простой бумаги мастерим как маги. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль, 1998.
3. Нагибина М.Н. Чудеса из ткани своими руками. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль, 1997,
4. Орен Р. Секреты пластилина: Учебное пособие. – М.,2011.
5. Тойбнер А. Лучшие поделки из бумаги, картона, яичной скорлупы, горшочков и природных материалов / Армин Тойбнер, Нелли Болгерт, Ральф Крумбахер. – Ярославль, 2010.
6. Черныш И. Поделки из природных материалов. – М., 1999.Черныш И. Удивительная бумага. – М.1998
Учебно-методический комплекс учащихся:
1. Орен Р. Секреты пластилина: учебное пособие. – М., 2011.
2. Баркер Э., Мом Д. Первые поделки для малышей / Пер. с фр. О.Ю.Пановой.- М.2009.
3. Нагибина М.Н. Из простой бумаги мастерим как маги. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль, 1998.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучающиеся научатся или получат возможность научиться:
реализовывать потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности, направленность на достижение творческой самореализации,
уважительному отношению к труду людей и к продукту, производимому людьми разных профессий.
Обучающиеся научатся или получат возможность научиться:
планированию последовательности практических действий для реализации замысла, поставленной задачи.
отбору наиболее эффективных способов решения конструкторско-технологических и декоративно-художественных задач в зависимости от конкретных условий.
самоконтролю и корректировки хода практической работы.
самоконтролю результата практической деятельности путем сравнения его с эталоном (рисунком, схемой, чертежом).
оцениванию результата практической деятельности путем проверки изделия в действии.
Обучающиеся научатся или получат возможность научиться:
осуществлять поиск необходимой информации в учебнике, словарях, справочниках, в том числе на электронных носителях.
чтению графических изображений (рисунки, простейшие чертежи и эскизы, схемы).
моделировать несложных изделий с разными конструктивными особенностями.
конструировать объекты с учетом технических и декоративно-художественных условий: определять особенности конструкции, подбора соответствующих материалов и инструментов.
сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и установление их связи с выполняемыми утилитарными функциями.
сравнивать различные виды конструкций и способов их сборки.
анализу конструкторско-технологических и декоративно-художественных особенностей предлагаемых заданий.
выполнению инструкций, несложных алгоритмов при решении учебных задач.
проектированию изделий: создание образа в соответствии с замыслом, реализация замысла.
Обучающиеся научатся или получат возможность научиться:
учитывать позицию собеседника (соседа по парте).
умению договариваться, приходить к общему решению в совместной творческой деятельности при решении практических работ, реализации проектов.
умению задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества с партнером (соседом по парте).
осуществлению взаимного контроля и необходимой взаимопомощи при реализации проектной деятельности.